Обратная связь
|
Современного русского литературного языка Теоретическая справка о типах норм
ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Культура речи
| Языковой компонент
| Коммуникативный компонент
| Этический компонент
| Языковые нормы
| Коммуникативные нормы
| Этические нормы
| орфографические
| грамматические
| Соблюдение требований точности, понятности, выразительности, логичности, уместности, богатства и чистоты речи
| Этикет устного общения
| пунктуационные
| лексические
|
Типы норм
Языковые нормы
| письменные
| устные
| орфографические
труженик или *труженник?
| грамматические
левая ту́фля или *левый туфель?
| пунктуационные
Москва – столица России
| орфоэпические
языково́й вуз или *языко́вый?
| лексические
класть или *ложить?
|
Типы норм (уровни нормы)
Типы норм
| Примеры
| 1. Орфоэпические нормы – правила произношения
| Конечно [шн], скучно [шн], шинель [н’э], фанера [н’э], оплачено (пла́та)
| 2. Акцентологические нормы – правила ударения
| То́рты, пара ту́фель, балова́ть, подро́стковый – не реком.подростко́вый, догово́рный, а не договорно́й, при́нял – не приня́л, со ско́льких? до ско́льких?, а не со скольки́? до скольки́?
| 3. Лексические нормы – правила словоупотребления (правила употребления и выбора слов в зависимости от их значения)
| Адресат – адресант, эффектный – эффективный, невежа – невежда, единичный – идентичный, туристский – туристический
| Грамматические нормы (морфологическиеисинтаксические)
| 4. Морфологическиенормы – правила образования грамматических форм, правила изменения слов
| Точный пенальти, черный кофе (м. р.)
| 5. Синтаксические нормы – правила построения словосочетаний и предложений (правила построения связной речи)
| Мы встречаем своих коллег по прибытии, диплом получаем по окончаниивуза, встречаемся по приезде из командировки, кредит выдается по предъявлении паспорта
| 6. Стилистические нормы – правила выбора языковых единиц в зависимости от ситуации общения, употребление слова с учетом его стилистической окраски
| Нарушение нормы: Инвесторы подготовили всю документацию, но их ждал большой облом.
| 7. Орфографические нормы – правила написания слов
| Аккуратно, акклиматизация, баланс, беллетристика, грипп, интеллигенция, труженик
| 8. Пунктуационные нормы – правила постановки знаков препинания
| Москва – столица Росси
|
Критерии и параметры оценки
Стилистической и грамматической правильности текста
Логика организации и построение письменного текста
а) текст логично построен, хорошо структурирован, имеет плавные переходы между фрагментами; б) в тексте имеются нарушения логики, последовательности повествования, есть не вполне удачные переходы между фрагментами; в) логика повествования многократно нарушается, текст не сконструирован, фрагменты часто не связаны между собой
Выразительность языковых средств
а) богатый словарный запас, лексические и стилистические средства употребляются полностью адекватно и выразительно; активно используются индивидуально-авторские средства выразительности б) достаточный словарный запас, но лексические и стилистические средства иногда употребляются стилистически небрежно;
в) бедный словарный запас, лексические и стилистические средства часто употребляются не адекватно в контексте письменного высказывания
Стилистическое единство, языковая и грамматическая правильность
а) текст полностью отвечает требованиям точности и правильности речи; допущены отдельные (1-2) речевые или стилистические недочеты б) текст в целом оформлен правильно, но имеются отдельные грамматические и стилистические ошибки; в) грамматические и стилистические ошибки искажают смысл повествования; серьезно нарушаются требования орфографического и пунктуационного режима
Содержание требований к речевому оформлению высказывания
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Речевые ошибки в синтаксисе
Формальные (ошибки формы)
| Смысловые (ошибки смысла)
| вызваны неверным оформлением мысли
| в предложении содержится взаимоисключающее суждение, неразрешимое (смысловое, логическое) противоречие
| Он имеет на своих товарищей большой авторитет (вместопользуется авторитетом у своих товарищей)
| В заключение у меня есть просьба: их три. Семья Ивановых удвоила свое состояние втрое.Предпочитаю услышать обо всем этом из первых рук
| Сложное предложение
Основные ошибки, связанные с нарушениями литературной нормыв сложном предложении
Ошибки
| Примеры ошибок
| 1) постановка рядом двух однозначных союзов (но, однако, что, будто и т. п.)
