Обратная связь
|
Принципы, групповая динамика и управление ею, «подводные камни», психологическая компетентность ведущего занятия РИГА-МОСКВА 1997
Мастеров Б.М.
Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига, ПЦ «Эксперимент», 1996,-190 стр.
Autors: B.Masterovs
Izdevuma nosaukums: PASATTISTIBAS PSIHOLOQIJA: riska psihotehnika un drosibas noteikumi. PaliglTdzeklis skolotajiem.
Atbildigais par izdevumu: B.Zelcermans. Pedagogiskais centrs «Eksperiments». Licences Nr. 2-0281 Formats 60x84716.
Аннотация
Книга описывает психологические принципы в проведении занятий с подростками. В ней дается анализ групповой динамики и рекомендации по созданию психологических техник и приемов, помогающих подросткам познать себя и выработать умение управлять своей внутренней жизнью. Предназначается для учителей, школьных психологов и социальных работников. Может быть использована студентами педвузов.
Книга является переизданием книги «Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности», опубликованной Фондом «Культурная инициатива».
Автор глубоко признателен Джорджу Соросу - спонсору фонда и всем сотрудникам фонда за эмоциональную, интеллектуальную и материальную поддержку этой работы.
Стратегический комитет программы:
Евгений Ткаченко
Эдуард Днепров
Елена Ленская
Виктор Болотов
Дэн Дэвидсон
Елена Карпухина
Теодор Шанин
Елена Соболева
Конкурсная комиссия:
Михаил Кузьмин
Нина Брагинская
Елена Подосенова
Марина Свидерская
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Настоящая книга не могла бы появиться без другой книги, написанной Галиной Анатольевной Цукерман, название которой «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов». Надеюсь, читатель уже познакомился с ней, ощутил живое дыхание захватывающего процесса познания подростками самих себя на занятиях по психологии «Я», да и просто получил удовольствие от этого чтения. А может быть, загорелся желанием организовать подобные занятия в своей школе?
Именно к таким читателям, в первую очередь, к школьным психологам и обращена книга, которую вы держите сейчас в руках. В ней обсуждаются те психологические процессы, закономерности личностной и межличностной динамики, которые должен знать, уметь видеть и учитывать психолог, рискнувший начать групповые занятия с младшими подростками с благой целью помочь им научиться изменять и развивать собственные «Я».
В книге обсуждаются те условия, которые должен обеспечить ведущий на таких занятиях, чтобы эта помощь была конструктивной и не нанесла вреда (помните: «Благими намерениями...»?) Поэтому эту книгу можно рассматривать также и как своеобразную «инструкцию по технике психологической безопасности», что и вынесено в ее заглавие.
«Не навреди!» - это первое, о чем должен думать психолог или учитель, работающий с таким психологически хрупким возрастом, как подростковый, причем с помощью такого мощного психологического инструмента как групповая динамика. С этих же позиций обсуждаются требования к личностной и профессиональной компетентности взрослого, ведущего психологические занятия. В книге предлагаются некоторые психотехнические средства, способствующие развитию этой компетентности.
Эти три момента: психологическая - групповая и «внутри» личностная динамика, профессиональная - в первую очередь, психотехническая и личностная компетентность ведущего, а также правила психологической безопасности, составляют основное содержание книги. И это отнюдь не случайно. Дело в том, что эти аспекты наиболее разработаны в психотерапии, групповой психотерапии, в частности, а также в теории и практике социально-психологического тренинга и психологического консультирования. Но они являются наиболее слабым местом (и это очень мягко сказано) в подготовке школьных психологов, где превалирует традиционная теоретическая подготовка по возрастной и педагогической психологии и обучение психодиагностике в качестве инструмента практической работы. Поэтому в некоторых главах рассказ об этих понятиях начинается почти с нуля, материал иллюстрируется примерами из самых различных областей деятельности практического психолога и обсуждается, как общие принципы и психотехнический инструментарий работают при проведении групповых занятий с подростками.
Именно общие принципы лежали в основе планирования и анализа групповых сессий курса психологии для подростков, описанных в книге Г. А. Цукерман, в подготовке которой автор этой книги принимал участие, используя свой многолетний опыт ведения психотерапевтических и тренинговых групп, психологического консультирования.
