Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (1959)

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие, с этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особенного состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучен со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные и иные пособия на содержание детей.



Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит всего прежде на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту или помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу людям.

Приложение 3

ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Глава I
ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Темы для семинарских занятий

  • Детство как социально-исторический феномен.
  • Причины возникновения детской психологии как науки.
  • Исторические изменения предмета детской (возрастной) психологии.
  • Понятие "развитие" и его критерии применительно к развитию ребенка.
  • Стратегии, методы и методики исследования развития ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  • Подберите примеры специфики детства в отечественной культуре.
  • Рассмотрите "Конвенцию о правах ребенка" с позиций исторического подхода к анализу детства.
  • Приведите конкретные примеры использования различных стратегий и методов в исследовании ребенка.

Литература

  • Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. I, M., 1980.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3, М., 1983, с. 641.
  • Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. // Вопросы психологии, 1966, №4.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Ключевский В.О. Портреты исторических деятелей. М., 1993.
  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. M., 1995.

 

Глава II
ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА

Темы для семинарских занятий

  • Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования.
  • Закономерности развития ребенка, выявленные в разных психологических учениях.
  • Проблема наследственности и среды в развитии ребенка (критический анализ).
  • Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных.

Задания для самостоятельной работы

  • Опишите ключевые проблемы понимания детского развития в работах классиков психологии.
  • Объясните возможности применения теоретических положений данной главы для практической и исследовательской работы с детьми.

Литература

  • Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1, М., 1983.
  • Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии. // Вопросы философии, 1981, №12.
  • Ривич-Щербо И.В. (ред.) Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. М., 1988.
  • Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. М., 1977, гл. 16, 17.
  • Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. М., 1946 – (Биогенетическая проблема).

 

Глава III
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Темы для семинарских занятий

  • Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.
  • Понятие социализации в психоаналитических учениях.
  • Периодизация полного жизненного пути развития личности.
  • Закон биполярности в развитии.
  • Проблема ритуализаций в поведении человека.
  • Роль общества в развитии личности.
  • Понятие исторического времени.

Задания для самостоятельной работы

  • Посмотрите фильм Бергмана "Земляничная поляна", опишите жизнь и проанализируйте образ доктора Борга.
  • Прочитайте главу 3 повести Л.Н.Толстого "Юность" и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э.Эриксона.

Литература

  • Бергман. Латерна-Магика.
  • Толстой Л.Н. Юность. М., 1983.
  • Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
  • Фрейд Л. Психология и защитные механизмы. М., 1993.
  • Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
  • Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.

 

Глава IV
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Темы для семинарских занятий

  • Понятие социализации в американской психологии развития.
  • Механизмы приобретения нового опыта.
  • Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка,
  • Подражание как механизм приобретения нового опыта.
  • Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.

Задания для самостоятельной работы

  • На основе материалов текущей периодики подберите примеры влияния экологических условий на развитие ребенка.

Литература

  • Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.
  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1990.
  • Ладгеймер И., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  • Мид М. Культура и мир детства. М., 1980.
  • Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  • Скиннер Б. Оперантное поведение. // См. История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы XX века. М., 1986.

 

Глава V
УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Темы для семинарских занятий

  • Характеристика клинического метода.
  • Ключевые понятия концепции Пиаже.
  • Стадии интеллектуального развития ребенка.
  • Движущие причины интеллектуального развития ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  • "Работы Пиаже отмечены историческим значением" (Выготский). Раскройте утверждение.
  • Познакомьтесь с критическим анализом взглядов Пиаже в отечественной зарубежной психологии.

Литература

  • Выготский Л.С. Мышление и речь. Гл. 2. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже.
  • Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. // Вопросы психологии 1969, №1.
  • Донильдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
  • Перре-Клермон А. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
  • Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. // Вопросы психологии, 1966, №4.
  • Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы. Тексты. М., 1986.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М., 1994.

 

Глава VI
Л.С.ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА

Темы для семинарских занятий

  • Необходимость смены научной парадигмы, связанная с революционными переменами ХХ-го столетия.
  • Ключевые понятия культурноисторической теории развития психики.
  • Проблема обучения и развития в работах Л.С.Выготского.
  • Развитие идей Л.С.Выготского в советский период.
  • Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка.
  • Закон периодичности развития ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  • Познакомьтесь с основными фактами научной биографии Л.С.Выготского.
  • Назовите различные подходы к проблеме развивающего обучения в современной психологии и педагогике, отметьте общее и различное в них.

