Страхование гражданской ответственности перевозчика Российской Федерации»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Страхование»
на тему: «Страхование гражданской ответственности перевозчика: понятие признаки, принципы, функции и роль»
Студентка: Смирнова Яна
Факультет: Финансы и кредит
Группа: 13СП (ФК)
Лич.дело:100.28/130291
Преподаватель: Сафуанов Р.М.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие, сущность и функции страхования…………………………….4
2. Страхование гражданской ответственности…………………………….8
Заключение……………………………………………………………………13
Тесты…………………………………………………………………………..14
Практическая часть……………………………………………………….......20
Список использованной литературы………………………………..............23
Введение
Страхование — важнейший элемент рыночной экономики. Процессу производства сопутствует множество случайных событий, которые не зависят от воли его участников и зачастую не могут быть предвидены. Поэтому общество всегда должно иметь ресурсы для немедленного восстановления понесенных потерь и повреждений для восстановления нормального течения экономических, производственных процессов. Предназначенные для этой цели материальные и денежные ресурсы именуются страховым фондом.
Страхование выражает особые экономические отношения, отличные от кредитных и бюджетных.
Признаки, характеризующие экономическую категорию страхования:
1. возникновение денежных перераспределительных отношений обусловлено наличием страхового риска, как вероятности я возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный или иной ущерб;
2. для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба в одном или нескольких хозяйствах на все хозяйства, вовлеченные в страхование;
3. перераспределение ущерба происходит как между территориальными единица ми, так и во времени;
4. возвратность мобилизованных в страховой фонд страховых платежей.
Актуальность темы обусловлена страхованием ответственности перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Сущность этого страхования - защита экономических интересов возможных причинителей вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен вред (ущерб). В настоящее время для этой чрезвычайно важной, но совершенно недостаточно развитой отрасли страхования созданы законодательные предпосылки.
Понятие сущность и функции страхования
Понятие и сущность страхования
Страхование - это такой вид необходимой общественно - полезной деятельности, при которой гражданин и организация заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путём внесения денежных взносов в особую специализированную организацию (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счёт средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму.
Таким образом, можно сделать вывод, что страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами.
Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации. Объективная потребность в страховании обуславливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они оседают в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть её из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.
Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, под отрасли, виды и звенья.
Страховое звено - это особое звено финансово-кредитной системы.
Отношения страхования возникают между двумя сторонами - страховщиком и страхователем.
Страховщик - это специальная организация (государственная или не государственная), ведающая созданием и использованием денежного фонда.
Страхователь - юридическое или физическое лицо, вносящее в названный фонд установленные платежи.
В личном страховании могут появиться и другие участники страховых отношений. Это - застрахованный и лицо, в пользу которого заключен договор страхования.
Как правило, договор личного страхования заключается на случай наступления событий в жизни самого страхователя, поэтому понятия "застрахованный" и "страхователь" часто совпадают. Однако в отдельных видах личного страхования страхователем и застрахованным выступают разные лица.
Например, в страховании от несчастных случаев за счет предприятий и организаций страхователем является организация или предприятие, а застрахованным - ее работник. В страховании детей или страховании к бракосочетанию застрахованными являются дети, а страхователями - родители и другие родственники.
В отношениях страхования страховщик берет на себя ответственность за возмещение убытков ввиду гибели (повреждения) имущества или выплату денежной суммы при определенных событиях, наступающих в жизни человека.
Страховой фонд - это резерв материальных или денежных средств, предназначенный для обеспечения расширенного общественного воспроизводства, в том числе и воспроизводства рабочей силы, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий, стихийных бедствий и несчастных случаев.
Фонд денежных средств, создаваемы посредством страхования, является одним из видов страхового фонда.
Основными признаками страхования являются следующие:
Страховавшие носит целевой характер. Страховые выплаты происходят лишь при наступлении заранее оговоренных условий, связанных с наступлением тех или иных событий.