| Автор пишет, что будто бы...(при утверждении достаточно союза что, при предположении следует ограничиться союзом будто)
| 2) лишнее употребление конструкции с союзом
| Докладчик просил, чтобы ему была предоставлена возможность...(лучше: просил предоставить ему возможность)
| 3) неуместное употребление частицы бы в придаточном предложении, в котором сказуемое выражено формой сослагательного наклонения
| Если бы эти мероприятия были бы проведены
| 4) повторение одинаковых союзов или союзных слов
| Наше экономическое развитие идет такими темпами, что можно смело предполагать, что задача выхода из кризиса будет решена уже в этом году
| 5) неправильный порядок слов, который создает двусмысленность
| Беседа с руководителем драмкружка, который недавно поставил новую пьесу...(неясно, к какому из предшествующих существительных относится союзное слово)
| 6) смешение прямой и косвенной речи
| Заведующий клубом сослался на плохое помещение и сказал, что в связи с этим условий для развития работы у меня нет. Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же выможете не замечать того нового, что имеется в книге
| Ошибки, связанные с нарушением норм согласования
При согласовании зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже:
| зеленая трава, зеленой травы, о зеленых травах
|
Ошибки
| Примеры ошибок
| 1. Неверный выбор формы числа и рода сказуемого (рассогласование)
| *Большинство молодежи думают вместо большинство молодежи думает; *несколько пожаров вспыхнули вместо несколько пожаров вспыхнуло; *у него было день рождения вместо у него был день рождения
| 2. Неверный выбор формы числа, рода или падежа согласованного определения
| *Две лучших подруги вместо две лучшие подруги. *Были рассмотрены проекты нескольких институтов, нуждающихся в переделке(правильно: проекты нескольких институтов, нуждающиеся в переделке)
| Основные ошибки, связанные с нарушением норм управления
При управлении главное слово управляет зависимым и требует от него постановки в определенном роде, числе и падеже:
| подготовиться к экзамену, удивляться(чему?) смелости, восхищаться(чем?) смелостью
| Ошибки
| Примеры ошибок
| 1. Смешение предложного и беспредложного управления (избыточность предлогов)
| Сопричастный к коррупции(вместо сопричастный коррупции). Докладчик подчеркнул о важности вопроса(вместо подчеркнул важность вопроса)
| 2. Неправильный выбор предлогов (не учтены стилистическая окраска и оттенки значения предлогов)
| Приехал с Москвы, пришел с армии(ошибочное употребление предлога с вместо из), участвовать навыборах(правильно участвовать в чем? ввыборах), поехать в Украину(правильно на, а не в). Об этом мы познакомим вас позже(правильнос этим)
| 3. Неправильный выбор падежа при производных предлогах типа благодаря, согласно, вопреки
| Благодаря стараний родителей; поступать вопреки здравого смысла;согласно приказа, устава; займите места согласно купленных билетов(Р. п. вместо Д. п.: благодаря чему? стараниям; вопреки чему? здравому смыслу; согласно чему? приказу, уставу; согласно купленным билетам)
| 4. Неправильный выбор падежа управляемого слова при глаголах и существительных (субстантивированных существительных)
| Указать ошибки (вместо указать на ошибки) (В. п. вместо П. п.); командующий армии (вместо командующий чем? армией); заведующий кафедры (вместо заведующий чем? кафедрой) (Р. п. вместо Т. п.)
