Обратная связь
|
Об образовании в Российской Федерации Сборник задач по курсу «Правовые и экономические основы образования»
Редактор И.О. Фамилия
Корректор И.О.Фамилия
Компьютерная верстка: И.О.Фамилия
Подписано в печать (дата) 2012 г. Формат 60х84/16. (А5)
Бумага офсетная. Печать плоская.
Усл. печ. л. 2 (количество страниц/16). Уч.-изд. л. ? ?.
Тираж 100 экз. Заказ ????. (Дает РИО)
Редакционно-издательский отдел
Библиотечно-издательского комплекса
Сибирского федерального университета
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru
http://rio.sfu-kras.ru
Отпечатано Полиграфическим центром
Библиотечно-издательского комплекса
Сибирского федерального университета
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Задачи……………………………………………………………………………..
Приложение 1……………………………………………………………………..34
Приложение 2……………………………………………………………………..
Введение
Представленные в настоящем сборнике задачи являются описанием конкретных практических ситуаций. Каждая из этих ситуаций может быть разрешена различными способами с применением правовых норм. Решение задач предполагает последовательное выполнение следующих действий:
· Анализ ситуации, выделение в ней различных по содержанию и сторонам отношений (между отдельными личностями, между группами, между гражданами и государственными или муниципальными структурами и т.д.);
· Составление схематического изображения ситуации, отражающего характер взаимодействия между ее участниками;
· Определение отношений, являющихся правовыми, то есть урегулированными нормами права;
· Определение отрасли права, к которой относится данное правоотношение;
· Поиск в законодательных актах норм, регулирующих соответствующие правоотношения;
· Формулирование решения задачи как последовательности действий, которые должны быть совершены участниками правоотношения, со ссылкой на норму права, предписывающую указанные действия.
Для решения задач студенты должны ознакомиться с включенными в приложения №1 и №2 извлечениями из Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Трудового кодекса РФ.
Задачи
- В числе первоклассников школы №29 оказалось 28 детей мигрантов из Таджикистана. Родители этих детей обратились в департамент образования города с заявлением. Они просили организовать обучение их детей на родном для них таджикском языке, сославшись на ст.14 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, они хотели, чтобы 2 урока в неделю детей обучали чтению Корана. Может ли быть удовлетворена просьба родителей учащихся?
- Жители села Березняки обратились в областную прокуратуру с жалобой на действия администрации, принявшей постановление о закрытии в селе средней школы. Ссылаясь на ст.5 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», в которой сказано, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность образования, они требовали возобновить работу школы, поскольку иначе их детям придется добираться ежедневно 4 км пешком в соседнее село, где есть школа. Правомерна ли жалоба сельчан?
- В городской орган управления образованием обратилась мать Ирины Мельниковой с жалобой на администрацию школы, в которой обучается ее дочь. Девочка является инвалидом детства, находится на домашнем обучении. В настоящее время Ирина успешно осваивает программу 9 класса. Однако через месяц после начала учебного года преподаватель иностранного языка перестал посещать девочку, ссылаясь на свою загруженность – из-за увольнения коллеги ему пришлось взять дополнительную учебную нагрузку. Директор школы объяснила, что преподавателей иностранного языка в школе не хватает, и предложила маме Ирины самостоятельно оплачивать преподавание иностранного языка ее дочери. Как разрешить возникший конфликт на основании закона?
- Классному руководителю 8 «Б» класса Сидоренковой М.М. приказом директора школы был объявлен выговор за прогул. По мнению директора, Сидоренкова допустила грубое нарушение трудовой дисциплины, не явившись на проводимый в воскресенье администрацией города праздник, посвященный Дню знаний. В праздничном мероприятии участвовали ученики 8 «Б» класса, классным руководителем которого была Сидоренкова; они были привлечены в качестве волонтеров для организации работы игровой площадки «Солнечный круг». Сидоренкова не согласилась с правомерностью наложенного взыскания. Она указала, что воскресенье – ее выходной день, к тому же участие в празднике не связано непосредственно с ее трудовыми обязанностями. Как разрешить возникший между администрацией школы и Сидоренковой конфликт?
- Глава администрации поселка Новая Заря Копылов посетил открытый урок истории, который давал молодой учитель Сергеев, приехавший в поселок после окончания института. Копылов был возмущен трактовкой исторических событий, связанных с периодом «культа личности» Сталина, которую Сергеев предлагал учащимся. Копылов потребовал немедленного отстранения Сергеева от ведения занятий. Директор школы пыталась защищать коллегу, затем сослалась на отсутствие в школе другого учителя истории. Тогда Копылов предложил приостановить преподавание истории в первом полугодии, пока он лично не подыщет хорошего учителя истории для поселковой школы. Какие нарушения закона могут возникнуть вследствие принятых Копыловым решений?
- Учитель математики Иванова 16 апреля в конфликтной ситуации с учащимся 9 класса Максимовым, который вел себя грубо, вызывающе, не смогла справиться со своими эмоциями, кричала на ученика, а затем дала ему пощечину. Инцидент был рассмотрен на педагогическом совете, где Иванова заявила, что хочет уйти из школы, и написала заявление об увольнении по собственному желанию. Однако директор заявление не подписал и предложил Ивановой расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон. В чем отличие правовых последствий расторжения трудового договора по соглашению сторон и по инициативе работника?