Страхование носит вероятностный характер. Заранее не известно, когда наступит событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет.
Страхование характеризуется возвратностью средств. В этом признаке страховые отношения похожи на кредитные. Отличие от кредитных отношений в том, что средства страхового фонда предназначены для выплаты совокупности страхователей, а не каждому из них в отдельности.
Функции страхования
Как и любая экономическая категория, страхование выражает свою сущность через функции, аналогичные функциям финансов:
· распределительная;
· контрольная.
Однако по своему конкретному содержанию функции страхования имеют специфические особенности.
Распределительная функция как общая финансовая функция проявляется через следующие специфические функции (подфункции) страхования: рисковую, предупредительную и сберегательную.
Рисковая функция непосредственно связана с основным назначением страхования. Она заключается в оказании денежной помощи пострадавшим физическим либо юридическим лицам. Именно в рамках этой функции происходит перераспределение стоимости среди участников страхования в связи с наступлением случайных страховых событий.
Несмотря на то, что страхование сейчас несколько изменилось (наряду с государственными страховыми организациями постоянно образуются коммерческие страховые компании), рисковая функция не утратила своего значения. Основная цель коммерческого страхования - извлечение дохода, максимизация прибыли. Однако главная цель любого страхования - это финансовая помощь при наступлении рискового события. Суть страхования в любой формации остается неизменной.
Предупредительная функция отражает еще один аспект страховой деятельности: финансирования за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска. Эта функция предполагает заключение страхового договора до наступления события и заблаговременную выплату страхователем некоторой суммы в зависимости от величины страхового риска.
Сберегательная функция страхования в определенной степени аналогична кредитованию. Здесь с помощью страхования на дожитие накапливаются некоторые суммы. Эти денежные средства позволяют поддержать определенный уровень жизни, достатка в престарелом возрасте.
В настоящее время, когда приближается реформа пенсионного обеспечения, данная функция становится весьма актуальной. Предполагается разделение пенсии на составляющие: минимальную, трудовую страховую и дополнительную добровольную. При достаточно отработанном механизме пенсионное страхование в страховой организации позволит присоединить к основной пенсии так называемые "рисковые выгоды".
Контрольная функция присуща как всей категории финансов, так и страхованию. Она заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. На практике эта функция проявляется посредством формирования страховщика страховых резервов, гарантирующих выполнение принятых обязательств; обеспечением платежеспособности путем соблюдения нормативных соотношений между активами и принятыми страховыми обязательствами; открытостью информации по страховым организациям и т.д.
Административный контроль за деятельностью страховщиков осуществляется Росстрахнадзором. Он выдает лицензии компаниям, производит необходимые проверки их деятельности, устанавливает нормативы и правила размещения резервов и т.п.
За 1994 г. Росстрахнадзор направил в адрес страховых компаний свыше 2100 предписаний по устранению выявленных недостатков: у 300 страховщиков было приостановлено действие лицензии, а у 140 - она была отозвана. В 1995 г. было вынесено более 800 предписаний, действие 44 лицензий приостановлено а у 18 - лицензии отозваны.
Причины такого нарушения деятельности заложены в несовершенстве законодательства о страховании. В настоящее время подготовлен к утверждению новый Закон "О страховании".
На сегодняшний день гарантией защиты страхователей от недобросовестных страховщиков является наличие у последних оплаченного уставного капитала и страховых резервов, которые должны обязательно формироваться в соответствии с нормативным законодательством.
Несмотря на то, что механизм страхования постоянно совершенствуется сама эта категория существует давно и видоизменяется в зависимости от сложившейся ситуации.
В древности в странах Азии гильдии торговцев заключали между собой договоры о коллективном покрытии убытка каждого торговца в случае ограбления каравана с товаром, а в торговом мореплавании - при кораблекрушении.