Читатель найдет в тексте немало ссылок на книгу «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов», на описание в ней упражнений и занятий. Первоначально настоящая книга задумывалась как «рефлексивная» часть одной совместной книги. Но потом оказалось, что этот текст может быть прочитан как отдельное пособие по «психологии занятий психологией». Автор будет счастлив, если в этом качестве книга окажется полезной читателю.
РИСК РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ,
Или дополнительные замечания
О «Я» - строительстве
Подросток, начавший переживать, пусть даже смутно, чувство взрослости, уже вступивший в период освоения себя через общение со сверстниками - этот подросток - уже находится на пути саморазвития без всякой на то помощи. Задача взрослого: по меньшей мере, не мешать. А по большему счету - предоставить ребенку как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути.
Саморазвитие для человека является безусловной ценностью, так же как является ценностью творчество. Саморазвитие и есть творчество, обращенное на свою личность, -самотворчество. С этой ценностной точки зрения самой большой неудачей может стать прекращение саморазвития, когда подросток становится игрушкой ролевых ожиданий подростковой группы, пассивной игрушкой социально-психологических стихий подросткового и взрослого миров, или пассивным «усвоителем» социальных норм, конвенциональных чувств, мыслей, способов жизни. Именно эти условия могут стать основой складывающейся личности, но одновременно и рамкой, ограничивающей личностное развитие.
Подросток еще не знает, что его может постигнуть такая неудача. Он может даже не узнать о ней, если действительно проиграет битву за себя. Социально он может быть вполне успешен и даже удовлетворен, поскольку мерилом успешно-
сти и удовлетворенности будет все та же конвенциональная нормативность, пусть даже эти нормы кажутся самыми лучшими на свете.
Вот это и есть проигрыш «по большому счету» - превращение личности в социального функционера. И хотя подросток не знает и не думает об этом в таких «умных» словах, но, по-видимому, интуитивно чувствует возможность такой неудачи и старается ее избежать. Ради развития своей личности подросток - сознательно или неосознанно - идет в этот период своей жизни на немалый риск, платит за это развитие высокую внутреннюю, а порой и внешнюю цену.
Взрослые - учителя и родители - обычно не склонны рассматривать процесс развития личности подростка с точки зрения его личностного риска. Однако мы считаем, что этот угол зрения на проблему важен по следующим соображениям.
Во-первых, это важно для понимания внутреннего мира подростка и его поведения, в том числе и так называемого «отклоняющегося поведения», понимания особенностей взаимоотношения подростков между собой и со взрослыми.
Во-вторых, это важно, чтобы иметь представление о той цене, которую подросток платит за свое развитие, о тех опасностях - психологических, а порой и физических, которые он встречает на этом пути.
В-третьих, важно, чтобы взрослые, «подрядившиеся» помогать подросткам в их саморазвитии, отчетливо понимали, что они могут, а что нет, что должны, а что ни в коем случае не должны делать, будучи в этой роли помощников. Во многом это вопрос о распределении ответственности за развитие подростка: кто в конце концов, отвечает за события, случающиеся на этом пути, и за его результат? Наши опасения связаны с тем, что в отечественной педагогической традиции есть устойчивая тенденция отбирать ответственность у
ребенка. Мы опасаемся, что эта традиция может уподобить помощника в саморазвитии тому литературному персонажу, который в знак протеста против социальных несправедливостей грозился «устроить самосожжение своей жены на Красной площади».
И, наконец, в четвертых, понимание процессов развития и саморазвития с точки зрения личностного риска подростка важно для соблюдения взрослыми «техники психологической безопасности» как в повседневном, так и в традиционно педагогическом общении. Но при проведении «групп саморазвития» значение «техники психологической безопасности» во сто крат возрастает: «Не навреди!»
Мы старались построить эту главу, отталкиваясь от примеров, а не теоретических схем, причем примеров, наверняка знакомых читателям по личному или профессионально-педагогическому опыту. Нам хотелось, чтобы у нас создалось некое общее поле конкретики, чтобы читатель мог аппелиро-вать к своим собственным чувствам, мыслям, переживаниям, наблюдениям. Заглядывая в себя, читатель может не согласиться с нашим видением, с нашими трактовками. Но это даст человеку возможность понять то, что нам хотелось сказать, лучше и полнее. А нам только того и надо: чтобы нас услышали и поняли.