| 5. Неправильный выбор падежа управляемого слова при глаголах
|
| а) смешение моделей управления глаголов-синонимов
| Отзыв на книгу (правильно: отзыво чем – рецензияна что; ср.:отзыв о диссертации– рецензияна книгу). Оплатить за проезд(правильно оплатитьчто– заплатить за что; ср.:оплатить проезд, покупку–заплатить за проезд, за покупку). Первоклассники уже отличают букву и звук (правильно: различатьчто и что – отличатьчто от чего; ср.:различать букву и звук – отличать букву от звука). Остается только удивляться его знаниями и поражаться его действиям (вместо: удивляться чему? знаниям, поражаться чем? действиями)
| б) не учтены оттенки значений разных падежей при одном глаголе
| Сегодня будем наблюдать за солнечным затмением (правильно: наблюдать что (проводить наблюдения; смотреть: наблюдать солнечное затмение) – наблюдать за чем (иметь надзор: наблюдать за поведением учеников)). Сообщить нужные сведения и результаты проверки (правильно: сообщить что (по существу: сообщить нужные сведения) – сообщить о чем (в общем виде: сообщить о результатах)). Удостоить правительственной наградой(правильно: удостоить чего (признав достойным, наградить чем-либо: удостоить правительственной награды) – удостоить чем (сделать что-либо в знак внимания: удостоить вниманием).
Обратите внимание: поражаться чем (восхищаться: поражаться величием и красотой сооружения)– поражаться чему (удивляться: поражаться отваге альпинистов); поместить куда (с В. п.; определить место, назначение для чего-либо: поместить сбережения в сбербанк) – поместить где (с П. п.; предоставить место: поместить приезжих в гостинице, поставить, расположить: поместить книги в шкафу; передать для публикации, напечатать: поместить статью в журнале, поместить объявление в газете)
| в) использование разноуправляемых дополнений при одном слове
| Всё в нашей семье делаетсяна благодетей и Родины (использование разноуправляемых дополнений при одном слове; ср. оттенки значений разных падежей при данном существительном: делается на благо кому? детям (Д. п. при обозначении лица) –на благо чего? Родины (Р. п. при обозначении не лица)). Противник всяких условностей и новшеств (ср.:противник всяких условностей– всяким новшествам противник). Враг всяких традиций и условностей (ср.:враг всяких традиций– всяким условностям враг)
| г) использование одного дополнения при глаголах с разным управлением
| Жмурил и хлопалглазами(использование одного дополнения при глаголах с разным управлением: жмурилчто? глаза, хлопалчем? глазами). Надеяться и веритьв своихвыпускников (ср. правильный вариант: надеяться на своих выпускников и верить в них). Препятствует или затягиваетдостижение соглашения. Ловил и избегал устремленный на него взор
| 6. Нанизывание падежей в одной конструкции (скопление, нагромождение одинаковых падежных форм)
|
| а) нанизывание родительных падежей
| В целях лучшейпостановки дела повышенияпрофессиональногоуровня; Длярешения задачи ускорения подъема уровнязаработнойплаты; Закон о перестройке школы был принят в целях дальнейшегоулучшения качества воспитанияподрастающегопоколения. При правке обычно отглагольные существительные заменяют инфинитивами или другими конструкциями, распространенные обороты – придаточными предложениями, устраняют лишние слова и т. д., например: Чтобы повысить профессиональный уровень...; С целью повысить заработную плату...
| б) нанизывание творительных падежей
| Речь неоднократно прерывалась слушателями шумными аплодисментами (ср. правильный вариант: Слушатели неоднократно прерывали речь шумными аплодисментами); Этот вопрос рассматривается выделенной профкомом комиссией (ср.:Этот вопрос рассматривает выделенная профкомом комиссия)
| в) нанизывание дательных падежей
| Приступили к подготовке к выборам (ср.: Начали подготовку к выборам)
| г) нанизывание предложных падежей
| Актуальность вопроса о соглашении о взаимном разоружении (ср.:Актуальность проблемы соглашения о взаимном разоружении)
| 7. Нанизывание падежных форм с одинаковыми предлогами
| Беседа с инженером с большим производственным стажем (ср.:Беседа с инженером, имеющим большой производственный стаж); Обращение к стремящейся к овладению английским языком молодежи (ср.: Обращение к молодежи, стремящейся овладеть английским языком)
| 8. Нанизывание инфинитивов
| Я не мог решитьсяпоручить ему пойти просить вас написать статью для журнала(ср.:Я не решался поручить ему обратиться к Вам с просьбой написать статью для журнала)
| 9. Сочетание родительного субъекта (производителя действия) и родительного объекта (предмет, на который переходит действие) в одной конструкции
| Оценка Добролюбова «темного царства» (ср.:Оценка «темного царства» Добролюбовым). Также конструкции с одним родительным падежом, который может быть воспринят и как родительный субъекта и как родительный объекта: Проверка сбербанка показала...(возможные варианты в зависимости от смысла: 1) Проверка, проведенная сбербанком, показала...;2) Проверка работы сбербанка показала...). Характеристика старосты была положительной (ср.:Характеристика, выданная старостой... – Характеристика, выданная старосте...)
| ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Типы речевых ошибок
Типы речевых ошибок
| Примеры ошибок
| 1. Употребление слова в несвойственном ему значении(употребление слова без учета его семантики)
| а) Автор замечательных сортов яблок;
б) Наш музей выполняет все свои особенности.(Особенности выполнять нельзя, слово употреблено в несвойственном ему лексическом значении, вероятно, вместо слова обязанности.);
в) Мы надеялись получить ответ на эти обязанности.(Обязанности не требуют ответа. Следовательно, имелось в виду другое слово: вопросы, предупреждения, угрозы.);
г) На предприятии возникли новые рабочие места.(Слово возникнуть означает «появиться, образоваться». «Возникнуть» могут тревога, подозрение. Рабочие места сами по себе возникнуть не могут, они создаются.)
| 2. Не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность
| Компания РИКО обует всю страну! (реклама обувной компании). Футболисты ушли с поля боя без голов. Фотограф-профессионал снимет комнату. За год мы потеряли 6 студентов. Перед школой мы видим разбитые цветники. Это дело рук наших учащихся. И когда на круглом столе выступил председатель Финансовой академии, всем сразу стало всё ясно
| 3.Неразличение паронимов(однокоренных слов, близких по звучанию, но не совпадающих в значениях)
| Он полный невежа в искусстве(невежа – грубый, невоспитанный человек; правильно невежда, т. е. малосведущий, необразованный человек). Она отправила письмо другому адресанту (вместо: адресату). Этот абонент дает нам право пользования бассейном в течение месяца(вместо: абонемент). Закончил вуз (вместо: окончил вуз). Она одела перчатки (вместо: надела; надеть что? на кого? на что? одеть кого? во что?Ср.: надеть(на голову) шапку, надеть на водолаза костюм, надеть на мебель чехлы – одеть ребенка, одеть водолаза в костюм, одеть мебель в чехлы. Глагол надеть имеет антоним снять, и в словосочетании с ним есть или можно вставить предлог на – надеть на плечи. Глагол одеть имеет антоним раздеть). Директор поставил свою роспись в журнале (вместо: поставил подпись). Слово представляется Иванову(правильно – предоставляется). – Документы необходимо предоставить до 1 июня(правильно – представить). Глагол предоставить означает «дать возможность воспользоваться чем-либо» (предоставить квартиру, отпуск, должность, кредит, заем, права, независимость, слово и т. д.), а глагол представить имеет значение «передать, дать, предъявить что-либо, кому-либо» (представить отчет, справку, факты, доказательства; представить к награде, к ордену, к званию, на соискание премии и т. д.)
| 4. Неверное употребление синонимов (неразличение синонимов)
| Приехал в Париж – там шел огромный дождь(нужно– сильный). Поехали в длинные просторыАрктики (нужно – в далекие). Все не удовлетворены малостью суммы, которую правительство выделяет на образование(вместо– недостаточностью)
| 5. Смешение омонимов(слов, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по лексическому значению)
| Дочь Александра уехала на дачу(дочь зовут Александрой или отец Александр?). Портрет Репина (на картине изображен Репин или портрет кисти Репина?). Эта кофта Ленина(кофта принадлежит Лене или Ленину?). Покупайте аспирин у ... пса! (производители «Упсы» явно не учли своеобразие русской транскрипции и возможности «особачивания» их товара)
| 6. Нарушение норм лексической сочетаемости (лексическая несочетаемость).
