Обратная связь
|
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Факторы, которые оказывают влияние на психическое здоровье, подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие.
Предрасполагающие факторы. Эти факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.
В настоящее время не вызывает сомнениягенетическая предрасположенность таких заболеваний, как шизофрения, некоторых форм слабоумия, аффективных расстройств, эпилепсии.
Например, риск заболеваемости шизофренией для общей популяции составляет 0,7— 1 %, а у монозиготных близнецов —40— 50%. Если один родитель болен шизофренией, то риск развития заболевания у ребенка составляет от 10 до 19 %, а если больны оба родителя, то 27—60%. Риск развития эмоционального расстройства возрастает до 24—30%, если болен один из родителей, и до 35—44%, если больны оба.
Изучение генеалогическим методом (изучением родословных) семей лиц, страдающих психическими болезнями, убедительно показало накопление в них случаев психозов и аномалий личности. Увеличение частоты случаев болезни среди близких родственников было установлено для больных шизофренией, маниакально-депрессивным психозом (МДП), эпилепсией, некоторыми формами олигофрении. Суммарные данные приведены в таблице.
Риск заболевания для родственников психически больных (в %)
Заболевание исследуемого
| Родители
| Сестры, братья
| Дети
| Тети, дяди
| Шизофрения
|
| 10-12
| 10-12
| 5-6
| МДП
|
|
| 18-20
| 8-10
| Эпилепсия
|
|
| 8-12
| 4-5
|
При генетическом анализе важно учитывать клиническую форму заболевания. В частности, наследственный риск заболевания шизофренией во многом зависит от клинической формы болезни.
Результаты клинико-генетических исследований помогают определить степень риска заболевания или рождения психически неполноценного ребенка, наметить профилактические меры и составить прогноз развития психической болезни. Установление факта наследственного предрасположения помогает также в дифференциальной диагностике эндогенных (наследственных) расстройств психической деятельности и заболеваний экзогенной (в результате внешних причин) этиологии. Решить эту задачу без данных клинико-генетического исследования часто бывает затруднительно. Примером могут служить трудности дифференциального диагноза микроцефалии с умственной отсталостью, которая может возникать как в результате моногенной рецессивной мутации, так и под влиянием интоксикации плода при алкоголизме матери, при применении матерью тератогенных лекарственных препаратов, при воздействии рентгеновского облучения. Медицинская генетика не ограничивается изучением роли наследственного фактора при психических заболеваниях и частоты наследственных болезней. Она подвергает исследованию также закономерности, которым подчиняется их распространение в группах населения (популяции) в различных географических местностях, регионах, у лиц разных национальностей и во многих других группах, которые обусловливают сохранение и изменение генотипа того или иного заболевания при смене поколений.
Определенное предрасполагающее значение для развития психического заболевания имеютличностные особенности. Например, у тревожного по характеру, склонного к сомнениям индивида при психотравмирующем событии легче могут развиться состояния навязчивых страхов или тревожной депрессии.
Существует понятие «невротизм», которым определяется степень эмоциональной стабильности — от обидчивости, раздражительности, переменчивости настроения на одном конце спектра до уравновешенности на другом. Эти личностные переменные генетически обусловлены. Говорят также об «эмоциональной силе», подразумевая под этим термином ровный темперамент и способность личности легко справляться со стрессами и неблагоприятными жизненными ситуациями. Низкий уровень «эмоциональной силы» характерен для людей пассивных, с повышенной чувствительностью, склонных подолгу переживать неприятные события, неуверенных в себе, с заниженной самооценкой, эмоционально лабильных. Такие лица, сталкиваясь с жизненными трудностями, имеют больший риск развития психического расстройства.
Особенности личности могут не только оказывать неспецифическое влияние на развитие психического расстройства, но и отражаться на формировании клинической картины заболевания.
К биологическим факторам, повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относится возраст.
В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся: младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов; подростковый период (12— 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства; период инволюции — со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов.
Многие психические заболевания имеют закономерность развития в определенном возрасте. Шизофрения чаще развивается в подростковом или молодом возрасте, пик лекарственной зависимости приходится на 18—24 года, в инволюционном возрасте увеличивается число депрессий, старческое слабоумие — удел пожилых и старых людей. В целом, пик заболеваемости типичными психическими расстройствами приходится на средний возраст.
Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Для детского возраста характерны страхи темноты, животных, сказочных персонажей. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера — ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков».
Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин.
Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые события. Это объясняется различными социально-биологическими их характеристиками. Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения.
