Обратная связь
|
Порядок операций при обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке. Тема: Методика обучения лепке в разных возрастных группах.
План.
1. Сенсорные основы лепки.
2. Специфика обследования в лепке.
3. Организация занятий по лепке.
Домашнее задание: подобрать комплексы упражнений для развития мелких мышц пальцев. Сделать анализ программных задач обучения лепке в разных возрастных группах.
Вопрос.
Лепка но своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой — сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел — их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы. Подробное зрительное представление о качествах вещей возникает у человека путем многократности повторения видения предмета и его ощупывания.
Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых общих признаков. Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок держит предмет или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок но может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.
Организация обследования перед лепкой — это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно вычленить четыре этапа.
Первый этап — это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).
На втором этапе обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т. д.); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.
Третий этап — выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
Четвертый этап — повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.
Таким образом, детям предлагается система обобщенных действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно.
Движения руки по предмету организуют восприятие детей, способствуют уточнению их представлений о форме предмета, его свойствах, а позднее и о системах свойств — эталонах. Движение, обрисовывающее предмет, включенное в обследование, по своей направленности сходно с тем движением, которое впоследствии ребенок будет совершать при изображении предмета, оно как бы лежит в основе будущего способа действия при изображении. Когда ребенок начинает лепить, он уже представляет себе то действие, которое ему необходимо совершить. Постепенно у детей складываются обобщенные способы обследования предметов, а следовательно, формируются и обобщенные способы их изображения.
Предложенная выше система обследования предмета перед лепкой осуществляется в ходе занятий, игр или специальных упражнений. При этом обучение обследованию следует начинать с 2 лет. Работа с детьми этого возраста ведется индивидуально и группами. Нужно учить детей 2—3 лет воспринимать предмет в целом, а также выделять некоторые свойства, по которым его можно узнать. Проводя такие упражнения, воспитатель подбирает образные слова, определяющие качества предмета. Например, он предлагает детям подержать в руке яблоко, провести по нему рукой, почувствовать массу, плотность« (яблоко тяжелое, большое, круглое); после знакомства с предметом ребенок сам должен будет слепить такое же круглое яблоко (или такой же круглый мяч и т. д.).
На четвертом и пятом году жизни воспитатель учит детей восприятию предмета в целом (прежде всего — его формы), а затем тех свойств, передача которых дает возможность изобразить особенности предмета. Обследование организуется так, чтобы каждый ребенок мог не только подержать предмет в руке, но и совершить необходимые движения рукой по предмету. Как это делается, показывает воспитатель: рука взрослого движется медленно, она ведет за собой взгляд ребенка и учит последовательно воспринимать форму предмета.
Большое место отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами — формой, величиной и т. д.
В лепке дети работают обычно с объемным предметом, формакоторого имеет в основе геометрическое тело. Поэтому в младших группах детей знакомят с такими эталонами, как шар, куб, в средней— конус, овал, цилиндр.
Знакомить детей 4—5 лет с цилиндрическими, конусными, шарообразными и овальными формами лучше всего через дидактические игры: «Найди, что спрятано», «Путешествие по групповой комнате», «Магазин», «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Угадай, что это». Например, для игр «Чудесный мешочек» или «Угадай, что это» можно использовать фрукты (лимон, яблоко, апельсин, грущу, сливу) и овощи (картофель, лук, морковь, огурец). Дети должны не только активно обследовать их руками, но и попробовать на вкус, понюхать, рассмотреть и т. д. При повторении игры для сравнения могут быть введены геометрические тела: шар, конус. Сначала ребенок выбирает себе один из плодов, а потом находит подходящую геометрическую форму и рассказывает, чем они похожи и чем отличаются. После подобного рассматривания предметов во время игры их следует вылепить.
В средней группе можно познакомить детей и с фактурой предмета. Например, индивидуально с каждым ребенком можно провести игру «Отбери предметы по группам». Она включает следующие последовательные задания: отобрать 1) все мягкие предметы и все твердые, 2) теплые и холодные, 3) тяжелые и легкие. Цель игры — закрепить знания и представления детей о свойствах предметов. Игра проводится так. На столе перед ребенком раскладывают игрушки: зеркало, деревянную матрешку, птичку, сделанную из мягкого материала, лебедя из поролона, металлический утюг, пластмассовую чайную чашку, шишку, лимон (или какие-либо другие предметы, различающиеся по твердости, мягкости, теплопроводности). Ребенок, взяв предмет в руки, тщательно его ощупывает, называет и откладывает в нужную группу (тяжелых, легких и т. д.) предметов.
