Структура и правила оформления контрольной работы Юридический факультет
Кафедра философии и социально-
политических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по дисциплине
«ФИЛОСОФИЯ»
для направления подготовки
Менеджмент
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная
Набережные Челны
2014 г
УДК 1(075.8)
ББК 87
Н90
Печатается по решению Секции социально-политических дисциплин
Учебно-методического совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Нурмухаметова, В. В. Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Философия».– Казань : Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 15 с.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и социально-политических дисциплин.
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Философия» предназначены для студентов направления подготовки 080200.62 Менеджмент и соответствуют ФГОС ВПО по данному направлению.
УДК 1(075.8)
ББК 87
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2014
© Нурмухаметова В.В., 2014
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………...
|
| 1. Общие требования к контрольным работам ………………………...
|
| 2. Структура и правила оформления контрольной работы…………….
|
| Литература ………………………………………………………………..
|
| Приложение 1. Темы контрольных работ. ……………………………..
|
| Приложение 2. Образец оформления титульного листа ………………
|
| Приложение 3. Образец оформления плана…………………………….
|
|
Пояснительная записка
Данные методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов при выполнении контрольных работ по дисциплине «Философия».
Цель методических указаний – оказать помощь студентам, обучающимся по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент, при написании и оформлении контрольных работ по философии. Подготовка данной контрольной работы направлена на формирование у будущих бакалавров представлений о многообразии форм человеческого знания: научного и ненаучного знания, рационального и иррационального, знания и веры, объективного и субъективного, способности философского осмысления онтологических, гнoсеологических, антропологических и социальных проблем, навыка философской рефлексии, владение культурой мышления.
Характер контрольной работы по философии предусматривает развитие способностей подбирать, анализировать и необходимую информацию из различных источников по важнейшим философским проблемам; логично и аргументированно излагать мысли; использовать различные подходы к сущности и решению главных социальных и смысложизненных вопросов; критически оценивать данные науки и опыт философского осмысления действительности.
Работа над контрольной работой по философии способствует формированию и развитию следующих общекультурных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент:
- Знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
- Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
- Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
Подготовка контрольной работы по философии способствует формированию следующих знаний, умений и навыков:
Студент должен знать:
1) важнейшие общечеловеческие ценности и ценности, на которых базируется российская культура и общество;
2) основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;
3) законы мышления и способы построения логически верных высказываний.
Студент должен уметь:
1) использовать ценностный подход в профессиональной деятельности;
2) строить профессиональную деятельность на базе фундаментальных законов существования и развития общества, человека и его мышления;
3) применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.
Студент должен владеть:
1) положительными культурными нормами современного мирового и российского сообщества;
2) навыками анализа и теоретического исследования общественных проблем;
3) навыками логической обработки информации.
Методические указания содержат требования к их оформлению и структуре контрольных работ, тематику, рекомендуемую литературу, образцы титульного листа и плана работы.
Общие требования к контрольным работам
Контрольные работы по философии выполняются в ученических тетрадях объемом не менее 12 листов. Текст должен быть разборчивым, не содержать стилистических и грамматических ошибок.
1.1. Обязательными требованиями, предъявляемыми к контрольным работам, являются:
- соответствие содержания контрольной работы обозначенной теме;
- логическая последовательность изложения материала;
- полнота и глубина раскрытия заявленной темы;
- самостоятельное выполнение работы на основе собранных и обработанных студентом материалов;
- присутствие в работе элементов научного исследования: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.п.;
- написание вывода, логично вытекающего из глав (разделов);
- использование при написании работы не менее 6-8 источников, в том числе: учебных пособий, хрестоматий, материалов периодической печати;
- аккуратность в оформлении контрольной работы и списка использованной литературы.
1.2. Этапы работы над контрольной работой.
Первый этап предполагает определение темы контрольной работы, а также ознакомление с рекомендациями преподавателя. Затем студент проводит работу с источниками, научной и учебной литературой, периодической печатью, определяется со структурными элементами работы, с названиями глав и разделов.
Второй этап предполагает написание контрольной работы с учетом методики внешнего оформления внутреннего содержания и списка использованной литературы.
Третий этап заключается в защите контрольной работы. Студент должен продемонстрировать понимание заявленной темы и умение логически и аргументированно излагать суть проблемы.
1.3. Порядок выбора темы контрольной работы.
Темы контрольных работ по философии содержатся в Приложении № 1 данных методических указаний. Контрольные работы выполняются строго по варианту, соответствующему начальной букве фамилии студента. Работы, выполненные не по своему варианту, не зачитываются и возвращаются студенту.
