Рекомендуемый объем заключения – 3–4 страницы. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы
Ижевск 2015
ББК 67.401я73
С32
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом филиала УдГУ
Рекомендовано к изданию решением заседания кафедры государственного управления и права филиала ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Воткинске, протокол № 5 от 18.05.2015г.
Рецензенты:
доцент кафедры экономики и организации производства Воткинского филиала ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет» им. М.Т. Калашникова, кандидат экономических наук, О.А. Чувашова;
доцент кафедры финансов, учета и управления Филиала ФБГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» в г.Воткинске , кандидат экономических наук, доцент
Г.Н. Ливенская.
Сергеев Н.Н.
С32Государственное и муниципальное управление: учебно-методическое пособие - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. – 39 с.
В учебно-методическом пособии, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» последовательно излагается содержание основных этапов организации и выполнения выпускной квалификационной работы (от выбора темы до защиты), содержатся учебные и методические указания по ее оформлению. Для студентов-дипломников, руководителей, консультантов и рецензентов выпускной квалификационной работы по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
© Сергеев Н.Н. , 2015
© ФГБОУ ВПО «УдГУ» , 2015
1. Общая характеристика ВКР
Настоящие методические рекомендации, разработанные на основе нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере образования, государственных стандартов и Методических рекомендаций по организации итоговой государственной аттестации в Удмуртском государственном университете, устанавливают порядок подготовки, оформления и защиты выпускной квалификационной работы (далее по тексту ВКР) бакалавра государственного и муниципального управления филиала ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Воткинске.
Требования, содержащиеся в методических рекомендациях, обязательны для исполнения при подготовке выпускных квалификационных работ студентами направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
Контроль за ходом выполнения выпускной квалификационной работы осуществляет кафедра государственного управления и права – выпускающая кафедра филиала ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Воткинске совместно с руководителями ВКР.
Выпускная квалификационная работа – итоговая работа студента. Она выполняется на заключительном этапе обучения студента и представляет собой законченную разработку, самостоятельное исследование, в котором на основе полученных знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция по той или иной научной проблеме, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение. Подготовка и выполнение ВКР способствуют закреплению и комплексному использованию знаний, полученных в процессе изучения общетеоретических и специальных дисциплин, умению проявить навыки, приобретенные во время учебной и производственной практики в государственных и муниципальных органах, а также организациях, учреждениях и на предприятиях различных организационно-правовых форм и т.п., их эффективному использованию в исследовательской и практической деятельности.
Защита ВКР завершает профессиональную подготовку бакалавра и является проверкой готовности выпускника к самостоятельной практической деятельности по избранному направлению подготовки.
Целью ВКР является закрепление, систематизация и расширение теоретических и практических знаний в различных производственных и общественных сферах в процессе проводимого исследования. Ей должны быть присущи целевая направленность и четкость построения, логическая последовательность изложения материала, точность формулировок, конкретность в представлении результатов, убедительность аргументации, обоснованность выводов и рекомендаций, грамотное оформление.
Выпускная квалификационная работа должна продемонстрировать общую культуру мышления студента, способности к пониманию социально значимых проблем и процессов, умение работать с нормативно-правовыми актами, информационно-коммуникационными технологиями. Выпускник должен уметь находить организационно-управленческие решения, осознавать важность своей будущей профессии. При написании и защите работы проявляются способности к логическому построению речи и аргументации. Использование при подготовке работы литературы на иностранных языках отражает языковые компетенции будущего профессионала.
Не менее важны специальные профессиональные компетенции. Выпускник должен уметь определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения; выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения; принимать решения в условиях неопределенности и рисков; оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов; правильно применять нормы права; разрабатывать проекты нормативных и нормативно-правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники; определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции; адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления; применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местно самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий, учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций; разрабатывать проекты социальных изменений.
Порядок выполнения ВКР
Тематика ВКР должна отвечать профилю направления подготовки, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и практики, а также учитывать потребности практических организаций и учреждений.
Основные этапы выполнения ВКР:
– выбор темы и научного руководителя; получение задания от научного руководителя;
– подбор и изучение литературы, законодательства, практических материалов;
– составление плана работы;
– составление плана-графика выполнения работы;
–написание выпускной квалификационной работы и составление аннотации к ней;
– представление работы научному руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний;
– рецензирование работы;
– представление работы к защите в ГАК.