Цехи ремесленников оказывали материальную помощь своим членам или их семьям при наступлении несчастных случаев, болезни, смерти. Первые страховые отношения носили название раскладочной системы страхования. При такой системе взносы участников страхования производились после наступления несчастного (страхового) случая. От величины ущерба одного или нескольких владельцев имущества определялся взнос каждого участника страхования, необходимый для покрытия фактической суммы ущерба.
В дальнейшем система страхования усовершенствовалась и перешла от раскладочной к существующей.
Современная система страхования предполагает внесение страхователем твердо установленной исчисленной заранее и не зависящей от размера фактически возникшего убытка. Возмещение потерь теперь осуществляется за счет заранее созданного фонда.
Страхование гражданской ответственности перевозчика
Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспортного средства. При перевозке грузов существуют единые международные принципы, определяющие границы ответственности перевозчиков:
· перевозчик несет ответственность за доверенный груз в "разумных пределах";
· перевозчик при определенных условиях освобождается от ответственности (форс-мажорные обстоятельства);
· нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть только финансовые ограничения.
Страхование ответственности перевозчиков включает в себя ряд видов страхования, которые могут быть подразделены по типам транспортных средств, на которые распространяется страхование, и по категории лиц, при нанесении ущерба которым наступает ответственность страховщика.
Таким образом, прежде всего можно выделить страхование ответственности перевозчиков водного транспорта (обычно оно называется страхованием ответственности судовладельцев), страхование ответственности воздушных перевозчиков (в первую очередь авиационных), страхование ответственности автомобильных перевозчиков и страхование ответственности железнодорожных перевозчиков.
Страхование ответственности — сравнительно молодая отрасль страхования, ей чуть более 100 лет. Страхование ответственности предназначено для компенсации любого ущерба, причиненного застрахованным третьему лицу. Суть страхования ответственности состоит в том, что страховщик принимает на себя обязательство возместить ущерб, причиненный застрахованным третьим лицам. Этот вид страхования имеет большое значение как для застрахованного, так и для потерпевшего, создавая финансовые возможности возмещения ущерба. Если застрахованный нанес ущерб, который иногда может составлять весьма значительную сумму, то возмещение ущерба не отразится на его материальном благосостоянии, так как ущерб будет оплачен страховщиком. Потерпевший в свою очередь также достаточно быстро получит возмещение со стороны страховой компании.
Под гражданской ответственностью понимается обязательство возмещения ущерба, нанесенного одним лицом другому. Это обязательство возникает только при наличии определенных действий или упущений, при которых будут нарушены какие-либо блага другого лица. Необходимо проводить различие между гражданской и уголовной ответственностью. Цель гражданской ответственности — возмещение причиненного ущерба, а уголовной — наказание лица, совершившего преступление, подпадающее под уголовную ответственность. Уголовная ответственность не может быть объектом страхования. Страхованию подлежит только гражданская ответственность.
Различают внедоговорную и договорную гражданскую ответственность. Внедоговорная ответственность определяется ст. 931 ГК РФ и наступает в случае нанесения вреда третьим лицам, не связанным договорными обязательствами. Договорная ответственность регламентируется ст. 932 ГК РФ и наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.
Для предъявления иска по гражданской ответственности необходимо иметь в наличии 3 условия: наличие ущерба, наличие вины или противоправного действия, а также наличие между ними связи.
В "Условиях лицензирования страховой деятельности в Российской Федерации" определены следующие виды страхования гражданской ответственности:
· страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта;
· страхование гражданской ответственности перевозчика;
· страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности;
· страхование профессиональной ответственности;
· страхование ответственности за неисполнение обязательств;
· страхование иных видов гражданской ответственности.
Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта является обязательным во многих странах мира. Его объектом являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем вреда жизни, здоровью и ущерба имуществу третьих лиц, который может быть причинен при эксплуатации средства транспорта.
Страхование ответственности автоперевозчика проводится на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Условия наступления и объем ответственности автоперевозчика определяются национальными законодательствами каждой страны, а также нормами международного права (Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам).
