Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Различия в типах темпераментах (по У. Шелдону)

Типы темперамента  
Висцеротония   Соматотония   Церебротония  
Расслабленность и осанке   Уверенность в осанке   Заторможен НОСТ1) в движениях,  
и движениях   и движениях   скованность в осанке  
Любовь к комфорту   Склонность к физической   Чрезмерная физиологическая  
    деятельности   реактивность  
Медленная реакция   Энергичность   Повышенная скорость  
        реакции  
Пристрастие к еде   Потребность в движениях   Склонность к уединению  
    и удовольствие от них      
Социализация пищевой   Потребность в доминировании   Склонность к рассуждениям,,  
потребности       исключительное внимание  
Наслаждение от процесса   Склонность к риску в игре   Скрытность чувства, эмоцио­  
пищеварения   случая   нальная заторможенность  
Любовь к компаниям,   Решительные манеры   г- ' Самоконтроль мимики  
дружеским излияниям          
Социофилия (любовь   Храбрость   Социофобия (страх перед  
к общественной жизни)       общественными контактами)  
Приветливость со всеми   Сильная агрессивность   Заторможснность в общении  
Жажда любви и одобрения   Психологическая   Избегание стандартных  
окружающих   нечувствительность   действий  
Ориентация на других   Клаустрофобия (боязнь   Агорафобия (боязнь открытого  
    замкнутого пространства)   пространства)  
Эмоциональная ровность   Отсутствие сострадания   Непредсказуемость установок  
        (поведения)  
Терпимость   С трудом приглушаемый голос   Тихий голос, избегание шума  
Безмятежная удовлетворенность   Спартанская выносливость боли   Чрезмерная чувствительность  
        к боли  
Хороший сон   Шумное поведение   Плохой сон, хроническая  
        усталость  
Отсутствие взрывных эмоций   Внешний вид соответствует   Юношеская живость и  
и поступков   более пожилому возрасту   субъективное мышление  
Мягкость, легкость в обращении   Объективное и широкое мыш­   Концентрированное скрытое и  
и внешнем выражении чувств   ление, направленное вовне   субъективное мышление  
Общительность и расслаблен­   Самоуверенность, агрессивность   Устойчивость к действию алко­  
ность под воздействием алкоголя   иод воздействием алкоголя   голя и других реирсссантов  
Потребность и людях   Потребность в действиях   Потребность в уединении  
в тяжелую минуту   в тяжелую минуту   в тяжелую минуту  
Ориентация на детей и семью   Ориентация на занятия   Ориентация на пожилой  
    юношеского возраста   возраст  

 



свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуаль­ные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:

1) Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

2) Возбудимость внимания — это свойство темперамента обусловливает при-способительные функции психики индивида. Оно состоит в способности

Глава 24. Темперамент • 559

замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раз­дражителя.

3) Сила эмоции. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «эпсргн-зации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворе­ния мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивно­стью и модальностью эмоциональных проявлений.)

4) Тревожность. Под тревожностью Теплев понимал эмоциональную возбуди­мость в угрожающеи ситуации. Причем он принципиально разделял тревож­ность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из осно­ваний для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.

5) Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства за­ключается в увеличении интенсивности нриснособительных реакций к си­туациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

6) Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, но мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

7) Пластичность — ригидность. Функция этого свойства заключается в при­способлении к изменяющимся требованиям деятельности.

8) Резистснтность. Данное свойство заключается в способности оказывать со­противление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тор­мозящим начатую деятельность.

9) Субъсктивация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении сте­пени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.

Из приведенных выше характеристик свойств темперамента, предложенных Тепловым, нам следует сделать два основных вывода. Во-первых, свойства темпе­рамента проявляютсяв динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельно­стью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечествен­ных ученых.

Известный психофизиолог В. М. Русалов на основе концепции свойств нерв­ной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока — хранения, цнркулнрования и перера­ботки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переклю­чения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темпера­мента изменилась и вместо двух параметров — активности и чувствительности —

560 • Часть IV. Психические свойства личности

были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластич­ность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты тем­перамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики 4'ункциональных систем, обеспечиваю­щих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

С точки зрения данной концепции темперамент — это психобиологическая ка­тегория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожден­ными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой «системное обобщение» генетически заданных индивидуаль­ных биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содер­жания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств» (Русалов В. М., 1979).

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — пред­метной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамен­та должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в этих видах деятельности они проявляются по-разному. Так, по мнению Русалова, психологи­ческой характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических про­цессов и поведения, которые данные свойства порождают. Например, активность, как свойство темперамента, в познавательных психических процессах проявляет­ся в том, насколько человек в состоянии сосредоточиться на определенном объек­те или его аспекте. В свою очередь, темп проявляется в том, насколько быстро про­текают соответствующие психические процессы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту воз­никновения и прекращения того или иного познавательного процесса или его пе­реключения с одного объекта на другой. Например, некоторые люди медленно включаются в интеллектуальную деятельность или переключаются с одной темы на другую. Другие быстро запоминают или вспоминают информацию. Здесь так­же следует иметь в виду, что указанные особенности не определяют способности людей.

