Краткая историческая справка. Курсовая работа
По дисциплине: «История садово-паркового искусства»
Тема: «Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства музея-заповедника Гатчина»
Выполнила:
студентка факультета заочного обучения
направление подготовки
«Ландшафтная архитектура»
группы: ЛА3-131-3Б
Федотова Е.А.
Проверил:
ст. преподаватель Деденко Т. П.
Воронеж 2014
Содержание
Введение. 3-4
1. Общая часть. 5
1.1 Краткая историческая справка. 5-7
1.2 Характеристика природных условий. 7-8
1.3 Функциональное зонирование территории парка и его назначение. 8
1.4 Стилистическое направление планировки парка. 8-9
2. Специальная часть. 10
2.1 Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования 10
2.1.1 Объёмно – пространственное решение ансамбля. 10-11
2.1.2 Композиция открытого пространства. 11-12
2.1.3 Рельеф. 13
2.1.4 Вода. 13
2.1.5 Растительность. 13-15
2.2 Средства ландшафтной композиции. 15-18
2.3 Композиция паркового пейзажа. 18-19
2.3.1 Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью.. 19-20
2.3.2 Композиция пейзажных картин. 20-23
2.3.3 Пейзажное разнообразие. 24
2.4 Методика реставрационных работ. 24
2.4.1 Категории режима охраны территории. 24-26
2.4.2 Основные методы реставрации и сохранения. 26-28
3. Проектная часть. 29
3.1 Проектное решение. 29-30
4. Техника безопасности. 31-32
Заключение. 33
Библиографический список. 34
Введение
История садово-паркового искусства - это искусство создания садов, парков и других объектов озеленения с помощью законов композиции, перспективы, теории света и цвета, с использованием природных (растения, вода, почва и пр.) и иных материалов, которое выражает определенное идейное содержание в художественных образах. Оно является основой для ландшафтной архитектуры. Эстетические и художественные идеи, влияние моды, экономические и технические возможности, требования определенных исторических эпох находят отражение в дворцово-парковых композициях, ассортименте использованных растений, стиле оформления и содержании парковых элементов.
Сады и парки являются порождением своего времени. Изучая историю садово-паркового искусства разных эпох и народов, мы судим об их культуре. В каждую историческую эпоху с ее эстетическими требованиями, техническими возможностями складывается свой комплекс принципов и приемов. Именно он определил облик садов и парков, их направленность. При этом сформировались два основных планировочных приема – регулярный и пейзажный. Не смотря на общность комплекса планировочных и композиционных характеристик в пределах этих стилевых направлений, формируются парки, существенно различающиеся между собой.
Разрушение старинных садов и парков – процесс естественный, так как на них воздействуют не только исторические уровни существования, но и общие законы биологического развития. Поэтому сохранение как части достояния всего человечества является одной из наиболее актуальных проблем культурного развития современного общества. Старинные сады и парки играют огромную роль в формировании и повышении культурного развития общества. Важность решения данной проблемы определяется и тем, что парки – памятники развитой садово-парковой культуры, сочетающие в себе исторические, градостроительные и иные культурные ценности, – служат образцом для проектирования и создания современных парков.
В данной курсовой работе студентам предлагается провести композиционно-образный анализ дворцово-паркового ансамбля и запроектировать виды работ по восстановлению его исторического облика с соблюдением стилистических особенностей.
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с действующей программой курса «История садово-паркового искусства». В процессе работы студенты должны применить знания по экологии, дендрологии, почвоведению, таксации, лесным культурам, градостроительству и ландшафтоведению.
Общая часть.
Краткая историческая справка.
Автор дворца Антонио Ринальди подземным ходом и гротом "Эхо" связывает волшебный и таинственный замок с берегом Серебряного озера, украшает парк. Ему же принадлежат первые парковые сооружения - символическая колонна Орла, Чесменский обелиск, чудесный Восьмигранный колодец.
Гатчинские парки - Дворцовый, Сильвия, Зверинец и Приоратский -- представляют собой совершенно самобытный ансамбль, объединённый реками Гатчинкой и Колпанкой, цепью связанных с ними озёр и водоводами.
Основные вехи истории Гатчинского ансамбля представляются в настоящее время в следующем схематическом начертании. В 1499 году уже существовало поселение Хатчино над озерком Хотчином, принадлежавшее Великому Новгороду. В 1712-1717 годах здесь находилась богатая мыза сестры Петра I Натальи Алексеевны. Затем до 1732 года ею владел лейб-медик И.Л. Блюментрост. С 1734 года Гатчина перешла во владение гофмейстера князя Б.А. Куракина, который построил на северном берегу Белого озера обширную усадьбу, существовавшую до конца XVIII века под названием Старая мыза. Балаева С.Н., Помарнацкий А.В. Гатчина. М.: Искусство,1952. 87 с.
В 1765 году Екатерина II покупает Гатчину и жалует её графу Г. Орлову. По его заказу с 1766 по 1783 год создаются дворец-замок и окружающий его парк. Автором и строителем этого ансамбля стал А. Ринальди, по чертежам которого возвели дворец, распланировали парк, установили Чесменский обелиск и колонну и ряд других малых декоративных форм. С 1783 года Гатчина становится резиденцией наследника престола, с 1796 года императора, Павла I.
1783-1801 годы -- второй период формирования Гатчины. Главная роль в эти годы принадлежала В. Бренне, частично перестроившему дворец, разделившему на самостоятельные композиции парки Дворцовый, Приоратский и Зверинец, создавшему четыре малых регулярных сада, каменную стену с бастионами, Лесную и Большую дворцовые оранжереи, павильоны Орла и Венеры, портал Березового домика («Маска»), Березовые и Сильвийские ворота, обелиск Коннетабль, Адмиралтейство. В конце XVIII века свою лепту внёс архитектор Н. Львов, представив проекты Амфитеатра, Моста-руины и Приоратского дворца. Сотворцами гатчинского ансамбля выступали и садовые мастера К. Шпарро, И. Буш, Дж. Гекет.
Главное композиционное звено этого ландшафтного ансамбля -- Дворцовый парк -- средоточие самых крупных озёр, живописных островов, дворца-замка и изысканных малых архитектурных форм. Вода является здесь главным композиционным мотивом. Из 143 гектаров общей площади почти 36 занимают озера. При этом они находятся не на втором плане, не на окраинных участках, а в сердцевине парка, являясь его главной образной доминантой.
Перепады рельефа, искусно усиленные архитекторами и садовниками, позволили создать террасы, откуда один и тот же пейзажный мотив воспринимается в различных зрительных аспектах. Этому же служили пристани, видовые площадки на воротах и земляных насыпях, мосты. Ярусность обозрения венчалась видом с башен дворца. Эта особенность присуща только гатчинскому Дворцовому парку.
Граничит:
· на севере — с Веревским сельским поселением,
· на востоке — с Новосветским сельским поселением,
· на юге — с Большеколпанским сельским поселением,
· на западе — с Пудостьским сельским поселением.
Границы города, имеющие чрезвычайно изрезанный характер, были утверждены областным законом в 1997 году. При этом не были учтены потребности перспективного развития города, вне границ оказались территории некоторых предприятий и жилой застройки, логически и функционально связанные с городом.
Площадь города — 28,75 км², из них 22 % — земли общественно-деловой, промышленной и коммерческой застройки, 20 % — земли особо охраняемых природных территорий, 18 % — земли общего пользования, 11 % — земли жилой застройки. С запада на восток город протянулся на 6,5 км, с севера на юг — на 7 км.
|