Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Классификация прав и свобод.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД.

Классификация прав и свобод.

В юридической литературе права и свободы классифицируются по разным основаниям. К примеру, по времени появления.

По времени появления можно выделить три периода прав и свобод.

Первый периодначался с конца XVIII века и продолжился до начала XX века. Причем в нем выделяется ещё три этапа возникновения прав и свобод. Изначально правовое закрепление получают естественные права человека, такие как право на жизнь, запрет пыток, запрет на рабство, право на гражданство и другие права которые он приобретает с рождением.

Вторыми получают свое развитие либеральные права, такие как неприкосновенность жилища, свобода выбора религии, свобода передвижения, свобода торговли и предпринимательства и др.

Завершающим в этом периоде стало появление прав на демократическое участие в жизни государства. Среди них – право на участие в выборах и возможность быть избранным, право на свободу союзов и ассоциаций, право на государственную службу и т.д.

Второй периодберет своё начало после первой мировой войны и заканчивается в 80-ых годах XX века. Закреплённые в этот период права и свободы связанны в основном с влиянием социалистических идей. Это социально-экономические и культурные права и свободы, которые изначально были закреплены в советских конституциях. Закрепились такие права, как право на труд, право на отдых, право на пользование достижениями культуры, науки, искусства и т.д. Многие из Вышеперечисленных прав стали общепризнанными и закрепились в международных актах, таких как Всеобщей Декларации прав человека.



Третий период начал своё развитие с 80-х годов XX века. Его необходимость была обусловлена появлением многих серьезных проблем, таких как проблема сохранения окружающей среды. Данная проблема возникла в связи с высоким ростом потребности природных ресурсов и большим загрязнением окружающей среды. Появились проблемы связанные со свободой информации и огромной разницей в развитии многих государств. Права и свободы данного периода зафиксировались в документах ООН. Это право на здоровую окружающую среду, право на мир, право на свою территорию, право на пользование природными ресурсами и т.д.

Права и свободы можно поделить в зависимости от субъектов права на:

Ø права и свободы человека;

Ø права и свободы гражданина;

В некоторой мере различие понятий «права человека» и «права гражданина» можно объяснить наличием в юридической науке двух направлений по данной проблеме: естественно-правовая и позитивистская. Сторонники первого подхода исходят из признания прав в силу природы самого человека, а закон, по их мнению, является лишь средством фиксации уже существующих прав. В то же время позитивисты считают, что права могут даваться человеку только государством, которое их определяет и закрепляет в законе.

Но при этом, в современных условиях обе концепции прав человека и гражданина взаимодействуют, между ними нет противостояния и разногласий, они как бы дополняют друг друга. Ведь сегодня принято, что есть права, которые действительно являются прирожденными . Однако без юридической определенности и защиты они не могут обеспечиваться в полной мере.

Права человека – это совокупность предназначенных природой человека условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе. Такие права, как право человека на жизнь, право на свободу и неприкосновенность личности, на достаточный уровень жизни, на участие в политической жизни и другие, являются необходимыми условиями полноценной жизни каждого человека в любом обществе.[2]

Права и свободы можно поделить ещё по способу реализации:

Ø индивидуальные права и свободы;

Ø коллективные (групповые) права и свободы.

Индивидуальные - касаются каждого гражданина в отдельности, а коллективные касаются группы граждан. Между индивидуальными и коллективными правами имеется достаточно тесная связь, поскольку индивидуальные права представляют собой определенную совокупность коллективных прав. В общем, соответствующие индивидуальные права могут реализовываться только коллективно – например, право гражданина на забастовку, на участие в демонстрации .

Права и свободы можно поделить по характеру образования:

Ø основные права и свободы;

Ø дополнительные права и свободы.

Например, право участвовать в управлении государством – выступает в качестве основного политического права, а право избираться – производное от первого.

В юридической литературе даются и другие классификации прав и свобод: к примеру, материальные и процессуальные. Однако более традиционной и общепризнанной является классификация прав и свобод по сферам проявления человеческой деятельности: личные, политические, социальные, экономически и культурные. Основные права, свободы и обязанности обладают рядом юридических свойств. Они возникают не на основе конкретных правоотношений, а непосредственно из основного закона государства и выражают, прежде всего, отношения и связи гражданина с государством и существуют до тех пор, пока данное лицо является гражданином. Они не отчуждаемы и абсолютны, и принадлежат каждому от рождения. Осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Они реализуются через правоотношения, регулируемые нормами других отраслей права, одинаковы по содержанию и объему для всех граждан и должны реально гарантироваться государством.

1.2 Концепция прав человека и ее отражение в Конституции Республики Беларусь.

Со времени провозглашения Республики Беларусь суверенным государством в ней активно начался процесс формирования новой национальной правовой системы, основанной на принципах демократизма, приоритета общепризнанных положений международного права. Данное новое положение об отношениях государства к человеку и гражданину нашло свое закрепление на конституционном уровне.

Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Из данного конституционного положения вытекает то что, гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Гражданин признается самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества.