Физический риск
Двенадцатилетние мальчишки, собираясь стайкой, повадились каждый вечер бегать на соседнюю стройку. На воротах ее висит, как водится, предостерегающий плакат: «Родители! Во избежание несчастных случаев не допускайте детей на строительную площадку!»
Что же там делают эти юные нарушители правил? Забираются по лестницам без перил на недостроенные здания, где нет еще ни стен, ни дверей, ни окон. Заглядывают с высоты вниз, бросают камни. Жгут костры. Проходят по узкой балке над вырытым котлованом. А высота там метров шесть, а то и больше, а на дне - штабеля кирпичей, торчащие прутья металлической арматуры.
Плакат на воротах висит не зря. Несчастные случаи с мальчишками на стройках происходят отнюдь не редко. Но удерживают ли они от таких «приключений» приятелей постра- . давшего, а то и погибшего мальчишки? Чаще всего - нет.
Взрослые - родители, учителя, сотрудники детской комнаты милиции - могут плакать, хвататься за голову, увещевать, кричать и угрожать. «Как же вы не понимаете? Ведь Володя погиб из-за ваших глупых игр! Из-за вашего куража дурацкого! Не жалеете себя, пожалейте хотя бы родителей. Смотрите, что с Володиной мамой происходит! Неужели нельзя заниматься спортом, если энергию некуда девать?!»
Стоят мальчишки, головы и глаза вниз. А вечером стайка снова на той же стройке. Сидят пару вечеров, не бегая, а вспоминая и ужасаясь! - как все это произошло в тот трагический вечер. А потом ... снова те же «забавы». Или еще что-нибудь «похлеще» найдут. Мальчишки взбираются на деревья, или носятся по пожарным лестницам, или бегают по крышам. Городские мальчишки всегда знают, через какой вход можно проникнуть на чердак многоэтажного дома.
В самом ли деле, может быть, они еще такие «маленькие и глупые», поэтому не понимают, что рискуют, причем не понарошку, а по-настоящему, своей единственной, еще не прожитой жизнью? Неужели они такие «толстокожие» и жестокие, что не чувствуют реальных физических страданий своего покалечившегося товарища или горя родителей погибшего?
,-.;? Практически каждый подросток в этот период жизни подвергает себя в той или иной степени реальному физическому риску. Зачем?
Как вы думаете, уважаемые взрослые читатели, что чувствуют эти мальчишки, совершая свои «подвиги»? Они что, испытывают неизъяснимый восторг, рискуя сорваться с пожарной лестницы или узкой балки? Да чаще всего непосредственным чувством является в этот момент банальный страх. Могут трястись руки и колени, кружиться голова, сводить живот, захватывать дыхание. Перед глазами могут вставать неприятные картины того, что будет, если...
Зато потом - чувство облегчения и преодоления: доказал! А кому и что, даже самому не очень ясно.
Да, это чаще всего самоутверждение. Взрослые, «умудренные» жизненным опытом, нередко относятся к такому жиз-неутверждению свысока: неужели нужно самоутверждаться на такой ерунде? Глупо рисковать собой и благополучием других, бегая по стройкам. v Но давайте разберемся, что это дает подростку.
Первое - и самое, на наш взгляд, важное, - это чувство «настоящего» себя. Что может быть более настоящим, реальным, чем чувство физической опасности, боль, кровь, чем «жизнь или смерть» в конце концов! Эта реальность чувственного опыта дает чувство реальности своего«Я». «Если я могу умереть, значит- Я есть».Вот краткая формула самоутверждения, утверждения самих основ существования своего «Я». В противоположность дошкольных ролевых игр.
Ситуации физического риска лучше, чем чтобы то ни было, «снабжают» бурно развивающееся «Я» подростка «чувственной тканью» этого «Я», а также являются «топливом» его развития, обеспечивают «кипение котла» самоосознания и самоощущения.
