Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Испанская драматургия XVII в.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»

О.В. Тихонова

История зарубежной литературы XVII – XVIII вв.

Учебное пособие для вузов

переиздание

 

 

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

 

 

Утверждено научно-методическим советом филологического факультета

17 декабря 2012 г., протокол № 4

 

Рецензент доц., к.ф.н. Инютин В. В.

 

Пособие подготовлено на кафедре зарубежной литературы филологического факультета Воронежского государственного университета.

 

 

Рекомендовано для бакалавров 1 курса филологического факультета Воронежского государственного университета

 

 

Для специальности: 032700 – Филология

 

Данное методическое пособие знакомит студентов с особенностями литературного процесса в западноевропейских странах периода развития раннебуржуазных отношений. Основная целькурса – продемонстрировать сложный, противоречивый характер переходной эпохи, завершающейся Великой французской буржуазной революцией 1789–94гг.

Особой задачей историко-литературных курсов на младшей ступени обучения становится не только ознакомление студентов с историко-литературным материалом, но и выявление общих и национальных особенностей литературных явлений. При этом мы считаем приоритетным сделать акцент на теоретический материал (литературные направления периода, жанры, стиль), на расширение и углубление понятийного аппарата студентов (литературоведческие, культурологические термины и понятия).



Основой данного пособия стал фактический материал лекций, представленный в виде тезисов. Мы рекомендуем дополнять его при построении занятий устным комментарием преподавателя или сообщениями студентов по темам, использованием дополнительного материала (по выбору преподавателя) и соотносить с практическими занятиями. Обучение литературоведческому анализу художественных текстов является одной из важнейших задач курса.

Вышеназванными задачами определяется и структура данного пособия. В него включены тезисные планы лекций по курсу, определения основных теоретических понятий, сведения о произведениях, планы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям и коллоквиумам.

Тематический план курса

Раздел 1. Литература XVII в.

Тема 1. Особенности эпохи. Мировоззрение и эстетические направления. Понятие о классицизме и барокко.

Тема 2. Испанская драматургия XVII в. Барокко. Творчество Кальдерона.

Тема 3. Французская классицистическая драматургия. Трагедия (Корнель, Расин). Комедия (Мольер).

Тема 4. Историко-литературный процесс в Англии и Германии XVII в.

Раздел 2. Литература XVIII в.

Тема 1. Понятие о Просвещении. Литературный процесс в Западной Европе.

Тема 2. Просвещение в Англии. Особенности, периодизация, тенденции и персоналии. Развитие жанра романа.

Тема 3. Просвещение во Франции. Особенности, периодизация, философские и социальные теории, развитие прозаических жанров.

Тема 4. Просвещение в Германии. Особенности, периодизация, направления, литературные феномены. Понятие о «Буре и натиске» и «Веймарской классике».

 

 

Планы лекций

Вводная: Общая характеристика периода. Литературная ситуация, борьба направлений

1. Особенности исторической и культурной эпохи.

2. Противоречия и тенденции в искусстве. Стили и направления. Ренессансная традиция.

3. Понятие о барокко.

4. Понятие о классицизме.

Испанская литература XVII в. Барокко в Испании

1. Специфика развития испанской литературы в XVII в. и исторический процесс.

2. Развитие драматургии и система жанров испанской драмы в творчестве Лопе де Веги.

3. Барочная драматургия в творчестве Кальдерона. Новаторство.

Французская литература XVII в. Драматургия классицизма

1. Общая характеристика исторического и литературного процесса во Франции. Соотношение и борьба направлений.

2. Драматургия классицизма. Развитие теории классицизма во Франции.

3. Трагедия классицизма.

4. Комедия классицизма.

Литературный процесс в западноевропейских странах в XVIII в. Понятие о Просвещении

1. Особенности культурной эпохи VIII в. Понятие о Просвещении. Основы идеологии.

2. Концепция личности.

3. Литература эпохи Просвещения. Основные тенденции. Направления. Жанры и формы. Новаторство.

5. Границы и периодизация литературы эпохи Просвещения.

Английская литература эпохи Просвещения. Развитие романа

1. Просвещение в Англии.

2. Английский роман раннего Просвещения. Общие особенности.

3. Просветительское содержание и тип героя в романе Дефо «Робинзон Крузо».

4. Композиция и проблематика романа Свифта «Путешествия Гулливера». Объекты и приёмы сатиры.

 

Английский роман второй трети XVIII в.

1. Английский роман зрелого и позднего Просвещения. Общие особенности.

2. Романные модели Ричардсона и Филдинга. Просветительское содержание.

3. Стерн и новый тип романа и героя. Английский сентиментализм.

Французская литература эпохи Просвещения

1. Особенности Просвещения во Франции. Периодизация.

2. Раннее Просвещение. Вольтер.

3. Просветительство в сер.– 2 пол. XVIII в. Радикализм. Энциклопедия и энциклопедисты.

4. Деятельность и творчество Дидро и Руссо.

Немецкая литература эпохи Просвещения

1. Специфика культурного процесса в Германии. Немецкое Просвещение. Периодизация.

2. Ранний период. Готшед и немецкий классицизм.

