Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 12. Национальный характер как основа психологической идентичности. Параметры сопоставления психологической идентичности

Белая Е.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации. Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011. - 208 с.

Белая Теория и практика коммуникации 2011

 

УДК 008(075.8) ББК71.0я73 Б43

Б43

Белая Е. Н.

Теория и практика межкультурной коммуникации : учебное пособие / Е. Н. Белая. - М. : ФОРУМ, 2011. - 208 с. — (Выс­шее образование).

ISBN 978-5-91134-493-1

Учебное пособие включает теоретические проблемы культуры, языка, коммуникации, языковой личности, идентичности, стереотипов сознания, картины мира и др. Рассматриваются национально-культурные особенности вербального и невербального коммуникативного поведения.

Пособие содержит ряд практических заданий, способствующих формированию у студентов навыков применения на практике знаний, полученных и процессе изучения теории предмета, а также развитию межкультурной компетенции.

Представляет интерес для тех, кто изучает и преподает межкультурную коммуникацию. Может быть использовано в практике изучения и преподавания ряда лингвистических курсов междисциплинарного характера.

УДК 008(075.8) ББК 71.0я73

ISBN 978-5-91134-493-1

Е. Н. Белая, 2011 Издательство «ФОРУМ», 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие........................................................,.........................................7

Глава 1. История и теоретические основания межкультурной коммуникации

1.1. Из истории возникновения теории межкультурной комму­никации............................................................................................................9

1.2. Объект и предмет исследования в теории межкультурной коммуникации...............................................................................................14

1.3. Современные подходы к исследованию межкультурной

коммуникации...............................................................................................16



Ключевые термины......................................................................................19

Контрольные вопросы.................................................................................19

Практические задания.................................................................................20

Рекомендуемая литература........................................................................21

Глава 2. Понятие коммуникации и ее роль в концепции культуры

2.1. Определение коммуникации. Язык как базовый код комму­никации..........................................................................................................22

2.2. Определение культуры и типы культур.........................................24

2.3. Коммуникация, культура и язык....................................................27

Ключевые термины......................................................................................33

Контрольные вопросы.................................................................................33

Практические задания.................................................................................33

Рекомендуемая литература........................................................................34

Глава 3. Межкультурная коммуникация как особый тип общения

3.1. Понятие и типы межкультурной коммуникации..........................35

3.2. Переменные межкультурной коммуникации как ее системные составляющие...............................................................................................36

3.3. Теория Э. Холла: типы контекста культуры..................................39

3.4. Теория Г. Хофстеде: четыре параметра сравнения культур.......42

Ключевые термины......................................................................................43

Контрольные вопросы.................................................................................43

Практические задания.................................................................................44

Рекомендуемая литература........................................................................45

Глава 4. Картина мира

4.1. Реальный мир, культура, язык. Мировосприятие через призму культуры...........................................................................................46

4.2. Соответствие картин мира коммуникантов как условие успешности межкультурного общения.......................................................52

4.3. Относительность восприятия времени...........................................54

4.4. Цветообозначения в разных языках................................................56

Ключевые понятия........................................................................................61

Контрольные вопросы..................................................................................62

Практическое задание..................................................................................62

Рекомендуемая литература........................................................................63

Глава 5. Языковые единицы как хранители культурной информации

5.1. Коды культуры..................................................................................64

5.2. Источники культурной интерпретации..........................................69

5.3. Паремиологический фонд языка.....................................................72

5.4. Метафоры..........................................................................................73

Ключевые термины.......................................................................................75

Контрольные вопросы..................................................................................75

Практические задания..................................................................................75

Рекомендуемая литература........................................................................76

Глава 6. Концепт как основа языковой картины мира

6.1. Понятие концепта.............................................................................77

6.2. Методика описания концепта..........................................................80

6.3. Результаты исследования концептов базовых эмоций

человека..........................................................................................................90

Ключевые термины.......................................................................................94

Контрольные вопросы..................................................................................94

Практические задания..................................................................................94

Рекомендуемая литература........................................................................95

Глава 7. Аккультурация как освоение чужой культуры. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры

7.1. Понятие аккультурации. Основные стратегии аккультурации ....96

7.2. Результаты аккультурации...............................................................99

7.3. Понятие культурного шока и его симптомы................................100

7.4. Механизм развития культурного шока.........................................102

7.5. Факторы, влияющие на культурный шок.....................................103

7.6. Подготовка к межкультурному взаимодействию........................107

Ключевые понятия......................................................................................109

Контрольные вопросы................................................................................109

Практические задания................................................................................109

Рекомендуемая литература......................................................................111

Глава 8. Стереотипы сознания

8.1. Понятие и сущность стереотипов.................................................112

