Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Пластический этюд шести танцовщиц с чемоданами, исп. хореографический ансамбль «Созвездие», рук. Чеботарева С.В.

Глинка: (вырываясь из кольца) Но ведь я - то русский! Я не могу быть итальянцем! Я просто задыхаюсь от всего итальянского, мне душно, я пить хочу. Я не ананас, я картошка, я земли хочу!

Композитор срывает с ширм свои ноты.

Девушки прячутся за полотнами раздвигают их в стороны.

Глинка: Счастливая мысль, друзья мои! (обращается к зрителям). Соединить «Из-за гор – гор высоких» и «Камаринскую»! Ах ты, сукин сын, камаринский мужик! Да ведь это же целая симфония! Камаринская - это барыня, да еще какая! Просто отличнейшая симфоническая увертюра!

Инструментальный номер «Камаринская», исп. фортепианный дуэт в составе Сиротининой С.Ю., Кривопуст И.П.

Связка к 3 эпизоду

Глинка:Многие утверждают, что я стал основоположником русского романса. Да, я был знаком со многими поэтами-современниками. Я был в дружбе с поэтом Нестером Кукольником и многие свои произведения писал на его слова. Много романсов я сочинил на стихи Пушкина. А к 1839 году относится мое знакомство с Анной Петровной Керн - женщиной, которой Александр Сергеевич посвятил свое знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как же возникла идея написать романс на эти стихи? Давайте обратимся к свидетельнице этой истории-самой Анне Петровне Керн (обращается за кулисы). Прошу вас, Анна Петровна.

Выходит Анна Петровна

Глинка: Прошу вас поведать нашим зрителям историю этого романса.

ЭПИЗОД 3

«Женщина - образ любви в музыке М.И. Глинки»

Керн: Мое знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным состоялось на вечере у наших общих знакомых в 1819 году. Затем я увидела его снова лишь через шесть лет, когда он пребывал в ссылке в своем имении Михайловское, а я приехала к своей тетке, жившей по соседству, в Тригорском. Мы почему-то были так смущены нашей встречей, что не скоро смогли даже просто разговориться. Через несколько дней, когда я уезжала, он пришел утром попрощаться и преподнес мне только что вышедший экземпляр второй главы своего романа в стихах «Евгений Онегин». Страницы этого издания были еще даже не разрезаны, а между ними я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье».



Глинка:Какая романтическая история!

Керн: В 1839 году мою дочь Екатерину познакомили с Михаилом Ивановичем Глинкой.

Глинка: Да, я даже оставил свое впечатление от этой встречи в своих записках: «Ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей ее особе все более и более меня привлекали». Тогда-то мной и был написан этот лучший из моих романсов, посвященный вашей дочери, которую я тогда называл Катрин. (обращается к Керн) Вы согласны со мной, Анна Петровна?

Керн: Конечно, как полно и неразрывно сливаются с музыкой пушкинские слова! Чудесная напевная мелодия слов «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты…» словно воплощает в себе мечту о счастье.

Вокальный номер «Я помню чудное мгновенье», исп. Фролова Ольга, ОГИИК

Когда номер заканчивается, Керн уходит.

На ширме проецируется фотография Екатерины Керн. Исполняется танцевальная композиция. Девушки в красных платьях танцуют под музыку, выражая всю любовь и боль поэта об ушедшей сильной любви. После окончания танцевального номера Глинки подходит к ширме, на которой изображена его муза. На сцене появляются девушки в черных одеяниях, управляя ширмами, с одной стороны черного, с обратной белого цвета, окружают композитора. Под музыку романса, Глинки читает отрывок из произведения А.С. Пушкина « Не спрашивай, зачем унылой думой…»

Не спрашивай, зачем унылой думой

Среди забав я часто омрачен,

Зачем на все подъемлю взор угрюмый,

Зачем не мил мне сладкой жизни сон;

Не спрашивай, зачем душой остылой

Я разлюбил веселую любовь

И никого не называю милой —

Кто раз любил, уж не полюбит вновь;

Кто счастье знал, уж не узнает счастья.

На краткий миг блаженство нам дано:

От юности, от нег и сладострастья

Останется уныние одно...

Девушки разворачивают ширмы белой стороной к зрителю. В зале выключается свет. Теневой театр. Пластический этюд прощания Глинки с Керн. В тишине одинокими ударами звучит погребальный колокол, как метроном. После пластической композиции Глинки задувает свечи на канделябре. Темнота…

связка к 4 эпизоду

Сцена бала.

Кавалеры с дамами танцуют Полонез на музыку Глинки из оперы «Иван Сусанин» Польский акт, исп. хореографический ансамбль «Созвездие», рук. Чеботарева С.В.Глинка танцует на балу.

Глинка: Сложилось мнение, что я, подобно Пушкину, который создал наш литературный язык, создал язык музыкальный. Будто бы я начал сочинять оперную, балетную и симфоническую музыку, которая стала образцом для целого ряда поколений русских композиторов.