Студенту предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Основным критерием выбора выпускником темы ВКР должен служить исследовательский интерес студента, а также заинтересованность администрации предприятия (учреждения, организации), на примере которого проводится исследование. Выбор темы желателен по материалам курсовых работ, выполненных ранее в процессе обучения. Формулировка темы должна отражать конкретную направленность научного исследования, дать четкое представление о его границах и ожидаемых результатах. Из названия темы должно быть ясно: что необходимо выбрать дипломнику в качестве объекта исследования, какую цель он перед собой поставил, с помощью чего (средство, способ) предполагается достичь эту цель.
При выборе темы должны соблюдаться следующие условия:
– выбор предмета ВКР обязательно должен совпадать с местом прохождения производственной практики;
– тема должна быть согласована с научным руководителем, обсуждена на заседании кафедры, после чего ее формулировка с указанием научного руководителя утверждается заведующим кафедрой;
За выпускником, не воспользовавшимся правом выбора, тема ВКР закрепляется по предложению научного руководителя.
Запрещается дублирование тем выпускных квалификационных работ у выпускников, закрепленных за одним и тем же научным руководителем, если план и содержание работ совпадают.
Выбранная студентом и уточненная тема ВКР согласовывается с научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой.
Окончательно тема ВКР утверждается приказом директора «О закреплении тем выпускных квалификационных работ». Приказ готовится на основании письменных заявлений студентов не позднее, чем за две недели до производственной практики.
По прибытии студента на преддипломную практику тема работы может быть уточнена в соответствии с интересами организации (предприятия).Все изменения тем ВКР оформляются приказом директора.
Задание для выполнения ВКР (приложение 5) разрабатывается студентом совместно с руководителем, согласовывается и утверждается выпускающей кафедрой.
Задание раскрывает наименование работы, основное содержание, а также последовательность и поэтапные сроки ее написания и представления законченной дипломной работы для защиты.
Задание утверждается заведующим кафедрой и предоставляется в дальнейшем совместно с работой в Государственную аттестационную комиссию (ГАК).
Форма задания приведена в Приложении 5.
Выбор научного руководителя осуществляется выпускником на добровольной основе с учетом научных интересов обоих, учебной нагрузки научного руководителя и его предшествующего руководства курсовыми проектами, выполненными данным студентом.
Утверждение научных руководителей осуществляется приказом директора по представлению выпускающей кафедры. Смена научного руководителя допускается не позднее, чем за 3 месяца до защиты ВКР и оформляется приказом директора.
Основными функциями научного руководителя ВКР являются:
– детальное ознакомление студентов-выпускников с требованиями, предъявляемыми к содержанию ВКР, выполняемых по программе, специалиста;
– консультирование, заслушивание отчетов студентов о ходе выполнения ВКР, предполагающее ежемесячные встречи со студентами-выпускниками;
– непосредственное руководство и контроль процесса исследования;
– рекомендации необходимой основной научной, методической литературы, справочных материалов и других источников по теме;
– в отдельных случаях по согласованию с заведующим кафедрой организация предзащиты студентом ВКР;
– консультирование выпускников по составлению текста выступления на защите ВКР;
– подготовка письменного отзыва на ВКР.
В обязанности научного руководителя также входит:
– разработка индивидуального задания и плана графика выполнения работы;
– контроль над ходом выполнения плана-графика и своевременным представлением работы на кафедру;
- помощь в подготовке и организации защиты выпускной квалификационной работы выпускником.
Научный руководитель несет ответственность за организацию, сроки выполнения и представления к защите ВКР.
Научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором ВКР. В ходе выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывая на недостатки аргументации, композиции, стиля, ошибочные решения и выводы и т.п., и советует, как лучше устранить их, рекомендуя пути и сроки исправления.
Руководитель имеет право присутствовать на защите ВКР студентом перед ГАК; вызывать на заседания кафедры для отчета студента, работа которого вызывает тревогу по поводу качества и сроков выполнения задания для принятия мер и устранения причин отставания в подготовке ВКР.
Качество ВКР во многом зависит от продуманного, правильно составленного плана. План служит основой в подготовке ВКР студентом-выпускником; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.
