Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Как помочь ребенку выделить главное?

Тема: Методика обучения детей сюжетно-тематическому рисованию.

План.

  1. Понятие сюжетно-тематическое рисование, его особенности.
  2. «Слабости» детского сюжетного рисования.
  3. Задачи обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах.
  4. Методика работы с детьми по сюжетному рисованию.
  5. Особенности работы на занятии.

 

Домашнее задание:Выполнить анализ программных задач по сюжетно-тематическому рисованию в разных возрастных группах. Анализ выполнить в таблице.

 

Вопрос.

Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж.

Сюжетно-тематическое рисование – это изображение какого-либо сюжета или пейзажа, направлено на обучение дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного рисунка.

По содержанию замысла детский рисунок при­мерно с двух лет (с первой младшей группы), является сюжет­ным. Однако сюжет существует по поводу рисунка, около рисунка. Связь между отдельными предметами-изображениями передается словом, моторным действием, игрой. Стихийно появляются некоторые приемы изображения, помогающие передать взаимосвязь между предметами. Например, отдельные детали, свидетельствующие о действии (в руках девочки букет цветов, значит, собирает цветы) и др.

Почему детский рисунок по замыслу очень рано становится сюжетным? Предметный рукотворный мир, мир природы (животные, растения) не существуют изолированно, они связаны в реальности, они связаны с человеком, человек взаимосвязан с другими людьми. Как только ребенок начинает устанавливать эти связи, это находит отражение в моделирующих типах деятельно­сти (в первую очередь игре, изодеятельности). Поэтому содержа­ние детского рисунка (лепки) почти всегда сюжетно. Однако изо­бражение не сразу становится сюжетным. У ребенка появляется желание изобразить, и он сталкивается со сложностями изо­бражения, так как не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей.



 

Давайте зарисуем схему.

Дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это вы­ражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. Эти приемы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет. Некоторые из них доступны детям, но сам ребенок открыть их не может. Взрослый передает ему некоторые доступные способы изображения.

Итак, запишите.

Доступные приёмы построения композиции сюжетного рисунка.

1. Передача перспективных изменений предметов (ближние предметы изображаются в нижней части листа, дальние – в верхней).

☻ Вспомните из курса «Изобразительное искусство» понятия: перспектива, линейная перспектива, воздушная перспектива.

2. Выделение композици­онного центра (главного, что определяет содержание образа): величиной, цветом, формой, или расположением на листе (в центре).

3. Распо­ложение отдельных изображений относительно друг друга, переда­вая отношения по величине, а действие через изображение движе­ния, динамику отдельных поз, деталей.

4. При изображении пейзажа все эти приемы важны, но при этом особенно важен колорит.

Вывод: Все эти приемы, хотя и наиболее доступны детям (старшим дошкольникам), однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обу­чения со стороны педагога.

 

Вопрос.

Ребёнок испытывает трудности при изображении сюжета. Е.А.Флерина мягко на­звала их «слабостями» детского рисунка. Давайте их рассмотрим.

1. Малыш лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость и «раскладывает» предметы-изображения, как на столе. Затем он рисует линией землю. На полосе-линии, изображающей землю, он ставит предметы в ряд. Флёрина назвала это «фризовым» построе­нием рисунка. Иногда ребенок рисует два фриза, две полоски-линии земли, если изображение не умещается на одной линии. Представляя себя участником изображаемых событий, дошколь­ник иногда смотрит на рисунок как бы изнутри и рисует предме­ты, которые далеко от него более мелко внизу листа. Е. А. Флёрина назвала эту особенность «обратной перспективой». Это характерно для детей до 4 лет.

2. С 4 до 6 лет дети чаще всего изображают пространство земли и неба в виде узких полосок вни­зу и вверху листа (Л.А. Раева).

Это связано с особенностями представлений дошкольников: они видят небо над головой, землю внизу, под ногами. Это они и передают в рисунке.

Дети не охватывают взором глубину про­странства, редко фиксируют взглядом пространство неба от края горизонта ввысь небесного купола.