Перевозчик — транспортное предприятие, которое осуществляет перевозку грузов и/или пассажиров на основании заключенного договора или иного перевозочного документа (коносамента, билета и др.). Ответственность перевозчика — мера принудительного имущественного воздействия, применяемая на основании законодательства к перевозчику, нарушившему договорные условия или правила перевозки, которая выражается в возмещении потерпевшему нанесенного ущерба.
Причиненный ущерб возмещается перевозчиком в следующих размерах:
· в случае утраты или недостачи груза (багажа) - в размере стоимости утраченного или недостающего имущества;
· в случае повреждения (порчи) груза (багажа) - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденных ценностей - их стоимости;
· в случае утраты груза (багажа), сданного к перевозке с объявлением его стоимости, - в размере указанной стоимости;
· в случае гибели или причинения вреда пассажирам - в размере, установленном международными соглашениями или национальным законодательством.
Под страхованием ответственности перевозчика понимается страховая защита от рисков, связанных с выполнением обязательств перед клиентами. Это отдельный вид страхования, наряду со страхованием грузов защищающий прежде всего интересы грузовладельца и пассажиров, но не перевозчика.
Условия страхования ответственности перевозчика обычно предусматривают освобождение страховщика от обязанности произвести страховую выплату, если причиненные третьим лицам убытки были вызваны виной перевозчика или форс-мажорными обстоятельствами, предусмотренными Гражданским кодексом. В то же время в соответствии со ст.963 ГК страховщик не освобождается от обязанности произвести выплату страхового возмещения за причинение вреда жизни и здоровью физических лиц, даже если страховой случай наступил по вине страхователя - перевозчика.
В России этот вид страхования является добровольным, но любой западный партнер потребует от российских экспедиторов или перевозчика заключения договора страхования, прежде чем доверить груз или пассажиров.
Ответственность перевозчика начинается с момента приемки груза к перевозке (посадки пассажиров) и продолжается до момента доставки. Принимая груз, перевозчик обязан проверить правильность содержащихся в накладных данных о количестве мест, их маркировке. Его обязанностью является проверка внешнего состояния груза и его упаковки.
В договор страхования ответственности автоперевозчика в международном сообщении обычно включаются следующие основные риски:
1. ответственность автоперевозчика за фактическое повреждение и/или гибель груза при перевозке груза и за косвенные убытки, возникшие вследствие таких обстоятельств;
2. ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения служащих (перед клиентами за финансовые убытки последних);
3. ответственность автоперевозчика перед таможенными властями (за нарушение таможенного законодательства);
4. ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда грузам.
Договор страхования ответственности перевозчика может быть заключен с любой страховой компанией.
Деятельность по перевозке регулируется соответствующим транспортным уставом или кодексом:
•Кодекс торгового мореплавания
•Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
•Устав железнодорожного транспорта
•Кодекс внутреннего водного транспорта
•Воздушный кодекс
Полис обязательного страхования гарантирует пассажирам возмещение причиненного вреда их жизни, здоровья или имуществу при перевозке на следующих видах транспорта:
•железнодорожный транспорт (пригородного сообщения, дальнего следования, международные перевозки)
•воздушный транспорт (самолеты внутренних и международных линий и вертолеты)
•морской транспорт
•внутренний водный транспорт
•автобусные перевозки (внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки)
•городской электрический транспорт (троллейбусы и трамваи)
•легкое метро и монорельсовый транспорт.
После заключения договора страхования перевозчику необходимо предоставить пассажирам информацию о страховщике и заключенном договоре обязательного страхования: наименование страховщика, место его нахождения, почтовый адрес, номер телефона, а также номер, дату заключения, срок действия договора страхования.
Информация должна размещаться во всех местах продажи билетов (в том числе в транспортном средстве, если продажа билетов осуществляется непосредственно там) и на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Штраф за непредставление пассажирам информации о страховщике и полисе обязательного страхования:
•Организация - в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей
•Должностное лицо - от 1 тысяч до 3 тысяч рублей.
