Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли Прежде чем перейти к анализу гендерной проблематики в различных направлениях экономической мысли, кратко обозначим базовые постулаты основных направлений современной экономической теории.
Неоклассический подход
Неоклассическое направление (которое часто обозначается в литературе как ортодоксальное или «mainstream») берет свое начало в конце XIX века. Экономисты-неоклассики ставили своей задачей сформулировать наиболее общие закономерности развития «чистой экономики» независимо от общественной формы ее организации и выявить условия равновесия экономической системы.
В неоклассическом подходе в центре внимания находится отдельный индивид, а точнее, некоторая абстрактная модель человечес-
1 Joyce P. Jacobsen, Economics of Gender (Cambridge, Massachusetts: Blackwell Publishers Inc, 1996), pp. 3-4.
241
кого поведения, получившая название «homo oeconomicus» или «экономический человек». Что же представляет собой «экономический человек»? Его основными характеристиками неоклассики считают: следование собственным интересам («эгоизм»);
наличие субъективных предпочтений (эти предпочтения непротиворечивы и неизменны);
рациональность, понимаемую как максимизация полезности (это означает, что в любой ситуации выбора он предпочитает вариант, который в наибольшей степени отвечает его предпочтениям);
ограниченность ресурсов для удовлетворения своих потребностей и, как следствие, необходимость делать выбор.
Таким образом, смысл поведения «экономического человека» состоит в том, чтобы распределить оптимальным образом ограниченные ресурсы между некоторым набором конкурирующих целей. В результате подобного расширения предмета экономической науки в сферу ее внимания попали такие нетрадиционные ранее сюжеты, как брачное поведение, преступность, электоральное поведение, образование и пр.
Полезность
Понятие полезности является одним из центральных теоретических понятий неоклассического подхода. Оно было предложено английским философом И. Бентамом. Согласно Бентаму, руководящим психологическим принципом поведе ния людей является их стремление избежать страданий и увеличить удовольствия или счастье. Экономисты интерпре тируют эту мысль через понятие полезности, определяя ее как порядок предпочтения индивидом тех или иных благ. Максимизация полезности сводится к выбору потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех дос тупных для него. Рационально действующий индивид стре мится так распределить свои средства на покупку различных благ (при заданных ценах), чтобы максимизировать ожидае мое удовлетворение (или полезность) от их потребления. При этом он руководствуется своей личной системой предпочте ний — т. е. его полезность имеет сугубо личностный, субъек тивный характер.__________________________________________
242
Неоклассический подход и феминизм.Несмотря на то, что в настоящее время все большее число экономистов феминистской ориентации работает в неоклассической парадигме, феминистки подвергают серьезной критике многие базовые постулаты неоклассического подхода, и, в первую очередь, поведенческие характеристики, заложенные в модель «экономическогочеловека». Речь идет, прежде всего, о таких характеристиках как эгоизм, рациональность, структурированность и неизменность предпочтений, максимизирующее поведение. Эти положения оцениваются феминистками как андроцентристские (т. е. моделирующие человеческое поведение согласно ценностям «мужского» мира).
Марксизм
В отличие от неоклассического подхода марксизм делает основной акцент не на отношениях, складывающихся в сфере обмена (теория рынков), а на отношениях производства. По Марксу, экономические отношения составляют базис общества, а политические, идеологические и прочие структуры — его надстройку. Он исходит из того, что основными субъектами экономического действия являются общественные классы (социальные группы, различающиеся по своему положению в системе общественного производства), и описывает процесс социально-экономического развития через механизм противостояния («классовой борьбы») двух основных классов — господствующего и подчиненного. Отношения между основными общественными классами характеризуются эксплуатацией, что в условиях капитализма приобретает форму присвоения капиталом части неоплаченного труда рабочего класса. Развитие капитализма ведет к поляризации общественных классов («закон капиталистического накопления»), что в конечном счете завершается социальной революцией, в ходе которой происходит коренное изменение отношений собственности. Социальный идеал марксизма представлен бесклассовым обществом («коммунизм», социализм как его первая стадия), в котором средства производства находятся в общественной собственности, а следовательно, исчезает материальная база для эксплуатации.
