Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 8.Русское искусство конца ХХ века

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра истории и теории искусств

«История отечественного искусства ХХ века»

 

Методические указания для студентов

направление подготовки: 073900.62 –«Теория и история искусств»

профиль подготовки: История и теория костюма

всех формы обучения

 

Составитель

И. А. Неверова

 

 

Санкт-Петербург

Содержание курса

 

Курс формирует базовые представления об искусстве России XХ века, одного из важнейших периодов в истории отечественной художественной культуры.

Задачикурса: рассмотреть основные линии развития отечественного искусства ХХ века, раскрыть особенности его художественно-образной системы; показать исторические особенности развития отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХХ века, связь изобразительного искусства с духовными устремлениями эпохи.

По окончании курса студент должен иметь представление о развитии русского искусства XX века; уметь определять и анализировать основные вехи в его эволюции, высказывать собственные обоснованные и аргументированные взгляды на современное состояние и перспективы развития искусства; иметь представление о специфике русского искусства XХ века, его отличиях от искусства предшествующего времени.

 

Введение. Особенности исторического развития и периодизация отечественного искусства ХХ века.

Тема 1. Русское искусство начала ХХ века

Художественная жизнь России в период 1900-1910 годов .Символизм 1900-х гг., его проявления в творчестве художников “Голубой розы”. Творчество П.Кузнецова, Скульптор А.Матвеев.

Тема 2. Русский авангард 1910-1920-х годов.Отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов. Проблема русского сезаннизма в творчестве художников “Бубнового валета”. Мастера “Бубнового валета”: И.Машков, П.Кончаловский, А.Лентулов, А.Куприн, Р.Фальк.



Неопримитивистские искания в живописи М. Ларионова и Н. Гончаровой.Объединения “Ослиный хвост” и “ Мишень”. Лучизм М. Ларионова.

Творчество К. Малевича. Манифест супрематизма.

Принцип «аналитического искусства» П.А. Филонова.

Тема 3. Русское искусство революционной эпохи. Первые мероприятия Советской власти в области искусства. Реорганизация художественного образования. Осуществление плана монументальной пропаганды.

Плакат в годы Гражданской войны. Агитационный политический плакат. Ведущие плакатисты: Д.С. Моор, В.Н. Дени, М.М. Черемных, В.В. Маяковский. Окна Роста.

Тема 4. Искусство 20-х годов. Конструктивизм в русском искусстве 1920-х годов как вид «социальной инженерии». Архитектура конструктивизма. Формирование новых целей архитектуры – создание новой пространственной среды для нового общества. Революционный романтизм советской архитектуры 1920-х годов и архитектурные утопии. «Башня Ш Интернационала», «Летатлин» В. Татлина.

Художественное оформление улиц и площадей для массовых торжеств и праздничных демонстраций.

Поиск новых «революционных» форм в искусстве и художественные объединения 1920-х годов. Идейная программа ЛЕФа (литературно-художественного объединения «Левый Фронт Искусства») по созданию нового, революционного, «подлинно пролетарского» искусства.

Традиции передвижников и принцип художественного документализма в творчестве художников АХХР. Произведения И.И. Бродского, Е.М. Чепцова, А.М. Герасимова, М.Б. Грекова, Б.В. Иогансона и др. Противостояние натуралистической манере АХРР и призывам ЛЕФа к «поглощению искусства производством» художественного объединения ОСТ. Творчество Д.П. Штеренберга, А.А. Дейнеки, Ю.И. Пименова, П.В. Вильямса, А.Г. Тышлера и др.

ОРС – Общество русских скульпторов 1925 г. – Н.А.Андреев, В.И. Мухина, В.А. Ватагин, В.Н. Домогатский, С.Д. Лебедева.

Эволюция творчества К.С. Петрова-Водкина от символизма начала века к «героическому реализму» 1930-х. Принципы «сферической перспективы» К. Петрова-Водкина.

Тема 5. Отечественное искусство 1930-1950 годов. Метод социалистического реализма в изобразительном искусстве. Разделение искусства в СССР на «официальное» и «неофициальное» в 1932 году. Образование единого Союза художников.

Основные черты искусства тоталитаризма: доступность, упрощенная форма. Реализм как зеркало идеологии. Приоритетные темы и способы их претворения: темы героического прошлого страны, колхозные темы, тема спорта и т.д. Внедрение новых стереотипов, утверждение новых символов веры.

Неоклассицизм в советской архитектуре 1930-1950-х гг.

Тяга к гигантизму, утверждение через архитектурные формы незыблемости и могущества режима. Международный конкурс на создание Дворца Советов в Москве. Скульптура 1930-1950-х годов.

Тема 6. Искусство эпохи Великой Отечественной войны. Военный плакат, карикатура - их значение в годы Великой Отечественной войны. Творчество Кукрыниксов. Военная тема в творчестве А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, Ф.С. Богородского, С.В. Герасимова и др.Драматизм сюжетов и образов.Развитие исторической живописи. Триптих П.Д. Корина «Александр Невский».

Развитие темы Великой Отечественной войны в отечественной живописи и графике послевоенного времени. «Письмо с фронта А.И .Лактионова, «Отдых после боя» Ю.М. Непринцева. Графический цикл Б.И. Пророкова «Это не должно повториться» (1958-1959 гг.).

Романтические, экспрессивно исполненные картины, посвященные Гражданской и Великой Отечественной войнам Е.Е. Моисеенко.

Создание памятников воинам-героям. Мемориальные ансамбли и монументальная скульптура 1960-1980-х годов.

