Лабораторная работа № 1. Разработка алгоритмов Методические указания и рекомендации по выполнению контрольной работы
При изучении курса «Информатика» необходимо выполнить контрольную работу. Номер варианта задания определяется как сумма двух последних цифр номера зачетной книжки (0 соответствует варианту 10). Каждый вариант содержит два теоретических вопроса и задачу.
При оформлении контрольной работы необходимо указать номер задания и его условие.
На первые два теоретических вопроса следует дать развернутые и корректные ответы, которые должны быть набраны в MS Word и распечатаны на принтере.
Первую задачу после вычислений необходимо оформить в текстовом процессоре MS Word или табличном процессоре MS Excel.
Вторую и третью задачи необходимо выполнить с помощью VBA: написать программы с использованием циклов For…Next, Do While…Loop, отладить их и распечатать тексты программ.
Контрольная работа должна включать в себя распечатки выполненных заданий в соответствии с указанными требованиями и электронный носитель с файлами, содержащими решение задач.
Пример решения и оформления задачи
а) Перевести из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную:
1316
Выполнить перевод числа 100112 в десятичную систему счисления.
Пример решения задачи
1316 = 1 • 161 + 3 • 160 = 16 + 3 = 19.
Таким образом, 1316 = 19.
100112 = 1 • 24 + 0 • 23 + 0 • 22 + 1 • 21 + 1 • 20 = 16+0+0+2+1 = 19. Таким образом, 100112 = 19.
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования 5 любых чисел.
Пример решения задачи
В ячейки в Microsoft Excel вносятся любые пять чисел.
Реализация данной задачи отражена в программном коде:
Sub Пример1()
Dim i As Integer
i = 2 ‘неявно объявляем переменную для номера строки.
s = 0 ‘обнуляем первоначальную сумму.
Do While Cells(i, 1) <> "" ‘выполняем цикл, пока не встретится пустая ячейка в столбце А.
s = s + Cells(i, 1) ‘суммируем цифры.
i = i + 1 ‘увеличиваем переменную смещения строк для изменения адресов ячеек.
Loop ‘окончание цикла.
Range("B1") = " Сумма чисел равна" ‘вводим в ячейку В1 поясняющую надпись.
Range("C1") = s ‘помещаем вычисленную сумму в ячейку С1.
End Sub
В окне Microsoft Excel получим следующий результат:
в) Заполните 6 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Дата продажи
Цена за единицу
Количество проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую скидку в 5% по каждой покупке.
Пример решения задачи
В книге Microsoft Excel набираем следующую таблицу:
Реализация данной задачи отражена в программном коде:
Sub Пример2()
Dim i As Integer
i = 2 ‘неявно объявляем переменную для номера строки.
Do While Cells(i, 1) <> "" ‘выполняем цикл, пока не встретится пустая ячейка в столбце А.
Cells(i, 5) = Cells(i, 4) * Cells(i, 3) - Cells(i, 4) * Cells(i, 3) * 0.05 ‘расчет стоимости каждой сделки с учетом стоимости.
i = i + 1 ‘увеличиваем переменную смещения строк для изменения адресов ячеек.
Loop ‘окончание цикла.
Range("E1") = "Стоимость с учетом скидки" ‘помещаем наименование столбца в ячейку E1.
End Sub
После выполнения программного кода получим следующую таблицу:
Варианты контрольных заданий
Вариант 1
1. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
2. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
160(10); 235(10)
Выполнить сложение
1011001001(2) +1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования 5 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Дата продажи
Цена за единицу
Количество проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую скидку в 5% по каждой покупке.
Вариант 2
1. Классификация и виды программного обеспечения.
2. Информация. Виды данных и информации. Свойства информации.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
760(10); 335(10)
Выполнить вычисление.
1011001001(2) – 1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Остаток на банковском счете, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на банковском счете на 10%.
Вариант 3
1. Формы представления информации и передачи данных.
2. Программирование в VBA. Операторы присвоения.
3. Задача.
а) Переведите числа. 105,7910®2, 8,16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 5 натуральных чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки c учетом скидки 1,5% на один любой товар.
Вариант 4
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Виды и основные характеристики памяти.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
216(10); 136(10);
Выполнить вычисление.
1010101101(2) – 110011110(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения ряда чисел от 1 до11.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на счете каждого клиента на 5%.
Вариант 5
1. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
2. Формализация. Типы информационных моделей.
3. Задача.
а) Перевести данное число в десятичную систему счисления.
10101000(2); 101111110(2));
Сложить числа.
1010100111(2)+11000100(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от 1 до 15.
в) Заполните 8 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом 2% к каждой покупки.
Вариант 6
1. Программирование в VBA. Операторы циклов.
2. Классификация и виды программного обеспечения.
3. Задача.
а) Перевести данные числа в десятичную систему счисления.