Детям дают задания типа: найти предмет, имеющий шершавую, бугристую поверхность и т. д. Воспитатель обязательно проверяет это задание.
В конце года в средней группе можно знакомить детей с передачей фактуры предмета. С этой целью дать им стеки, щетинные кисточки, трубочки с разнообразными отверстиями и показать приемы передачи той или иной поверхности.
В младшей и средней группах дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение.
Иногда при лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приемов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (яйцо, огурец, картошка). Здесь нужно использовать следующие приемы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.
Обучение данным техническим приемам может носить индивидуальный и групповой характер. Для этого хорошо использовать утренние и вечерние часы. Детям предлагают задания вылепить тот или иной предмет, при этом каждый технический прием вычленяется отдельно. Воспитатель обязательно называет прием. При повторной лепке ребенка просят рассказать, как он будет лепить, и добиваются, чтобы он назвал все действия, которые придется выполнить.
Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщенных приемов обследования предмета, так как они позволяют детям самостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приемы изображения.
Таким образом, организация сенсорного обследования предмета позволяет опустить показ воспитателем процесса создания изображения, который раньше был связующим моментом между восприятием предмета и его лепкой.
В группе шестилетних детей обучение системе обследования предмета начинается с начала года. Для этой цели используются игры, например: «Что рассказывает о себе игрушка?», «Найди предмет на ощупь», «Знаешь ли ты, какой это мех?», «Ателье», «Угадай, что это», «Чем похожи и чем отличаются?» и т. д.
Программный материал таких занятий включает обучение системе активного осязания по четырем последовательным этапам действий. Это обучение проходит как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.
Дети занимаются обследованием предметов на специальных занятиях, обучающих активному осязанию, и в процессе лепки. Это дает им возможность с помощью осязания и зрения сопоставлять пространственные свойства изображаемого предмета с натурой. И если на первоначальных этапах обучения детей действиям обследования требуется проведение специальных занятий, дидактических игр, то с усвоением данной системы для детей уже достаточно осязательно-зрительного ознакомления с натурой перед лепкой.
В подготовительной к школе группе проводятся занятия по лепке незнакомого предмета без его осязательного обследования, с опорой только на зрительный анализ. Дети в старшей и подготовительной группах должны различать как плоскостные, так и объемные геометрические формы. С этой целью в старшей группе может быть проведена серия игр и бесед, например беседа «О форме тел плоских и объемных».
Следующий этап работы включает закрепление знаний детей о различных геометрических формах, установление их сходства и различия. С этой целью можно проводить такие игры, как «Найди предметы, похожие на данную геометрическую форму», «Узнай форму на ощупь и назови ее», «Чудесный мешочек», «Кто назовет больше предметов, похожих на эту форму?», «Чем похожи и чем отличаются?» и др.
К середине года дети сравнительно легко осваивают названия всех геометрических тел и свободно оперируют ими при сравнении с предметами, видят не только сходство предмета с геометрической формой, но и отличие от нее.
Одновременно с проведением занятий и игр по обследованию предметов проводится их лепка. В старших группах сенсорный опыт детей уже позволяет давать им задания на изображение предметов по памяти.
Семилетним детям может быть предложен ряд повторных заданий, закрепляющих действия по обследованию предмета и знание геометрических эталонов. Хорошо использовать такие игры, как «Ателье», «Загадай загадку», «Отгадай, кто я», «Знаешь ли ты, какой это мех?», «Магазин игрушек», «Кто больше увидит?», «Каждую фигуру на свое место» и др.
Кроме игр, можно проводить специальные занятия на сравнение предметов, в процессе которых у детей формируется наблюдательность, зрительное восприятие. Темы занятий могут быть примерно такими: «Сорока и грач», «Дятел и ворона», «Воробей и синичка», «Еж и черепаха» и др. Так, на занятии, где сравниваются дятел и ворона, решаются следующие задачи: выяснить и закрепить знания детей о внешнем виде птиц; научить применять выработанные ранее обобщенные навыки осязательного обследования формы туловища и других частей; учить видеть общие внешние черты, присущие птицам (туловище имеет овальную форму, голова — форму шара, есть клюв, две лапы с когтями, крылья), и индивидуальные особенности, характерные для каждой птицы.
