Показатели общей заболеваемости населения в разных возрастных группах Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Первый Московский государственный медицинский университет
Имени И.М.Сеченова
Кафедра общественного здоровья здравоохранения имени Н.А. Семашко медико-профилактического факультета
Курсовое задание
Здоровье населения и методы его изучения
(учебно-методическая разработка для студентов
3 курса лечебного факультета)
Составители: доцент М.А.Кубраков, профессор О.А.Манерова,
доцент О.Ю.Ситникова, доцент М.С.Микерова.
Под редакцией д.м.н., профессора В.А.Решетникова
Москва, 2016 г.
Теоретические и практические вопросы этого курса включают:
1. изучение показателей общественного здоровья:
а) демографических показателей (рождаемости, смертности, естественного прироста, фертильности, младенческой смертности);
б) показателей заболеваемости населения, полученных методом изучения:
· по обращаемости населения в лечебно-профилактические медицинские учреждения (первичной заболеваемости и распространённости заболеваний, а также заболеваемости с временной утратой трудоспособности);
· по данным медицинских осмотров;
· по причинам смерти.
в) показателей инвалидности;
г) показателей физического развития.
2. организацию статистического исследования здоровья населения.
3. изучение факторов риска, методов гигиенического обучения и воспитания, механизмов формирования здорового образа жизни.
Цель курсового задания. Уметь изучать, оценивать и анализировать состояние здоровья населения, используя при этом различные статистические методы.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- знать последовательность проведения статистического исследования (его этапы) и применить эти знания при выполнении самостоятельного фрагмента курсового задания.
- по данной в курсовом задании информации использовать для оценки и анализа состояния здоровья населения следующие обобщающие показатели:
· относительные величины (экстенсивные, интенсивные, наглядности и соотношения);
· средние величины (мода, медиана, средняя арифметическая); показатели вариабельности (лимит, амплитуда, сигма, коэффициент вариации).
- уметь графически представлять различные виды показателей.
- с целью выявления факторов на результаты изучения здоровья использовать методы:
· стандартизации;
· корреляции;
· оценки достоверности разности результатов исследования (по критерию «t»).
- с целью прогнозирования результатов исследования уметь применять способ определения доверительных границ.
- уметь оценить показатель относительного риска заболеваний по конкретному фактору,
- уметь предложить план мероприятий по профилактике заболеваний, включая план мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию.
Методические рекомендации по выполнению работы:
На основании самостоятельной подготовки по учебному пособию, изученных тем на практических занятиях и по материалам учебника и лекций, а также с использованием дополнительной литературы, в т.ч. материалов сети Интернет, студент должен:
1. Самостоятельно найти в данной комплексной задаче фрагменты, соответствующие изученной теме.
2. По данному фрагменту оценить ситуацию в настоящее время и в динамике (если в условии задачи представлен материал), проанализировать ситуацию, определить возможность графического изображения и представить его, сделать краткое резюме по анализируемому материалу.
3. Проанализировать состояние здоровья населения города Н. в целом на основании сопоставления фрагментов.
БЛОК 1
Город Н. – промышленный центр в Среднем Поволжье. В городе функционирует крупный речной порт, имеются судоремонтный и цементный заводы, завод сельскохозяйственного машиностроении, комбинат химического волокна, консервный завод, текстильный комбинат. Промышленные предприятия города работают на полную мощность и нередко осложняют экологическую обстановку. В последние годы отмечается значительный приток рабочей силы из других регионов России и стран ближнего зарубежья. Мигранты обеспечиваются местами в заводских общежитиях, санитарное состояние которых не всегда отвечает санитарным требованиям (скученность, перебои с водоснабжением и теплоснабжением). Жилищное строительство ведётся низкими темпами, потребность населения в жилье не удовлетворяется. Зелёных насаждений в городе явно недостаточно. В городе активно функционирует сеть ресторанов быстрого питания. Проведение культурного досуга затруднено. Однако в последние годы началось благоустройство детских спортивных площадок во дворах, усиленными темпами ведется строительство спортивного комплекса.
Городским управлением здравоохранения при участии экспертов-специалистов проведено изучение состояния здоровья населения. Полученные результаты представлены ниже.
В городе Н. проживает 100 000 человек, в том числе в возрасте до 15 лет – 26 000, от 15 до 49 лет – 50 000 (в том числе женщин – 26 000), 50 лет и старше – 24 000 человек.
Задание: оцените возрастную структуру населения города, представьте её графически, сделайте вывод.
В изучаемом году в городе родилось живыми 1 090 детей (в предыдущем 1 050), все у женщин в возрасте 15 - 49 лет. Умерло за год 1 420 человек, в том числе в возрасте до 1 года – 13. Данные о динамике демографических показателей в городе Н. представлены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика демографических показателей города Н. (на 1 000)
Показатели
|
|
|
|
| Изучаемый
год
| Оценка
уровня
показателей
изучаемого
года
| Рождаемость
| 13,4
| 11,6
| 8,3
| 9,0
|
|
| Смертность
| 11,7
| 13,2
| 15,4
| 15,0
|
|
| Естественный прирост
| 1,7
| -1,6
| -7,1
| -6,0
|
|
| Фертильность
| 38,5
| 36,2
| 32,3
| 35,4
|
|
| Младенческая смертность
| 14,5
| 14,0
| 13,3
| 11,9
|
|
|
Задание: оцените уровень и динамику демографических показателей в городе Н., представьте их графически, сделайте вывод о возможных причинах демографической ситуации.
Материалы изучения причин общей смертности населения и младенческой смертности представлены в таблицах 2, 3
Таблица 2
Основные причины смерти населения в г. Н. (абс. числа и в % к итогу)
Причины смерти
| Число умерших
по городу Н.
| абс.
| в % к итогу
| Болезни системы кровообращения
|
|
| Несчастные случаи, травмы, отравления
|
|
| Злокачественные новообразования
|
|
| Болезни органов пищеварения
|
|
| Болезни органов дыхания
|
|
| Другие причины
|
|
| Всего
| 1 420
| 100,0
|
Таблица 3
Основные причины смерти детей на 1-ом году жизни в г. Н. (абс. числа и в % к итогу)
Причины смерти
| Число умерших в г. Н.
| абс.
| в % к итогу
| Состояния, возникающие
в перинатальном периоде.
|
|
| Болезни органов дыхания
|
|
| Врожденные аномалии
|
|
| Инфекционные и паразитарные болезни
|
|
| Несчастные случаи, травмы, отравления
|
|
| Всего
|
| 100,0
|
Задание: проанализируйте основные причины смерти населения и детей на 1-ом году жизни в городе Н., представьте информацию графически, сделайте вывод.
Кроме информации о заболеваемости по причинам смерти городской поликлиникой и детской поликлиникой г. Н. проанализированы данные формы № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения» за изучаемый год. Детская поликлиника обслуживает контингент в возрасте от 0 до !8 лет.
В изучаемом году в городе Н. у детей в возрасте от 0 до 18 лет было впервые зарегистрировано 60 600 случаев заболеваний, в том числе с впервые в жизни установленным диагнозом 44 700 случаев. Число детей в возрасте от 0 до 18 лет оставляет 32 000 человек (таблица 4).
Таблица 4
Показатели общей заболеваемости населения в разных возрастных группах
|