Глава 12. Национальный характер как основа психологической идентичности. Параметры сопоставления психологической идентичности Белая Е.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации. Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011. - 208 с.
Белая Теория и практика коммуникации 2011
УДК 008(075.8) ББК71.0я73 Б43
Б43
Белая Е. Н.
Теория и практика межкультурной коммуникации : учебное пособие / Е. Н. Белая. - М. : ФОРУМ, 2011. - 208 с. — (Высшее образование).
ISBN 978-5-91134-493-1
Учебное пособие включает теоретические проблемы культуры, языка, коммуникации, языковой личности, идентичности, стереотипов сознания, картины мира и др. Рассматриваются национально-культурные особенности вербального и невербального коммуникативного поведения.
Пособие содержит ряд практических заданий, способствующих формированию у студентов навыков применения на практике знаний, полученных и процессе изучения теории предмета, а также развитию межкультурной компетенции.
Представляет интерес для тех, кто изучает и преподает межкультурную коммуникацию. Может быть использовано в практике изучения и преподавания ряда лингвистических курсов междисциплинарного характера.
УДК 008(075.8) ББК 71.0я73
ISBN 978-5-91134-493-1
Е. Н. Белая, 2011 Издательство «ФОРУМ», 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие........................................................,.........................................7
Глава 1. История и теоретические основания межкультурной коммуникации
1.1. Из истории возникновения теории межкультурной коммуникации............................................................................................................9
1.2. Объект и предмет исследования в теории межкультурной коммуникации...............................................................................................14
1.3. Современные подходы к исследованию межкультурной
коммуникации...............................................................................................16
Ключевые термины......................................................................................19
Контрольные вопросы.................................................................................19
Практические задания.................................................................................20
Рекомендуемая литература........................................................................21
Глава 2. Понятие коммуникации и ее роль в концепции культуры
2.1. Определение коммуникации. Язык как базовый код коммуникации..........................................................................................................22
2.2. Определение культуры и типы культур.........................................24
2.3. Коммуникация, культура и язык....................................................27
Ключевые термины......................................................................................33
Контрольные вопросы.................................................................................33
Практические задания.................................................................................33
Рекомендуемая литература........................................................................34
Глава 3. Межкультурная коммуникация как особый тип общения
3.1. Понятие и типы межкультурной коммуникации..........................35
3.2. Переменные межкультурной коммуникации как ее системные составляющие...............................................................................................36
3.3. Теория Э. Холла: типы контекста культуры..................................39
3.4. Теория Г. Хофстеде: четыре параметра сравнения культур.......42
Ключевые термины......................................................................................43
Контрольные вопросы.................................................................................43
Практические задания.................................................................................44
Рекомендуемая литература........................................................................45
Глава 4. Картина мира
4.1. Реальный мир, культура, язык. Мировосприятие через призму культуры...........................................................................................46
4.2. Соответствие картин мира коммуникантов как условие успешности межкультурного общения.......................................................52
4.3. Относительность восприятия времени...........................................54
4.4. Цветообозначения в разных языках................................................56
Ключевые понятия........................................................................................61
Контрольные вопросы..................................................................................62
Практическое задание..................................................................................62
Рекомендуемая литература........................................................................63
Глава 5. Языковые единицы как хранители культурной информации
5.1. Коды культуры..................................................................................64
5.2. Источники культурной интерпретации..........................................69
5.3. Паремиологический фонд языка.....................................................72
5.4. Метафоры..........................................................................................73
Ключевые термины.......................................................................................75
Контрольные вопросы..................................................................................75
Практические задания..................................................................................75
Рекомендуемая литература........................................................................76
Глава 6. Концепт как основа языковой картины мира
6.1. Понятие концепта.............................................................................77
6.2. Методика описания концепта..........................................................80
6.3. Результаты исследования концептов базовых эмоций
человека..........................................................................................................90
Ключевые термины.......................................................................................94
Контрольные вопросы..................................................................................94
Практические задания..................................................................................94
Рекомендуемая литература........................................................................95
Глава 7. Аккультурация как освоение чужой культуры. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры
7.1. Понятие аккультурации. Основные стратегии аккультурации ....96
7.2. Результаты аккультурации...............................................................99
7.3. Понятие культурного шока и его симптомы................................100
7.4. Механизм развития культурного шока.........................................102
7.5. Факторы, влияющие на культурный шок.....................................103
7.6. Подготовка к межкультурному взаимодействию........................107
Ключевые понятия......................................................................................109
Контрольные вопросы................................................................................109