Кавалеры с дамами останавливаются в позах (застывшая картина бала)

ЭПИЗОД 4

« »

Входят Серов и Панаев

Панаев:По-моему, музыка-это отражение национального духа. Я полагаю, что можно дать нашему театру произведение огромных размеров. Оперу о народе и для народа!

Серов:Голубчик, все это прекрасно. Но русская опера…Взять, к примеру, оперу Глинки «Иван Сусанин». Да, она гениальна по музыке, но...громоздка, драматургически рыхла, а потому скучна…Признаться, я даже не могу вообразить. Ведь есть же Верди, Моцарт, Россини…Трудно с ними мериться силами.

Панаев:Трудно, но можно.

Серов:Какую оперу можно составить из наших национальных мотивов?

Панаев: Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша страна звенит песнями. По Волге от верховья до моря заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и, как грибы, вырастают города! И у нас ли не из чего составить своей оперы?

Глинка (вмешивается в спор):Я всегда хотел передать в музыке замечательные свойства русского человека. Хотел показать его смелость, мужество, его удаль, широкий размах души! Обратить мысль музыки к народу! Какого! Я всегда знал, что музыку пишет народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем.

Серов (обращаясь к Глинке): Песни песнями сударь, но в таком деле надо брать за образец творения великих музыкантов.

Глинка (возражает):Песня хороша, именно потому, что она национальна.

Вокальный номер М.И. Глинка Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря», исп. Морозов Иван, ОГИИК

Панаев:Великие музыканты многому научили нас, но только ни один оборот их речи, ни один прием для нас не годится! Русским композиторам надлежит создать свой стиль и проложить для русской музыки новую дорогу.

Серов: Может быть, в этаком деле вы хотите взять примером Отечественную войну? Ведь это она «разбудила дремавшие силы нашего народа».

Глинка: Надо, чтоб на сцену пришел простой русский человек, мужик. В ком же, как ни в них, наша сила и наша надежда на будущее!

Серов: Мужик на императорской сцене, в наше время? Неудобно, сударь!

Панаев: Именно мужик!

Серов: Н-да, наступают интересные времена. В искусство вступает новый герой-народ. Гоголевский «Тарас Бульба», Пушкинский «Пугачев», а сейчас и Глинка ищет для своей оперы народного героя.

Раздается громкий мощный удар колокола, пары расступаются. На сцене появляется народный хор в серых холщевых одеждах босыми.

Вокальный номер « ».

В тишине громкий колокольный перезвон.

 

ФИНАЛ

На сцене появляются девушки с ширмами, которые соединяют их в один большой экран. На экране проецируется видео - отрывок из Документального фильма о жизни и творчестве великого композитора М.И. Глинки

Художественный фильм "Глинка" (1946), Документальный фильм Михаил Глинка. Сомненья и страсти..(Россия, ГТРК "Культура", 2004)

Глинка:Настанет ли когда-нибудь время, когда будут понимать и ценить своих? Дай, Господи, всегда и везде быть со своим народом! Во всех его бедах и горестях, во всех его радостях и торжествах!. .

танцевальный номер «Моя Россия», исп. хореографический коллектив «Созвездие», рук. Чеботарева С.В. На экране видеоряд парящие в голубом небе птицы, русские березы, пшеничные колоски, поля….

Глинка:Восстани и ходи, восстани и ходи, Россия. Оттряси свои сомнения и страхи и, радости и надежды исполнена, красуйся, ликуй, возвышайся.

Инструментальный номер «Славься!», исп. Оркестр духовых инструментов, рук. Логвинов Ю.Г.

Панаев: Со дня смерти Глинки прошло 210 лет. Много музыкальных талантов дала с тех пор миру наша родина. Милий Балакирев, первые творческие шаги которого приветствовал Глинка, собрал вокруг себя кружок молодых композиторов, члены кружка — Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков стали впоследствии гордостью русской музыки. Рядом с ними вырос и окреп талант Чайковского, а затем вышло на творческую арену и еще более молодое поколение — Рахманинов, Танеев, Глазунов, Лядов и многие другие... Все они считали своим учителем великого Глинку, изучали его произведения, следовали его творческим заветам.

Горбачева Л.Ю. (заместитель директора по методической работе): "Счастливый композитор! Если бы он мог знать, что через сто лет после его смерти в сборнике его романсов очень мало забытых или редко исполняемых произведений!". Слово "популярность" здесь ничтожно и недостаточно. Мелодии Глинки вошли в народное сознание, они живут. Высоким, совершенным образцом остаются произведения Глинки и для наших современников — советских композиторов. Музыка Глинки с честью выдержала испытание временем. Каждый год Большой театр в Москве открывает сезон оперой Глинки «Иван Сусанин», с новой современной редакцией текста, освобожденной от навязанных в свое время Глинке монархических виршей Розена. И это не только дань уважения памяти великого композитора; это происходит потому, что в первой классической русской опере воплощены лучшие черты русского искусства: его нравственная сила, его правдивость, его особенная, скромная и чистая красота.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.