Как помочь ребенку выделить главное? Тема: Методика обучения детей сюжетно-тематическому рисованию.
План.
- Понятие сюжетно-тематическое рисование, его особенности.
- «Слабости» детского сюжетного рисования.
- Задачи обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах.
- Методика работы с детьми по сюжетному рисованию.
- Особенности работы на занятии.
Домашнее задание:Выполнить анализ программных задач по сюжетно-тематическому рисованию в разных возрастных группах. Анализ выполнить в таблице.
Вопрос.
Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж.
Сюжетно-тематическое рисование – это изображение какого-либо сюжета или пейзажа, направлено на обучение дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного рисунка.
По содержанию замысла детский рисунок примерно с двух лет (с первой младшей группы), является сюжетным. Однако сюжет существует по поводу рисунка, около рисунка. Связь между отдельными предметами-изображениями передается словом, моторным действием, игрой. Стихийно появляются некоторые приемы изображения, помогающие передать взаимосвязь между предметами. Например, отдельные детали, свидетельствующие о действии (в руках девочки букет цветов, значит, собирает цветы) и др.
Почему детский рисунок по замыслу очень рано становится сюжетным? Предметный рукотворный мир, мир природы (животные, растения) не существуют изолированно, они связаны в реальности, они связаны с человеком, человек взаимосвязан с другими людьми. Как только ребенок начинает устанавливать эти связи, это находит отражение в моделирующих типах деятельности (в первую очередь игре, изодеятельности). Поэтому содержание детского рисунка (лепки) почти всегда сюжетно. Однако изображение не сразу становится сюжетным. У ребенка появляется желание изобразить, и он сталкивается со сложностями изображения, так как не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей.
Давайте зарисуем схему.
Дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. Эти приемы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет. Некоторые из них доступны детям, но сам ребенок открыть их не может. Взрослый передает ему некоторые доступные способы изображения.
Итак, запишите.
Доступные приёмы построения композиции сюжетного рисунка.
1. Передача перспективных изменений предметов (ближние предметы изображаются в нижней части листа, дальние – в верхней).
☻ Вспомните из курса «Изобразительное искусство» понятия: перспектива, линейная перспектива, воздушная перспектива.
2. Выделение композиционного центра (главного, что определяет содержание образа): величиной, цветом, формой, или расположением на листе (в центре).
3. Расположение отдельных изображений относительно друг друга, передавая отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей.
4. При изображении пейзажа все эти приемы важны, но при этом особенно важен колорит.
Вывод: Все эти приемы, хотя и наиболее доступны детям (старшим дошкольникам), однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.
Вопрос.
Ребёнок испытывает трудности при изображении сюжета. Е.А.Флерина мягко назвала их «слабостями» детского рисунка. Давайте их рассмотрим.
1. Малыш лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость и «раскладывает» предметы-изображения, как на столе. Затем он рисует линией землю. На полосе-линии, изображающей землю, он ставит предметы в ряд. Флёрина назвала это «фризовым» построением рисунка. Иногда ребенок рисует два фриза, две полоски-линии земли, если изображение не умещается на одной линии. Представляя себя участником изображаемых событий, дошкольник иногда смотрит на рисунок как бы изнутри и рисует предметы, которые далеко от него более мелко внизу листа. Е. А. Флёрина назвала эту особенность «обратной перспективой». Это характерно для детей до 4 лет.
2. С 4 до 6 лет дети чаще всего изображают пространство земли и неба в виде узких полосок внизу и вверху листа (Л.А. Раева).
Это связано с особенностями представлений дошкольников: они видят небо над головой, землю внизу, под ногами. Это они и передают в рисунке.
Дети не охватывают взором глубину пространства, редко фиксируют взглядом пространство неба от края горизонта ввысь небесного купола.
Ребенок, живущий в городской местности, очень долго не может понять наличие линии горизонта.
3. Трудности изображения пространственных отношений в рисунке. Ребенок должен понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость пространства (земля, пол), а верхняя часть - вертикальную плоскость (небо, стены). Линия, разъединяющая плоскости неба и земли, - линия горизонта. Композиция рисунка может быть двухплановой и многоплановой.
4. Искажение пропорциональных отношений при изображении частей предмета (у человека слишком длинные руки или ноги, туловище - прямоугольное, широкое или слишком узкое и т.п.) – характерно для младших и старших дошкольников.
5. Искажение при передаче относительной величины предметов (цветок выше дома, человек выше большого дерева и т.п.) - характерно для младших и старших дошкольников.
6. Трудности в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляется рано. Это связано с трудностью восприятия детьми изменчивой динамической формы.
Почему возникают данные трудности?
Причины:
- Малый жизненный опыт детей, несовершенство их знаний об окружающем мире.
- Слабость восприятия, неумение распределить внимание, охватить взглядом широкое пространство.
- Неумение сравнивать, сопоставлять предметы по признакам величины.
- Несовершенство зрительного контроля в процессе изображения.