101000111(2); 110001001(2);
Сложить числа.
1100011010(2)+11101100(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -5 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Кол-во заказанного товара
Дата покупки
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую разницу между количеством заказанного и проданного товаров.
Вариант 7
1. Формализация. Типы информационных моделей.
2. Назначение и возможности операционной системы WINDOWS.
3. Задача.
а) Переведите числа. 311,168®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения ряда чисел от 1 до 7.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 2%.
Вариант 8
1. Назначение и возможности операционной системы WINDOWS.
2. Программирование в VBA. Операторы присвоения.
3. Задача.
а) Переведите числа. 101001110011,11011112®8, 10,16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования 5 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Кол-во заказанного товара
Дата покупки
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую разницу между количеством заказанного и проданного товаров.
Вариант 9
1. Основные этапы разработки и исследования моделей.
2. Операционная система, ее место в программном обеспечении ПК и основные функции.
3. Задача.
а) Переведите числа. 152,1610®2, 8, 16
б) Создать программу VBA, реализующую получение произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 1,5%.
Вариант 10
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Программирование в VBA. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
116(10); 121(10);
Выполнить вычисление.
1010101101(2)+ 110011110(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -2 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом скидки 2% к каждой покупки.
Вариант 11
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Формализация. Типы информационных моделей.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
360(10); 235(10)
Выполнить вычисление.
1011001001(2) -1100111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 натуральных чисел.
в) Заполните 6 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом 0,5% к каждой покупки.
Вариант 12
1. Программирование в VBA. Операторы циклов.
2. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
250(10); 557(10);
Выполнить вычисление.
1011001001(2) – 1000111011(2)
б) Переведите числа. 312,248®2, 10, 16
в) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 5 натуральных чисел.
г) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом скидки 30% на один любой товар.
Вариант 13
1. Формы представления информации в персональном компьютере.
2. Программирование в VBA. Операторы присвоения.
3. Задача.
а) Перевести данное число в десятичную систему счисления.
10101000(2); 101111110(2));
Сложить числа.
1010100111(2)+11000000(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Остаток на банковском счете, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на банковском счете на 12%.
Вариант 14
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
460(10); 235(10)
Выполнить вычисление.
1011101001(2) -1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -5 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на счете каждого клиента на 3%.
Вариант 15
1. Формализация. Типы информационных моделей.
2. Объекты VBA.
3. Задача.
а) Переведите числа. 321,568®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Остаток на банковском счете, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую увеличение остатка на банковском счете на 10%.
Вариант 16
1. Программирование в VBA. Операторы циклов.
2. Формы представления информации в персональном компьютере.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
112(10); 135(10)
Выполнить сложение
1011001001(2) +1100111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 6 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Цена за единицу
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждой покупки с учетом 1,5% к каждой покупки.
Вариант 17
1. Программирование в VBA. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
2. Формализация. Типы информационных моделей.
3. Задача.
а) Переведите числа. 211,448®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую получения произведения 7 любых чисел.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 1,5%.
Вариант 18
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики
2. Основные этапы разработки и исследования моделей.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
216(10); 136(10);
Выполнить вычисление.
1010101101(2) – 110011110(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -5 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия клиента банка
Приход, руб.
Расход, руб.
Создать программу VBA, рассчитывающую уменьшение остатка на банковском счете каждого клиента на 30 руб.
Вариант 19
1. Программирование в VBA. Выражения и операторы.
2. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
3. Задача.
а) Переведите числа. 1248®2, 10, 16
б) Создать программу VBA, реализующую получения произведения 7 любых чисел.
вг) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Фамилия абонента
Цена за минуту разговора
Время звонка
Создать программу VBA, рассчитывающую стоимость каждого звонка с учетом скидки 2,5%.
Вариант 20
1. Назначение и возможности операционной системы WINDOWS.
2. Формы представления информации в персональном компьютере.
3. Задача.
а) Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
450(10); 125(10)
Выполнить сложение
1011001001(2) + 1000111011(2)
б) Создать программу VBA, реализующую алгоритм суммирования ряда чисел от -1 до 10.
в) Заполните 7 строк электронной таблицы MS Excel, имеющей следующие поля:
Наименование товара
Кол-во заказанного товара
Дата покупки
Кол-во проданного товара
Создать программу VBA, рассчитывающую разницу между количеством заказанного и проданного товаров.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики.
2. Формы представления информации в персональном компьютере.
3. Системы счисления. Классификация и кодирование информации.
4. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
5. Основные элементы блок-схем. Линейные, разветвляющиеся, цикличные, комбинированные алгоритмы.
6. Алгоритмические процедуры и функции, их взаимодействие.
7. Этапы подготовки и решения задач.
8. Основы программирования. Виды языков. Обзор языков программирования высокого уровня. Основы визуального программирования.