Ведь ответив на главный вопрос: «А есть ли "Я"?», нужно отвечать на следующие: «Какой "Я"?», «Как Я устроен?» И многие многие другие вопросы.
Это уже вторая сторона того, что дает подростку ситуация физического риска. Ведь если ты сделал это - то ты такой-то. А отступил, не преодолел - совсем другой. Об этом может «думаться» словами, а может проявляться в самоощущении. В том, что о каком-то случае можно похвалиться товарищам, а о другом эпизоде лучше умолчать. А также в чувстве гордости или стыда. Это - самооценочные коллизии, столь характерные для отрочества. Рискуя физически, подросток также рискует личностно, рискует оказаться «плохим», «трусом» и т.п. О том, что происходит у подростка с самооценкой, мы поговорим ниже.
А здесь скажем: рискованные игры, физический риск, которому подвергает себя подросток добровольно - это та цена, которую он платит за развитие, за «строительство» своего «Я». За свое «Я» подросток в буквальном смысле слова готов платить собственной жизнью.
И если взрослые берутся помогать подросткам, то должны наполнить процесс этой помощи чем-то «настоящим», тем, что обеспечивает «варку» чувств, ощущений. Пожалуй, не надо ходить с подростками на стройку и подвергать их физической опасности, но на занятиях по саморазвитию необходимо обеспечивать этот реально-чувственный пласт. Иначе дети просто не поверят.
Социальный риск
Наиболее многолика схема личностных рисков, которым подвергает себя подросток, как в сфере его отношений, в первую очередь, в подростковом социуме, так и со взрослыми.
Обобщенно мы назвали это социальным риском. Очень многие межличностные взаимодействия среди подростков, для которых характерно формирование малых групп (роль их в жизни подростков чрезвычайно велика), строятся на принципе: «Слабо - не слабо». Подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самим себе. В подростковой группе начинается накопление конвенционального опыта - опыта следования ценностям группы, нарабатывание навыков поведения в рамках групповых норм и ценностей, способов эмоционального реагирования, репертуара социальных и психологических ролей и т.д.
Межличностные отношения в группе и межгрупповые отношения позволяют подростку воплотить его знаменитое чувство «Я» и чувство «взрослости» в слова, поступки, целую мозаику переживаний, сделать эти «смутные» чувства заметными себе и другим. •
Именно ценности и нормы подросткового социума дают подростку ответ на вопрос: «Что делать с этими чувствами?» Подростковый социум, с одной стороны, «подставляет плечо» подростку, позволяя ему осознавать себя через свои социальные роли и реализовывать в поведении и чувствах «накипевшее внутреннее». С другой, этот социум пытается полностью подчинить себе индивидуальное, «внутреннее», формируя его по уже готовым шаблонам поведения, мышления, чувствования.
Этот социум и является тем пространством, на котором подросток и разворачивает «стройку» своего «Я».
В какой-то подростковой группе ценности могут быть негативисткие, в основе которых НЕподотчетность взрослым, НЕзависимость от них. Совсем не обязательно, эти ценности являются асоциальными и определяют «плохое поведение» ребят. Вспомните, как важно было в детстве
иметь право самостоятельно ездить по городу и станет ясно, почему дети рвутся к этому, умоляя отпустить их одних куда-нибудь съездить. Куда угодно, хоть в ненавистную булочную, в которую все время посылают, отрывая от более важных дел. Готовы и в булочную, но только на другой конец города, чтобы на двух автобусах и трех трамваях. Сколько слез проливают подростки в борьбе за это право, сколько «нервов мотают» родителям, не внемля разумным доводам об опасности такого путешествия по городу, полному пьяными водителями и прочими криминальными элементами, а также толпами обычных людей, которые могут просто случайно придавить подростка в невыразимой толкучке городского транспорта. А еще недавно воспринимавшийся эмоционально нейтрально безобидный вопрос родителей: «Ты уроки сделал?», вдруг начинает раздражать, порой даже вызывает вспышку гнева подростка. А как подростки стараются побыстрее закончить разговор с родителями о том, где они будут гулять и когда вернутся, и на просьбу: «Гуляй только во дворе», могут эмоционально вспыхнуть как «свечка».