Конституционные права, свободы и обязанности человека, закреплены в статьях 21-63 Конституции Республики Беларусь. Целостность системы прав человека и гражданина определяется системой принциповзакрепления и реализации правового статуса, о которых будет сказано ниже.

Стоит отметить и тот факт, что в части обеспечения прав человека Конституция полностью соответствует международно-правовым стандартам. В частности в ней закреплено, что Республика Беларусь – социальное правовое государство. Конституция также воплотила в себе полный набор общепринятых прав и свобод человека, закрепленные в Международных пактах, и предусмотрела необходимые гарантии их реализации.

Положение личности в обществе определятся не только правовыми нормами, но и другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса. В общем, правовой статус личности определяется как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми она наделяется как субъект правоотношений. Каждая отрасль права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д. Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. Она закрепляет основы правового статуса личности, наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

В литературе приводится различные классификации видов правового статуса личности. По моему мнению внимания заслуживает взгляд на этот вопрос доктора юридических наук, профессора Д.М.Демичева, который выделяет:

1) общий или конституционный статус человека и гражданина;

2) специальный или родовой статус определенной категории граждан;

3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.;

4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или тройным гражданством;

5) отраслевые правовые статусы;

6) статус физического лица.

Общий конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан государства, независящим от конкретных обстоятельств.

Основой для обладания правами и обязанностями в полном объёме является гражданство. В свою очередь отсутствие такой связи или ее потеря влечет изменение комплекса прав, свобод и обязанностей.

Институт, устанавливающий основы правового статус личности, опирается на совокупность норм, закрепляющих основы конституционного строя Беларуси. Основы правового положения личности в Республике Беларусь определяют три статьи Конституции. Это – статьи 21, 22, 23.

В соответствии со статьей 21, «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства»[1].

Эти конституционные положения подчеркивают гуманистическую сущность государственной политики и общее уважение к народу.

Вторым положением в области прав человека Конституция признает равенство всех перед законом независимо от возраста, статуса или вероисповедания должен отвечать перед законом и в равной степени имеет право на защиту своих прав и свобод. Данное определение выражает принцип равенства граждан. Хотя в данном положении, по моему мнению, можно сделать некоторые доработки, к примеру, существуют разногласия полов, которые можно свести к минимуму.

Принцип равенства граждан означает, что все граждане, независимо от пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, идущими в разрез закону. Хотя, при этом, равенство перед законом не означает равенства всех в буквальном смысле. Всё-таки имеются различия в правовом положении граждан Республики Беларусь, к примеру, иностранные граждане и лица без гражданства. Так же существуют различия и в правовом положении граждан в зависимости от пола, возраста и других обстоятельств, предусмотренных законодательством.

Равноправие граждан обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Конституция не только провозглашает принцип равноправия, но и содержит специальные гарантии его выполнения. Принцип равенства граждан перед законом углубляется во многих отраслевых законодательных актах. Защита прав и свобод граждан предусматривается рядом других законодательных актов. В случае нарушения интересов граждан они вправе обращаться в компетентные органы с жалобой для отстаивания своих прав.

Равенство перед законом означает наличие, как равных прав, так и равных обязанностей. Неисполнение обязанностей влечет юридическую ответственность уголовного, гражданского или дисциплинарного характера. При реализации конституционных прав и обязанностей возникает взаимная ответственность государства и граждан.

Одно из положений в области прав человека – запрет на ограничение конституционных прав и свобод – содержится в статье 23 Конституции.

В соответствии с ней, «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону».[1]

В общем, это вполне соответствует Международным пактам о правах человека 1966 г., в которых сказано, что в целях всеобщего благосостояния государство может устанавливать ограничение прав, определенных законом и необходимых в демократическом обществе, в интересах государственной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Ко всему выше перечисленному статьей 63 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что отдельные права не могут ограничиваться даже при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения. В частности, к таковым относятся:

Ø право на жизнь (ст.24 Конституции);

Ø никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч.3.ст.25 Конституции);

Ø никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст.26 Конституции);

Ø каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст.31 Конституции).

Принципы правового положения личности имеют достаточно универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Подытожим, основными принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются:

1) Равенство всех перед законом и защиту их прав без всякого различия и дискриминации;

2) Гарантированность реализации прав и свобод личности;

3) Недопустимость ограничения прав и свобод личности;

4) Обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.


ГЛАВА 2. ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ.

Личными, или гражданскими правами и свободами признаются такие права и свободы, которые гражданин имеет как личность и человек с момента рождения и до смерти. Это самые необходимые права и свободы человека, без которых он не может существовать как индивид. Государство по общему правилу должно воздерживаться от вторжения в личную жизнь граждан, однако не полностью этому следует. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются, в следующем:

Ø Они являются, в сущности, правами человека и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

Ø Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина -

неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государством, составляющие центральную часть правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

Перечисление в Конституции Республики Беларусь основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Конституции Республики Беларусь предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан.

Единые основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека, личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:

-личные,

-политические,

-социальные, культурные, экономические.

Говоря о правах и свободах, я в качестве субъекта рассматриваю человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека.