Сравнение идет по признакам: форма, цвет, величина. Старшие дошкольники должны уметь видеть не только отдельные свойства предметов, но и их отношения (пропорции, строение), передавать характерные признаки именно данной породы животных. Поэтому изучение натуры должно быть детальным и тщательным. Оно опирается на систему действий по обследованию и ранее сформированные у детей представления о строении предмета. Они уже знают, что каждый предмет относится к какой-то группе предметов, у которых есть общие свойства формы, строения. Например, у всех птиц форма тела овальная, удлиненная; она может быть шире, уже, короче, длиннее, но основное строение формы сохраняется. Дети должны выделять эту форму, знать, что геометрическая форма — основа для определения формы любого предмета и она определяет сходство группы однородных предметов. В результате у дошкольников развивается обобщенное представление о типичном строении, например, туловища дятла и вороны и об их особенностях.
Таким образом, можно сказать, что у старших дошкольников восприятие предмета характеризуется большей слитностью этапов обследования. Но процесс систематического, последовательного обследования занимает немалое место во всех случаях, когда предмет незнаком детям или когда требуется уточнить знание о нем.
К 7 годам у детей образуется запас представлений о предметах, их свойствах и способах изображения.
Вопрос.
Переходим к следующему вопросу.
Порядок операций при обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.
При поиске способов обследования конкретного предмета педагог должен идти от доступных детям способов изображения. Значит, педагог идет от анализа предмета и определения наиболее подходящего (удобного) для детей способа изображения к определению способа обследования. Когда продуманы способы и последовательность лепки, педагогу легко найти способы обследования. У ребенка другой путь: сначала обследование, помогающее ребенку рассмотреть, а затем представить предмет, и лишь на этой основе - усвоение способа изображения. При этом создается представление не только о существенных признаках предмета, но и о последовательности лепки.
Схема лепки предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец, баклажан, лук, гранат):
1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре.
2. Лепка формы специфической (характерной).
3. Лепка основных рельефных особенностей предмета.
4. Обработка поверхности (сглаживание) и выполнение мелких второстепенных рельефных особенностей.
5. Дополнительные изображения (веточки, листочки).
Схема лепки предметов сложной (расчлененной) формы:
1. Лепка подставки.
2. Лепка основной, наиболее крупной части предмета (обобщенной формы).
3. Лепка других крупных частей (обобщенной формы).
4. Лепка специфической (характерной) формы этих крупных частей.
5. Соединение крупных частей в одно целое.
6. Лепка мелких деталей предмета (клюва, хвостика, ушей и т.д.).
7. Обработка поверхности (примазывание, приглаживание и т.д.).
Каков же порядок обследования предметов при таком способе лепке?
1. Выделение общей формы (если предмет целостный, малорасчлененной формы) или основной части.
2. Выделение специфической, характерной формы (отличие от геометрической).
3. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
4. Определение величины других частей по сравнению с основной.
5. Определение положения этих частей по отношению к основной.
6. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке – углубление сверху) и форму мелких деталей предмета (ушки, клюв, хвостик и т.п.); на свойствах поверхности предмета и мелких, второстепенных особенностях (полосочки, впадины и т.п.).
Важно, чтобы движения пальцев при обследовании максимально соответствовали характеру движений пальцев при лепке. Многие части и свойства предмета обследуются так же, как и лепятся. Например, главные особенности специфической характерной формы предмета (оттягивание и закругление, расплющивание) лепятся всеми пальцами правой руки. Так же они и обследуются. Основные рельефные особенности предмета, дополняющие специфическую форму, мелкие детали предмета лепятся путем оттягивания или прищипывания указательным и большим пальцами правой руки. Таким же образом они и обследуются. Ребенку надо показывать и объяснять, какими пальцами обследуется предмет или его часть, приучать его контролировать взглядом движения пальцев. Воспитатель, называя словом, фиксирует внимание ребенка на всех особенностях предмета. Побуждает его к повторению-называнию этих особенностей, а позднее - к самостоятельному определению.
Вопрос.
|
|