Суд над овощами (луком и чесноком) ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК БИОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
Тема: Луковые овощи: биологические особенности, выращивание, использование
Цель урока:
Закрепление ранее полученных знаний по биологии и технологии (сельскохозяйственный труд, кулинария), изучение биологических особенностей и агротехники луковых овощей, формирование навыков здорового питания.
Оборудование:
Таблицы, компьютерный диск по биологии для 6-7 классов издательства «Кирилл и Мефодий», компьютер, микроскопы, энциклопедия по кулинарии, инструкционные карты, рецепты салатов, кухонный инвентарь.
Подготовка к уроку: за 2-3 недели до урока учащиеся по желанию закладывают дома простые опыты по выращиванию зеленого лука в помещении (варианты опытов см. с. 53-54).
Ход урока:
Урок ведут учитель технологии и биологии. Желательно провести его в виде двухчасового занятия.
Учитель технологии: В России выращивают более 60 видов овощных культур, в том числе и многочисленные луковые. На уроках биологии вы получили много информации, которая поможет выращивать различные овощные культуры. Сегодня мы повторим знания, полученные на уроках биологии, и будем использовать их на практике.
Учитель биологии проводит фронтальный опрос с целью обобщения и актуализации знаний о строении луковицы как видоизмененного побега.
Вопросы: К какому классу относится лук? Докажите, что лук принадлежит к классу однодольных растений. Как называется семейство, к которому относится лук? Определите род и вид.
Лабораторная работа
Задание 1. Рассмотрите срез лука репчатого и докажите, что лук — это видоизмененный побег.
(Учащиеся рассматривают продольный срез луковицы,
определяют местонахождение видоизмененных листьев,
стебель и почки.)
Задание 2. Приготовить микропрепарат кожицы лука.
Рассмотреть строение растительной клетки.
(Используются карточки-задания и лабораторное оборудование.)
Вопросы: Как называются главные части клетки? Что вещества поступают через поры в клеточной стенке? Что такое межклетники и чем они заполнены? Какие органоиды содержатся в клетке кожицы лука? Что находится в вакуолях? Из чего состоит клеточный сок? В чем отличия молодой клетки от старой клетки? С чего начинается деление клетки?
Прослушивание озвученного текста с иллюстрациями о строении клетки лука на компьютере. Тестовый контроль знаний с применением компьютера.
Учитель технологии знакомит школьников с основами агротехники лука репчатого.
Известно около 500 видов растений семейства луковых. Наиболее известны лук репчатый, лук-батун, лук-порей, шнитт-лук, многоярусный лук, чеснок.
(Демонстрация фото из энциклопедии по кулинарии.)
Лук репчатый — многолетнее, двух- и трехлетнее растение. Для получения продовольственного лука-репки у большинства сортов требуется 2 года. В первый год при густом посеве из семян выращивают мелкие луковицы (лук-севок). На второй год из севка выращивают лук-репку. Из лука-репки (маточника лука) на 3-й год получают семена.
Лук хорошо растет на легких суглинках, супесях, черноземах, богатых органическими веществами. Лучшими предшественниками в севообороте могут быть огурец, томат, ранний картофель, капуста.
Чтобы получить высокий урожай лука, используют сортовой лук-севок, который хранился в определенных условиях: при постоянной температуре + 18... 20 °С осенью и весной, +1...3 °С зимой. Перед посадкой лук-севок рекомендуется прогревать в течение 8 ч при температуре +40 °С. Этот прием предупреждает стрелкование и ускоряет рост лука.
Лук-севок и лук-репку высаживают в самые ранние сроки рядовым способом с междурядьями. Ширина междурядий для лука-севка 20 см, для лука-репки 45 см, расстояние между луковицами в рядках соответственно 10 и 15 см. Глубина заделки лука — севка 2-3 см. Уход заключается в прополке сорняков, рыхлении междурядий, поливах и подкормках. За месяц до уборки поливы прекращают. Уборку лука-репки осуществляют после полегания листьев у более чем 50% растений. После выкопки лук укладывают в валки для естественной сушки, а через 10 дней его перебирают и перед закладкой на хранение еще раз просушивают при температуре +25...35 °С.