Большинство авторов в значительной степени связывают свойства темпера­мента и их проявления с физиологическими особенностями организма. Давайте и мы познакомимся со сложившейся в отечественной психологии точкой зрения в отношении физиологических основ темперамента.

24.3. Физиологические основы темперамента

И. П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, об­ратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных

Глава 24. Темперамент • 561

рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало воз­можность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяс­нены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.

Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя неза­висимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспо­собность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как работоспособность нервной сис­темы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференци-ровка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равнове­сие процессов возбуждения и торможения. Человек является неуравновешенным, когда сила одного из этих процессов превосходит силу другого. Четвертое свой­ство нервной системы — подвижность нервных процессов — проявляется в быст­роте перехода одного нервного процесса в другой. Это свойство проявляется в спо­собности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот, про­тивоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Приня­то считать, что нервная система тем более инертна, чем больше времени или уси­лий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тин нервной си­стемы, или тип высшей нервной деятельности. Этот тип складывается из харак­терной для индивида совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и тор­можения. По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной систе­мы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за раз­личий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и не­уравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преоблада­нием возбуждения над торможением. И наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.

Выделенные Павловымтипы нервной системыне только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам тем­перамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик.

Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют

562 • Часть IV. Психические свойства личности

физиологическую основу темперамента, который является психическим прояв­лением общего типа нервной системы.

Роль исследований Павлова в развитии современной науки чрезвычайно вели­ка. Однако сделанное им открытие свойств нервной системы и разработанная на этой основе типология нервной системы послужили ему основанием для утверж­дения о том, что все поведение человека, как и поведение животного, можно объяс­нить с позиции физиологии. Эта точка зрения сильна и в наше время и часто встре­чается у физиологов и врачей, но она не является истиной. Поведение человека очень сложно и определяется не только врожденными характеристиками, но и усло­виями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.

Тем не менее типология Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Многие физиологи и психологи проводили даль­нейшие исследования на животных. В 50-е гг. были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате этих исследований, про­водившихся под руководством сначала Б. М. Теплова, а затем — В. Д. Небылицы-на, типология Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экс­периментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабиль­ность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости воз­никновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нерв­ных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) услов­ных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы, и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение тинам нервной системы, тем более их магическому числу — «4», фигурирующему почти во всех работах Павлова о темпераменте. Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т. е. особенности тем­перамента, составляют важную сторону индивидуальных психологических раз­личий, проявляющихся в деятельности.

24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности

Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности тем­перамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют свое­образие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной дея­тельности, особенностях речи и т. п.

В настоящее время мы в состоянии дать полную психологическую характери­стику всех типов темперамента. Для составления психологических характеристик

Глава 24. Темперамент • 563

традиционных четырех типов обычно используют основные свойства темперамен­та. Многие из этих свойств были раскрыты в работах Б. М. Теплова и его учени­ков, а затем получили дальнейшее развитие в исследованиях отечественных уче­ных. В ходе этих исследований названия некоторых свойств, предложенные Теп­ловым, изменились, а также были открыты новые свойства. Например, свойство темперамента, названное Тепловым «эмоциональная возбудимость», в психоло­гической литературе часто называется сензитивностью (чувствительностью), а ре­активность непроизвольных движений, вызванных внешнем воздействием, — ре­активностью. Изменились названия и других свойств темперамента. Вместе с тем к свойствам темперамента стали относить экстраверсию—интроверсию. Эти по­нятия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность че­ловека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравер­сия), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия).

Учитывая основные свойства темперамента, Я. Стреляу дает следующие пси­хологические характеристики основных классических типов темперамента.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у пего уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движе­ниями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отноше­ние к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повы­шенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гиб­кость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интере­сов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыка­ет к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой ре­активностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он ме­нее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в пере­ключении внимания; он скорее экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться не­возмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бед­ная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Ом нена­ходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке,

564 • Часть IV. Психические свойства личности

медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспо­собен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болез­ненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, дви­жения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, нснастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты.

В современной психологической науке сложилось твердое убеждение в том, что тип темперамента у человека является врожденным и в целом характеризует особенности динамики нервных процессов. Но от каких именно свойств его врож­денной организации он зависит — в настоящее время еще не известно.

Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успеш­ность деятельности человека. Однако установлено, что если деятельность проте­кает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость меж­ду уровнем достижения, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента отсутствует. Независимо от степени подвижности или реактивно­сти индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в це­лом будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, а не от особенностей темперамента.

Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показы­вают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осу­ществления самой деятельности. Еще Б. М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным ре­зультатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, оте­чественные психологи провели ряд исследований с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих ис­следованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к до­стижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляю­щего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экс­периментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Например, лица с преобладанием возбуждения на первом этапе проявляют по­вышенную активность, но при этом совершают много ошибок. Затем они выраба­тывают свой стиль деятельности, и количество ошибок уменьшается. С другой стороны, лица с преобладанием торможения на первых порах, как правило, мало-

Глава 24. Темперамент • 565

активны, их деятельность непродуктивна, но затем они формируют свой способ выполнения деятельности, и продуктивность их труда резко возрастает.

В заключение следует еще раз отметить, что нет хороших или плохих типов темперамента. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода за­нятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, — сильнее мотивированы на выполне­ние более простых действий, чем остальные. Поэтому они меньше устают и раз­дражаются от их повторения. Более того, поскольку люди со слабой нервной сис­темой более чувствительны к внешним воздействиям, т. с. быстрее на них реагиру­ют, то, как показывают исследования Е. П. Ильина, большинство высококлассных спортсменов-спринтеров обладают именно эти типом нервной системы. В то же время спортсмены, чья деятельность протекает на фоне чрезмерных эмоциональ­ных нагрузок, например штангисты, в своем большинстве будут обладать сильной нервной системой.

Поэтому не только нельзя, но и бессмысленно стремиться к тому, чтобы изме­нить темперамент. Более целесообразным представляется учет свойств темпера­мента конкретной личности при организации деятельности.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности. Дайте определение тем­перамента по Б. М. Теплову.

2. Расскажите об основных типах темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический).

3. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?

4. Что вы знаете о типологии темперамента Э. Кречмера?

5. Расскажите о концепции типов телосложения и темперамента У. Шелдона.

6. Расскажите об исследовании проблемы темперамента в трудах И. П. Павлова.

7. Что вы знаете об исследованиях темперамента Б. М. Тепловым?

8. Каковы основные характеристики и свойства темперамента по Б. М. Теплову?

9. Что вы знаете о концепции темперамента В. М. Русалова?

10. Что является физиологической основой темперамента?

11. Расскажите о психологических характеристиках различных типов темпера­мента.

12. В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности дея­тельности человека?

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. А. Вода-лева, Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.

2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

566 • Часть IV. Психические свойства личности

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособи» для вузов. — М.: ЧсРо, 1997.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

5. Мерлин В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. — М.: Просве щенис,1989.

6. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М.: Просвещение, 1964.

7. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека // Избранные пси хологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1990.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

9. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М.: Паука, 1979.

10. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Пер. с пол. под общ ред. И. В. Равич-Щербо. — М.: Прогресс, 1982.

11. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

Глава 25. Характер

Краткое содержание

Понятие о характере. Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через дея­тельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотнвационные и инструментальные черты личности.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованиюхарактера. Типология ха­рактера как центральная проблема экспериментальных исследовании и теоретических поисков. Различные направления «характерологии». Концепции К. Леонгарда и А. Е. Личко. Классифи­кация типов характера по Э. Фромму. Типология характера по К. Юнгу. Взаимосвязь характера и темперамента.

Формирование характера. Особенности формирования характера в детском возрасте. Сен-зитивный период для формирования характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в фор­мировании характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возра­сте. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера.

25.1. Понятие о характере

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного челове­ка, говорят о его характере (от греч. сНага^ег — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного че­ловека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружаю­щей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает за­ниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятель­ности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; дру­гие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими резуль­татами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек сме­лый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков челове­ка приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

568 • Часть IV. Психические свойства личности

Характер является прижизненным образованием и может трансформировать­ся в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связа­но с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Формирование характера происходит в различных но своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная коман­да, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта груп­па, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами ха­рактера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в си­туации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятель­ность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообра­зительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направ­ленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отно­шение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии опреде­ленных убеждений, или в беспринципности.Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потреб­ности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформи­ровавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убеж­денность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его не­преклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отноше­ние человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение чело­века к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Глав­ное условие образования характера — наличие жизненных целей. Бесхарактерно­му человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов неред­ко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интере-

Глава 25. Характер • 569

сов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди Людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навяз­чивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью мо­гут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику ха­рактера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или спосо­бов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассмат­ривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потреб­ности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревнователь­ной активности, стремление к риску и т. д.), в то время как для других более ха­рактерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответствен­ности, избегание проявления активности, инициативы и т. д.).

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Пав­лов — игрой в городки, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов.

Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справед­ливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее пока­зательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.