 

Ребенок, живущий в город­ской местности, очень долго не может понять наличие линии горизонта.

3. Трудности изображения пространственных отношений в рисунке. Ребенок должен понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость пространства (земля, пол), а верхняя часть - вертикальную плоскость (небо, стены). Линия, разъединяющая плоскости неба и земли, - линия горизонта. Композиция рисунка может быть двухплановой и многоплановой.

4. Искаже­ние пропорциональных отношений при изображении частей пред­мета (у человека слишком длинные руки или ноги, туловище - прямоугольное, широкое или слишком узкое и т.п.) – характерно для младших и старших дошкольников.

5. Искажение при передаче относительной величины предметов (цветок выше дома, человек выше большого дерева и т.п.) - характерно для младших и старших дошкольников.

6. Трудности в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляется рано. Это связано с трудностью восприятия детьми изменчивой ди­намической формы.

Почему возникают данные трудности?

Причины:

  1. Малый жизненный опыт детей, несовершенство их знаний об окружающем мире.
  2. Слабость восприятия, неумение распределить внимание, охватить взглядом широкое пространство.
  3. Неумение сравнивать, сопоставлять предметы по признакам величины.
  4. Несовершенство зрительного контроля в процессе изобра­жения.

Вывод: Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребен­ком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности.

 

3 вопрос.

Каковы же задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку?

1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их дея­тельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатле­ниями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрос­лого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя за­ранее содержание и некоторые способы изображения.

5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

а) приемам создания простейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображение одних и тех же предметов с не­значительными дополнениями (цветы на лугу, божьи коровки на
листке) - в младшей и средней группе; стимулируя и поощряя изо­бражение одного предмета в разных вариантах, тем самым осваи­вая способы изображения предмета на вариативном уровне – в средней группе; располагая изображения на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображение тех предметов, что ближе - внизу листа, дальше - на­верху; варьируя расположение изображений на листе (или на более широкой, или более узкой полосе, в зависимости от замысла), т.е. подводить детей к осознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних - меньшего размера - в старших группах;

б) учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позво­ляют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы);

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаим­ному расположению в пространстве (старшие группы);

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах).

6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изобра­жения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

8. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности (компози­ции, колорита и др.).

9. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуж­дать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков. Таким образом, задачи сюжетного рисования не сводятся к изо­бразительным задачам, а представляют собой конкретизацию об­щих задач, направляющих педагога на формирование у детей цело­стной деятельности и развития при этом личности дошкольника.

Это общие задачи.

Далее рассмотрим задачи по каждой возрастной группе.

 

 

Анализ программных задач по сюжетно-тематическому рисованию.

Возрастная группа Задачи обучения Тематика
Вторая младшая группа Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, по­вторяя изображение одного предмета или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. Учить располагать изображения по всему листу.   Елочки на нашем участке Неваляш­ки гуляют В траве ползают жучки и червячки Колобок катится по дорожке
Средняя группа 1.Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.). 2. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предме­тов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Неваляшки гуляют Деревья на нашем участке зимой Цыплята гу­ляют по травке Рыбки в аквариуме Цыплёнок и утёнок гуляют на поляне. В осеннем лесу много грибов. Падают, падают листья… Осеннее дерево и ель Зайчик встретился с белочкой Какие зверюшки пришли к домику Снегурочки. Бабушка с внучкой пошли в лес за грибами.
Старшая группа 1. Учить детей создавать сюжетные композиции как на темы окружающей жизни, так и на темы литературных произведе­ний: сказок, рассказов, стихотворений, потешек. 2. Развивать компо­зиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. 3. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных пред­метов, объектов в сюжете (дома большие, а машины маленькие; деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цве­тов). 4. Учить располагать на рисунке предметы, загораживающие друг друга (стоящий впереди предмет, частично загораживает предмет, стоя­щий сзади). «Кого встретил колобок» «Два жадных медвежонка» «Где обедал воробей?» Осеннее дерево и кусты. Снегурочка возле ёлки. Какие автомобили привозят продукты в магазин. К магазину подъехал грузовой автомобиль.  
Подгото-вительная к школе группа 1. Продолжать учить детей размещать изображе­ния на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изобража­емых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек малень­кий, ворона большая и т. п.). 2. Формировать умение строить композицию ри­сунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. 3. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сю­жеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, ска­зок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композици­онного и цветового решения. Осенний клён и ель. Осеннее дерево под ветром и дождём. Стайка воробьёв. Сорока оглянулась. Ворона летит. Автомобиль остановился вечером возле дома. Пожарная машина спешит на пожар. Дед и баба вылепили Снегурочку. Иван-царевич с жар-птицей. Ежиха с ежатами в ельнике. Расцвели красивые цветы. Одуванчики в траве. Цветёт сирень.