1.4. Порядок сдачи контрольной работы.
Контрольная работа сдается на кафедру за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии или в установленном преподавателем порядке. Руководитель не несет ответственность за своевременную проверку работы в случае, если работа не сдана в указанные сроки.
Структура и правила оформления контрольной работы
Структура любой научно-исследовательской работы предполагает наличие титульного листа, содержания, введения, теоретической части, заключения, списка литературы, приложения (при необходимости). Каждый новый раздел начинается с новой страницы.
Контрольная работа должна состоять из следующих элементов:
1. Титульный лист. На титульном листе контрольной работы указывается дисциплина, тема, фамилия, имя, отчество студента, номер группы (Приложение № 2).
2. План. План строится, исходя из общего представления об избранной теме. В нем перечисляются основные вопросы, которые автор намеревается раскрыть в работе. Поэтому все они должны быть приведены в соответствие с названием темы. План представляет собой своеобразный каркас всей работы. Если он хорошо продуман и имеет четкие очертания, то это будет способствовать логическому, последовательному изложению материала. Основные требования, предъявляемые к плану, можно охарактеризовать так: краткость, четкость, логичность и выразительность (Приложение № 3).
3. Введение. В нем раскрывается актуальность и научная значимость темы контрольной работы в историко-культурном процессе. Во введении выдвигаются также цель и основные задачи, которые ставит перед собой автор при написании работы. Кроме того, введение содержит характеристику основной научной и справочной литературы, используемой при написании контрольной работы.
4. Основная часть.Она состоит из нескольких разделов (глав), в которых автор раскрывает центральные идеи темы. Число разделов не должно превышать двух-трех. Это объясняется тем, что общий объем контрольной работы ограничен, и при наличии большого числа разделов они будут очень короткими, что помешает полному раскрытию поднятых в них проблем. При необходимости внутри разделов могут быть выделены подразделы (параграфы).
5. Заключение.В нем автор отвечает на вопросы, сформулированные во введении. В заключении должны присутствовать обобщающие выводы, и оно не сводится к простой сумме итогов, подведенных в отдельных главах.
Список использованной литературы.
В список литературы включают все использованные в работе источники. Обязательным условием при написании контрольной работы является использование источников, изданных не позднее 5 лет. Следование этому условию обеспечит соответствие содержания работы актуальным проблемам современной философской науки.
Располагать литературные источники необходимо в алфавитном порядке. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий Москва – М., Санкт-Петербург – СПб. Например: История философии : учебник / под ред. А. С. Колесникова. – СПб. : Питер, 2010. – 650 с.
В сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. Например: Табачков, А.С. Информационное общество в контексте истории / А.Г. Данилов // Вопросы философии. – 2014. – № 10. – с. 37-46.
Отдельным списком приводятся использованные интернет-ресурсы.
Рекомендуемая литература:
1. Гончар, Л. Ф. Философия : в 2-х ч. : учеб. пособие / Л. Ф. Гончар. – М. : МГИУ, 2008. Ч. 1. – 2008. – 383 с.
2. Гончар, Л. Ф. Философия : в 2-х ч. : учеб. пособие / Л. Ф. Гончар – М. : МГИУ, 2008. Ч. 2. – 2008. – 352 с.
3. Губин, В. Д. Философия : учебник / В. Д. Губин. – М. : Проспект, 2008. – 332 с.
4. История философии : учебник / под ред. А. С. Колесникова. – СПб. : Питер, 2010. – 650 с.
5. Кармин, А. С. Философия : учебник / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб. : Питер, 2009. – 560 с.
6. Нижников С. А. Философия [Электронный ресурс] / С. А. Нижников. – М. : НИЦ Инфра-М, 2012. – 461 с. – режим доступа : http://znanium.com.
7. Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2008. – 190 с.
8. Островский Э. В. Философия [Электронный ресурс] : учебник / Э. В. Островский. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. – 313 с. – режим доступа : http://znanium.com.
9. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2009. – 368 с.
10. Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М. : Проспект, 2009. – 670 с.
Периодические издания:
1. Алексеева, И. Ю., Аршинов, В. И. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека / И. Ю. Алексеева, В. И. Аршинов, В. В. Чеклецов // Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С. 12–22.
2. Афанасьева, О. В. Информационная открытость и проблема устойчивого развития / О. В. Афанасьева // Вопросы философии. – 2012. – № 5. – С. 47–59.