Постепенно у подростка начинает возникать потребность в пространственной автономии. Даже если подросток «ничего такого» не делает и не скрывает, он вдруг начинает закрывать дверь в свою комнату, если таковая у счастливчика имеется. Неожиданно резко уменьшается число физических контактов со взрослыми. Даже ходить по улице начинают с родителями на определенной дистанции. А о способе «за ручку» и говорить не приходится. Если же кто из подруг или друзей увидит,, будет конфуз. Еще подумают: «Как маленькая (маленький)». Но совсем другое дело пройтись мальчику с мамой, а девочке с папой под руку.
Негативисткие ценности подросткового социума могут выражаться и в отрицании социально одобряемых взрослых
норм. Например, в какой-то подростковой группе стало более почетным не учить уроки и получать «двойки», чем хорошо учиться - «зубрить» и быть отличником, а также стало почетным приходить в школу в виде, не соответствующем облику школьника (прическа, косметика, украшения, одежда) и разговаривать с учителями «неподобающим» тоном...
Позитивные ценности подростковых групп также не являются ни хорошими, ни плохими, просто они построены не на отрицании ценностей других. Например, если в данной подростковой группе «живет» ценность юмора, то это и будет определять поведение членов группы, их точку зрения, а реакции на те или иные события будут складываться как определенные отношения. Высшим шиком может быть способность найти смешное в любой ситуации. У удачливого острослова будет ощущение, что «с ним все в порядке», а мучиться и переживать будет тот, чьи шутки оказались не к месту. Хобби тоже может стать групповой ценностью, и тот, кто его не имеет, будет чувствовать себя в этой группе неуютно, каким-то неполноценным. Помните известную пословицу: «Рыбак рыбака...»? Она имеет непосредственное отношение к групповым нормам, ценностям и задаваемым ими «меж-» и «внутриличностным» реалиям. Среди приверженцев того или иного хобби существует довольно определенный и ограниченный набор суждений, оценок, тем для разговора. Наблюдения свидетельствуют о том, что люди, принадлежащие к одной и той же группе, будь то реальная контактная группа или такая, как собаководы-любители, имеют очень похожий внешний облик: стиль одежды, выражение лица, походка, жесты. Поразительно сходство эмоций и способов их проявления у членов одной и той же группы, особенно контактной. Принадлежность к группе делает абсолютно
«ясным» для ее члена, например, на что нужно реагировать удивленным взлетом бровей и соответственно испытывать неподдельное удивление, когда и по какому поводу нужно радоваться, а когда грустить.
По этим внешним и поведенческим признакам подростки, знакомясь в первый день, например на вечеринке или в пионерском лагере тут же узнают «своих», то есть тех, кто принадлежит к группам со сходными ценностями. Так начинается дружба, на этой же почве возникают обиды, размежевания, конфликты.
Взрослый человек, выбрав в свое время групповые ценности, переработав их и усвоив способы действования и чувствования, на них основанные, пользуется этим арсеналом вовсю, даже не отдавая себе отчета, почему его привлекает или отталкивает какой-то человек, почему с одним легко и свободно, а с другим - нет. Эти ценности конвенциональны, потому что они являются как бы принятыми по взаимному соглашению законами поведения и организации внутреннего мира человека, принадлежавшего к той или иной группе. С этим и связан социальный риск подростка.
Социальный риск связан с тем, что следование групповым ценностям или их отвержение в каждом конкретном случае являются критериями оценкиподростка со стороны как взрослых, как и сверстников. Оценка со стороны сверстников особенно важна в связи с тем, что общение со сверстниками это ведущая деятельность подросткового возраста со всеми вытекающими отсюда последствиями, в частности, превращением этой внешней оценки в самооценку.
Подобная ситуация задает по крайней мере два типа риска для подростка: риск несоответствия и риск выбора.
Риск несоответствия
Принимая групповые ценности в качестве составной части своего идеального «Я» и критерия самооценки, подросток рискует оказаться им несоответствующим. При этом возможны варианты самые простые и примитивные. Подросток может реально, в ощущениях, вплоть до физических, чувствовать себя неполноценным, если у него нет, например, фирменных кроссовок (брюк, косметики и пр.) Попробуйте убедить его (или ее) с таким самоощущением, что это не самое главное в жизни, что, «по одежке встречают, по уму провожают», что «зато ты на скрипке играешь...»
