Обратная связь
|
Б) Последствия экономического кризиса Развитие экономики в 2009 г. происходило под влиянием мирового экономического кризиса. В целом этот год ознаменовался ухудшением состояния российской экономики (табл. 5).
Таблица 5
Основные показатели развития экономики России в 2007-2009 гг.
Показатели
| годы
|
|
|
| Валовой внутренний продукт: в текущих ценах, млрд руб.
темп прироста, %
|
33111,00
8,1
|
41256,00
5,6
|
39016,00
- 7,9
| Индекс промышленного производства, %
| 6,3
| 2,1
| - 10,8
| Оборот розничной торговли, %
| 16,1
| 13,5
| - 5,5
| Реальные располагаемые денежные доходы населения, %
| 12,1
| 1,9
| 2,3
| Реальная заработная плата, %
| 17,2
| 11,5
| - 2,8
| Инвестиции в основной капитал, %
| 22,7
| 9,8
| - 17,0
| Окончание Уровень общей безработицы (% к численности экономически активного населения)
| 6,1
| 6,4
| 8,4
| Экспорт товаров, млрд долл. США
| 354,4
| 471,6
| 304,0
| Импорт товаров, млрд долл. США
| 223,5
| 291,9
| 191,9
| Произошло резкое снижение доступности кредитов, которое привело к падению спроса. Резко уменьшились рынки сбыта, сократилось использование производственных мощностей. Сокращение рабочих мест, что привело к увеличению безработицы и вызвало новый виток уменьшения спроса. Приостанавливаются инвестиционные программы, откладываются планы расширения производств.
Одним из последствий экономического кризиса в России оказалось снижение реальных доходов большинства россиян. С начала 2008 г. рост реальной заработной платы прекратился. Так по заключению специалистов Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) в 2011 году реальные доходы большинства россиян понизятся как минимум на 10–12%. Решающую роль в сокращении фактических заработков трудящихся, по мнению экспертов, сыграют повышение тарифов, высокая потребительская инфляция, дальнейшая коммерциализация общественной сферы и общее ухудшение условий труда.
По данным Росстата, за 2010 год номинальные заработки россиян поднялись на 11%. В реальном выражении рост доходов составил 4%. Инфляция, согласно расчетам, достигла примерно 8,7%. Этот показатель не отражает быстрого роста цен на продукты питания во второй половине года, отмечают эксперты ИГСО.
Исследования, проведенные по основным проблемам, негативно влияющих на стабилизацию и развитие предпринимательства в России, показали следующее (табл. 6).
Таблица 6
Основные проблемы для бизнеса на сегодняшний день, %[4]
Проблема
|
| Спад спроса на продукцию
|
| Дефицит финансовых ресурсов
|
| Повышение тарифов на коммунальные услуги
|
| Ужесточение конкуренции
|
| Ужесточение условий и неплатежи со стороны покупателей
|
| Налоговые ставки
|
| Низкая доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда
|
| Требования и проверки со стороны регулирующих органов
|
| Ужесточение условий поставщиков
|
| Повышение ставок платы за аренду государственного и муниципального имущества
|
| Коррупция и организованная преступность (рейдерство)
|
| Ослабление рубля и инфляция
|
| Проведенные НП «Московский центр развития предпринимательства» исследования в г. Москве показывают, что основными негативными последствиями для представителей малого бизнеса в условиях кризиса стали снижение спроса – 36 %, и недостаток оборотных средств – 28 % (рис. 5).
| Сни
ился спрос
| 36%
| Недостаточно оборотных средств
| 28%
| Проблемы у контрагентов
| 21%
| Отказ от планов развития
| 20%
| Затрудн
юсь ответить
|
7%
| Н
отражается
| 5%
| Увеличился спрос
| 5%
| (Период опроса: с 11.05.2009 по 08.06.2009. Число респондентов: 5255)
| | Рис. 5. Как сейчас отражается влияние экономического кризиса
на Вашем бизнесе[5]?
А основными проблемами в условиях кризиса являются: административные барьеры – 33 %, коррупция – 32 %, отсутствие средств на развитие – 31 % (рис. 6).
Административные
б
рьеры
| 33%
| Коррупция
| 32%
| Отсутствие средств на развитие
| 31%
| Высокие налоги
| 26%
| Нехват
а оборотных средств
| 25%
| Снижение спроса
|
4%
| Криминал
| 11%
| Проблемы контрагентов
| 8%
| Дефицит помещений
| 7%
| Д
фицит кад
ов
|
%
| Другое
| 2%
| Затрудняюсь ответить
| 1%
| (Период опроса: с 02.08.2009 по 21.08.2009. Число респондентов: 4446)
| Рис. 6. Главные проблемы малого бизнеса в условиях кризиса[6]
Последствия от кризиса имели и положительные аспекты:
Во-первых, пошел процесс формирования конкурентоспособных компаний, в том числе за счёт консолидации активов в различных секторах экономики (включая банковский сектор, розничную торговлю, строительство). Стабильность развития в этих сферах способствовало созданию новых рабочих мест.
Во-вторых, финансовые организации стали более эффективными, уделяя больше внимания показателям надёжности. Это повысило устойчивость нашего банковского сектора в целом, делая его более привлекательным для инвесторов и вкладчиков
В-третьих, в условиях падающего спроса российские компании были вынуждены снижать издержки производственной деятельности, что также заставляет максимально быстро привести структуру производства, технологии и управление в самый современный вид. Таким образом, энергоэффективность и производительность труда сможет подняться до уровня, который позволит конкурировать с наиболее успешными зарубежными компаниями
В-четвёртых, подтолкнуло модернизацию в тех сферах, где мы действовали слишком медленно: это касается образования и здравоохранения, судебной реформы, технического регулирования, перехода на «цифру» – на цифровые технологии».
Необходимо отметить, что в условиях кризиса, необходимо активно участвовать в разработке новых правил игры в мировой экономике – для получения максимальных выгод для себя и для продвижения новой идеологии, обеспечивающей демократичность и устойчивость глобальной финансовой архитектуры. Должно быть больше финансовых центров, больше резервных валют, больше механизмов коллективного принятия решений.
Экономика страны находилась в 2009 г. в состоянии, в каком она была в 1998 г., но ситуация в корне отлична. На этот момент России не обладала теми внутренними резервами для выхода на мировые рынки, тех производственных мощностей, которые были задействованы в 1998 г. В условиях жесткой конкуренции на мировых рынках товаров и услуг для России завоевание и удержание своих позиций возможно только на основе внедрения инноваций.
|
|