Слова в словосочетании могут:
а) противоречить друг другу по смыслу(мини-супермаркет);
б) не сочетаться по эмоциональной окрашенности(ужасно красивая девушка);
в) не сочетаться по традиции(иметь значение, но играть роль)
| Стая зайцев, фиолетовый апельсин, квадратный круг (употребленные слова не могут дополнять друг друга), бо́льшая половина (вместо более половины – половина не может быть большей); На всех будет одета обувь фирмы. (В русском языке нужно правильно говорить обувь обувают, а одежду надевают.); Только у нас самые дешевые цены на бытовую технику (цены бывают низкими и высокими, а дешевыми или дорогими могут быть только товары); Занимает большое значение (есть фразеологизм иметь большое значение (иметь значение), но «занимать значение»– неправильно. Играет большое значение (правильно: играть роль)
| 7. Неправильное употребление фразеологизмов
| Здесь собрался узкий круг ограниченных людей (смешение (контаминация) фразеологизмов узкий круг и ограниченный круг людей). Успехи этого ученика желают лучшего (вместо – оставляют желать лучшего). Был он не из робкой десятки (правильно – робкого десятка). Наш герой живет как сыр в масле (нужно – как сыр в масле катается)
| 8. Неправильное употребление слов одной предметной категории
| Поднять тост (надо: поднять бокал), держать палец на мушке(надо: на курке)
| 9. Смешение родовых и видовых понятий (употребление слов с обобщенным значением вместо слов с конкретным значением и наоборот)
| Моей подруге вырезали аппендицит (нужно – аппендикс). На стенах мастерской висела живопись (нужно – висели картины, репродукции и т. д.). Нам рассказали о великом писателе и прочитали отрывки из его творчества (нужно – из его произведений)
| 10. Многословие,или речевая избыточность(употребление лишних слов)
| а) В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега; б) Зачем ты вернулся обратно? в) Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены(из речи спорт. комментатора)
| а) плеоназм – употребление близких по смыслу и потому лишних слов
| Главная суть(суть – самое главное, существенное), коллеги по работе (коллеги – товарищи по работе, сослуживцы), незаконные бандформирования, лестные комплименты, денежный штраф, повседневная обыденность, предчувствовать заранее, бесполезно пропадает, упал вниз
| б) тавтология– 1) повторение в предложении однокоренных слов; 2) соединение иноязычного и русского слов, дублирующих друг друга(скрытая тавтология)
| 1) Умножить во много раз, возобновить вновь, заплатить зарплату, покупать покупки. Преподаватель преподавал в аудитории. В приложении прилагаются работы студентов. Можно спросить вопрос? Значение этого нововведения означает... Автор пытается доказать свою правоту бездоказательными доказательствами; 2) Памятные сувениры(сувенир – памятный подарок), первый дебют(дебют – первое выступление), свободная вакансия(вакансия – свободная,
незамещенная должность; правильно: открытая (закрытая) вакансия), своя автобиография(автобиография – биография, написанная самим человеком), биография жизни, аудитория слушателей, прейскурант цен(прейскурант – указатель цен), странный парадокс(парадокс – странное мнение, расходящееся с общепринятым), рыночный маркетинг, сервисное обслуживание
| 11. Речевая недостаточность (непреднамеренный пропуск нужного слова)
| Делаем только срочные переломы. (Объявление на рентгенкабинете). Сдается квартира с ребенком. В продажу поступили коляски для младенцев синего цвета(коляски синего цвета или младенцы?)
| Виды стилистических ошибок
Вид ошибки
| Примеры
| 1) Смешение в одном контексте слов разных стилей (стилевая несочетаемость слов в контексте), нарушение стилевой однородности текста (стилевая разнородность текста), употребление слов иной функционально-стилистической окраски
| «За неимением (ввиду отсутствия)красной розы жизнь моя будет разбита» (один из переводовромантической сказки). Очевидно, что форма «за неимением»(или«ввиду отсутствия») с ярко выраженной принадлежностью к официально-деловой (или научной) лексике недопустима в художественном тексте
| 2) Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов
| а) Л. Н. Толстой противопоставляет Болконским семью Ростовых. Это была дружная семейка, в которой царила любовь и искренность;
б) Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки просты и естественны. Только в конце романа она приобретает аристократические замашки;
в) Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире;
г) Гоголь показал Плюшкина ужасным жмотом;
д) Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком(соч.)
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Тесты по нормам
современного русского литературного языка
Стартовый тест
|
|