Обратная связь
|
Расчет для случая реконструкции автодороги по нормативам I категории Поскольку на дорогах I категории транспорт при помощи разделительной полосы разделен на два потока, противоположных по направлениям и отдельным друг от друга разделительной полосой (в данном случае шириной 5,0 м) расчет следует вести отдельно для каждой проезжей части для интенсивности движения, равной половине общей (3100 авт./сут.). Среднюю скорость движения потока условно для данного случая необходимо считать одинаковой.
1. По рис. 1 в соответствии со средней скоростью транспортного потока определяется коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия (mр).
2. Определение эмиссий свинца от транспортного потока каждого направления определяется по формуле (1)
3. Определение количества отложений свинца на поверхности земли в точке А, находящейся в 10 метрах от левой кромки проезжей части от воздействия транспортного потока, движущегося по подветренной проезжей части производится по формуле (2) (для расстояния от кромки проезжей части 10 метров по табл. 4 определяется величина Кi).
4. Определение количества свинца в почве производят по формуле (3).
5. Аналогично определяется количество свинца в почве, выделяемое транспортным потоком, движущимся по подветренной проезжей части на других расстояниях от кромки проезжей. Результаты расчета сводятся в таблицу.
6. Для транспорта, движущегося по наветренной проезжей части, левая кромка подветренной проезжей части отстоит на 16,25 метра от ее левой кромки, т.е. расстояние до точки А с учетом пункта 3 составит 26,25 м.
7. По табл. 4 определяется значение величины Kt для расстояния 26,25
8. Определение количества отложений свинца на поверхности земли производится по формуле (2).
9. Определение количества свинца в почве производят по формуле (3).
10. Аналогично определяется количество свинца в почве, выделяемое транспортным потоком, движущимся по наветренной проезжей части на других расстояниях от кромки проезжей части; результаты сводятся в таблицу. По результатам расчета строится график зависимости загрязнения почвы свинцом
РАСЧЕТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ТОКСИЧНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ
(Задание №2)
Теоретические предпосылки
Загрязнение воздуха ухудшает качество среды обитания всего населения придорожных территорий, и контрольные санитарные и природоохранные органы обосновано обращают на него первоочередное внимание. Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Накапливающиеся в почве химические элементы, особенно металлы, охотно устраиваются растениями и через них по пищевой цепи переходят в организм животных и человека. Часть их растворяется и выносится стоковыми волами, попадает затем в
реки, водоемы и уже через питьевую воду также может оказаться в организме человека. В состав отработанных газов двигателей автомобильного транспорта входит ряд компонентов, из которых существенный объем занимают токсичные газы: окись углерода - СО, углеводороды -С„Нт, окислы азота - NOx. соединения свинца. Оценку уровня загрязнения воздушной среды указанными отработавшими газами следует производить на основе прогнозов в соответствии с расчетами. Методика расчета основана на поэтапном определении эмиссии (выбросов) отработавших газов, концентрации загрязнения воздуха этими газами на различном удалении от дороги и затем - сравнении полученных данных с предельно допустимыми концентрациями (Г1ДК) данных веществ в воздушной среде. При расчете выбросов учитываются различные типы автотранспортных средств и конкретные дорожные условия. В качестве расчетной принимается интенсивность движения различных типов автомобилей в смешанном потоке в соответствии с Руководством по определению пропускной способности автомобильных дорог, Минавтодор, 1982 г. с учетом и. 1.5 СНиП 2.05.02-85.
Задача. Определить концентрацию загрязнения атмосферного воздуха СО, CnHm, NOv, свинца на различном расстоянии от автомобильной дороги на расчетном поперечнике.
Исходные данные:
Автомобильная дорога III категории;
Интенсивность движения - 2500 авт./сут.;
В соответствии с руководством по определению пропускной способности автомобильных дорог, Минавтодор 1982 г. расчетная часовая интенсивность движения составит:
Таблица 5
Данные по составу транспортного потока
Тип автомобиля
| Содержание в потоке,%
| Интенсивность, авт./час
| Сред. Экспл. Расход. Топлива, л/км
|
|
|
|
| Легковые
|
|
| 0,11
| Продолжение таблицы 5
|
|
|
| Малые грузовые карбюраторные
|
|
| 0,16
| Грузовые карбюраторные
|
|
| 0,33
| Грузовые дизельные
|
|
| 0,34
| Автобусы карбюраторные
|
|
| 0,37
| Данные по составу транспортного потока согласно вариантам приведены в таблице 6.
Таблица 6
Данные по составу транспортного потока согласно вариантам
Вариант
| Легковые
| Малые грузовые карбюраторные
| Грузовые карбюраторные
| Грузовые дизельные
| Автобусы карбюраторные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продолжение таблицы 6
Средняя скорость потока движения - 60 км/час.