 

 

Вопрос.

Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисовани­ем, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического во­площения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

1. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлениях. Развитие наблюдатель­ности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.

2.Помощь детям в осмыслении средств графического изобра­жения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения. Это осуществляется на занятиях по сюжетному рисованию.

 

Л.А.Раева предлагает следующую последовательность работы по сюжетному рисованию.

1. Определение темы изображения педаго­гом (желательно вместе с детьми). Смотрите «Принципы отбора тем».

2. Этап специальной подго­товки к занятию. Цель: расширить и уточнить представления детей.

Здесь можно использовать чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т.п.

В основе всех методов - специально организованные наблюде­ния, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Как правило, «живые» впечатления (труд взрослых, родной город или поселок, весенняя природа и т.п.) дополняются чтением ху­дожественной литературы, просмотром диафильмов, встречами-беседами с людьми тех или иных профессий, слушанием музыки, беседами и т.п.

Наблюдения должны быть неоднократными, последнее максимально приближено к моменту изображения.

Наряду с фронтальными наблюдениями следует проводить подгрупповые и индивидуальные (обогащение индивидуальных замыслов).

В зависимости от конкретных задач занятия, опыта детей оп­ределяются содержание и методика наблюдения. В сюжетном ри­совании нужно передать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отноше­ния, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве.

Следовательно, это и будет содержанием наблюдения. По мере освоения детьми разнообразных способов изображения их внимание фиксируется на всех изобразительных признаках: пространственном расположении разнообразных предметов, ко­лорите, движении и т.д.

В процессе наблюдения целесообразно использо­вать игровые приемы:

- видоискатель, «фотоаппарат» (коробка с отверстиями с противоположных сторон). Такой видоискатель помогает ограничивать воспринимаемое пространство, количест­во объектов; наглядно показывает рас­положение предметов (одного за другим) на «картине». Это помо­гает детям более сознательно воспринять пространство в натуре и лучше понять способ его изображения на плоскости в виде широ­кой полосы. Рассматривание пейзажа дает дошкольникам воз­можность убедиться в том, что небо (которое они чаще видят над головой и поэтому представляют его в виде плоскости, парал­лельной земле, и изображают в виде плоскости сверху листа) яв­ляется задним фоном для всех предметов, возвышающихся над землей. Если в пейзаже видна линия горизонта, то дети легко вос­принимают ее и сознательно переносят в свой рисунок, доводят плоскость неба до линии земли. Дети, играя с «фотоаппаратом» - видоискателем, обращают внимание на видимое уменьшение предметов дальнего плана.

- полезны игры-сравнения «На что похоже?» (облака);

- придумывание загадок про наблюдаемое и др.

После наблюдения, а затем параллельно с ним полезно рас­сматривать подлинники и репродукции известных картин, в ко­торых отражены подобные явления (Левитан «Золотая осень», Герасимов «Пчелы звенят», Саврасов «Грачи прилетели» и т.п.). Лучше осознаются изобразительно-выразительные средства.

 

Приёмы для установления связи между представлением пространства и способами его передачи в рисунке (Л.А.Раева).

1. С младшего возраста следует формулировать темы рисунков как сюжетные («цветы растут на поляне»). Предлагая детям цветной лист бумаги, надо сразу гово­рить: «Это зеленая лужайка. Нарисуем на ней цветы (цыплят, жу­ков и т.п.)» или «Голубой лист - небо, нарисуем на нем облака» и т.п. Такие приемы помогают учить ребят располагать изображе­ние на всей плоскости листа.