3. Ахмедова, Т. Т. Политические и экономические аспекты глобализации / Т. Т. Ахмедова // Вопросы философии. – 2012. – № 3. – С. 72–81.
4. Баева, Л. В. Электронная культура: опыт философского анализа / Л. В. Баева // Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 75–84.
5. Бехманн, Г. Общество знания – краткий обзор теоретических поисков / Г. Бехман // Вопросы философии. – 2010. – № 2. – С. 113–127.
6. Владленова, И. В. Конвергентные технологии и человек: изменения мира. Знать бы, для чего / Владленова И. В. // Вопросы философии. – 2012. – № 12. – С. 124–129.
7. Волков, А. В. Наука в эпоху биокапитализма / А. В. Волков // Вопросы философии. – 2014. – № 10. – С. 57–69.
8. Гайнуллина, Л. Ф., Агапов, О. Д. Синергийная антропология как новая гуманитарная парадигма / Л. Ф. Гайнуллина, О. Д. Агапов // Вопросы философии. – 2010. – № 5. – С. 173–177.
9. Гезалов, А. А. Глобализация и мировоззрение / А. А. Гезалов // Вопросы философии. – 2012. – № 7. – С. 167–170.
10. Глинчикова, А. Г. Частная собственность и общественный интерес – дилемма России / А. Г. Глинчикова // Вопросы философии. – 2011. – № 3. – С. 3–12.
11. Гусейнов, А. А. Философия между наукой и религией / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 4–11.
12. Диев, В. С. Управление. Философия. Общество / В. С. Диев // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 35–42.
13. Дождикова, Р. Н. К вопросу об аксиологических основаниях обыденного познания / Р. Н. Дождикова // Вопросы философии. – 2013. – № 2. – С.33–41.
14. Дубровский, Д. И. «Трудная» проблема сознания / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 136–136.
15. Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека / В. А. Емелин, А. Ш. Тхостов // Вопросы философии. – 2010. – № 5. – С. 84–91.
16. Ефременко, Д. В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы / Д. В. Ефременко // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 49–62.
17. Журавлева, Е. Ю. Эпистемический статус цифровых данных в современных научных исследованиях / Е. Ю. Журавлева // Вопросы философии. – 2012. – № 2. – С. 113–122.
18. Зинченко, В. П. Ценности в структуре сознания / В. П. Зинченко // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – С. 85–98.
19. Квициния, М. Б. Глобализация и этнонациональный компонент / М. Б. Квициния // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 167–176.
20. Ковальчук, М. В., Нарайкин, О. С. Конвергенция науки и технологий – новый этап научно-технического развития / М. В. Ковальчук, О. С. Нарайкин, Е. Б. Яцишина // Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С. 3–12.
21. Кочетков, В. В., Кочеткова, Л. Н. К вопросу о генезисе постиндустриального общества / В. В. Кочетков, Л. Н. Кочеткова // Вопросы философии. – 2010. – № 2. – С. 23–34.
22. Лекторский, В. А. Философия, общество знания и перспективы человека / В. А. Лекторский // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 30–35.
23. Лефевр, В. А. Высшие ценности и формальная теория выбора / В. А. Лефевр // Вопросы философии. – 2012. – № 14. – С. 154–158.
24. Майданский, А. Д. История и общественные идеалы / А. Д. Майданский // Вопросы философии. – 2010. – № 2. – С. 127–134.
25. Макаров, В. Л. Становится ли человеческое общество стабильнее / В. Л. Макаров // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 17–23.
26. Марков, Б. В. Образ человека в постантропологическую эпоху / Б. В. Марков // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 23–34.
27. Мирзоян, В. А. Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства / В. А. Мирзоян // Вопросы философии. – 2013. – № 6. – С. 3–16.
28. Мирзоян, В. А. Управление как предмет философского анализа / В. А. Мирзоян // Вопросы философии. – 2010. – № 4. – С. 35–48.
29. Назарчук, А. В. Социальное время и социальное пространство в концепции сетевого общества / А. В. Назарчук // Вопросы философии. – 2012. – № 9. – С. 56–67.
30. Новиков, Д. А., Русяева, Е. Ю. Философия управления / Д. А. Новиков, Е. Ю. Русяева // Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 19–27.
31. Пирожкова, С. В. Предвидение и его эпистемологические основания / С. В. Пирожкова // Вопросы философии. – 2011. – № 11. – С. 79–93.
32. Разумов, А. Е., Гранин, Ю.Д. Глобализация и национализм: история и современность. Социально-философский анализ / А. Е. Разумов, Ю. Д. Гранин // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – С. 181–184.
