Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

 

Возрастные периоды   Ведущая деятельность   Система отношений  
Младенческий (0-1 год) Раннее детство Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Юношеский возраст   Общение со взрослым Предметная деятельность Игра Учебная деятельность Общение со сверстниками Учебно-профессиональная деятельность   человек—человек человек—вещь человек—человек человек—вещь человек—человек человек—вещь  

 

Все ведущие деятельности можно разбить на две группы, в зависимости от систе­мы, которая является доминирующей. Первую группу ведущих деятельностей составляют те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра до­школьника, личностное общение подростка. Они отличаются друг от друга содержа­тельно, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие отношение с системой «ребенок - общественный взрослый», или «человек-человек».

Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формиру­ются представления о предметном мире и способах действий в нем. Это предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность юноши. Деятельности второй группы имеют дело в основном с системой «ребенок - общественный пред­мет», или «человек - вещь». В деятельностях первой группы развивается преимуще­ственно мотивационно-потребностная сфера, тогда как в деятельностях второй груп­пы — интеллектуально-познавательная. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но с преобладанием одной из сфер на каждом возрастном этапе. На рис. 16-7 схематично представлена периодизация психического развития Эльконина (Кулагина И. Ю. 1996).



К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек-вещь». Как раз те моменты, когда это рас­хождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после кото­рых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие следующей.

Сам Эльконин так определяет теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития:

- во-первых, она позволяет преодолеть существующий в детской психологии раз­рыв между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторо­нами развития личности;

- во-вторых, дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали;

- в-третьих, она открывает путь к изучению связей, существующих между отдель­ными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествую­щего периода для наступления последующего;

- в-четвертых, эта гипотеза представляет такое расчленение психического разви­тия на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам этого развития, а не каким-либо внешним по отношению к нему факторам.

На первый взгляд, стройная периодизация психического развития Эльконина вы­зывает серьезную критику, поскольку в этой теории все психическое развитие де­терминировано внешней практической деятельностью. Это означает, что в психике человека не может быть ничего, чего бы ранее не было в практической деятельности. Такое уподобление психического внешне-практическому не оставляет места инди­видуальным особенностям развития ребенка, перечеркивает возможность спонтан­ного развития. Более того, данная концепция представляет собой очевидное социологизаторство, то есть универсализацию роли социума и полное игнорирование природных (генетических) основ развития психики человека. Хотя в концепции и утверждается развитие личности, однако остается неясным, как же изменяется лич­ность ребенка и каковы ее особенности на каждом возрастном этапе.

Но несмотря на критические замечания, не позволяющие рассматривать данную периодизацию как вскрывающую сущностные причины психического развития, сама смена принципа доминирующей темы развития принципом единства познаватель­ных и мотивационно-личностных сторон психического развития представляется чрез­вычайно полезной для понимания развития человека.

Рассмотренные нами периодизации жизненного цикла человека являются факти­чески классификациями развития одной из сторон психического развития человека. Видимо, создание целостной, интегративной периодизации психического развития человека — дело будущего. Это потребует не только интенсивных эмпирических ис­следований и теоретических поисков, но и взаимодействия с другими областями пси­хологии, а также биологией и генетикой.

Анализ приведенных периодизаций психического развития показывает, что, не­смотря на разные основания и ограниченность классификаций, многие из них отме­чают одни и те же возрастные периоды в жизни человека, которые, по-видимому, являются стадиями развития, имеющими качественные особенности. В табл. 16.2 представлен сравнительный анализ некоторых рассмотренных ранее периодизаций психического развития.

 

 

Таблица 16.2

Сравнение периодизаций психического развития.

    Возраст   Пиаже   Эльконин   Фрейд   Эриксон   Традиционная классификация  
0-1 год.   сенсомоторная стадия   общение   оральная   орально-сенсорная (доверие — недоверие)   первое детство  
1-2 года   предметная деятельность   анальная   мышечно-анальная (автономия — стыд и сомне­ния)  
3-6 лет   дооперационального мышления   игровая деятельность   фаллическая   локомоторно-генитальная (инициатива — вина)   второе детство  
7-12 лет   конкретных операций   учебная деятельность   латентная   латентная   третье детство  
12-16 лет   формальных операций   общение со сверстниками   генитальная   подростковая (эго-идентич-ность — спутан­ность ролей)   пубертатный период  
16-18 лет   -   учебно-профессиональ-ная деятельность   -   ювенильный период  
20-25 лет   -   -   -   ранняя зре­лость (бли­зость — изо­ляция)   юность  
25-40 лет   -   -   -   средняя зре­лость (продуктив- ность — застой)   ранняя зрелость  
40-60 (64) лет   -   -   -   зрелый возраст  
60-65 лет   -   -   -   поздняя зрелость (Эго-интеграция — отчаяние)   завершение зрелости  
65-75 лет   -   -   -   первая старость  
после 75 лет   -   -   -   преклонный возраст  
   

Планирование и выбор жизненного пути

 

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей лич­ности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, вы­явлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личност­ных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее — в ряде работ отечественных и зару­бежных психологов.

Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жиз­ненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культур­ных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществля­ет избранное направление.

Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненная цель», «жизненная пер­спектива», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «жизненные задачи», «пространство и время жизни», «инициатива» и «ответственность», «стиль жизни», «жизненный план», «сценарий жизни».

Ниже приводятся определения этих понятий.

Жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формиро­вание устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Стратегия жизни — способ организации жизненного процесса.

Жизненная цель — представление об основном результа­те (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.

Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность лич­ностного роста.

Психологическая перспектива — когнитивная способность предвидеть будущее.

Личностная перспектива — готовность к будущему в настоящем.

Жизненные задачи — реализация жизненной цели в реально происходящих жиз­ненных событиях.

Пространство и время жизни — психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время — как свойство его регуляции.

Инициатива — своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.

Ответственность — умение принимать жизненно важные решения и обеспечи­вать контроль за их выполнением.

Стиль жизни — уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитив­ных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

· Жизненный путь — процесс развития чело­века в качестве субъек­та собственной жизни, в ходе которого осуществ­ляется регуляция жиз­ненного процесса и фор­мирование устойчивой и пластичной структуры личности.

 

Современные психологические исследования показывают, что выбор и планиро­вание индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществля­ются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.

Жизненные планы и жизненный сценарий. Структурным воплощением жизнен­ного процесса и его позитивной части — жизненной перспективы — становится жиз­ненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизнен­ных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирова­ния и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ре­бенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Ру­бинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дис­гармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправ­даны, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным си­туациям жизни.

Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сцена­рия, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограни­чивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд фак­торов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Та­кими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоцио­нальной поддержки или депривации и др.), влияние де­душек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фа­милии, случайные экстремальные события и др.

 

Жизненный план формируется на основе ранних жиз­ненных событий, впечатлений, которые соотносятся с ка­ким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины, Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит ста­дию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимально­го взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдален­ного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;

4) сюжет — модель событий;

5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

6) свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие — приводить к неудаче, но все они позволя­ют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направле­ние, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагно­стику, а в случае необходимости — и на изменение «сценария неудачника».

Вопросы для повторения

1. Что такое гетерохронность развития?

2. В чем суть метафоры эпигенетического ландшафта?

3. Что такое сензитивный и критический периоды развития?

4. Каковы критерии выделения стадий развития?

5. Расскажите о периодизации интеллектуального развития Ж. Пиаже.

6. В чем отличие периодизации А. Баллона от классификации Ж. Пиаже?

7. Каковы особенности когнитивного развития людей зрелого и пожилого возраста?

8. Какие основные стадии и этапы выделяются в традиционной классификации жизненного цикла человека?

9. Какие периодизации личностного развития Вы знаете?

10. Каковы принципы, положенные в основу периодизации Э. Эриксона?

11. Какие основные теоретические положения лежат в основе периодизации Д. Б. Эльконина?

12. Что общего и в чем отличие различных периодизаций психического развития?

Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: В 2 ч. — Ч. II. Личность и ее жизненный путь. — М.: Наука, 1990. — 295 с.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.

Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубин­штейна: К 100-летию со дня рождения / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Е. А. Будилова. — М.: Наука, 1989. - 243 с.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем., вступ. ст. А. М. Боковикова — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 291 с. — (Б-ка зарубежной психологии).

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд- во ЛГУ, 1968. — 339 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые иг­рают в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 1992. - 399 с.

Гамезо М. В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М. В. Гамезо, Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. — М.: Пед. о-во России: «Ноосфера», 1999. — 269 с.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Т. 1. Ч. 2, гл. 4 / Пер. с фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Мир, 1996. - 370 с.

Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологических исследований / Отв. ред. Л. В. Сохань; АН УССР. - Киев: Наукова думка, 1987. - 277 с.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособ. / Универ­ситет Российской академии образования, — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 175 с.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. — М.: Наука, 1989. - 449 с. Марютина Т. М. Об использовании понятия «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 1. — С. 145-153.

Равич-Щербо И. А. и др. Психогенетика: Учебник / Равич-Щербо И. А., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. — М.: Аспект-пресс, 1999. — 447 с.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.

Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б. Младенческое лонгитюдное исследование: специфика психического раз­вития // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 2. - С. 39-54.

Сергиенко Е. А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания / Сергиенко Е. А, Рязанова Т. Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В.; РАН, Ин-т психологии. - М.: ИП РАН, 1996 - 68 с,

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой. — 2-е изд., испр. — СПб.: Питер, 1998. — 606 с. — (Мастера психологии).

Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 1996. — 16с.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Изд. Ин-т практ. психологии. — Воро­неж: НПО «МОДЭК», 1997. - 287 с.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.