- Доцент кафедры философии Кузмейчук написал заявление об увольнении по собственному желанию с 19 августа. Начальник отдела кадров института попросил переписать заявление и указать дату увольнения 28 июня, поскольку в этот день по расписанию сессии Кузмейчук принимает пересдачу у студентов 2 курса, таким образом, это его последний рабочий день. Кто прав в возникшем споре?
- В деканат факультета обратился гражданин Колесников с требованием показать ему итоговые ведомости, отражающие результаты зимней сессии студентов 2 курса. Колесников пояснил, что на этом курсе обучается его сын. Между ними возник конфликт, сын отказывается показать отцу зачетную книжку, а отец хочет знать, как сын сдал сессию. Сотрудница деканата отказалось выполнить требования Колесникова. Тот продолжал настаивать, ссылаясь на то обстоятельство, что сын обучается на коммерческой основе, и за его обучение платит отец. Кроме того, при заключении договора об обучении в нем специально было оговорено условие обеспечения отцу контроля за успеваемостью сына. Кто прав в возникшем споре?
- В приемную комиссию института обратился гражданин Аносов. Он заявил, что его сын не проходит по конкурсу для обучения на подготовительном отделении института за счет средств бюджета, поскольку вне конкурса пытаются поступить люди, не имеющие на это никакого права. Так, ему известно, что поступающие в институт вне конкурса как дети-сироты Иванов и Петров в действительности таковыми не являются: биологический отец Иванова жив, умер же усыновивший юношу отчим. Петров же проживает с дядей, который после смерти родителей стал опекуном несовершеннолетнего племянника. Прав ли Аносов в своих подозрениях?
- Семья фермеров Хвостовых проживает в собственном хозяйстве, расположенном в 10 км от поселка Высокогорск, где находится школа. У Хвостовых трое детей школьного возраста. Дети не приступили к занятиям в школе, в связи с чем их родители были приглашены на заседание районной комиссии по делам несовершеннолетних для дачи объяснений. Глава семьи заявил, что обучение детей осуществляется в форме семейного образования, поскольку доставка их в школу, особенно в период весенней и осенней распутицы не представляется возможной. Комиссия предупредила родителей о ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей. Обоснована ли позиция комиссии?
- Учащийся 6 класса Сидоров не явился на субботник по уборке и озеленению школьного двора. Классный руководитель Каширина написала Сидорову замечание в дневник. На следующий день отец мальчика пришел в школу и грубо отчитал Каширину, заявив, что воспитывает в сыне чувство собственного достоинства и не позволит унижать его «рабским трудом». Разговор происходил в присутствии учащихся класса. После уроков дети в школьном дворе побили Сидорова-младшего. Дайте правовую оценку ситуации.
- Мать учащегося 4 класса обратилась в суд с иском к школе, в которой учился ее сын, с требованием компенсировать ей расходы на лечение ее сына. В исковом заявлении она указала, что сын получил пищевое отравление в школьной столовой, где использовались недоброкачественные продукты. Подлежит ли иск удовлетворению?
- Проживающий в общежитии университета студент Колпаков во время студенческой вечеринки по случаю окончания сессии, будучи в состоянии алкогольного опьянения, бродил по коридорам общежития, громко нецензурно ругался, затем разбил большое зеркало в холле и сломал два кресла. По факту допущенных нарушений дисциплины на Колпакова наложено дисциплинарное взыскание – выговор, с обязательным возмещением причиненного ущерба. Правомерно ли данное решение?
- Учащийся 10 класса Петухов систематически прогуливал занятия, учился неудовлетворительно по ряду предметов. Свою недисциплинированность и неуспеваемость Петухов объяснял тем обстоятельством, что на естественно-научной специализации, обуславливающей посещение им уроков химии и биологии, настояли его родители, выбрав эти дисциплины из предлагаемого перечня. Сам же он склонен к гуманитарным дисциплинам. Возникший конфликт рассматривался на педагогическом совете школы. Дайте правовую оценку ситуации.
- Студент Петров был осужден к лишению свободы на три года, и после оглашения обвинительного приговора отчислен из Вуза. Правомерно ли это действие администрации Вуза?
- Студентка И. поехала на каникулах к родственникам в Сочи, не появилась у них и не была обнаружена в ходе розыскных действий в течение последующих 3 лет; была признана безвестно отсутствующей по заявлению ее матери, затем отчислена из ВУЗа. Через 8 месяцев И. была разыскана и освобождена от лиц, удерживающих ее в неволе. Может ли И. настаивать на своем преимущественном праве на восстановление в Вузе?
Приложение №1
Об образовании в Российской Федерации
Федеральный Закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012г.
(Извлечение)
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
Пункт 1 части 1 статьи 9 вступает в силу с 1 января 2014 года (часть 2 статьи 111 данного документа).
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:
2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;
Пункт 3 части 1 статьи 8 вступает в силу с 1 января 2014 года (часть 2 статьи 111 данного документа).
3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Язык образования
1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Статья 37. Организация питания обучающихся
1. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
2. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
1. Обучающиеся обязаны:
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Статья 54. Договор об образовании
1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:
1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);
2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
Статья 63. Общее образование
1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.
2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
3. Лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.
4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
7. Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).
2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
3. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.
5. Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией.
Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц
2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.
Приложение №2
|
|