Чеснок — холодостойкая культура, размножается простыми луковицами (зубками) или бульбочками, которые образуются вместо семян на цветочных стрелках. Уход за чесноком такой же, как и за репчатым луком. Но чеснок обычно сажают под зиму.
Ценная хозяйственная особенность репчатого лука заключается в том, что его можно выращивать на зелень и в зимний период в помещениях, причем в самых различных емкостях. На дно емкости для дренажа необходимо насыпать слоем 3-5 см щебенку, керамзит, гравий или другие материалы, которые обеспечат стекание лишней влаги. Все емкости и дренирующие материалы необходимо продезинфицировать 1 %-ным раствором марганцовки.
Лучше всего заранее запастись или перегноем, или торфом. Можно использовать 40 % перегноя (торфа) и земли и 20 % древесных опилок (или речного песка). Опилки и песок следует обеззаразить, промыв кипятком. Смесь тщательно перемешивают и на каждые 10 л вносят 1 столовую ложку мочевины, 0,5 стакана древесной золы и готовую смесь удобрений в соответствии с инструкцией на упаковке.
Температуру почвы в емкостях поддерживают на уровне +23...25 °С, а при появлении всходов в течение 3-4 суток на уровне +16...18 °С.
Для полива воду отстаивают 2-3 суток, она должна иметь температуру +22...26 °С. Следует избегать излишнего увлажнения почвы, особенно зимой.
Как в открытом грунте, так и в помещениях лук нуждается в защите от болезней и вредителей.
1. Против луковой мухи, повреждающей лук и чеснок, почву посыпают вдоль рядков смесью табачной пыли и извести или древесной золой (по 100 г на 10 кв. м площади посева).
2. Против лукового червяка эффективен раствор соли (1 стакан соли на ведро воды).
Затем обсуждаются результаты домашних опытов по выращиванию лука. (Выступления учениц с результатами работ.)
Опыт № 1. Влияние различных воздействий на луковицу перед посадкой для увеличения урожая зеленого пера.
Цель: выяснить оптимальный способ увеличения урожайности.
Варианты опыта: 1) посадка луковиц без воздействия (контрольная), 2) посадка луковиц, подрезанных снизу и сверху, 3) посадка без коричневых сухих чешуи.
Установлено, что урожайность зеленого пера выше всего во втором варианте
Опыт№ 2.Изучение возможности выращивания лука без субстрата.
Цель: сравнить урожайность и скорость появления зеленого пера при различных условиях выращивания.
Варианты опыта: 1) субстрат — земля (контрольный), 2) помещение луковиц корневой частью в емкость с водой, 3) помещение луковиц в емкость без субстрата.
По результатам опыта было отмечено, что лук без субстрата тоже начинает расти, но в определенный период рост прекращается, лук начинает засыхать. Во втором варианте урожай более ранний.
Опыт№ 3.Изучение очистки луковиц от сухих чешуи на рост зеленого пера.
Варианты опыта: 1) луковицы помещают корневой частью в емкость с водой без очистки верхних коричневых чешуи; 2) луковицы очищают от верхних коричневых чешуи и помещают корневой частью в емкость с водой.
Результаты этого опыта могут быть неоднозначными, но физиологи растений знают, что верхние чешуи выделяют в воду вещества, которые ингибируют (замедляют) рост зеленого пера.