8.2. Механизмы формирования стереотипов......................................115

8.3. Происхождение стереотипов........................................................117

8.4. Функции стереотипов....................................................................118

8.5. Виды стереотипов..........................................................................120

8.6. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации.......124

Ключевые термины....................................................................................125

Контрольные вопросы...............................................................................125

Практические задания...............................................................................125

Рекомендуемая литература......................................................................126

Глава 9. Невербальное коммуникативное поведение

9.1. Специфика невербальной коммуникации....................................128

9.2. Невербальные элементы коммуникации......................................130

Ключевые термины....................................................................................141

Контрольные вопросы...............................................................................141

Практические задания...............................................................................141

Рекомендуемая литература......................................................................143

Глава 10. Коммуникативное поведение

10.1. Понятие коммуникативного поведения и аспекты его описания......................................................................................................144

10.2. Коммуникативное поведение и культура..................................146

10.3. Национально-культурная специфика коммуникативного

поведения....................................................................................................148

Ключевые термины....................................................................................153

Контрольные вопросы...............................................................................153

Практические задания...............................................................................154

Рекомендуемая литература......................................................................155

Глава 11. Языковая личность

11.1. Определение языковой личности...............................................157

11.2. Формы участия языковой личности в межкультурной коммуникации.............................................................................................159

11.3. Понятие идентичности................................................................161

11.4. Виды идентичности. Физиологическая идентичность.............163

11.5. Социальная идентичность...........................................................164

Ключевые термины....................................................................................170

Контрольные вопросы...............................................................................171

Практические задания...............................................................................171

Рекомендуемая литература......................................................................172

Глава 12. Национальный характер как основа психологической идентичности. Параметры сопоставления психологической идентичности

12.1. Понятие национального характера.............................................174

12.2. Параметры сопоставления психологической идентичности .... 177

Ключевые термины.....................................................................................183

Контрольные вопросы................................................................................183

Практические задания................................................................................183

Рекомендуемая литература......................................................................185

Заключение.................................................................................................187

Словарь терминов.....................................................................................190

Список используемой литературы........................................................196

ПРЕДИСЛОВИЕ

Теория и практика межкультурной коммуникации как учеб­ная дисциплина появилась в отечественных вузах сравнительно недавно, и ее учебно-методическое обеспечение является в на­стоящее время не вполне решенной проблемой. Вышедшие в раз­личных лингвистических центрах учебники и пособия, во-первых, не всегда полны с точки зрения теоретического оснащения, во-вто­рых, зачастую сориентированы на конкретный вид межкультурно­го взаимодействия (например, русские - американцы), в-третьих, не всегда доступны обучающимся. Данное учебное пособие в зна­чительной степени снимает остроту проблемы.

Настоящее пособие призвано познакомить студентов с клю­чевыми идеями соответствующей отрасли науки, сформировать базовые представления о том, как происходит освоение человеком неродной культуры, дать научное объяснение ряду важнейших со­ставляющих коммуникативного поведения представителей разных лингвокультурных сообществ. Понятийно-терминологический ап­парат и теоретическая база учебного пособия охватывают разнооб­разные аспекты межкультурной коммуникации: проблемы языковой личности, картины мира, концепта, стереотипов сознания и т. д.

Учебное пособие состоит из предисловия, 12 глав, заключе­ния, терминологического словаря и библиографического списка. Главы по большей части автономны, материал «не перетекает» из одного раздела в другой. Преподаватель в процессе обучения сту­дентов может варьировать последовательность обсуждения тем. Вынесение в конец каждой главы основных терминов, сформули­рованные вопросы организуют и облегчают восприятие теорети­ческого материала. Студентам предлагаются также задания при­кладного характера, направленные на реконструкцию ментальных и поведенческих стереотипов представителей различных культур, в том числе собственной. Список литературы составлен с ориен-

тацией на более глубокое осмысление ряда положений. Для об­легчения усвоения научно-понятийного аппарата пособие включа­ет терминологический словарь. В заключении выделены главные условия успешной коммуникации.

Настоящее пособие апробировано при чтении курса «Вве­дение в теорию межкультурной коммуникации» на факультете иностранных языков Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Пособие предназначено прежде всего для студентов языко­вых факультетов. Оно соответствует Государственному стандарту по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация», в котором предусматривается курс «Введение в теорию межкуль­турной коммуникации». Материалы пособия могут быть исполь­зованы в практике изучения и преподавания ряда лингвистических курсов междисциплинарного характера, таких как лингвокульту-рология, психолингвистика, этнолингвистика, лингвострановедение, социолингвистика. Пособие заинтересует всех, кого волнуют проблемы межкультурной коммуникации.

Лишь тот постигает жизнь,

кто проникает в другие миры.

Магон, карфагенский путешественник

Глава 1






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.