Возрастные особенности методики развития гибкости юношей дзюдоистов 10-11 лет. Одним из важнейших физических качеств в дзюдо является гибкость - способность выполнять упражнения с большой амплитудой движений. Благодаря гибкости облегчается выполнение всех видов бросков.
Различают активную и пассивную гибкость. Под активной, гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением.
Именно в дзюдо большое значение имеет активная гибкость, обеспечивающая необходимую свободу движений, а также позволяющая овладевать рациональной спортивной техникой.
В качестве средств воспитания гибкости в занятиях по дзюдо используют упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой.
Выделяют общую и специальную гибкость. Общая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах, вторая - амплитудой движений, соответствующих технике конкретного двигательного действия [12].
С возрастом, в связи с увеличением массы сухожилий (сравнительно с мышцами) и некоторое уплотнение самой мышечной ткани тоническое сопротивление мышц действию растягивающих сил увеличивается и гибкость ухудшается. Для того, чтобы предупредить ухудшение подвижности в суставах, особенно заметное в возрасте 13-14 лет, надо своевременно приступать к развитию пассивной гибкости. Для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной- 10-14 лет [14].
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель исследования.
Разработать методику повышения гибкости у юных дзюдоистов 10-11лет
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить состояние вопроса методики развития гибкости по данным научно методической литературы.
2.Усовершенствовать методику развития гибкости юных дзюдоистов 10-11лет.
3.Выявить эффективность усовершенствованной методики развития гибкости у юных дзюдоистов.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ научно методической литературы.
Педагогическое тестирование.
Педагогический эксперимент.
Методы математической статистики.
Анализ научно методической литературы
В процессе исследования изучалась литература по теме гибкости. Анализ научно методической литературы в области теории и методики физического воспитания детей, позволил сформулировать и обосновать гипотезу, поставить цель и задачи исследования, подбора методов исследования.
Всего было изучено 14 литературных источников отечественных и зарубежных авторов.
Педагогическое тестирование
Для оценки уровня развития гибкости были использованы следующие тесты:
1. Подвижность в плечевом суставе.
2. «Мостик».
3. Подвижность в тазобедренном суставе.
4. Подвижность позвоночного столба.
Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.
Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (–), а если опускаются ниже нулевой отметки —знаком «плюс» (+).
«Мостик».Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
Педагогический эксперимент
Основной целью наших педагогических исследований является показать то, что сегодня в современном дзюдо подходить к вопросу гибкости без учета изменений некоторых аспектов в дзюдо уже не приемлемо и малоэффективно.
На основании этого мы на протяжении двух месяцев провели следующий педагогический эксперимент: взяв наблюдение за двумя группами экспериментальной и контрольной, имеющих в начале эксперимента одинаковую физическую подготовку, с экспериментальной группой в процессе тренировочной работы учли все изменения и на основании этого разработали методику изменив многие аспекты и пункты касающиеся развития гибкости. А с контрольной группой работу по развитию этих же физических качеств проводили так же как и раньше, не вводя никаких нововведений и факторов касающихся их.
Методы математической статистики
Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение двух групп.
Были рассчитаны –среднее арифметическое Х, которое определяется как отношения индивидуальных показателей и количеству случаев, определялась между средним арифметическим и суммой индивидуальных показателей.
Стандартное отклонение вычисляется по формуле P< 0,05, то ошибка меньше 5%, 1% и результат достоверен.
Если P> 0,05, то ошибка больше 5% и результат не достоверен.
Организация исследования
Исследования проводились в течении 2014-2015 года на базе спортивного зала ФСК, федерации дзюдо . В исследовании принимали участие две учебно-тренировочные группы 3 года обучения. В период с сентября по декабрь 2014 года все испытуемые занимались по общему плану.
В декабре проведено первое тестирование, по результатам которого были составлены контрольная и экспериментальная группы. Состав каждой группы 7 человек. Всего 14 участников исследования.
После обработки результатов первого обследования, была внедрена методика управления процессом усвоения знаний и программы исправления ошибок при выполнении упражнений на развитие гибкости, использовались методы: показа, рассказа и детальной обработки полной ориентировочной основы действий, на тренировочных занятиях с экспериментальной группой.
В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике обучения ( показа, рассказа, обучения). Внимание тренера –преподавателя сосредоточено главным образом на прохождении материала.
После педагогического эксперимента, который длился до февраля 2015 года, для оценки эффективности педагогических воздействий было проведено повторное обследование.
|