Обратная связь
|
Экономические реформы СССР эпохи перестройки: цель, задачи и итоги. 8 марта 1985г. Горбачев - генсек ЦК КПСС. Провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны.
Стратегия реформ – ускорение производства, улучшение социальной сферы, НТП.
Приоритетная задача - ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства, упор на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).
Экономическая реформа 1987 г. Радикальная, экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты - Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Проект реформы предусматривал:
- расширение самостоятельности предприятий (на принципах хозрасчета и самофинансирования);
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);
- отказ от монополии внешней торговли;
- глубокая интеграция в мировой рынок;
- сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;
- признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.
Итоги:
- Непоследовательность проведения
- Формирование частного сектора в экономике (более 30 видов производства)
- Легализация «теневой экономики»
- С 1990 г. – сокращение производства в промышленности
Реформирование в сельском хозяйстве.
- Также не удалось добиться серьезных изменений.
- В мае 1988 г. было заявлено лишь о целесообразности перехода на арендный подряд на селе
- С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве -> дефицит продовольственных товаров (в Москве было введено их нормированное распределение).
Программа "500 дней".
- Летом 1990 г. провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., по окончании 12 пятилетки (1985-1990). План, нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях.
- Цели: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства, затем предполагалось снятие государственного контроля над ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. => реальная основа для экономического союза республик.
- НО: Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.
59. Экономика Российской Федерации в 1990-2000-е гг.
В октябре 1991 Ельцин объявил о проведении радикальных эк реформ и о форм-ии нового российского прав-ва во главе с Гайдаром. Программа прав-ва Гайдара отличалась от других, тем что:
· исходила из отрицания «особого росс пути» и опиралась на мировой опыт
· была призвана решить задачу становления независимого механизма функц-ия росс эк-ки на основе создания росс хоз законодательства, нац валют системы и др.
· включала радикальные институциональные преобразования, развитие негос форм собственности.
Изначально реформаторы исходили из предотвращения дальнейшего развития катастроф ситуации, преобразования приобретали характер «шоковой терапии».
Либерализация цен (1992) первоначально привела к неудержимому росту ценàсокращение спроса и устранение ажиотажного хар-ра. Либ-ция внешнеторг режима способствовала притоку иностр товаров на рынокàвытеснение отеч товаров (до дефолта 1998), Несоответствие доходов населения и цен. Сокращение денеж эмиссииàустранение «денежного навеса», стабилизация потребительского рынка. Однако сдерживание эмиссии вызвало неплатежи между предприятиями, грозящие парализовать хоз-во страныàудар по бюджету, упадок покупательного спроса. Подготовка масштабной приватизации с осени 1991, указ президента об ускорении этого процесса. Приватизация (июль 1992-октябрь 1994) представляла собой внеэкономический, волевой акт. Бесплатная, неименная чековая приватизация: акционирование гос предприятий. Т.к. многие не имели возможности участвовать в этом, была проведена эмиссия ценных бумаг – ваучеров. Их приобрели все жители РФ, направили на покупку акций, вложили в инвестиционные фонды. Усиление конфронтации между 2мя ветвями власти по мере реал-ции курса на ваучерную приватизацию привело к полит кризису (октябрь 1993). àРоспуск Верховного совета и принятие новой Конституции, что обеспечило Президенту и правительству широкие полномочия в приватизации. Наиб быстро процесс прив-ции протекал в торговле, сфере бытового обслуживания. Окончание приватизаицииàформирование новых групп собственников (приоритет инсайдерам). , монополистических и олигархических структур.
Со 2ой половины 1994 новый этап денежной прив-ции – решалась задача перераспределения собственности. Критерием завершенности являлось форм-ие слоя эффективных собственников, однако произошло форм-ие олигархической структуры народ хоз-ва, связанного с коррумпированным слоем чиновников. àкриминализация сферы хоз отн-ий . Структура не была эффективной, о чем свидетельствовал спад произ-ва. Поэтому гос-во выдвинуло ряд инициатив, направленных на ускорение продаж (новая схема залоговых аукционовàобеспечивала получение бюджетного дохода в кратчайшие сроки). Активное участие принимали банкиàформ-ие финансово-промышленных групп. Создание холдингов и дальнейшее форм-ие олигарх собственности происходило 2 путями:
· 1 – горизонтальный, без вмеш-ва гос-ва банк скупал отдел предприятие с целью создания отраслевой монополии
· 1 – вертикальный, прямое участие гос органов в создании холдингов. (указами президента).
1997-98гг процесс приватизации крупной собственности (задача – укрепление позиций федерального центра). Акции 6 крупных нефтяных компаний реализовывались крупными пакетами на спец аукционах, где приоритет принадлежал банкам и фин-пром группам.
Фин кризис, дефолт 1998. Прав-ву не удалось остановить спад (хотя темпы замедлялись). Реформы оказали влияние на отраслевую структуру хоз-ва (спад машиностроения). За период 92097 ввп снизился на 40%. , сокращение доходов населения на 43%àстали нарастать признаки кризиса (сокращение налоговых поступлений, рост дефицита бюджета, неблагоприятная внеш конъюнктура) àуглубление кризиса. Гос-во продолжало ограничивать эмиссию, покрывало дефицит за счет выпуска внутр и внеш обязательств. Однако высокая непоределенность, криминал направленность, узкоэгоистические интересы привели к кризису фондового рынка, куршению гос обязательствàобрушение валют рынка и кризис кредит-фин сферы. Ряд мероприятий Кириенко по норм-ции фондового и валют рынка определили кризис банковской и бюджетной систем, резкий отто иностр инвесторов, 3кратное падение нац валюты. àповторилась ситуации «шоковой терапии» и либ-ции цен. Знач часть населения лишилась сбережений, цены поднялись в 3-4 раза. Положительная сторона – рост произ-ва отраслей, кот освободились от иностр конкуренции, низкий курс рубля усилил конкурентосп-сть отче экспортеров. Прав-во предпринимает меры по созданию единого унифицированного правового прост-ваàблагоприят условия для привлечения отеч и иностр инвестиций. Негативный и позитивный опыт кризиса учитывается современным руководством, отход от слепого копирования зап стран. Важная составляющая совр росс эк-ки – ее интеграция в мировое хозяйство.
|
|