Примерный перечень индивидуальных заданий по практике Общая трудоемкость учебной практики определяется ФГОС ВПО по выбранному направлению подготовки (специальности) 080200.62 «Менеджмент» профилю подготовки (специализации) «Управление малым бизнесом» и составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
В период прохождения преддипломной практики бакалавр должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенности управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике, курсовых работ и выпускной квалификационной работы.
Преддипломная практика может осуществляться в форме:
- участия в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);
- участия в разработке и реализации мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
- планирования деятельности организации и подразделений;
- сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
- построения внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
- создания и ведения баз данных по различным показателям функционирования организаций;
- подготовки исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- обработки массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализа и оценки полученных результатов, обоснования выводов;
- построения стандартных теоретических, эконометрических и управленческих моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализа и интерпретации полученных результатов;
- оценки эффективности проектов; подготовки отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
- проведения статистических обследований, опросов, анкетирования и первичной обработки их результатов;
- разработки бизнес-планов.
Содержание преддипломной практики
Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации
В отчете практикант должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации:
· название организации;
· юридический адрес;
· назначение (миссия);
· правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.д., дата выдачи, сроки действия);
· отраслевая принадлежность (по ОКВЭД);
· организационно-правовая форма и вид собственности;
· этапы истории развития;
· характеристика сильных и слабых сторон деятельности организации;
· производственная структура организации, ассортимент выпускаемой продукции или услуг, их назначение.
Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации
На этом этапе практики практикант описывает структуру управления организации, интерпретируя следующую информацию:
· анализ организационной структуры управления (прикладывается организационная модель структуры организации);
· назначение и содержание блоков общего линейного, технического руководства и управления деятельностью организации, перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку.
Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации
Данный раздел практики предполагает изучение:
· перечня управленческих должностей и специалистов внутри структурного подразделения и функции, закрепленные за ними;
· особенностей распределения основных функций между менеджерами в подразделении, связанных с управлением профилирующим проектом;
· задач менеджера, руководителя отдела (подразделения);
· особенности принятия управленческих решений руководителем подразделения.
Программа практики предполагает знакомство практикант с маркетинговой деятельностью организации. Для этого практикант изучает:
· структуру маркетинговой службы и ее функции;
· ассортиментный перечень продукции (указывает ее сильные и слабые стороны) и рынки её сбыта;
· изучает структуру конкуренции (количество конкурентов, работающих на территории, и их рыночные доли; особенности их маркетинговых действий).
В отчете практикант предоставляет следующую информацию:
ü краткая характеристика рынка, на котором работает организация;
ü характеристика конкурирующих организаций;
ü описание и сравнительная характеристика сильных и слабых сторон конкурентов и организации;
ü характеристика основного продукта, его сильных и слабых сторон;
ü сегментные группы потребителей основной продукции организации (по полу, возрасту, роду занятий, стилю жизни и т.д.);
ü методы формирования цены на основные виды продукции, производимые или реализуемые организацией;
ü динамика изменения цен на основные виды продукции за последние несколько лет, прогноз на перспективу;
ü обзор маркетинговых инструментов, используемых организацией для формирования спроса и стимули-рования сбыта (реклама, сервис, послепродажное гарантийное обслуживание, дополнительные услуги, лотереи, скидки при повторной покупке и т.д.);
ü виды рекламы и каналы ее размещения.
Изучение деятельности организации в сфере управления персоналом
На этом этапе преддипломной практики практикант должен ознакомиться с деятельностью отдела по управлению персоналом. В отчете предоставляется следующая информация:
· перечень функций отдела по управлению персоналом;
· расчет основных технико-экономических показателей по труду и заработной плате, основные тенденции;
· расчет показателей по кадрам за последние несколько лет и их анализ;
· оценка производительности труда в организации;
· указать какие из перечисленных кадровых технологий используются в данной организации и в каких формах:
- порядок организации найма новых сотрудников,
- порядок аттестации рабочего места сотрудника,
- порядок адаптации новых сотрудников,
- порядок прохождения сотрудниками испытательного срока,
- программа и порядок обучения новых сотрудников,
- кодекс прав и обязанностей сотрудника,
- памятка молодому сотруднику,
- порядок оценки работы сотрудника,
- положение об аттестации руководящего состава компании,
- технологическая карта работы сотрудника,
- положение о мотивации сотрудников,
- положение о социальной поддержке сотрудников,
- основы корпоративной политики компании,
- порядок ротации сотрудников,
- порядок учета и ведения базы персональных данных,
- положение о корпоративном обучении сотрудников,
- порядок заключения трудовых договоров и их хранения,
- порядок организации кадрового делопроизводства,
- порядок выдвижения и обучения резерва руководящих кадров и ведущих специалистов.
|