Позиции марксизма близки феминисткам по целому ряду оснований. Представительницы социалистического и радикального феминизма используют марксистский подход для объяснения подчиненного положения женщин в условиях капитализма.
Радикальные феминистки объясняют гендерное неравенство существованием системы патриархата, то есть такой системы доминирования, в которой мужчины как группа господствуют над женщинами (аналог антагонистических классов Маркса). Социалистические феминистки рассматривают гендерное неравенство как следствие капиталистической системы организации производства, в которой подчиненное положение женщин выступает «побочным продуктом» подчинения труда капиталу. Тем не менее, и те и другие разделяют марксистский идеал бесклассового общества, который трансформируется в этих направлениях феминизма в представления о достижении реального социального равенства женщин и мужчин.
Институционализм
Институционалисты делают основной акцент на роли экономических институтов в экономическом развитии. Экономические институты понимаются ими как устойчивые системы связей и отношений, закрепленные в социальных нормах, традициях и культуре общества. Именно система экономических институтов в целом (и рынок на правах одного из них) определяют характер и направленность развития общества.
Трансакционные издержки
К. Эрроу определил трансакционные издержки как «затраты на управление экономической системой»,2 Рональд Коуз (со ссылкой на К. Далмана) определяет содержание данного понятия следующим образом: трансакционные издержки — это «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».3
2 К. I.Arrow, «The organization of economic activity: Issues pertinent to the choice of market versus nonmarket allocation», The Analysis and Evaluation of Public Expenditure: The PPB System. Vol.1.U.S. Joint Economic Committee, 91st Congress, 1st Session (Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1969), p. 48.
3 Коуз P. Фирма, рынок иправо / Пер. с англ. М.: «Дело ЛТД», при участии изд-ва «Catallaxy», 1993. С. 9 (со ссылкой на С. Dahlman, «The Problem of Externality», The Journal of Law and Economics. 22, no. 1, April 1979, p. 148).
244
Поэтому институционалисты отвергают положение неоклассиков об экономике как равновесной системе. Они считают, что экономика развивается в процессе постоянных социальных изменений и структурных сдвигов, а равновесие возникает лишь как временное исключение из общего правила.
«Концепция человека» в институциональной экономической теории
Институциональная экономическая теория также опирается на определенные предпосылки относительно человеческого поведения. В числе этих поведенческих предпосылок обычно указывают ограниченную рациональность и оппортунизм.
Ограниченная рациональность предполагает, что экономические субъекты стремятся действовать «преднамеренно рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени».4
Оппортунистическое поведение понимается как «преследование личного интереса с использованием коварства».5 Оппортунизм включает в себя как явные формы (ложь, воровство, мошенничество), так и более тонкие формы обмана (например, сокрытие части информации или предоставление неточной информации).
В противоположность неоклассикам институционалисты считают государственное вмешательство в экономику не только возможным, но и желательным, поскольку рынок не может обеспечить эффективного функционирования экономической системы.
С принципиальной точки зрения позиции институционали-стов во многом сходны с рядом положений феминистской теории. В частности, феминистки разделяют тезис институционали-стов о том, что за безличным рыночным механизмом стоят определенные социальные интересы и политические структуры власти. Это положение позволяет рассматривать гендерное эконо-
4 H. A. Simon, Administrative Behaviour, 2d ed. (New York: Macmillan, 1961), p. xxiv.
5 Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рын ки, «отношенческая» контрактация / Пер. с англ. под ред. В. С. Кать- кало. СПб.: Лениздат, CEV Press, 1996. С. 97.
мическое неравенство не как результат проявления «невидимой руки» рынка, а как следствие определенного социального порядка. Далее, феминистки солидарны с представителями институци-онализма в их критике неоклассической модели «экономического человека». Наконец, феминисткам близок тезис о необходимости государственного вмешательства в экономику, как условии обеспечения реального равенства полов.
|