В течение первой недели после закрепления темы студент разрабатывает с помощью научного руководителя ориентировочный план и график выполнения работы с указанием очередности и сроков отдельных этапов работы по сбору материалов, изучение источников и литературы, написанию отдельных глав и разделов. Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем.
Одним из наиболее ответственных и сложных этапов выполнения ВКР является сбор и обработка информации. Широта и полнота изучения источников, умение выделять главное, сопоставление и анализ различных данных – важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой.
Практический материал студент собирает в период производственной практики; изучает конкретные вопросы, относящиеся к теме ВКР, а также материалы обобщений, сделанных учреждениями. Ссылки на такие материалы даются в ВКР с согласия руководителей соответствующих учреждений. Материалы практики также удобно заносить на карточки. За правильность и достоверность приведенных в работе данных отвечает ее автор.
Представленные в работе практические материалы должны обеспечить возможность студенту сформулировать определенные конкретные выводы и выдвинуть обоснованные предложения по теме работы.
Статистическая и другая информация собирается с учетом задач, которые поставлены в работе. Основными ее источниками являются:
– специальная литература – научные публикации (книги, статьи), которые могут подбираться студентом самостоятельно или быть рекомендованы научным руководителем;
– публикации в специализированных периодических изданиях;
– учебники и учебные пособия, указанные в списках литературы по программам дисциплин;
– фактические данные о работе конкретных отечественных (и зарубежных) предприятий, организаций, учреждений.
Дипломник обязан регулярно посещать консультации научного руководителя в соответствии с планом-графиком выполнения работы, предоставлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане-графике этапов, способы интерпретации и оформления полученных данных, устранять указанные руководителем недостатки. При систематических нарушениях плана-графика подготовки ВКР научный руководитель вправе выносить на заседание кафедры вопрос о прекращении выполнения студентом ВКР.
ВКР может передаваться научному руководителю по главам или отдельным частям. Проверенная часть возвращается студенту для учета замечаний. Студент может работать над замечаниями сразу либо по окончании всей работы.
По завершении ВКР передается научному руководителю. После получения положительного отзыва научного руководителя студент перепечатывает выпускную квалификационную работу с соблюдением необходимых требований.
Подготовленная ВКР представляется студентом научному руководителю в одном экземпляре не позднее чем за 2 недели до ее защиты. В конце текста исполнитель ставит свою подпись и дату сдачи работы.
Научный руководитель в недельный срок составляет письменный отзыв, заключение которого должно содержать характеристику текущей работы студента-выпускника по выбранной теме, оценку полноты выполненного задания, а также рекомендации по допуску к защите (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
ВКР с письменным отзывом научного руководителя передается заведующему кафедрой, который на основании этих материалов решает вопрос о допуске работы к защите и ставит свою подпись и дату на титульном листе в графе допуска.
Допуск выпускной квалификационной работы к защите на выпускающей кафедре предполагает 3 этапа: 1) проверку текста ВКР на наличие плагиата в системе «Антиплагиат»; 2) проверку ВКР заведующим выпускающей кафедры; 3) итоговый нормоконтроль.
Проверка текста ВКР через систему «Антиплагиат».
В установленные для сдачи сроки студент представляет на выпускающую кафедру ВКР в электронном виде для проверки работы в системе «Антиплагиат». Под плагиатом понимается дословное или близкое к тексту воспроизведение материала без указания ссылки на источник.
Итоговый нормоконтроль ВКР.
Под нормоконтролем ВКР понимается контроль соответствия работы правилам оформления ВКР. К правилам оформления относят правила брошюрования работы, порядок расположения элементов ВКР, правильность нумерации страниц работы, оформление текста, ссылок внутри текста, таблиц, иллюстраций, формул, списка использованных источников, приложений.
При выполнении ВКР текущий нормоконтроль осуществляет руководитель ВКР в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций.
Итоговый нормоконтроль осуществляется заведующим кафедрой или преподавателем из числа преподавателей кафедры. Для итогового нормоконтроля студент обязан предъявить полностью готовую выпускную квалификационную работу в сброшюрованном виде. После прохождения итогового нормоконтроля последний вариант выпускной квалификационной работы сдается на выпускающую кафедру на электронном носителе.
