ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Политика и власть. Политическая система общества. Политический режим. Политическая философия – это область философии, которая изучает общие основания, границы и возможности политики, ее цели и идеалы, методологию политического знания и другие проблемы. Основные категории политической философии – политика и власть. Политика – это отношения между большими социальными группами, которые воздействуют на государственную власть для реализации своих интересов. Субъектами политики являются отдельный человек, малая социальная или профессиональная группа, нация, класс, элита, общественные объединения и другие социальные общности. Политика – это наука и искусство руководить и управлять обществом. Главной целью политики является власть. Власть – это способность и возможность воздействовать на поведение людей, заставить их исполнять свою волю. Существует множество классификаций власти. По функциям государственных органов различают законодательную, исполнительную и судебную власть. По способам организации власти – монархию и республику. По правовому признаку – законную и незаконную. По признанию власти народом – легитимную и нелигитимную. Политическая власть возникает вместе с государством и призвана обеспечить общественный порядок на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения.
Особую роль в жизни общества играет политическая система – это совокупность и взаимодействие всех политических институтов в обществе, регулирующих политическую жизнь. Она состоит из ряда подсистем:
– политические институты – государство, политические партии, общественные организации и движения;
– политико-правовые нормы – конституция, законы, традиции;
– политико-идеологическая подсистема – политических идеи, взгляды, чувства, идеологии;
– функциональная подсистема – отношения, связывающие субъектов политики, которые реализуются через формы политических режимов.
Политический режим – это методы осуществления политической власти. Режимы бывают тоталитарные, авторитарные и демократические. Для тоталитарных режимов характерны полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами деятельности, особая роль правящей идеологии в обществе. В политической сфере этому соответствует монополизация власти. Основными признаками авторитарного режима являются элитарность (принятие решений небольшим кругом лиц – элитой), антидемократизм, неподконтрольность власти народу и ее сильная централизация.
Традиционная и главная проблема философии политики на Востоке – как обеспечить порядок, стабильность и преемственность в обществе. Западная политическая философия обращает главное внимание не на сам порядок, а на демократические способы его обеспечения. Демократический режим – такое устройство общества, в котором народ признается в качестве источника власти, граждане активно участвуют в решении государственных дел, имеют широкий круг прав и свобод. Политическая философия рассуждает о фундаментальных основаниях демократии, т.е. о том, что нужно для ее построения и развития. К их числу можно отнести свободные, регулярные и конкурентные выборы, политический плюрализм, разделение властей. Политический плюрализм – признание многообразия независимых друг от друга идей, взглядов, интересов. Тем самым отрицается монополия на власть, возникает политическая конкуренция и складывается справедливый баланс интересов. Политический плюрализм предполагает разделение государственных властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые, будучи независимыми, в то же время контролируют, сдерживают и уравновешивают друг друга. Такую систему властных отношений называют принципом разделения властей. Законодательная власть принимает законы и решает принципиальные для развития страны вопросы. Исполнительная власть исполняет законы, принимая конкретные управленческие решения. Судебная власть следит за тем, чтобы в обществе, в том числе и всех ветвях власти, соблюдались общепринятые правовые нормы. В такой системе невозможно сосредоточение власти в одних руках, а значит, снижается вероятность злоупотреблений и установления чьей-либо диктатуры.
Гражданское общество и правовое государство.Идеология. Взаимоотношение политики, права и морали. В процессе развития политической философии происходило формирование идеалов политического устройства общества. Современный политический идеал – это построение развитого гражданского общества и правового государства. Гражданское общество включает несколько характеристик:
– это совокупность экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и других негосударственных отношений;
– это связь между людьми через добровольно созданные негосударственные объединения;
– это сфера свободной деятельности граждан, огражденная законами от прямого вмешательства со стороны органов государственной власти. Гражданское общество формируется раньше государства и является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Постепенно развиваясь, оно заставляет государство меняться в сторону демократичности и строгого соблюдения законов.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях законом. В правовом государстве существует развитая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти. Отличительными признаками правового государства являются:
– верховенство закона;
– всеобщность права, связанность правом самого государства;
– взаимная ответственность государства и личности;
– разделение властей;
– незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства;
– наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан.
Взаимодействие права с политикой государства способствует функционированию целостного политического сознания. Политическое сознание - это совокупность знаний, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика. Одним из важнейших проявлений политического сознания является идеология. Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.
Идеология объединяет разные слои населения, определяет их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальную активность. В ней формируются государственно-национальные идеи, без которых нельзя добиться стабильного развития общества. Вместе с тем становление приоритетной национальной идеи не предполагает переход к единой государственной идеологии, так как там, где исчезает плюрализм мнений и подходов и утверждается монополизм одного мнения, наступает конец демократии.
Для становления гражданского общества и правового государства важно гармоничное взаимоотношение политики, морали и права. Можно выделить три основных модели взаимодействия между моралью и политикой:
– подчинение практической деятельности людей, включая поли -тику, морали, что характерно для религиозных и гуманистических учений, а также этики и политики ненасилия;
– разрыв между политикой и моралью, что отразилось в принципе макиавеллизма «цель оправдывает средства» (Николо Макиавелли в XVI в. считал, что можно использовать все средства, включая насилие и убийство, для укрепления государственной власти);
– достижение разумного взаимодействия между политикой и моралью (на основе взглядов И. Канта, призывавшего всегда относиться к человеку как к цели, а не только средству; жить в строгом соответствии абсолютному моральному требованию – категорическому императиву).
Контрольные вопросы и задания
1. Какие проблемы изучает политическая философия?
2. Что такое власть?
3. В чем сущность политического плюрализма?
4. Что понимается под гражданским обществом?
5. Воспроизведите формулировку принципа макиавеллизма. Счи-
таете ли вы оправданным его применение в современной политике?
Основные понятия
Авторитаризм –политический режим личной власти.
Государство – это организация суверенной власти, распространяющаяся на всё население данной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, обладающей законным правом применения принуждения.
Гражданское общество – совокупность общественных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.
Демократия– политический режим, выражающий принцип народовластия, который реализуется через признание воли большинства источником государственной власти, а также через признание прав и свобод человека основными ценностями общественной жизни.
Политика – этодеятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и функционирования государственной власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.
Политический интерес – это внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определённых политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Политическая культура – уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения.
Элиты– высшие слои общества, занимающие ключевые позиции в различных сферах его жизнедеятельности общества, обычно имеющие ряд привилегий.
Политический процесс – совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.
|