Литература

  • Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр.соч., т. 4, М., 1984.
  • Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Избр. психологические исследования. М., 1956.
  • Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Избр психологические исследования. М., 1956.
  • Возрастная и педагогическая психология. Сборник статей. М., 1992.
  • Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. М., 1990.
  • Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996.

 

Глава VII
КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА

Темы для семинарских занятий

  • "Сущность и значение беспомощности" (Дж.Бруннер) в развитии психики ребенка.
  • Критерии психического.
  • С чего начинается психическая жизнь ребенка.
  • Структура и динамика младенческого возраста.
  • Характеристика основных психологических новообразований к концу первого жизни.
  • Проблема развития предметных действий в раннем возрасте.
  • формирование символических процессов в раннем возрасте.
  • Можно ли ранний возраст в развитии ребенка называть "шимпанзеподобным"?

Задания для самостоятельной работы

  • Приведите примеры опережающего развития ориентировки в формирована поведения ребенка.
  • Проведите наблюдения и опишите особенности проявления кризисов одного и трех лет.
  • Дайте характеристику развития ребенка раннего возраста, воспитывающегося условиях дефицита общения.

Литература

  • Авдеева Н.Н., Мещерякова С.О. Вы и младенец. М., 1991.
  • Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  • Лишенные родительского попечительства. // Хрестоматия. Под ред В.С.Мухиной. М., 1991.
  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  • Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.

 

Глава VIII
КОНЦЕПЦИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД ДЕТСТВА

Темы для семинарских занятий

  • Структура и динамика развития ребенка в дошкольном возрасте.
  • Игра как ведущий тип деятельности ребенка дошкольника.
  • Изобразительная деятельность и ее роль в развитии ребенка.
  • Восприятие сказки и ее развивающее значение.
  • Показатели психологической зрелости ребенка и проблема готовности к школьному обучению.
  • Младший школьный возраст, его структура и динамика.
  • Роль сверстника в психическом развитии младшего школьника.

Задания для самостоятельной работы

  • Соберите детские рисунки и проанализируйте динамику их развития на протяжении дошкольного возраста.
  • Сравните систему сенсорного воспитания дошкольника М.Монтесори и А.В.Запорожца – Л.А.Венгера.
  • Пронаблюдайте и опишите проблемы, возникающие в первые дни пребывания ребенка в школе.

Литература

  • Генезис сенсорных способностей. // Под ред. Л.А.Венгера. М., 1976.
  • Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
  • Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  • Дусавицкий А.К. Дважды два – икс. М., 1985.
  • Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.
  • Запорожец А.В. Избр. психологические труды в двух томах. М., 1986.
  • Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  • Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  • Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
  • Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. // Под. ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1988.
  • Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  • Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. // Под. ред. А.В.Запорожца, Я.Э.Неверович. М., 1986.
  • Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  • Сенсорное воспитание дошкольников. // Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М., 1961
  • Хрестоматия по детской психологии. // Под ред. Г.В.Бурменской. М., 1996.
  • Цукерман Г.П. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  • Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды. М., 1989.
  • Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей, М., 1984.

 

Глава IX
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Темы для семинарских занятий

  • Психологические теории подросткового возраста.
  • Структура и динамика подросткового возраста.
  • Условия кризисного характера перехода к взрослому статусу в подростковом возрасте.
  • Понятие "чувство взрослости"

Задания для самостоятельной работы

  • Опишите и проанализируйте условия возникновения и внешние признаки подростковых объединений.
  • Прочитайте романы Ф.М.Достоевского "Подросток" и Дж.Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Сравните проблемы подростков в XIX и XX веках.

Литература

  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  • Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В.Петровского. М., 1980.
  • Кле М. Психология подростка М., 1991.
  • Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  • Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте М., 1983.
  • Прихожан А.М., Толстых И.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  • Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1995.

 

Глава X
НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ

Темы для семинарских занятий

  • Проблема обучения и развития ребенка в современной психологии. Дискуссия Пиаже-Гальперин.
  • Движущие причины и механизмы детского развития как актуальная проблема современной психологии.
  • Новые пути изучения детского развития.
  • Преимущества и ограниченность стратегии формирования для изучения механизмов детского развития.
  • Что же представляет собой процесс детского развития?

Литература

  • Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.-Л., 1956.
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  • Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. // См. Избранные психологические труды. Т.1.
  • Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии. // Вопросы философии, 1977, №1.
  • Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса. М., 1960.
  • Ильенков Э.В. Психика под "лупой" времени. // Природа, 1970, №1.
  • Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.
  • Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

Библиография






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.