Практические задания................................................................................109
Рекомендуемая литература......................................................................111
Глава 8. Стереотипы сознания
8.1. Понятие и сущность стереотипов.................................................112
8.2. Механизмы формирования стереотипов......................................115
8.3. Происхождение стереотипов........................................................117
8.4. Функции стереотипов....................................................................118
8.5. Виды стереотипов..........................................................................120
8.6. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации.......124
Ключевые термины....................................................................................125
Контрольные вопросы...............................................................................125
Практические задания...............................................................................125
Рекомендуемая литература......................................................................126
Глава 9. Невербальное коммуникативное поведение
9.1. Специфика невербальной коммуникации....................................128
9.2. Невербальные элементы коммуникации......................................130
Ключевые термины....................................................................................141
Контрольные вопросы...............................................................................141
Практические задания...............................................................................141
Рекомендуемая литература......................................................................143
Глава 10. Коммуникативное поведение
10.1. Понятие коммуникативного поведения и аспекты его описания......................................................................................................144
10.2. Коммуникативное поведение и культура..................................146
10.3. Национально-культурная специфика коммуникативного
поведения....................................................................................................148
Ключевые термины....................................................................................153
Контрольные вопросы...............................................................................153
Практические задания...............................................................................154
Рекомендуемая литература......................................................................155
Глава 11. Языковая личность
11.1. Определение языковой личности...............................................157
11.2. Формы участия языковой личности в межкультурной коммуникации.............................................................................................159
11.3. Понятие идентичности................................................................161
11.4. Виды идентичности. Физиологическая идентичность.............163
11.5. Социальная идентичность...........................................................164
Ключевые термины....................................................................................170
Контрольные вопросы...............................................................................171
Практические задания...............................................................................171
Рекомендуемая литература......................................................................172
Глава 12. Национальный характер как основа психологической идентичности. Параметры сопоставления психологической идентичности
12.1. Понятие национального характера.............................................174
12.2. Параметры сопоставления психологической идентичности .... 177
Ключевые термины.....................................................................................183
Контрольные вопросы................................................................................183
Практические задания................................................................................183
Рекомендуемая литература......................................................................185
Заключение.................................................................................................187
Словарь терминов.....................................................................................190
Список используемой литературы........................................................196
ПРЕДИСЛОВИЕ
Теория и практика межкультурной коммуникации как учебная дисциплина появилась в отечественных вузах сравнительно недавно, и ее учебно-методическое обеспечение является в настоящее время не вполне решенной проблемой. Вышедшие в различных лингвистических центрах учебники и пособия, во-первых, не всегда полны с точки зрения теоретического оснащения, во-вторых, зачастую сориентированы на конкретный вид межкультурного взаимодействия (например, русские - американцы), в-третьих, не всегда доступны обучающимся. Данное учебное пособие в значительной степени снимает остроту проблемы.
Настоящее пособие призвано познакомить студентов с ключевыми идеями соответствующей отрасли науки, сформировать базовые представления о том, как происходит освоение человеком неродной культуры, дать научное объяснение ряду важнейших составляющих коммуникативного поведения представителей разных лингвокультурных сообществ. Понятийно-терминологический аппарат и теоретическая база учебного пособия охватывают разнообразные аспекты межкультурной коммуникации: проблемы языковой личности, картины мира, концепта, стереотипов сознания и т. д.
Учебное пособие состоит из предисловия, 12 глав, заключения, терминологического словаря и библиографического списка. Главы по большей части автономны, материал «не перетекает» из одного раздела в другой. Преподаватель в процессе обучения студентов может варьировать последовательность обсуждения тем. Вынесение в конец каждой главы основных терминов, сформулированные вопросы организуют и облегчают восприятие теоретического материала. Студентам предлагаются также задания прикладного характера, направленные на реконструкцию ментальных и поведенческих стереотипов представителей различных культур, в том числе собственной. Список литературы составлен с ориен-
тацией на более глубокое осмысление ряда положений. Для облегчения усвоения научно-понятийного аппарата пособие включает терминологический словарь. В заключении выделены главные условия успешной коммуникации.
Настоящее пособие апробировано при чтении курса «Введение в теорию межкультурной коммуникации» на факультете иностранных языков Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.
Пособие предназначено прежде всего для студентов языковых факультетов. Оно соответствует Государственному стандарту по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация», в котором предусматривается курс «Введение в теорию межкультурной коммуникации». Материалы пособия могут быть использованы в практике изучения и преподавания ряда лингвистических курсов междисциплинарного характера, таких как лингвокульту-рология, психолингвистика, этнолингвистика, лингвострановедение, социолингвистика. Пособие заинтересует всех, кого волнуют проблемы межкультурной коммуникации.
Лишь тот постигает жизнь,
кто проникает в другие миры.
Магон, карфагенский путешественник
Глава 1
|