Вывод: Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребенком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности.
3 вопрос.
Каковы же задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку?
1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.
2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).
3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.
4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:
а) приемам создания простейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображение одних и тех же предметов с незначительными дополнениями (цветы на лугу, божьи коровки на листке) - в младшей и средней группе; стимулируя и поощряя изображение одного предмета в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения предмета на вариативном уровне – в средней группе; располагая изображения на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображение тех предметов, что ближе - внизу листа, дальше - наверху; варьируя расположение изображений на листе (или на более широкой, или более узкой полосе, в зависимости от замысла), т.е. подводить детей к осознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних - меньшего размера - в старших группах;
б) учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы);
в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);
г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах).
6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.
7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.
8. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности (композиции, колорита и др.).
9. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков. Таким образом, задачи сюжетного рисования не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника.
Это общие задачи.
Далее рассмотрим задачи по каждой возрастной группе.
Анализ программных задач по сюжетно-тематическому рисованию.
Возрастная группа
| Задачи обучения
| Тематика
| Вторая младшая группа
| Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п.
Учить располагать изображения по всему листу.
| Елочки на нашем участке
Неваляшки гуляют
В траве ползают жучки и червячки
Колобок катится по дорожке
| Средняя группа
| 1.Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).
2. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
| Неваляшки гуляют
Деревья на нашем участке зимой
Цыплята гуляют по травке
Рыбки в аквариуме
Цыплёнок и утёнок гуляют на поляне.
В осеннем лесу много грибов.
Падают, падают листья…
Осеннее дерево и ель
Зайчик встретился с белочкой
Какие зверюшки пришли к домику Снегурочки.
Бабушка с внучкой пошли в лес за грибами.
| Старшая группа
| 1. Учить детей создавать сюжетные композиции как на темы окружающей жизни, так и на темы литературных произведений: сказок, рассказов, стихотворений, потешек.
2. Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
3. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов, объектов в сюжете (дома большие, а машины маленькие; деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).
4. Учить располагать на рисунке предметы, загораживающие друг друга (стоящий впереди предмет, частично загораживает предмет, стоящий сзади).
| «Кого встретил колобок»
«Два жадных медвежонка»
«Где обедал воробей?»
Осеннее дерево и кусты.
Снегурочка возле ёлки.
Какие автомобили привозят продукты в магазин.
К магазину подъехал грузовой автомобиль.
| Подгото-вительная к школе группа
| 1. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.).
2. Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.
3. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
| Осенний клён и ель.
Осеннее дерево под ветром и дождём.
Стайка воробьёв.
Сорока оглянулась.
Ворона летит.
Автомобиль остановился вечером возле дома.
Пожарная машина спешит на пожар.
Дед и баба вылепили Снегурочку.
Иван-царевич с жар-птицей.
Ежиха с ежатами в ельнике.
Расцвели красивые цветы.
Одуванчики в траве.
Цветёт сирень.
|
Вопрос.
Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:
1. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлениях. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.
2.Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения. Это осуществляется на занятиях по сюжетному рисованию.
Л.А.Раева предлагает следующую последовательность работы по сюжетному рисованию.
1. Определение темы изображения педагогом (желательно вместе с детьми). Смотрите «Принципы отбора тем».
2. Этап специальной подготовки к занятию. Цель: расширить и уточнить представления детей.
Здесь можно использовать чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т.п.
В основе всех методов - специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Как правило, «живые» впечатления (труд взрослых, родной город или поселок, весенняя природа и т.п.) дополняются чтением художественной литературы, просмотром диафильмов, встречами-беседами с людьми тех или иных профессий, слушанием музыки, беседами и т.п.
Наблюдения должны быть неоднократными, последнее максимально приближено к моменту изображения.
Наряду с фронтальными наблюдениями следует проводить подгрупповые и индивидуальные (обогащение индивидуальных замыслов).
В зависимости от конкретных задач занятия, опыта детей определяются содержание и методика наблюдения. В сюжетном рисовании нужно передать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отношения, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве.
Следовательно, это и будет содержанием наблюдения. По мере освоения детьми разнообразных способов изображения их внимание фиксируется на всех изобразительных признаках: пространственном расположении разнообразных предметов, колорите, движении и т.д.
В процессе наблюдения целесообразно использовать игровые приемы:
- видоискатель, «фотоаппарат» (коробка с отверстиями с противоположных сторон). Такой видоискатель помогает ограничивать воспринимаемое пространство, количество объектов; наглядно показывает расположение предметов (одного за другим) на «картине». Это помогает детям более сознательно воспринять пространство в натуре и лучше понять способ его изображения на плоскости в виде широкой полосы. Рассматривание пейзажа дает дошкольникам возможность убедиться в том, что небо (которое они чаще видят над головой и поэтому представляют его в виде плоскости, параллельной земле, и изображают в виде плоскости сверху листа) является задним фоном для всех предметов, возвышающихся над землей. Если в пейзаже видна линия горизонта, то дети легко воспринимают ее и сознательно переносят в свой рисунок, доводят плоскость неба до линии земли. Дети, играя с «фотоаппаратом» - видоискателем, обращают внимание на видимое уменьшение предметов дальнего плана.