Считается, что классификация прав и свобод достаточно условна – так

право собственности является не только личным, обеспечивающим

самостоятельность личности, но и социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека; право на определение национальности и пользование родным языком – может рассматриваться не только в сфере личных прав, но и социальных, культурных.

Тем не менее, существуют критерии, которые определяют подобное

разграничение прав. Наиболее широко определены Конституцией гарантии личных прав. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной жизнью.

Личные права включают право на жизнь, право на свободу и личную

неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

I. Право на жизнь.

Каждый имеет право на жизнь. Государство обязано защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.[4]

Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В Конституции Республики Беларусь оно признается правом, которое не может быть ограничено введением чрезвычайного положения, но как любое право может ограничиваться законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым «Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда" - что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время.

II. Право на свободу.

Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Ø Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Ø Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.[5]

Право на свободу включает в себя возможность совершать любые

правомерные действия . Неприкосновенность личности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. Право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей.

III. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную

тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Все эти права принадлежат каждому человеку как личности, касаются

только его и не могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления; врачебная тайна; тайна исповеди; тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д. УПК ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека – все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора.

Лица, проводящие следственные действия обязаны также хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в следствии. В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения данных прав – в таких случаях, в соответствии с Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно- компенсационные меры.

IV. Право на жилище и его неприкосновенность.

Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья. (Ст. 48 КРБ). И др.

Следующая группа прав гарантированная гражданам Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь, это политические права.

Под политическими правами и свободами подразумевают права,

затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся:

Ø право на свободу мысли,

Ø право беспрепятственно придерживаться своих мнений,

Ø право на свободу искать, получать и распространять информацию,

Ø право намирные собрания, право на свободу ассоциаций,

Ø право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей,

Ø право избирать и быть избранными и др.

В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Согласно ст.3 Конституции Республики Беларусь «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону». Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

Так в соответствии со ст. 38 Конституции Республики Беларусь:

- Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Статьей 35 Конституции Республики Беларусь гарантируется свобода

собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

- Каждый имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские

работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Такими объединениями являются - добровольные, самоуправляемые,

некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение. Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц (за исключением политических партий и профсоюзов). Статья 36 Конституции Республики Беларусь фиксирует гарантию свободы деятельности общественных объединений. Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решении государственных проблем.

Главной из основных функций партий является информационная; с помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство.

Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей.

Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина, обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента Республики Беларусь необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Национального собрания - 21 года.

Конституция Республики Беларусь, помимо личных и политических

конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку

достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие

доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного,

технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании

учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

Преобразования, происходящие в экономической жизни, потребовали

внесения корректив в соответствующие статьи Основного Закона.

Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. С целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений Конституция Республики Беларусь устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. При этом субъект экономического права может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является, закрепленное в Конституции Республики Беларусь право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне.

Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями белорусского права.

Наряду с правами и свободами, действующим Законодательством Республики Беларусь предусмотрены и обязанности граждан Республики Беларусь. Так, в частности:

- Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

- Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

- Каждого лицо обязано действовать таким образом, чтобы уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц. По существу в ней вдет речь о том, что права индивидуума заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Невыполнение этой обязанности влечет юридическую ответственность.

- Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и

- другие национальные ценности.

- Охрана природной среды - долг каждого.

- Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

- Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг

- гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.

- Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

Юридической обязанностью каждого, кто находится на территории

Республики Беларусь, является обязанность соблюдать ее Конституцию и законы. При их нарушении возможно привлечение виновного лица к ответственности, в том числе уголовной, административной, гражданско-правовой и иной ответственности.

Требование о соблюдении законов носит достаточно общий характер. Можно предположить, что, во-первых, речь идет о законах, которые соответствуют Конституции, так как в случае расхождения Конституции и закона должна действовать Конституция (ст. 137, 142 Конституции). Во-вторых, эта обязанность распространяется на все (не только Конституцию и законы) нормативные акты, если они изданы на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Что же касается невыполнения провозглашенного в Конституции требования об уважении национальных традиций, то, на мой взгляд, если при этом не нарушаются правовые нормы, может наступать лишь моральная ответственность.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются инарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него. По сути дела, в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Особую тревогу вызывает состояние социально-экономических прав, в особенности права на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное социальное обеспечение. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходный характер белорусского общества. В первую очередь, сказывается достаточно плачевная ситуация в сфере экономики, отсутствия у государства необходимых средств. Но "списывать" слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства - заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

ИСТОЧНИКИ

 

1. Конституция Республики Беларусь[1]

2. Закон Республике Беларусь “О гражданстве в Республике Беларусь” от 01.08.2002 г.

3. Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 г. «О внесении дополнений и изменений в действующие законодательные акты гражданстве»

4. http://minjust.by/ru/human_rights/new_url_373817859 [2]

5. http://bip-ip.com/prava-cheloveka-i-ih-klassifikatsiya/ [3]

6. ст.24 Конституции Республики Беларусь [4]

7. ст. 25 Конституции Республики Беларусь [5]

8. Основы конституционного права: курс лекций. В 2 ч. Ч.1 / А.И. Курак.

9. Василевич Г.А. «Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь» Минск. Право. 1999. С231.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.