Работа Е.В. Вучетича, Я.Б. Белопольского и А.А. Горпенко над памятником воинам Советской Армии на территории Трептов-парка в Берлине. Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (скульпторы Е. В. Вучетич, В. Е. Матросов, А. С. Новиков, А. А. Тюренков; архитекторы Л. Б. Белопольский, В. А. Демин).

Тема 7. Русское искусство второй половины ХХ века.«Суровый стиль» в русском искусстве 1960-1970-х годов. Неофициальное искусство Москвы и Ленинграда 1960-1980-х годов.

Концепция социалистического реализма как «открытой системы». Метаморфозы «социалистического» реализма 1970-1980-х годов. Экспрессивно-трагические композиции А.А Мыльникова «Прощание», 1975; «Испанский триптих», 1979, пейзажи, портреты. Обращение к опыту «старых мастеров» в творчестве Д. Д. Жилинского, О. П. Филатчева. Народные истоки в искусстве Е. Романовой. «Эзопов язык» в изобразительном искусстве, как способ общения художника и власти.

Карнавализм, «Тихое искусство». Творчество Т. Назаренко, В. В. Калинина, Н. И. Нестеровой, О. Булгаковой.

Авангардистские направления в скульптуре: монументально-знаковый экспрессионизм В. Сидура.

Пластическая экспрессивность станковых и мемориальных произведений Э. Неизвестного. Важнейшие циклы мастера: «Гигантомахия», «Образы Достоевского», «Образы Данте». Работа художника над главным замыслом – монументальной скульптурой «Древо жизни».

 

Тема 8.Русское искусство конца ХХ века

Предпосылки, этапы становления постмодернистского искусства на постсоветском пространстве: московское концептуальное искусство, соц-арт, видео-арт.

Новая художественная реальность: разнообразие и параллельное сосуществование различных художественных течений и направлений в искусстве конца ХХ века.

Научно-техническая революция и искусство: новые способы художественного производства, технических средств фиксации, трансляции и тиражирования искусства. Взаимовлияния современных видов искусств, таких как фотография и кино, компьютерная графика, и «классических» технологий создания картины. Концептуальное искусство как новые возможности диалога зрительных и словесных форм художественной культуры.

 

 

Список основной и дополнительной литературы по дисциплине

Основная литература

1. Боголюбова А. С. Очерк художественной культуры советского периода/ А. С. Боголюбова. - М.: Директ-Медиа, 2009. - 115 с.

2. Манин В.С. Русская живопись ХХ века: в 3-х т./ В.С. Манин. – Спб.: Аврора, 2007; Т.1., 2007. – 415 с.; Т.2., 2007. – 453 с.; Т.3. 2007, – 551 с.

3.Соцреализм: ленинградская живописная школа: 1930-1980: некоторые имена: авт.вступ.ст. Н.С.Кутейникова, К.К. Сазонова. – Спб.: Коломенская верста, 2008. – 344 с.

4. Эстетика и теория искусства XX века Под редакцией: Хренов Н. А., Мигунов А. С. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 688 с.

 

б) дополнительная литература и другие информационные источники

5. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала XXI века/ Е.Ю. Андреева. – СПб.: Азбука-классика, 2007.- 488 с.

6. Былинкин Н., Калмыков В., Рябушин А., Сергеева Г. История советской архитектуры/1917-1954 гг./. – М.: Стройиздат, 1985

7. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ в./ М.Ю Герман.- Спб.: Азбука-классика, 2008. – 480 с.

8. Добрицына И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии/ И. А. Добрицына.- М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 470 с.

9. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство / И.Н.Голомшток. – М.: Галарт, 1994. – 296 с.

10. Кабаков И. Тексты. Авторский сборник / И. Кабаков. - М.Герман Титов, 2010. - 640 с. (Серия: Библиотека московского концептуализма)

11. Пивоваров В. О любви слова и изображения / В.Пивоваров. – М.: Новое литературное обозрение. – 2004. – 142 с. (Очерки визуальности)

12. Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. Авторизованный пер. с англ. Н. Эдельмана.- М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 496 с.: ил. (Очерки визуальности)

13. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. / В.М. полевой. – М.: Советский художник, 1989. – 454 с.

14. Поспелов Г.Г. “Бубновый валет”: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов/ Г.Г. Поспелов.- М.: Советский художник, 1990.- 288 с.

15. Сарабьянов Д.В. Русские живописцы начала ХХ века (новые направления)/ Д.В. Сарабьянов. – М.: Искусство, 1973. – 321 с.

16. Уральский М. Немухинские монологи. Портрет художника в интерьере андеграунда/ М.Уральский. - Спб.: Алетейя, 2011. - 184 с.

17. Художественная жизнь России 1970- х годов как системное целое. Антология. – СПб.: Алетейя, 2001.-352 с.

18. Хмельницкий Д. Архитектура Сталина. Психология и стиль/ Д. Хмельницкий. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 374 с.

19. Чайковская В.И. Три лика русского искусства ХХ века: Роберт Фальк, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов/ В.И. Чайковская. – М.: Искусство-XXI век, 2006. – 200 с.

20. Якимович А.К. Полеты над бездной. Искусство, культура, картина мира. 1930 – 1990/ А.К. Якимович. - М.: Искусство - ХХI век, 2009.- 464 с.

 

Темы семинарских занятий

1. Художественные течения в русском искусстве предреволюционной поры.

2. Теория и практика художественных объединений в отечественном искусстве 1920-х годов.

3. Великая отечественная война в изобразительном искусстве второй половины ХХ века.

4. Тенденции развития отечественного искусства в конце ХХ – начале XXI века

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.