- полезны игры-сравнения «На что похоже?» (облака);
- придумывание загадок про наблюдаемое и др.
После наблюдения, а затем параллельно с ним полезно рассматривать подлинники и репродукции известных картин, в которых отражены подобные явления (Левитан «Золотая осень», Герасимов «Пчелы звенят», Саврасов «Грачи прилетели» и т.п.). Лучше осознаются изобразительно-выразительные средства.
Приёмы для установления связи между представлением пространства и способами его передачи в рисунке (Л.А.Раева).
1. С младшего возраста следует формулировать темы рисунков как сюжетные («цветы растут на поляне»). Предлагая детям цветной лист бумаги, надо сразу говорить: «Это зеленая лужайка. Нарисуем на ней цветы (цыплят, жуков и т.п.)» или «Голубой лист - небо, нарисуем на нем облака» и т.п. Такие приемы помогают учить ребят располагать изображение на всей плоскости листа.
2. Предварительное планирование на листе места расположения отдельных изображений (применяется в момент наблюдения и в первой части занятия, в беседе при формировании замысла). В старших группах целесообразно на листе бумаги спланировать будущий рисунок — расположение отдельных изображений.
3. Выделение главного в рисунке. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного действия. В некоторых случаях (где это возможно) с него и начинает свой рисунок. Ребенок в центре листа изображает основных персонажей, основное действие, заполняя в дальнейшем рисунок второстепенными деталями.
Как помочь ребенку выделить главное?
В беседе, где с помощью вопросов выясняется, что будут рисовать дети.
Ø Что надо изобразить, чтобы сразу это было понятно?
Ø Как будет выглядеть в рисунке тот или иной предмет?
Ø Где лучше расположить главное изображение?
Если это пейзаж, важно выяснить:
Ø Какое время года будет изображено?
Ø Что и как следует изобразить, чтобы сразу было видно - нарисована осень (зима)?
Ø Какие деревья (кусты) можно нарисовать? Какой они породы?
Ø Какой величины (ширины) будет полоса земли, неба?
Ø Где будут «расти» деревья (кусты)?
Ø Что будет изображено внизу листа (справа, слева)?
Ø Что будет посредине поляны?
Ø Как будут расположены кроны деревьев (на фоне неба, земли)?
В системе предварительной работы очень эффективно рисование пейзажа непосредственно с натуры.
Приведем пример такого наблюдения-рисования с детьми 6 лет. Дети рисуют вид на Волгу с Нижегородского откоса: лужайка, на краю которой растут два больших дерева на расстоянии 6-8 метров друг от друга. Вдали от деревьев видна лента реки, теплоходы на ней, противоположный берег и неясные очертания домов, дальний лес и голубое пространство неба над линией горизонта. Пример № 1.
Рисование пейзажа с натуры помогает детям воспринимать пространство земли, неба, взаимное расположение отдельных объектов и способ адекватного построения изображения (намечая сначала линию горизонта, затем планы, изображение отдельных предметов).
На начальных этапах обучения можно изображать более простые: одно- и двухплановые пейзажи.
Если дети изображают событие из жизни или сюжет литературного произведения, то ребенку надо понять основное действие, основную мысль. Произведение читается заранее. Задаются вопросы:
Ø Про что рассказывается в сказке «Гуси-лебеди»?
Ø Почему вы сразу почувствовали, что Машенька смелая девочка, как про это в сказке говорится?
Ребенку надо помочь зрительно представить будущий рисунок. При предварительном формировании индивидуальных замыслов можно спросить:
Ø Про что вы хотите нарисовать?
Ø Какую картинку, эпизод можно изобразить?
Ø А что надо нарисовать, чтобы сразу можно было узнать, что Машенька просит яблоню спрятать ее от гусей?
Ø Что здесь самое главное, без чего картинка будет непонятна?
Ø А где вы нарисуете Машеньку, а яблоню?
Ø А во что будет одета Машенька?
Ø В какой сарафан ее можно нарядить?
Ø Подумайте, как ее надо нарисовать, чтобы сразу было видно, она уговаривает, просит яблоньку... и т.д.
В старших группах детям можно предлагать для рисования один определенный эпизод из сказки. (Как Колобок с зайчиком встретился.)
По мере развития изобразительных умений и творчества предлагается любой эпизод на выбор.
Важно проводить:
- предварительное чтение и беседы с отдельными детьми или с подгруппами,
- просмотры иллюстраций разных художников с анализом главных персонажей, пространственного расположения предметов и персонажей, изображения действий, передающих чувства и переживания героев.
Сюжетно-тематическое рисование представляет большие возможности для детского творчества. Чем более творческий характер оно носит (в соответствии с задачами), тем больший акцент делается на предварительную работу.
Вопрос.
|