2. Предварительное планирование на листе места расположения отдельных изображений (применяется в момент наблюдения и в пер­вой части занятия, в беседе при формировании замысла). В старших группах целесообразно на листе бумаги спланиро­вать будущий рисунок — расположение отдельных изображений.

3. Выделение главного в рисунке. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного действия. В неко­торых случаях (где это возможно) с него и начинает свой рисунок. Ребенок в центре листа изображает основных персо­нажей, основное действие, заполняя в дальнейшем рисунок второ­степенными деталями.

Как помочь ребенку выделить главное?

В беседе, где с помощью вопросов выясняется, что будут рисовать дети.

Ø Что надо изобразить, чтобы сразу это было понят­но?

Ø Как будет выглядеть в рисунке тот или иной предмет?

Ø Где лучше расположить главное изображение?

Если это пейзаж, важно выяснить:

Ø Какое время года будет изо­бражено?

Ø Что и как следует изобразить, чтобы сразу было видно - нарисована осень (зима)?

Ø Какие деревья (кусты) можно нарисовать? Какой они породы?

Ø Какой величины (ширины) будет полоса земли, неба?

Ø Где будут «расти» деревья (кусты)?

Ø Что будет изображено внизу листа (справа, слева)?

Ø Что будет посредине поляны?

Ø Как бу­дут расположены кроны деревьев (на фоне неба, земли)?

В системе предварительной работы очень эффективно рисова­ние пейзажа непосредственно с натуры.

Приведем пример такого наблю­дения-рисования с детьми 6 лет. Дети рисуют вид на Волгу с Ни­жегородского откоса: лужайка, на краю которой растут два больших дерева на расстоянии 6-8 метров друг от друга. Вдали от деревьев видна лента реки, теплоходы на ней, противоположный берег и неясные очертания домов, дальний лес и голубое про­странство неба над линией горизонта. Пример № 1.

Рисование пейзажа с натуры помогает детям воспринимать про­странство земли, неба, взаимное расположение отдельных объектов и способ адекватного построения изображения (намечая сначала ли­нию горизонта, затем планы, изображение отдельных предметов).

На начальных этапах обучения можно изображать более про­стые: одно- и двухплановые пейзажи.

Если дети изображают событие из жизни или сюжет литера­турного произведения, то ребенку надо понять основное действие, основную мысль. Произведение читается заранее. Задаются вопросы:

Ø Про что рассказывается в сказке «Гуси-лебеди»?

Ø Почему вы сразу почувствовали, что Машенька смелая девочка, как про это в сказке говорится?

Ребенку надо помочь зрительно представить будущий рисунок. При предварительном формировании индиви­дуальных замыслов можно спросить:

Ø Про что вы хотите нарисо­вать?

Ø Какую картинку, эпизод можно изобразить?

Ø А что надо на­рисовать, чтобы сразу можно было узнать, что Машенька просит яблоню спрятать ее от гусей?

Ø Что здесь самое главное, без чего картинка будет непонятна?

Ø А где вы нарисуете Машеньку, а ябло­ню?

Ø А во что будет одета Машенька?

Ø В какой сарафан ее можно нарядить?

Ø Подумайте, как ее надо нарисовать, чтобы сразу было видно, она уговаривает, просит яблоньку... и т.д.

В старших группах детям можно предлагать для рисования один определен­ный эпизод из сказки. (Как Колобок с зайчиком встретился.)

По мере развития изобразительных умений и творчества предлагается любой эпизод на выбор.

Важно проводить:

- предварительное чтение и беседы с отдельными детьми или с подгруппами,

- просмотры иллюстраций разных художников с анализом главных персонажей, пространст­венного расположения предметов и персонажей, изображения действий, передающих чувства и переживания героев.

Сюжетно-тематическое рисование представляет большие воз­можности для детского творчества. Чем более творческий харак­тер оно носит (в соответствии с задачами), тем больший акцент делается на предварительную работу.

Вопрос.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.