33. Сердобинцев, К. С. Дифференциация власти, собственности и управления – необходимое условие модернизации и развития гражданского общества в России / К. С. Сердобинцев // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 3–12.
34. Сидорина, Т. Ю. Welfare State как точка отсчета: место государства всеобщего благосостояния в социальной истории / Т. Ю. Сидорина // Вопросы философии. – 2012. – № 11. – С. 19–31.
35. Степанянц, М. Т. Расширяя горизонты философии и науки / М. Т. Степанянц // Вопросы философии. – 2013. – № 2. – С. 75–89.
36. Степин, В. С. Наука и философия / В. С. Степин // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 58–76.
37. Соболева, М. Е. Логика герменевтики / М. Е. Соболева // Вопросы философии. – 2013. – № 6. – С. 140–149.
38. Табачков, А. С. Информационное общество в контексте истории / А. С. Табачков // Вопросы философии. – 2014. – № 10. – С. 37–46.
39. Федотова, В. Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации / В. Г. Федотова // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 45–54.
40. Филонов, Г. Н. Герменевтический ресурс рефлексии в современном образовании / Г. Н. Филонов // Вопросы философии. – 2012. – № 11. – С. 158–163.
41. Чайковский,Ю. В.История и прогноз / Ю. В. Чайковский // Вопросы философии. – 2011. – № 5. – С. 75–91.
42. Чумаков, А. Н., Королев, А. Д. Философия в современном мире: диалог мировоззрений / А. Н. Чумаков, А. Д. Королев, А. В. Дахнин // Вопросы философии. – 2013. – № 1. – С. 3–17.
43. Чумаков, А. Н. Культурно-цивилизационный диалог как способ решении проблем в мире / А. Н. Чумаков // Вопросы философии. – 2013. – № 1. – С. 35–43.
44. Юдин, Б. Г.Наука в обществе знаний / Б. Г. Юдин// Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 45–58.
Интернет сайты
1. www.filosofia.ru – Библиотека философии и религии. (Русский гуманитарный интернет-университет).
2. www.vehi.net – «Вехи» – библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы.
3. www.philosophy.allru.net – «Золотая Философия» – источники по философии.
4. www.philosophy.albertina.ru – Источник по русской философии.
5. www.antology.rchgi.spb.ru – Философская библиотека средневековья содержит оригинальные тексты философов (Христианская гуманитарная академия).
6. www.books.atheism.ru – Философия и атеизм.
7. www.filosof.historic.ru – Электронная библиотека по истории философии, информация по всем историческим эпохам.
8. www.history.philosophy.pu.ru –материалы по истории философии (СпбГУ).
9. www.bobych.ru – Лекции по всем темам по философии.
10. www.Philosoff.ru –материалы по философии, тексты, статьи, лекции.
11. www.gaudeamus.omskcity.com – Учебники, учебные пособия по философии (Омский портал-лаборатория электронной учебной литературы).
12. www.philosophy.nsc.ru – Библиотека. Философские тексты (Сибирское отделение РАН).
13. www.edu.ru – Российский федеральный портал.
Приложение № 1
Темы контрольных работ по дисциплине «Философия»
Фамилия
| Тема работы
| А
| Особенности философии как мысленного освоения действительности
| Б
| Философия управления: предмет, специфика и решаемые проблемы
| В
| Диалектический метод познания
| Г
| Герменевтический метод познания
| Д
| Софистика как философский метод
| Е, Ж
| Исторические тенденции взаимодействия философии и науки
| З, И
| Природа как объект философского анализа
| К
| Социальная реальность и основные стратегии ее исследования в
современной философии
| Л
| Социальный идеал: причины формирования, противоречивый
характер и тенденции осуществления
| М
| Сознание, язык, мышление: взгляд философии
| Н
| Аксиология: предмет, основные категории и решаемые проблемы
| О
| Проблема ценностей в современном обществе
| П
| Аксиологические аспекты науки и техники
| Р
| Ценностные ориентации современного человека: философский анализ
| С
| Общечеловеческие ценности: понятие, виды и значение для человека и общества
| Т, У
| Оценка и ценность: сущность и соотношение
| Ф, Х
| Регуляция деятельности человека: нормы, идеалы и ценности
| Ц, Ч
| Философское осмысление проблем науки и техники в современном обществе
| Ш, Щ
| Возможности науки и религии в современном обществе
| Э, Ю
| Будущее современной цивилизации: прогнозы и сценарии
| Я
| Глобализм и антиглобализм: философские аспекты
|
Приложение № 4
|