3. Расцвет Просвещения. «Эпоха Лессинга». Теория и практика драмы.

4. Позднее Просвещение.

Творчество Гете и Шиллера периода «Бури и натиска» и «Веймарской классики»

1. Немецкий сентиментализм. Произведения Гёте и Шиллера периода «Бури и натиска».

2. «Веймарская классика» в творчестве Гёте и Шиллера.

3. Место трагедии «Фауст» в немецкой литературе.

3. Творчество Гёте после смерти Шиллера. Основные тенденции.

 

Тезисы лекций

Раздел 1

Особенности исторического и литературного развития стран Западной Европы в XVII веке. Основные литературные направления.

К началу XVII века в западноевропейских странах начинают развиваться буржуазные отношения. Это эпоха Нового времени, которая связана с постепенным распадом феодальной системы. Но процесс этот был длительным и сложным. XVII век – это эпоха противоречий, контрастов. Они проявляются на разных уровнях: в сознании, в государственной и политической системах, в отношении к религии.

Противоречива сама картина европейской жизни.

1. В Англии происходит буржуазная революция, укрепляются капиталистические отношения в Нидерландах. Но в других странах происходит наоборот процесс рефеодализации (Испания, Германия).

2. В XVII веке в Европе существуют католические страны (Испания, Италия), но в других утверждается протестантская церковь (Англия, Германия). Вопросы религии и отношений с церковью имеют огромное значение в эту эпоху. С церковью было связано образование, искусство и литература. Проблемы религии определяли часто и политику государств. Например, во Франции, где сильны были обе религиозные партии (католики и гугеноты), долгое время длились религиозныевойны. Их причиной была и борьба за власть.

3. Наряду с централизованными (унитарными) странами (Франция, Англия, Испания) остаются раздробленными феодальными Германия, Италия (объединение их произошло в конце XIX в.)

4. Продолжает развиваться наука (особенно опытная), но церковь преследовала многих учёных.

Мировоззрение нового века тоже противоречиво. Человек не ощущает себя в гармонии с миром, как это было в эпоху Ренессанса. На смену оптимизму Возрождения приходит трагический взгляд на мир и человека.

В искусстве XVII в. сосуществуют и борются несколько контрастных направлений и стилей: ренессансная традиция, классицизм и барокко.

Новые направления – классицизм и барокко – зародились ещё в XVI веке, но расцвета достигли в XVII в.

 

БАРОККО– направление в изобразительном искусстве и литературе. Сам термин «барокко» означает «странный», «причудливый», «неправильный». С конца XIX в. этим термином стали обозначать новое искусство, пришедшее на смену Ренессансу.

 

Черты барокко в литературе

1. Трагическое восприятие жизни. Основная идея барокко – идея зависимости человека от непонятного, сложного мира. Но в высоком барокко ей противостоит идея единичной воли, силы характера.

2. Высокая экспрессивность; сложность, даже громоздкость формы произведения (выражается в яркой метафорике, пристрастии к гротеску, символике, оксюморонам, в усложнённой композиции произведений, антитезах).

3. Сочетание в одном произведении контрастных явлений, противоположностей.

 

В барокко выделяют несколько течений (направлений), которые складывались в разных условиях и акцентировали разные аспекты новой эстетики:

1. Особняком стоит в исследованиях истории литературы и искусства XVI – XVII вв. такое явление, как маньеризм. Это одно из ранних свидетельств проявления мироощущения нового времени и следования барочной эстетике. Зарождается ещё в недрах эстетики Ренессанса, многими исследователями рассматривается именно как стилевое течение позднего Возрождения, даже как свидетельство его кризиса. Свидетельствует о поисках в области языка выразительности на «рубеже» культурных и эстетических эпох. Отличается усложнённой, изощрённой поэтической манерой (сам термин уже подчёркивает данной аспект), что является результатом принципиально нового отношения к самому искусству. На первый план выдвигается индивидуальная творческая инициатива поэта, новый принцип образности. Маньеризм отражает трагизм мироощущения «пограничного» периода (идеи относительности, быстротечности всего сущего, предопределения, скептицизм и мистицизм, и т. д.). Проявился, прежде всего, в дворянской культуре (напр., во Франции). Является, таким образом, в целом «пограничным» явлением между поздним Ренессансом и собственно направлением барокко XVII в.

Маньеризм – это систематизирующее общее наименование для целого ряда явлений искусства. В литературе с ним, так или иначе, связывают гонгоризм и консептизм (Испания), маринизм (Италия), эвфуизм (Англия), прециозную литературу (Франция).

2. Высокое барокко –разрабатывало «высокую», то есть философскую, общечеловеческую проблематику, затрагивало вечные вопросы. Проявилось в драме, связано с творчеством Кальдерона и Грифиуса.

3. Низовое барокко –обращается к современному, бытовому, частному материалу, опирается чаще всего на сатиру. Использует «плутовскую» традицию. Представители – Шарль Сорель, Поль Скаррон.

 

В литературе барокко проявилось в поэзии (испанцы Кеведо, Гонгора, англичанин Донн, немцы Логау и Грифиус) и в драме.

 

Испанская драматургия XVII в.