«Да, конечно, но...», - скажет даже самый разумный и независимый из них, тем более, если в его группе стиль одежды является ценностью. Поэтому успокоения и удовлетворения от «мудростей» взрослых и от своего «понимания» не будет.
В группах мальчиков ценностью часто является физическая сила, ловкость, спортивность. Постоянно идет соревнование, борьба за «ранг» в группе по этим критериям. И самоощущение соответствует групповому «рангу». Вряд ли подростки будут составлять графики и таблицы рангов и не так часто это открыто обсуждается. Но если подросток дал осечку, то этим может вызвать смех, обидную кличку, невключение в команду, которая будет играть в футбол с ребятами соседнего двора («будешь подавать мячи»).
Физический облик подростка почти всегда является одной из ведущих ценностей практически во всех подростковых группах, подросткового социума как целого. Как дразнят толстых мальчиков и девочек?! А обладателей веснушек?! А как переживают девочки, да и мальчики, сравнивая себя с другими!
В ценность физического облика на протяжении отрочества все больше вторгаются сексуальные мотивы. Тема подрост-
ковой сексуальности имеет не только социальные, но и глубинно психологические корни. Мы еще коснемся этого в связи с темой риска самораскрытия. А пока отметим только переживания подростков в связи с соответствием их физического облика ролевым «эталонам» своего пола.
Известно, какое пристальное внимание уделяет подросток процессу проявления вторичных половых признаков. Атрибуты нарождающейся женственности становятся либо предметом гордости, либо душевных мук их обладательницы. Грудь, еще только начавшая проявляться, форма бедер и ног - все становится предметом заботливого и тревожного наблюдения, порой придирчивого сравнения с успехами подруг. Иногда эта проблема может обсуждаться. Такое обсуждение нередко происходит не в прямой форме, а как «разбор» фигуры какой-нибудь девочки из соседнего класса или кинозвезды. Во время таких обсуждений закладывается основа женского умения оценивать красоту другой женщины и мгновенно замечать все ее телесные «изъяны», причем порой намного точнее, чем даже наблюдения самого многоопытного мужчины.
У мальчиков свои заботы. Проявляющийся рельеф мускулатуры гораздо важнее, чем общая «красота». Покупаются первые гантели. А как важно появление первых волосков на лобке, руках, ногах! Огромной популярностью начинают пользоваться сексуальные анекдоты, причем самые «плотские», обыгрывающие темы половой «мощи», размеры половых органов. В некоторых мальчишеских сообществах, где сексуальные ценности выходят на первый план, а такое часто встречается в интернатах, в пионерских лагерях, проводятся процедуры «демонстрации и сличения» достоинств. На первые места в группе выдвигаются наиболее маскулинные: физически и сексуально более развитые. Несоответствие или
чуть запоздалое половое созревание грозит сделать мальчишку аутсайдером.
Итак, приняв групповые ценности, подросток автоматически попадает в ситуацию риска. «Внутренними» ее последствиями является активизация самосознания и работы по «приведению своего «Я» в соответствие» этим ценностям, а также снижение или повышение самооценки при (реальном или мнимом) несоответствии или соответствии им. «Внешними» последствиями соответствия или несоответствия будет укрепление или повышение, или понижение статуса в группе вплоть до вытеснения из нее. Эту прочную связку «внутреннего» и «внешнего» в бурлящем котле подросткового социума иллюстрируют исследования, в которых прослеживается практически прямая зависимость уровня принятия себя и самооценки от социометрического статуса подростка в группе, если, конечно, эта группа является для подростка референтной.
Подростковый социум весьма жесток. И тот, кто находится «наверху», то есть лидер группы, он обладает большей свободой, в том числе и возможностью изменять групповые ценности «под себя».
Учителя описывают случаи спонтанного изменения к учебе целой группы «хулиганов и двоечников» класса. За этим нередко стоят события типа примерно такого: эмоциональный лидер группы, вдруг удачно ответивший на уроке и получивший похвалу учителя, как бы невзначай произносит на перемене: «А че, ребята! Не дураками же нам оставаться.» И тем самым он корректирует систему групповых ценностей. Через некоторое время «хулиганы и двоечники» начинают учить уроки. Но если первым выучит урок не лидер, а кто-нибудь другой из этой группы, то его тут же заклюют, засмеют, назовут презрительно «отличником» или «пай-мальчиком».