Штраф за отсутствие полиса у перевозчика (статьей 11.31 КОАП) составит:
•Организация - в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей
•Должностное лицо - в размере от 40 до 50 тысяч рублей.
Наибольшую важность среди различных видов страхования ответственности имеет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) в силу его массовости, затрагивающей большинство активного населения страны.
В России закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", вступивший в силу с 1 июля 2003 г., установил основные понятия, принципы, условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также размер страховой суммы и порядок ее выплат. В каждом случае размер страховой выплаты зависит от реального ущерба имуществу потерпевшего и ущерба его здоровью с учетом понесенных пострадавшим расходов на его восстановление. При гибели потерпевшего возмещается вред в связи с потерей кормильца и расходы на погребение.
Разновидностью страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является страхование ответственности перевозчиков перед перевозимыми пассажирами и грузоотправителями.
Заключение
Исходя из моей работы можно сделать вывод что страхование - система особых перераспределительных отношений, возникающих между участниками страхового фонда в связи с его образованием за счет целевых денежных взносов и использованием на возмещение ущерба субъекта хозяйствования и оказания помощи гражданам при наступлении страховых случаев в их жизни.
Страхование ответственности связано с возможностью предъявления претензий к лицам и предприятиям, занятым выполнением своих профессиональных обязанностей оказанием соответствующих услуг. Основанием для предъявления претензий могут быть небрежность (халатность), ошибки и упущения страхователя.
Понимание особенностей страхования ответственности невозможно без подробного рассмотрения законодательства, регламентирующего правовую ответственность граждан и предпринимателей, нарушение которого может привести к причинению ущерба третьим лицам. Учитывая тяжесть последствий для потерпевших при нарушении ряда законов и необходимость обеспечить им компенсацию ущерба за счет страхования, независимо от наличия или отсутствия средств у причинителя вреда, некоторые виды страхования ответственности проводятся в обязательной форме.
Тесты
10. Страховой случай – это ...
а) предполагаемое событие, на случай наступления, которого проводится страхование
б) совершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам
в) запланированное событие, при наступлении которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам
г) предстоящее событие, с наступлением которого возникает обязанность уплатить страховую премию
д) свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность уплатить страховую премию
Ответ: д
66. Создание страховых пулов преследует цели:
а) обеспечения финансовой устойчивости страховых операций;
б) ограничения страховых операций для некоторых страховщиков, например
в) иностранных;
г) проведения контролирующих функций;
д) увеличения страховой емкости регионального страхового рынка
Ответ: а
Целью создания и деятельности страхового пула может быть совместная деятельность по страхованию и перестрахованию однородных объектов по унифицированным правилам и тарифам.
При создании страховых пулов страховщики преследуют следующие цели[2]:
· обеспечение финансовой устойчивости отдельных видов страхования;
· преодоление недостаточной финансовой ёмкости;
· реализация возможности участия в крупных рисках;
· обеспечение страховых выплат клиентам по крупным рискам
93. Предметом непосредственной деятельности страховщиков является:
а) страхование и посредническая деятельность
б) страхование и инвестирование
в) страхование и производственная деятельность
г) страхование и банковская деятельность
Ответ: б
Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
122. К основным принципам тарифной политики страховщика относятся:
а) самоокупаемости и рентабельности страховых операций;
б) эквивалентности страховых отношений страхователя и страховщика;
в) доступности страховых тарифов для страхователей;
г) все вышеперечисленное
д) нет правильного ответа
Ответ: г
Тарифная политика - целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования. принципы тарифной политики страховщика включают: обеспечение эквивалентности страховых экономических отношений между страховщиком и страхователем на основе равенства полученной за тарифный период страховой нетто-премии и общей сум; доступность страховых тарифов для широкого круга потенциальных страхователей; стабильность страховых тарифов и расширение, по возможности, страховой ответственности при постоянных тарифах; обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций; обеспечение гибкости и индивидуальный подход при разработке и применении страховых тарифов при заключении договоров страхования.
|