Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Автомобиль является сложным объектом труда. При проведении технического обслуживания и особенно текущего ремонта требуется выполнять многие виды работ: от уборочно-моечных до сварочных и окрасочных. Некоторые виды работ по технологии и мерам производственной безопасности несовместимы и должны выполняться на разных производственных участках. Для некоторых видов работ требуются узкопрофильные специалисты.
Места технологических воздействий при техническом обслуживании и ремонте могут быть сбоку, снизу автомобиля, внутри салона и т.д. Это выдвигает требования к расположению исполнителей, последовательности операций, которые необходимо выполнить при минимальном перемещении объекта. Взаимосвязь перечисленных и ряда других факторов характеризует совершенство технологического процесса.
Дисциплина «Техническая эксплуатация трансмиссий, ходовой части автомобилей и систем, обеспечивающих безопасность движения» относится к числу специальных дисциплин в учебном плане направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», профиль «Автомобильный сервис». Дисциплиной предусматривается изучение вопросов технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей. Основными формами изучения дисциплины являются: прослушивание лекций, выполнение лабораторных работ, выполнение курсовой работы, самостоятельная работа студентов с рекомендованными источниками основной и дополнительной литературы по решению конкретных производственных задач, связанных с организацией обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. Методика, изложенная в учебном пособии, может быть полезна при выполнении технологической части дипломного проекта. Цель курсовой работы – формирование научных, профессиональных знаний и навыков в области технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
В процессе выполнения курсовой работы студенты описывают технологию технического обслуживания и ремонта автомобиля конкретной марки согласно варианту задания. Варианты, приведенные ниже, выбираются согласно двум последним цифрам зачётной книжки.
1. ГАЗ-31105-501/590 «Волга»
2. Газель Бизнес
3. Lada Granta/2190
4. Lada 4х4
5. UAZ Patriot
6. Ford Fiesta
7. Аudi A4
8. BMW X5
9. Chery Amulet
10.Chevrolet Lacetti
11.Citroёn С4
12.Daewoo Nexia
13.Fiat Albea
14.Honda CR-V
15.Hyundai Accent
16.Kia Cerato
17.Lexus GX470
18.Mazda 6
19.Mercedes Benz S-Class
20.Mitsubishi Lancer
21.Nissan Almera Classic
22.Opel Corsa
23.Renault Sandero
24.Skoda Octavia A5
25.Subaru Impreza
26.Toyota RAV4
27.Great Wall Hover
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
В первой главе работы приводится фотография заданного автомобиля с описанием его технических и конструктивных характеристик.
Вторая глава содержит описание технологии технического обслуживания отдельных агрегатов и узлов автомобиля. Техническое обслуживание автомобилей в РФ проводится по так называемой планово-предупредительной системе. Особенность этой системы заключается в том, что все автомобили проходят техническое обслуживание по плану-графику в обязательном порядке. Основная цель технического обслуживания – предупреждение отказов и неисправностей, предотвращение преждевременного износа деталей, своевременное устранение дефектов, препятствующих нормальной работе автомобиля. Таким образом, техническое обслуживание является профилактическим мероприятием.
Отказом называется нарушение работоспособности автомобиля, приводящее к временному прекращению его нормальной эксплуатации (остановка на линии, нарушение расписания движения и т.п.).
Все другие отклонения технического состояния подвижного состава и его агрегатов от установленных норм являются неисправностями.
В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно- диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов.
Согласно действующему «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» техническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения и поддержание надлежащего внешнего вида.
Выполняя ежедневное техническое обслуживание, производят уборочно-моечные работы, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Работы по ЕО выполняют после окончания работы автомобиля на линии и перед выездом на линию.
Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных работ, производимых без снятия агрегатов и приборов с автомобиля и их разборки.
Второе техническое обслуживание, помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контрольно-диагностических и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агрегатов. Отдельные приборы снимаются с автомобиля и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.
Сезонное обслуживание проводится два раза в год и предусматривает выполнение работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются совместить с очередным ТО-2. Характерными работами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смазки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывка топливного бака. Перед началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и системы отопления в кабине автомобиля.
Периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине пробега в зависимости от условий эксплуатации.
В табл. 1 приведены данные о периодичности ТО-1 и ТО-2 подвижного состава для I категории условий эксплуатации.
Периодичность технического обслуживания сокращается на 20% для II категории и на 40% для III категории условий эксплуатации.