Специфичные для женского организма биологические состояния, такие как беременность, роды, послеродовой период, климакс, несут в себе множество социальных проблем и психотравмирующих факторов. В эти периоды повышается уязвимость женщин, актуализируются социально-бытовые проблемы. Только у женщин может развиться послеродовой психоз или депрессия со страхом за здоровье ребенка. Инволюционные психозы чаще развиваются у женщин. Нежелательная беременность — тяжелый стресс для девушки, и если отец будущего ребенка оставил девушку, то не исключено развитие тяжелой депрессивной реакции, в том числе с суицидальными намерениями. Женщины чаще подвергаются сексуальному насилию или жестокому обращению, результатом чего являются различные формы нарушений психического здоровья, чаще в виде депрессий. Девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, в дальнейшем проявляют большую восприимчивость к психическим расстройствам.
Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин — его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин — неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин — конфликт на работе или увольнение.
Даже бредовые идеи носят отпечаток социально-половой принадлежности. Например, убийство детей — как защита их от грозящей беды или как орудие мести супругу — чаще встречается у женщин.
Женщины в большей степени склонны признавать заболевание, высказывать психологические жалобы и запоминать психопатологическую симптоматику. Мужчины склонны «забывать» свои симптомы.
Психическое здоровье имеет непосредственную связь с состояниемфизического здоровья. Нарушения соматического здоровья могут вызвать кратковременное психическое расстройство или хроническое заболевание. Нарушения со стороны психики выявляются у 40 - 50 % больных соматическими заболеваниями.
Важное влияние на психическое здоровье оказываютсоциальные факторы. Их можно подразделить на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, экологические.
Человек — существо не только биологическое, но и социальное. Ребенок, лишенный социальной среды, не может стать полноценным человеком, он не овладевает речью, не имеет представления о правилах социального поведения. Поскольку человек живет в обществе, он должен подчиняться его законам и реагировать на изменения, происходящие в социальной жизни.
Из всех социальных факторов семья — главный. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается в любом возрасте. Но особенное значение она имеет для ребенка, для формирования его характера, стереотипов поведения в различных ситуациях.
Нестабильные холодные отношения в семье, проявление жестокости в первую очередь сказываются на психическом здоровье ребенка. Это объясняется хрупкостью его психики, незрелостью эмоций и бурным реагированием на негативные события. Если ребенок не в состоянии справиться с ситуацией, у него начинают появляться поведенческие нарушения, формируется стереотипная патологическая реакция на стресс, которая в последующем, во взрослом состоянии, обернется невротическим или психопатическим развитием личности, агрессией, различными психосоматическими заболеваниями.
Дефицит родительской любви нередко ведет к развитию у ребенка депрессий. Чувство незащищенности в семье и обществе часто проявляется у ребенка различными страхами, коммуникативными нарушениями, поведенческими реакциями (протест, непослушание).
Другим патогенным фактором для психического развития ребенка является ситуация социальной депривации, обусловленная разладом в семье, утратой близких людей или разлукой с ними. Социальная депривация приводит к задержке умственного развития, эмоциональным нарушениям в виде депрессий, эмоциональной холодности, снижению воли, истощаемости побудительных мотивов, повышенной внушаемости, нарушениям в сфере общения. Такие дети легко вовлекаются в антисоциальные и преступные группировки, склонны к токсикоманиям, сексуальной распущенности. Отмечено, что смерть матери или развод родителей достаточно часто провоцировали у детей развитие страхов.
Утраты и проблемы в детстве повышают восприимчивость индивида к стрессам и психическим расстройствам, но не ведут непосредственно к развитию определенного психического заболевания. Тем не менее дети, проживающие в неблагополучных семьях, испытывающие неблагоприятные воздействия окружающей среды, относятся к группе риска развития психического заболевания должны находиться в сфере внимания не только социальных работников или педагогов, но и психологов, психиатров.
Для взрослого человека семейные взаимоотношения также имеют немаловажное значение для психического здоровья. В семье с комфортным психологическим климатом, с эмоциональной поддержкой негативное влияние на личность жизненных событий смягчается.
Если в семье межличностные отношения носят формальный, безразличный характер, то наблюдается дефицит в эмоциональной сфере и отсутствие поддержки в проблемных ситуациях. Семьи данного типа являются факторами риска нарушений психического здоровья.
Если в семье наблюдаются конфликтные отношения, жестокое отношение к детям или супруге, то такая семья сама становится фактором развития психических нарушений.
К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны.
Зарубежными исследователями было доказано, что депрессии чаще возникают у представителей среднего и низшего социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств.
Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. Причем безработица с большей вероятностью способствует развитию депрессии у тех, кто в прошлом уже терял работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в течение двух лет, особенно у лиц с неблагоприятным семейным климатом и отсутствием социальной поддержки.