9. Использование переменных и констант. Использование структур с условиями.
10. Работа с циклами.
11. Основы создание интерфейса пользователя. Создание макросов.
12. Основные характеристики ПК и принципы его выбора.
13. Структурная схема ПК и назначение основных функциональных блоков.
14. Назначение основных функциональных узлов микропроцессора: устройство управления, арифметическо - логическое устройство и интерфейсная система.
15. Виды и основные характеристики памяти.
16. Назначение, разновидности и основные характеристики накопителя на жестких и гибких магнитных дисках, на оптических дисках.
17. Особенности работы с гибкими дисками, форматирование дискет. Работа с жесткими дисками, форматирование винчестера, программы разбиения на логические диски.
18. Назначение и разновидности и основные характеристики видеомониторов, принтеров и сканеров.
19. Классификация и основные характеристики программного обеспечения.
20. Операционная система, ее место в программном обеспечении ПК и основные функции.
21. Файлы и каталоги на дисках, путь к файлам, методы точной и глобальной ссылки на файлы, атрибуты файлов.
22. Компьютерные вирусы, основные симптомы и меры противодействия.
23. Классификация антивирусных программ, назначение программ AidsTest, DrWeb, Norton Antivirus.
24. Операционная система Windows , преимущества и недостатки, запуск Windows и выход. Рабочий стол Windows , назначение элементов рабочего стола.
25. Работа с меню и справочной системой Windows , условные обозначение в меню, системное меню, контекстные меню.
26. Windows . Настройки (Панель управления. Настройка экрана, мыши).
27. Windows . Настройка панели задач (Создание и удаление папок меню, ярлыков, программ).
28. Windows. Работа в Проводнике (Вид, меню, панели инструментов, работа с файлами, папками).
29. Windows. Работа c Проводником (Запуск. Перемещение по файловой системе, по текущему каталогу), назначение папки “Корзина”.
30. Windows. Работа с Проводником (Выделение , переименование, удаление файлов и папок). Изменение вида дерева на панели.
31. Windows .Работа с дисками . Поиск файлов на диске. Работа с Проводником.(Выделение, установка атрибутов. Создание папки).
32. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей.
33. Формализация. Типы информационных моделей.
34. Основные этапы разработки и исследования моделей.
Библиографический список:
1. Абросимов, А.Г. Информатика [Текст]: учеб. пособие в 2-х ч. / А.Г. Абросимов, Н.И. Павлова, Г.М. Щеглов. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2008. – 393 с.
2. Анисимов, В. Ю. Практикум по информатике для студентов 1 курса заочной формы обучения [Текст] / В. Ю. Анисимов, Л. В. Киселева. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. – 80 с.
3. Косарев, В.П. Информатика. Практикум для экономистов. [Текст]: учеб. пособие / В.П. Косарев, Е. А. Мамонтова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 544 с.
4. Макарова, Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере [Текст] / Н.В. Макарова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 256 с.
5. Музычкин, П.А. Excel в экономических расчетах [Текст]: учеб. пособие / П.А. Музычкин, Ю.Д. Романов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 304 с.
6. Симонович, С.В. Общая информатика [Текст] / С.В. Симонович. – СПб.: Питер, 2008. – 428 с.
7. Симонович, С.В. Информатика: базовый курс [Текст]: учебник / С.В. Симонович. – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.
8. Слепцова, Л. Д. Программирование на VBA в Microsoft Office 2010: Самоучитель [Текст] / Л. Д. Слепцова. – М.: Изд-во Вильямс, 2010. – 432 с.
9. Walkenbach, J Excel 2010. Power Programming with VBA [Electronic resource] / J. Walkenbach. – Wiley Publishing, Inc., Indianapolis, Indiana, 2010. – Access mode: http://excelvba.ru/UsefulBooks/book9.pdf
10. Walkenbach, J Excel 2007. Power Programming with VBA (+CD) [Electronic resource] / J. Walkenbach. – Wiley Publishing, Inc., Indianapolis, Indiana, 2010. – Access mode: http://ExcelVBA.ru/UsefulBooks/book10.rar
Задания для самостоятельной работы
Лабораторная работа № 1. Разработка алгоритмов
1. Разработайте алгоритмы для нахождения:
- суммы чисел;
- среднего значения;
- максимального значения;
- минимального значения;
2. На основе представленных данных (табл. 1) разработать алгоритм определения среднего балла каждого студента
Таблица 1
ФИО
| Информатика
| История экономики
| Экономическая теория
| Философия
| Иванов И.И.
|
|
|
|
| Петров И.Д.
|
|
|
|
| Сидоров И.Б.
|
|
|
|
| Сидорова М.Г.
|
|
|
|
| Миронова П.Н.
|
|
|
|
|
3. Отчет оформите в виде блок-схем в MS Word.
|