Таблица 1
Периодичность технического обслуживания
для различных типов автомобилей
Типы автомобилей
| Периодичность технического
обслуживания, км
| ТО-1
| ТО-2
| Легковые
|
|
| Автобусы
|
|
| Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей
|
|
|
Для заданного автомобиля заводом-изготовителем предусмотрены другие периодичности технического обслуживания, которые представлены в таблице 2. Для каждого автомобиля данная таблица может иметь собственный вид.
После описания периодичности технического обслуживания отдельных узлов автомобиля необходимо рассмотреть отдельно по системам каждый из видов работ, представленный в табл. 2:
- техническое обслуживание двигателя (перечисляются и описываются работы согласно табл. 2);
- техническое обслуживание трансмиссии;
- техническое обслуживание ходовой части и т.д.
В третьей главе приводится перечень необходимого для выполнения рассмотренных работ инструмента и оборудования, а также стоимость работы исходя из норматива 1 000 руб./ч. Нормативные трудоёмкости приведены в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Таблица 2
Периодичность технического обслуживания
Объекты обслуживания
| Периодичность (пробег или время в месяцах,
что наступит раньше)
|
Рекомендации
| Х 1000 км
| 10 20 30 40 50 60 70 80 мес
| Ремень привода ГРМ
|
|
| Зазоры в клапанах (бензиновые двигатели)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Зазоры в клапанах (дизельные двигатели)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ремни привода навесных агрегатов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Моторное масло
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Масляный фильтр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Шланги и соединения систем охлаждения и обогрева
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Охлаждающая жидкость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Приемная труба системы выпуска и крепление
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Свечи зажигания (обычный тип свечей зажигания)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Свечи зажигания (платиновые свечи зажигания)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аккумуляторная батарея
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Топливный фильтр (бензиновые двигатели)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Топливный фильтр (дизельные двигатели)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Водоотстойник (дизельные двигатели)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Воздушный фильтр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Крышка топливного бака, топливопровода
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кислородный датчик
|
|
| Система вентиляции картера двигателя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Жидкость гидропривода сцепления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Стояночный тормоз
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тормозные колодки и барабаны
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тормозные колодки и диски
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тормозная жидкость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Трубопроводы и шланги тормозной системы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рабочая жидкость усилителя рулевого управления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рулевое управление
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Шаровые шарниры и чехлы приводных валов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Масло в механической КПП и раздаточной коробке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рабочая жидкость АКПП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фильтр АКПП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Масло в редукторе переднего (4WD) и заднего моста
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Передняя и задняя подвеска
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Болты и гайки на шасси и кузове
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Состояние шин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Все световые приборы, сигналы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Хладагент системы кондиционирования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей выполняют на предприятиях автосервиса, предприятиях фирменного автосервиса, на автотранспортных предприятиях. Предприятиями автосервиса считаются учреждения, организации, предприятия, а также частные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью с правом на проведение конкретных видов работ для обслуживания автотранспортных средств.
Предприятиями фирменного автосервиса считаются организации, учреждения, предприятия, а также предприниматели, отвечающие всем требованиям предприятий-изготовителей автотранспортных средств к сервисным подразделениям и обслуживанию автотранспортных средств и получившие в установленном порядке от владельца товарного знака фирмы права на его использование.
Постоянное поддержание высокой технической готовности автомобилей, обеспечение их работоспособности, безотказности и долговечности являются основными задачами различных предприятий автосервиса, служб эксплуатации автотранспортных предприятий. Для выполнения этих задач в настоящее время на автотранспортных предприятиях при техническом обслуживании автомобилей все шире применяются средства механизации, диагностики и новые формы организации труда. Поэтому от персонала по обслуживанию автомобилей и их ремонту требуются не только знание их устройства, но и практические навыки пользования современным оборудованием, умение применять при диагностике необходимые приспособления, инструмент, контрольно- измерительную аппаратуру и иное оборудование. Кроме того, работник должен знать и уметь применять на практике основные методы и способы восстановления деталей, технологию ремонтных работ, проводить испытания автомобилей после ремонта с целью обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.
Список использованных источников
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Минавтотранс РСФСР. – М.: Транспорт, 1983.-86 с.
2. Горфин И.С., Погребной С.Н., Владимиров А.А. Lada Granta/2190. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. – М.: ООО «ИДТР», 2012. – 320 с.
3. Владимиров А.А., Погребной С.Н. ГАЗ-31105-501/590 «Волга». Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2008. – 352 с.
4. Ревин А. ГАЗель Бизнес. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. - М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2011. - 304 с.
5. Ревин А. LADA 4х4. Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. Иллюстрированное руководство. - М.: ООО «Книжное издательство «За рулем», 2011. - 320 с.
|