Для настоящего времени характерны такие социально обусловленные патогенные факторы, как локальные войны, вооруженные конфликты, террористические акты, — они приводят к стойким нарушениям психического здоровья не только у непосредственных участников, но и у мирного населения. Человеку нелегко привыкнуть к войне — к ее опасностям и лишениям, к иной шкале жизненных ценностей и приоритетов. Психические расстройства выявляются у 60— 85 % лиц, переживших столь мощные стрессогенные воздействия.
Современный период развития общества характеризуется также нарастанием противоречий между человеком и окружающей средой, что находит отражение в экологическом неблагополучии, в резком увеличении количества техногенных катастроф. Природные катаклизмы и техногенные катастрофы изменяют жизнь человека и потенцируют развитие психических расстройств. Их влияние на психическое здоровье доказано в ходе транскультуральных исследований, при обследовании населения в экологически неблагоприятных регионах, в районах природных и техногенных катастроф. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС. Спустя 10 лет с момента аварии психическое состояние у 68,9 % ликвидаторов соответствовало посттравматическому стрессовому расстройству, в 42,5% случаев имели место интеллектуально-мнестические расстройства. У каждого третьего ликвидатора был выявлен хронический алкоголизм, среди всех умерших за этот период 10% завершили жизнь самоубийством.
Убедительных доказательств воздействия радиационного излучения на генетические последствия пока нет. Однако о влиянии фоновой радиации на появление умственно неполноценного потомства можно косвенно судить по результатам эпидемиологических исследований в регионах с длительно существующим повышенным уровнем радиации. В таких регионах (например, в Семипалатинской области) детей с умственной неполноценностью рождается в 3—5 раз больше, чем в среднем по стране.
При экологическом неблагополучии наблюдается сосуществование психических, соматических и неврологических изменений; сопряженность экзогенных (внешних) и психогенных (личностных) реакций.
Эффективность психической адаптации к воздействию средовых факторов напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Социальная активность, широкий круг коммуникативных связей положительно сказываются на эмоциональном состоянии, повышают способность противостоять стрессам. Социальную поддержку обычно ищут среди близких людей — членов семьи или друзей. Такую поддержку могут оказать и коллеги по работе. В конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения сопротивляемость стрессам оказывается хуже, чем при эффективном социальном взаимодействии и наличии психологической поддержки. Сужением круга доверительного общения можно объяснить тот факт, что у домохозяек чаще развиваются симптомы психических расстройств, чем у работающих женщин. Наличие социальной поддержки, в том числе со стороны социальных работников, значительно снижает степень влияния негативных социально-психологических факторов, экономических трудностей (например, кратковременной потери работы). Эту модель называют моделью стресс-буфера. Социальная поддержка помогает сохранить положительную самооценку, оптимизм в отношении будущего, и тем самым предотвратить развитие невротических и эмоциональных реакций. Важно, чтобы степень социальной поддержки коррелировала с масштабом негативных жизненных событий.
Провоцирующие факторы. Эти факторы вызывают развитие заболевания. Некоторые люди с повышенной восприимчивостью к психическому расстройству тем не менее не заболевают им никогда или не болеют очень долго. Обычно провоцирующие факторы действуют неспецифично. От них зависит время начала заболевания, но не сам характер болезни. Провоцирующие факторы могут быть физическими, психологическими или социальными. К физическим факторам относятся соматические заболевания и травмы, например опухоль мозга, черепно-мозговая травма или потеря конечности. В то же время физическое повреждение и заболевание может носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз). Жизненные события могут выступать в роли как психологического фактора, так и социального (потеря работы, развод, утрата близкого, переезд на новое место жительства и т.д.).
Социально-психологические факторы находят отражение в клиническом оформлении и содержании болезненных переживаний. В последнее время получили распространение навязчивые страхи, которые связаны с реальной действительностью, — это спидофобия, радиофобия, идеи воздействия нейротропным оружием, у детей часты страхи, отражающие столь широко демонстрируемые теперь фильмы-ужасы с роботами, вампирами, привидениями, инопланетянами и т.п. Одновременно встречаются формы болезненных убеждений и страхов, которые пришли к нам из далекого прошлого — порчи, колдовства, одержимости, сглаза.
Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции. На ранних стадиях многие психические заболевания приводят к вторичной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное расстройство. Социальный работник должен принимать меры для коррекции этих вторичных личностных факторов и устранения социальных последствий заболевания.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие факторы риска развития психических заболеваний.
2. Какова роль биологических факторов в психическом здоровье?
3. Какова роль социальных факторов в возникновении психического расстройства?
4. Что такое «модель стресс-буфера»?
|
|