Скорость господствующего ветра - 3 м/сек.
Угол направления ветра к оси трассы - 30°.
Автомобильная дорога на рассматриваемом участке проходит в границах населенного пункта; застройка находится на расстоянии 20 метров от кромки проезжей части дорога.
Данные по фоновой концентрации отсутствуют.
1. По рисунку 2 в соответствии со средней скоростью транспортного потока определяется коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия (m)
Рисунок 2. Зависимость коэффициента "m", учитывающего дорожные и автотранспортные условия движения от средней скорости транспортного потока
2. Определение удельной эмиссии загрязняющих веществ по компонентам:
где мощность эмиссии данного вила загрязнений от транспортного потока на конкретном участке дороги, г/м.с.;
коэффициент перехода к принятым единицам измерения;
коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, принимается по рисунку 2;
средний эксплуатационный расход топлива для данного типа (марки) карбюраторных автомобилей, л/км;
то же для дизельных автомобилей, л км;
расчетная перспективная интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт.'час;
то же для дизельных автомобилей, авт./час;
коэффициенты, принимаемые для данного компонента загрязнения для карбюраторных и дизельных типов двигателей соответственно, принимаются по таблице 7
Таблица 7
Значения коэффициентов Kk и Kg
Вид выбросов
| Тип двигателя
| Карбюраторный
| Дизельный
| Окись углерода
| 0,6
| 0,14
| Углеводороды
| 0,12
| 0,037
| Окись азота
| 0,06
| 0,015
| Эмиссия загрязняющих веществ определяется для
окиси углерода qCO
углеводородов qCH
окислов азота qNO
3. Определение эмиссии свинца:
где коэффициент перехода к принятым единицам измерения;
коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия, принимается по рисунку 2 «Расчет загрязнения почвы придорожной полосы автотранспортными выбросами свинца»;
коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов;
коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свиниа в виде аэрозолей в общем объеме выбросов;
содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобиле данного типа, г/кг.(В этилированном бензине марки А-76 в количестве 0,17 г/кг и для А-93 - в количестве 0,37 г/кг.)
4. Определение концентрации загрязнения атмосферного воздуха различными компонентами в зависимости от расстояния от дороги.
где нтрация данного загрязняющего вещества в воздухе, ;
стандартное отклонение Гаусового рассеивания в вертикальном направлении (принимается по таблице 8), м;
скорость ветра, преобладающего в расчетный месяц летнего периода, м/с;
угол, составляемый направлением ветра к трассе дороги. При угле от 900 до 300 скорости ветра следует умножать на синус угла, при угле менее 300, принимают коэффициент 0,5.
Таблица 8
Значения стандартного Гауссового отклонения при удалении
от кромки проезжей части
Приходящая солнечная радиация
| Удаление от кромки проезжей части, м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продолжение таблицы 8
Расчет концентрации загрязнения атмосферного воздуха различными компонентами (СCO, CCH, CNO, CPb) производится для нескольких величин расстояний (20, 40, 60, 80, 100, 150 метров). Результаты расчетов сводятся в таблицу, по табличным значениям строится график распространения загрязнений в зависимости от расстояния от дороги.
РАСЧЕТ УРОВНЯ ШУМА
(Задание № 3)
Теоретические предпосылки
Оценка уровня шумового воздействия транспорта на окружающую среду производится при наличии в зоне влияния дорог мест, чувствительных к шумовому воздействию селитебных и промышленных территорий населенных пунктов, санитарно-курортных зон, территорий сельскохозяйственного назначения (при наличии специальных требований), заповедников, заказников, а также в других случаях, специально обусловленных заданием на проектирование. Возникающий при движении транспортных средств шум ухудшает качество среды обитания человека и животных на прилегающих к дороге территориях. Шум действует на нервную систему человека, снижает трудоспособность, уменьшает сопротивляемость сердечно-сосудистым заболеваниям. Оценку производственного шума в соответствии с СНиП II-12-77 проводят по величине эквивалентного уровня измерением в дБА, что позволяет учесть неоднородность интенсивности шума во времени. Величина эквивалентного уровня транспортного шума, образующегося на эксплуатируемой дороге, зависит от следующих факторов:
транспортные факторы - количество транспортных средств, состав движения, эксплуатационное состояние транспортных средств, объем и характер груза, применение звуковых сигналов;
дорожные факторы - плотность транспортного потока, продольный профиль (подъемы, спуски), наличие и тип пересечений и примыканий, вид покрытия (шероховатость), ровность покрытия, поперечный профиль (наличие насыпей и выемок), число полос движения, наличие разделительной полосы, наличие остановочных пунктов для транспорта;
природно-климатические факторы - атмосферное давление, влажность воздуха, температура воздуха, скорость и направление ветра, турбулентность воздушных потоков, осадки.
