Субъекты гражданских правоотношений. Билет № 16
Формы государственного режима.
Форма государственного (политического) режима - это способ реализации государственной власти, проявляющийся в том, кем и каким образом она осуществляется.
Основой для квалификации государственных (политических) режимов служит:
· степень развитости политической демократии;
· реальный политико-правовой статус личности.
демократический
| антидемократический
| либерально-демократический
| авторитарный:
| консервативно-демократический
| революционный
| стабилизационный
| радикально-демократический
| тоталитарный:
| расистский
| фашистский
| военно-диктаторский
| | | | | | Демократический режим характерен для правового государства.
Важнейшими признаками демократии являются:
§ юридическое признание верховной власти народа;
§ периодическая выборность основных органов власти;
§ всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
§ равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
§ принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
§ контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
§ подотчетность выборных органов своим избирателям.
При антидемократическом режиме происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, не исключается упразднение представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т.п.
Термин (и понятие) «тоталитаризм» появился в западной науке в 30-е годы XX ст. для характеристики фашистских и коммунистических режимов, а специальные исследования увидели свет в 50-е гг. XX ст. (X. Арендт, Р. Арон и др.). Х.Арендт в книге «Происхождение тоталитаризма» (1951 г.) усматривала отличие тоталитаризма от более ранних форм абсолютизма, тирании или диктатуры в: 1) тотальности контроля, достигаемого с помощью современных технологий; 2) создании с помощью системы террора психологической ситуации полной незащищённости и безысходности личности, ощущения собственной ничтожности.
Р. Арон сводил содержание тоталитаризма к трем компонентам:
1) рекламирование тоталитарного режима в качестве спасителя общества;
2) превращение государства во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии с неограниченной властью;
3) установление общепризнанной и обязательной идеологии, оправдывающей и легитимирующей тоталитарный режим.
«Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.
Авторитарный режим не столь резок в крайних, реакционных проявлениях, как тоталитарный режим. Он соединяет в себе черты тоталитарного и демократического режимов. В соответствии с демократическим режимом он сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; не стремится ввести плановое управление экономикой и установить всеобщий контроль над населением, ограничивается жёстким политическим контролем; может базироваться на праве, моральных началах.( Чили, Бразилия, Южная Корея во второй половине 20в.)
В отличие от демократического режима, при котором источником власти является народ, авторитарный режим характеризуется:
1) неограниченной властью одного лица или группы лиц, неподконтрольной народу, формирующейся, главным образом, не путем конкурентной выборной борьбы, а с помощью навязывания чьей-либо воли сверху;
2) наличием обладающего властными полномочиями центра управления, который действует по своему усмотрению, в том числе и с нарушением норм закона;
3) осуществлением управления, как правило, централизованно; концентрацией власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов, решения которых должны выполняться беспрекословно;
4) использованием насилия и внесудебных методов принуждения людей;
5) опорой на полицейский и военный аппарат;
6) субординацией субъектов общественных отношений, действием принципа приоритета государства над личностью, отсутствием гарантий осуществления конституционно провозглашенных прав и свобод личности, особенно во взаимоотношениях личности с властью.
Субъекты гражданских правоотношений.
Гражданские правоотношения— это урегулированные нормами гражданского права я, возникающее между юридически равными субъектами по поводу имущества, а также нематериальных благ, выражающиеся в наличии у них субъективных прав и обязанностей.
Субъектом гражданских правоотношений являются физические лица (граждане; иностранные граждане; лица без гражданства), юридические лица и территориальные общины..
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правосубъектность - социально-правовая возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений.
Предпосылками и составными частями гражданской правосубъектности являются правоспособность и дееспособность субъектов. Правоспособность - способность субъекта иметь гражданские права и обязанности. Дееспособность- способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности. К тому же дееспособность охватывает и деликтоспособность субъекта - способность самостоятельно нести ответственность за совершенные гражданские правонарушения.
Правоспособность признана в равной мере за любым гражданином, а из организаций — только за юридическими лицами.
Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается со смертью.
Содержание гражданской правоспособности составляют следующие права:
— иметь имущество на праве собственности;
— наследовать имущество;
— заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью;
— создавать юридические лица как самостоятельно, так и совместно с другими лицами;
— совершать любые не запрещенные законом сделки;
— выбирать место жительства;
— иметь авторские права, иные охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности;
— иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Юридические лица и совершеннолетние граждане обладают всеми элементами гражданской правосубъектности. Малолетние дети и совершеннолетние граждане, признанные недееспособными, являются субъектами гражданских прав, будучи только правоспособными. Так, малолетние дети могут наследовать имущество. Но практическое осуществление имущественных прав малолетнего или недееспособного гражданина требует участия дееспособных лиц-родителей, усыновителей, опекунов. (Об этом подробнее см. гл. 6 настоящего учебника.) Активная, самостоятельная деятельность субъектов в социально-экономической жизни возможна лишь при наличии у них всех элементов гражданской правосубъектности.
Государство, являясь особым субъектом гражданского права, также обладает правоспособностью, особенности которой определяются ролью государства. Вместе с тем, и государственные образования не могут быть участниками всех гражданских правоотношений, например, государственные образования не могут выступать в наследственных правоотношениях в качестве наследодателя.
Юридическая задача.
17-летний студент Роман Озеров всю стипендию тратит на азартные игры. Отец Романа обратился в орган опеки и попечительства с просьбой ограничить дееспособность сына, предоставив отцу право получать стипендию сына в институте. Правомерно ли действие отца и какой ответ должен дать орган опеки?
Билет № 17
|