Драма является самым значительным явлением испанской национальной литературы XVII в. Вершиной её считается творчество Лопе де Веги – последнего поэта испанского Ренессанса и предвестника новой литературной традиции «века противоречий». Именно в его творчестве сложились, укрепились и развились традиционные жанры испанской драматургии: «трагедия чести», «комедия плаща и шпаги», «драма народной чести» и аутос.

Образцом барочной драматургии стало творчество Педро Кальдерона де ла Барки(1600–1681). В нём наиболее ярко проявились черты нового времени и стиля. Он стал создателем нового жанра философско-символической драмы.

В его философской драме «Жизнь есть сон» на первом месте стоит проблема свободы воли человека. Человек пытается сопротивляться роковому предсказанию. Королю Басилио предсказывают, что его сын – принц Сегизмундо – станет жестоким правителем. Король приказывает заточить сына в башню. Когда Сегизмундо становится взрослым, король хочет проверить роковое предсказание и приказывает принести его во сне тайно во дворец. Сегизмундо, ничего не знающий о жизни и о людях, проявляет свой буйный нрав. Его отец огорчён и испуган. Принца возвращают в его укрытие и убеждают, что всё, что он пережил во дворце, было сном. Но он начинает учиться понимать себя и хочет узнать мир и людей. В конце Сегизмундо становится мудрым монархом, справедливым и честным правителем. Он считает, что «главное – это творить добро».

В этой пьесе присутствуют все черты барокко: игра противоположными понятиями (жизнь ↔ сон, свобода ↔ зависимость); тема рока; действие развивается быстро, напряжённо; здесь несколько одинаково важных сюжетных линий; язык яркий, сложный.

 

КЛАССИЦИЗМ – литературное направление, развивавшееся в течение XVI – XIX вв. Расцвет его приходится на XVII – XVIII вв. Классицизм стал в это время ведущим направлением в искусстве Франции. Термин означает «образцовый». Самый яркий пример искусства классицизма – французская драматургия XVII в.

Мировоззрение классицизма опирается на понятие РАЗУМА. Классицисты считали, что с помощью разума можно упорядочить сложную картину мира. В мире надо искать гармонию, систему, симметрию.

Поэтому в искусстве классицисты предлагают целую систему правил, норм. Образцом послужила для них античность.

Черты эстетики классицизма:

1. Главное в произведении искусства – это мысль, идея, содержание.

2. Форма же должна служить идее – она должна быть простой, ясной, строгой, логичной.

3. Произведение должно быть пропорциональным, иметь чёткое строение. Действие сосредотачивается на одной сюжетной линии. Количество персонажей мало, они обозначают определённые идеи.

4. Герой классицизма – воплощение определённой идеи, положения. Поэтому характер в классицизме статичен (не развивается). Характер здесь строится на преобладании одной (важной, определяющей) черты. Все остальные «окрашены» этим качеством, зависят от него.

5. Классицизм – искусство слова, герои выражают себя не в поступках, а в речах, рассказывают о своих действиях, размышляют вслух. Отсюда и большие, часто программные монологи.

6. Основной конфликт классицизма – противоборство общего и личного начал. Чувства, эгоистические стремления, желания, страсти сталкиваются с понятием долга, с представлениями о чести, с общественным мнением, установками, с законами. Герои вынуждены таким образом постоянно выбирать между здравым смыслом, разумным (долгом) и неразумным началами (чувством).

7. Классицизм запрещает смешивать противоположные явления (высокое и низкое, смешное и серьёзное, и т.д.). Возникает иерархическая система жанров, где существуют строгие правила.

 

Высокие жанры Низкие жанры

Ода, трагедия, эпопея.   Комедия, сатира, басня, фарс.
Сюжеты – мифологические и исторические; Проблемы, темы – общезначимые, возвышенные, героические; Сюжеты и темы – современные, актуальные.
Герои и чувства – благородные. Герои – принадлежат к разным сословиям; Большую роль играют слуги или горожане (3-е сословие).
Язык и стиль – экспрессивный, патетический, яркий. Язык – более свободен, основа произведения – остроумный диалог.
В трагедии основной конфликт– столкновение долга и страсти; Разумный выбор – в пользу общего начала (чести, закона, долга). Неразумный выбор (любовь, эгоизм) приводит к трагическим обстоятельствам (смерти героя). В комедии основной конфликт – противоборство разума и неразумия, здравого смысла и заблуждения. Смешным считается то, что неразумно (прямо противоположно трагедии).
В трагедии всё внимание сосредоточено на внутреннем сложном, противоречивом состоянии героев. В комедии на первом месте – интрига. (любовные истории, случайности, недоразумения, совпадения)

8. В драматургии классицизма существует требование соблюдения «трёх единств» – времени (действие происходит только в течение

24 ч.), места (в одном месте), действия.

9. Идеал классицизма – античность. Классическая древность выступает как образец совершенного и гармоничного искусства. Писатели и художники часто обращались к образам и сюжетам античных мифов, изучали и использовали в своих произведениях материал античной истории.

10. Цель литературы – воспитывать, она должна быть полезной для общества, нести моральный урок.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.