Задача. Обеспечить допустимый уровень шума в селитебной зоне населенного пункта на расстоянии 50 метров от оси движения на высоте 12 метров от поверхности земли.
Исходные данные:
Интенсивность движения - см. таблица 9.
Средняя скорость транспортного потока -,см. таблица 9.
Продольный уклон - 2,0 %.
Покрытие цементобетонное.
Число полос движения - 4.
Поверхность земли покрыта густым травяным покровом.
Таблица 9
Исходные данные согласно вариантам
| Вариант
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Интенс. движения, N
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Скор. потока, V
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Определение для скорости транспортного потока V (км/ч) и интенсивности движения N(авт./ч) по таблице 10.
Таблица 10
Значение величины
Интенсивность движения N, авт/сут.
| Значение величины в зависимости от скорости движения, дБА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продолжение таблицы 10
|
|
|
|
|
|
| 63,5
| 65,0
| 66,5
| 68,0
| 69,5
|
| 66,5
| 68,0
| 69,5
| 71,0
| 72,5
|
| 69,5
| 71,0
| 72,5
| 74,0
| 75,5
|
| 72,5
| 74,0
| 75,5
| 77,0
| 78,5
|
| 75,5
| 76,0
| 77,5
| 79,0
| 80,5
|
| 76,5
| 78,0
| 79,5
| 81,0
| 82,5
|
| 78,5
| 70,0
| 81,5
| 83,0
| 84,5
| 2. Определение снижение уровня транспортного шума при удалении точки измерения от оси движения на 50 метров по таблице 11 с поправочными коэффициентами для травяного покрова
Таблица 11
Значение снижения уровня шума в зависимости от расстояния от крайней полосы движения
Расстояние L, м
| Величина поправки , дБА
| Число полос движения
|
|
|
| Ширина распределительной полосы, м
|
|
|
|
|
| 4,6
| 3,6
| 3,4
| 3,2
| 3,0
|
| 7,5
| 6,1
| 5,7
| 5,5
| 5,2
|
| 9,2
| 7,7
| 7,2
| 7,1
| 6,7
|
| 10,4
| 8,8
| 8,4
| 8,1
| 7,7
|
| 12,2
| 10,5
| 10,0
| 9,7
| 9,3
| 3. Определение поправки на вид и шероховатость покрытия из цементобетона по таблице 12.
Таблица 12
Значение поправок на вид покрытия
Вид покрытия
| Величина поправки , дБА
|
|
| Литой и песчаный асфальтобетон
|
| Продолжение таблицы 12
|
| Мелкозернистый асфальтобетон
| -1,5
| Черный щебень
| +1,0
| Цементобетон
| +2,0
| Мостовая
| +6,0
| 4.Определение поправки для уклона 2 %о по таблице 13.
Таблица 13
Значение поправок на профильный уклон
Величина продольного уклона, %о
| Величина поправки , дБА
| До 20
|
|
| +1
|
| +2
|
| +3
|
| +4
| 5. Определение эквивалентного уровня шума
где поправка на скорость движения , определяется по таблице 10;
поправка на продольный уклон, принимается по таблице 13;
поправка на вид покрытия, принимается по таблице 12:
поправка на состав движения, принимается по таблице 14;
поправка на количество дизельных автомобилей, принимается по табл. 15;
величина снижения уровня шума в зависимости от расстояния L в метрах от крайней полосы движения, определяется по таблице 12;
коэффициент, учитывающий тип поверхности между дорогой и точкой измерения, принимается по таблице 16.
Таблица 14
Величина поправок на состав движения
Относительное число грузовых автомобилей и автобусов (не дизельных),%
| 5…20
| 20…35
| 35…50
| 50…60
| 65…85
| Величина поправки , дБА
| -2
| -1
|
| +1
| +2
| Таблица 15
Значение поправок на количество дизельных автомобилей
Относительное число грузовых автомобилей и автобусов с дизельными двигателями, %
| 5…10
| 10…20
| 20…35
| Величина поправки , дБА
| +1
| +2
| +3
| Таблица 16
Коэффициенты, учитывающие тип поверхности между дорогой
и точкой замера
Тип поверхности
|
| Вспаханная
| 1,0
| Асфальтобетон, цементобетон, лед
| 0,9
| Зеленый газон
| 1,1
| Снег рыхлый
| 1,25
| 6. Полученный эквивалентный уровень шума сравнивается с предельно допустимым по таблице 17. Если он превышает предельно допустимый уровень, то необходимо применить шумозашитные мероприятия. В качестве шумоза- шитных мероприятий, как правило, в первую очередь рассматривается устройство защитных древесно-кустарниковых посадок.