Учителя обычно знают, что практически бесполезно влиять на всю «хулиганскую» группу. Нужно строить отношения с лидером. Поговорив с ним по душам, можно изменить поведение ребят из этой компании только за счет того, что лидер начинает просто по-другому общаться с учителем.
Гениальный ход со сменой групповых ценностей придумал в свое время Том Сойер: «Не каждый день доверяют мальчикам красить заборы...». Он рисковал, но выиграл, получив к тому же немалую материальную выгоду.
- Динамика отношений «внешнего» и «внутреннего» в подростковой группе позволяет осмыслить то, что борьба за групповое лидерство («внешнее») - это не только и не столько борьба за право властвовать над другими, сколько борьба за собственную личностную свободу, право самому свободно выбирать ценности для строительства своего «Я» и способы поведения.
Важно то, что подросток не может индифферентно относиться к ценностям группы, к которой он принадлежит или на которую он ориентируется (референтная группа). Он не может не работать с членами группы внутренне, так как они всегда имеют отношение к его «Я». В этом смысле мы имеем дело как бы с «природной стихией». Для подростка социально-психологические законы развития человеческой личности равносильны законам природы, его «выносит» в эту существующую независимо от него стихию. Поэтому происходящее с ним во многом неосознаваемо. Риск и опасности, присущие этой стихии по самой ее природе, выполняют для подростка функцию активизации его самосознания, помогают, в частности, превратить смутные чувства, поток опыта в более или менее структурированную Я-концепцию. Несколько утрируя, можно было бы сказать так: переживание,например, несоответствия требует осознания в чемименно оно состо-
ит, что рождает такой элемент образа«Я» (Я-концепции) как «моя черта характера».
Но эта же ситуация риска рождает и другие опасности, которую «пловцу» в этой стихии «изнутри», с позиции пережи-вателя этого опыта увидеть невозможно. Для этого нужно подняться на более высокий уровень рефлексии, либо получить об этом «сведения со стороны». Имеется в виду опасность фиксации на этой стадии развития и опасность включения неадекватных компенсаторных психологических защит.
Опасность фиксации довольно велика в том смысле, что довольно много людей полностью или частично действительно застревают в подобной ситуации. Увидеть такое застревание в обыденной жизни не составляет труда. Чаще всего мы наблюдаем его в виде регрессии к тому этапу развития, когда по тем или иным причинам более сложные формы организации своего «Я» реализовывать не удается. Экстремальным примером социально неодобряемой формы такой регрессии является личностная регрессия у алкоголиков. «Алкогольная» компания вырабатывает достаточно разветвленную систему ценностей, опираясь на которую, члены этой компании и поддерживают свои изрядно потрепанные «Я». «Я не такой человек, чтобы пить задарма. Я всегда отдаю долги. Завтра будут деньги - я тебя угощу.» Это пример из постоянных обсуждений друг друга, так называемых «разборок». Известно знаменитое: «Ты с нами не пьешь, значит нас не уважаешь. Подумаешь, строит из себя...» В такой ситуации сказать своему товарищу, бросившему пить алкоголику: «Я вас уважаю, но пить не буду!» - это без всякой иронии личностный подвиг.
Примером социально одобряемой фиксации могут служить некоторые стороны военной службы. Армейская иерархическая организация с ее жесткими отношениями провоцирует «притягивание» к ней людей, «застрявших» на этой стадии
личностного развития. Возникшие в настоящее время в обществе антиармейские настроения связаны вовсе не с тем, что армейский социум блокирует личностное развитие, а с тем, что ценности этого социума стали плохими. Никто бы не возражал, чтобы армия, как в старые добрые времена, воспитывала организованность, смелость, чувство товарищества и пр. и пр.! Примером осознанной регрессии, осуществленной для удовольствия, как бы понарошку могут служить «мальчишники» людей с уже седеющими висками. На таких ностальгических вечеринках пышным цветом распускаются истории о сексуальных подвигах, о том, как «...я его так срезал, что он ничего и ответить не смог» и т.п.