Обязательный элемент этого урока — обсуждение экологической чистоты растениеводческой продукции. Это важнейшая проблема при выращивании овощей в условиях школы и дома. Наиболее распространенным и опасным загрязнением зеленной продукции являются нитраты. Уровень их можно снизить. Для этого после срезания листьев петрушки, сельдерея и др. их ставят нижними концами как букет в воду на 3-4 часа и выставляют на окно или под яркую лампу. За это время через нижний срез происходит по законам осмоса усиленный выход нитратов в воду, где они хорошо растворяются. Кроме того, в листьях на свету происходит фотосинтетическое восстановление нитратов с образованием иона аммония.
На втором часу учебного занятия учителя технологии и биологии можно провести ролевую игру — суд над овощами (сценарий приведен ниже).
Если такой возможности нет, можно провести конкурс на лучшую конструкцию контейнера для выгонки лука на перо из использованных пластиковых емкостей. Ученики могут проявить свою фантазию в решении таких проблем, как фиксация луковиц в емкостях с водой.
Суд над овощами (луком и чесноком)
(сценарий урока в форме ролевой игры)
Секретарь:Встать, суд идет.
Судья:Истец, представьтесь.
Истец (потерпевший): ученица 6 класса.
Судья: Вы доверяете суду? Клянетесь говорить суду правду?
Что вы требуете? Расскажите о своей проблеме. Кого вы обвиняете?
Истец:Клянусь говорить только правду. Я обвиняю овощи — лук и чеснок. Они совершили по отношению ко мне хулиганские действия. Когда я готовила салат «Редкостный», в состав которого входят лук и чеснок, у меня началось обильное слезотечение, покраснение и припухлость глаз, на время ухудшилось зрение. От чеснока на коже рук появилось покраснение и жжение. А после употребления самого салата — ощущение тяжести в желудке, тошнота, а во рту долгое время неприятный вкус.
Прошу справедливого наказания для лука и чеснока.
Судья: Ответчики, что вы можете сказать суду? Клянетесь ли вы говорить суду правду?
Ответчики (обвиняемые лук и чеснок, говорят поочередно): Клянемся говорить суду правду.
Мы уже широко употреблялись в пищу как овощные растения более 4 тыс. лет назад. Начиная со времен Гиппократа (V-IV в. до н. э.) лук и чеснок применяется в медицине, причем со временем лечебные возможности раскрываются все больше. Как лекарственные средства пользуемся уважением буквально у всех народов, что на Руси нашло отражение в пословице: «Лук — от семи недуг». Именно мы помогали человеку во время чумных, холерных и других эпидемий. Употребление в пищу самое разнообразное. Можно есть сырыми, варить, жарить, запекать, сушить, мариновать. Добавление нас в пищу не только улучшает ее вкусовые качества, но насыщает витаминами. Благодаря наличию эфирных масел луковые овощи отличаются острым, специфическим вкусом и ароматом, возбуждают аппетит и способствуют усвоению пищи. Кроме того, мы используемся и в других сферах, например как красители тканей или как средство от вредителей в сельскохозяйственных растений.
Адвокат (защитник обвиняемых):Имеются доказательства для суда — рецепты с вариантами различного использования луковых овощей (подают судье на стол и гостям школы).
Рецепт диетического блюда
Салат из репчатого лука с майонезом
Продукты: лук репчатый — 150 г, майонез — 120 г, яйцо — 3 шт., зелень петрушки, укропа — 30 г.
Приготовление: лук репчатый очистить, промыть, нашинковать соломкой. Для удаления горечи промыть в холодной воде и ошпарить кипятком. Лук соединить с майонезом, вареными яйцами и уложить в салатник. Салат украсить рубленой зеленью.
Рецепт лечебного применения
Отвар лука с медом
Приготовление: 400 г репчатого лука пропустить через мясорубку, добавить 400 г сахара, 400 г сливочного масла, 150 г меда, 150 г сока алоэ. Все тщательно перемешать и томить в печи или плотно закрытой духовке 3 часа. После полного охлаждения тщательно перемешать.
Применение: при бронхиальной астме по 1 ст. ложке 3 раза в день за 15 минут до еды.
|