Таблица 17
Предельно допустимые уровни шума
Характер территории
| Предельно допустимые уровни шума, дБА
| С 23 до 7 часов (ночь)
| С 7 до 23 часов (день)
|
|
|
| Селитебные зоны населенных мест
|
|
| Продолжение таблицы 17
|
|
| Промышленные территории
|
|
| Зоны отдыха и туризма
|
|
| Санитарно-курортные зоны
|
|
| Территории сельскохозяйственного назначения
|
|
| Заповедники и заказники
| До 30
| До 35
| Примечание: заказчиком проекта при соответствующем обосновании могут быть установлены более низкие величины шума
7. Определение поправки снижение уровня шума лесополосой по таблице 18.
Таблица 18
Величины снижения уровня шума различными типами
зеленых насаждений
№ п/п
| Состав посадок
| Ширина
посадок, м
| Снижение уровня шума за
полосой, дБА
| Интенсивность движения, авт./час
| До 60
|
|
| Более 1200
|
|
|
|
|
|
|
|
| Три ряда лиственных пород (клен остролистный, вяз, липа мелколистная, тополь бальзамический) с кустарником в виде живой изгороди или подлеска (клен татарский, спирея, жимолость)
|
|
|
|
|
|
| Четыре ряда лиственных пород (липа мелколистная, клен остролистный, тополь бальзамический) с кустарником в виде двухъярусной изгороди
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 18
|
|
|
|
|
|
|
| (акация желтая, спирея, горловика, жимолость татарская)
|
|
|
|
|
|
| Четыре ряда хвойных пород (ель, лиственница) шахматной посадки с двухъярусным кустарником (терн белый, клен татарский, акация желтая, жимолость)
|
|
|
|
|
|
| Пять рядов лиственных пород (см. п. 2)
|
|
|
|
|
|
| Пять рядов лиственных пород (см. п. 3)
|
|
|
|
|
|
| Шесть рядов лиственных пород (см. п. 2)
|
|
|
|
|
| 8. Определение снижение уровня шума экраном выбранной высоты.
а). В соответствии со схемой рисунка 3 определяется снижение уровня шума от экрана выбранной высоты и бесконечной длины
где в соответствии с рисунком 3:
;
где кратчайшее расстояние между геометрическим иентром источника шума и верхней кромкой защитного сооружения, м;
кратчайшее расстояние между расчетной точкой и верхней кромкой защитного сооружения, м;
кратчайшее расстояние между геометрическим центром!источника шума и расчетной точкой, м;
высота защитного экрана или глубина выемки, м;
высота геометрического центра источника шума над поверхностью дороги, м;
высота расчетной точки над поверхностью дороги, м;
эффективная высота защитного сооружения, м:
расстояние от расчетной оси полосы движения до границы откоса выемки или до экрана, м;
проекция откоса выемки на горизонтальную плоскость, м;
расстояние от геометрического центра источника шума до заданного объекта, м.
б). Определение и согласно схеме, приведенного на рисунке 2 при определенных и .
По таблице 19 для и определяется , а для и .
в). Определение поправки по таблице 20, зависящей от разности
г). Определение окончательной величины снижения уровня транспортного шума от экрана
где наименьшая величина из .
Таблица 19
Снижение уровня шума
Величина
| Угол или в градусах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1,2
| 1,7
| 2,3
| 3,0
| 4,5
| 5,7
| 6,0
|
| 1,7
| 2,3
| 3,0
| 4,0
| 5,6
| 7,4
| 8,0
|
| 2,2
| 2,9
| 3,8
| 4,8
| 6,6
| 9,0
| 10,0
| Продолжение таблицы 19
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2,4
| 3,1
| 4,0
| 5,1
| 7,5
| 10,2
| 11,7
|
| 2,6
| 3,4
| 4,3
| 5,4
| 8,1
| 11,5
| 13,3
|
| 2,8
| 3,6
| 4,5
| 5,7
| 8,6
| 12,4
| 15,0
|
| 3,2
| 3,9
| 4,9
| 6,1
| 9,4
| 13,7
| 18,7
|
| 3,5
| 4,3
| 5,8
| 6,5
| 10,2
| 15,4
| 22,6
|
Рисунок 3. Схема к расчету шумового воздействия
Рисунок 4. Схема расчета длины противошумового экрана
Таблица 20
Величина поправки
|
|
|
|
|
|
|
| Поправки
|
| 0,8
| 1,5
| 2,4
| 2,8
| 2,9
| 3,0
| 9. Окончательный уровень шума в расчетной точке определяется как что должно быть ниже предельно допустимого уровня, т е. принятых мероприятий должно быть достаточно.
|
|