«Женские» разговоры с «перемыванием косточек» - это ведь не просто злословие из вредности характера. Это всегда работа на самоутверждение с помощью такого инструмента как конвенциональные ценности: «Она» не соответствует этим ценностям - и одевается не так, и красится не так, и с мужем обращается не так, и чувствует не то, что следует чувствовать - высказывается женщина. А на самом деле это означает: «Я соответствую этим ценностям значительно в большей степени».
Но фиксация или регрессия - это опасность только с ценностной точки зрения, в которой мы честно признались: саморазвитие - это хорошо, даже отлично, просто развитие -тоже ничего, - сойдет, а уж застревание в личностном росте - это никуда не годится!
Однако, если регрессия становится неадекватной компенсаторной реакцией, то это уже становится личностной проблемой. Следовательно, необходимо поговорить об опасности неадекватной компенсации несоответствия.
Если подросток попал в ситуацию несоответствия и наступили те внутренние последствия, о которых мы говорили,
то фрустируется одна из базисных личностных потребностей - потребность в самоуважении. Фрустация этой потребности разрушительна для личности. И тогда встает задача защитить свое «Я», компенсировать эту разрушительную силу. Вот здесь-то и подстерегает подростка опасность, которую он осознать не может. Переживание несоответствия - это одна из моделей личностного кризиса, который может быть разным по силе и по масштабу. Но в любом случае есть два пути: либо, внутренне перерабатывая этот опыт пойти вперед, либо компенсировать несоответствие за счет чего-то другого, избавиться от тяжелого, эмоционально травмирующего состояния, но при этом что-то в себе принести в жертву. Вот тогда-то и могут включаться неосознаваемые механизмы неадекватных компенсаторных психологических защит.
Наиболее грубой защитой такого рода является вытеснение из сознания самого факта несоответствия, а вместе с ним и травмирующего переживания. Например, если мальчишка струсил в каком-то столкновении, в конфликте с «противниками» из соседнего двора, то он может просто не помнить деталей происшествия: откуда появились обидчики, что говорили и что он им отвечал, куда они ушли и даже кто конкретно это был. Другой пример. Если девочка плохо чувствовала себя среди более модно одетых подруг и кто-то из них «прошелся» по ее внешности, то из сознания девочки могут быть вытеснены самые значимые, связанные с этим переживанием, детали эпизода: кто из подруг во что был одет. А бывает, и весь разговор улетучивается из памяти.
Примером работы вытеснения на более тонком уровне может служить феномен перцептивной защиты. В ситуации лабораторного психологического эксперимента он выглядит так. На экране монитора испытуемому предъявляют на очень короткое время различные слова. Нормально прочитать их он
не успевает. Но его просят сказать, какие слова были написаны. Среди мелькающих слов были и неприличные. Статистически достоверно показано, что испытуемые предпочитали не узнавать такие слова гораздо чаще, чем слова вполне приличные. Испытуемые гораздо чаще отвечали при предъявлении таких слов: «Не знаю». Или заменяли их в ответе другими, более или менее похожими словами по своему начертанию. При этом испытуемые были искренне уверены в правильности своего ответа.
«Разве подобает приличному человеку знать, да еще произносить такие слова!» - как бы говорила эта защита. - «Лучше я снижу уровень своих способностей к восприятию или искажу его. Спокойней будет! Приличным человеком зато останусь!»
Близок к механизму вытеснения и феномен сужения сознания в аффекте. При запредельных травмирующих переживаниях иногда возникает состояние, когда человек в буквальном смысле слова видит перед собой только какой-то очень ограниченный участок, например, свои руки или фрагмент скатерти на столе. Все остальное -буквально! -вотьме. Организм в целях самозащиты как бы перекрывает каналы поступления информации.
Нередко у подростка встречается еще и такая защита, как рационализация, то есть такая рациональная интерпретация травмирующего события, которая позволяет представить его в сознании по крайней мере как нейтральное. В качестве примера обычно приводят слова лисицы из известной басни: «Виноград-то зелен».
|
|