Студенты, не прошедшие итоговый нормоконтроль, к защите дипломной работы не допускаются.
ВКР, получившая допуск на кафедре, вместе с письменными отзывами научного руководителя и рецензента должна быть представлена ответственному секретарю ГАК в день защиты.
ВКР подлежат рецензированию. Рецензия на ВКР – это аргументированный критический разбор достоинств и недостатков ВКР. Выполненные ВКР рецензируются высококвалифицированными специалистами, компетентными в вопросах тематики ВКР. Рецензент обязан провести квалифицированный анализ существа и основных положений рецензируемой работы и отразить в рецензии рекомендации по оценке ВКР по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Недопустимы рецензии без критических замечаний на ВКР с явными недостатками.
Рецензия пишется или печатается в произвольной форме, рекомендуемый объем текста – 1–1,5 страницы. В рецензии указываются Ф.И.О. рецензента, его ученая степень, ученое звание, место работы, должность. Рецензент подписывает рецензию и проставляет дату ее написания. Подпись должна быть заверена печатью той организации, в которой он работает. Письменный отзыв рецензента передается на кафедру не позднее 3 дней до защиты и доводится до сведения автора. Рецензия не подшивается к работе, а прикладывается к ней. Получение отрицательной рецензии не лишает студента права защищать ВКР. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается. Во время защиты ВКР рецензию доводят до сведения членов ГАК (ПРИЛОЖЕНИЕ 8). ВКР с рецензией, отзывом научного руководителя должна быть представлена на кафедру не позднее 5 дней до начала работы ГАК по защите. Важным дополнением, подтверждающим значимость работы, может быть справка о практическом применении результатов исследований в конкретной организации (предприятии, учреждении).Общее руководство и контроль хода выполнения ВКР осуществляет заведующий кафедрой. Председатель ГАК накануне защиты знакомится с содержанием ВКР, отзывами научных руководителей и рецензиями. Приказом директора к защите ВКР допускается студент, успешно завершивший в полном объеме освоение основной образовательной программы и представивший завершенную ВКР с положительным отзывом научного руководителя. В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить работу к защите, вопрос о допуске выносится на заседание кафедры с участием руководителя и автора работы.
Студент может быть не допущен к защите ВКР в случаях:
– невыполнения им учебного плана или наличия академической задолженности;
– нарушения сроков закрепления и утверждения темы ВКР или смены научного руководителя (по уважительной причине);
– отрицательного отзыва научного руководителя на выпускную квалификационную работу;
– решения заведующего кафедрой о недопуске работы к защите.
3. Формы и порядок аттестации ВКР Защита выпускной квалификационной работы обязательно включается в состав итоговой государственной аттестации. Защита ВКР проводится в устной форме на открытом заседании ГАК с участием не менее 2/3 ее состава при обязательном присутствии председателя ГАК.
Заседание ГАК начинается с объявления списка студентов, защищающих работы на данном заседании. Председатель комиссии представляет всех членов ГАК, присутствующих на заседании, устанавливает регламент работы и определяет очередность защищающихся. В порядке очередности председатель комиссии приглашает на защиту студентов, объявляя фамилию, имя и отчество, тему ВКР и научного руководителя с указанием его должности.
Обратившись к членам ГАК и присутствующим на защите лицам, выпускник предлагает их вниманию тему своей ВКР и докладывает основные (наиболее значимые) положения ее содержания, результаты и выводы. Для изложения содержания работы студенту предоставляется не более 10 минут. В докладе необходимо отразить, чем студент руководствовался в выборе и изучении темы, что является объектом и предметом исследования, его целью и задачами, теоретической и (или) методологической основой, какие методы в нем использованы, какие новые результаты достигнуты, что сделано лично автором.
Содержание доклада студент определяет совместно с научным руководителем. Цифровые данные приводятся в докладе, если они необходимы для доказательства и иллюстрации выводов. Доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, не зачитывая текст.
Доклад можно иллюстрировать графиками, схемами, таблицами, эскизами, подготовленными заблаговременно и согласованными с научным руководителем. Основные иллюстративные материалы должны быть представлены в виде раздаточного материала членам ГАК. Раздаточный материал необходимо подготовить в соответствии с количеством членов ГАК.
Соответствующий материал в форме таблиц, схем, графиков, фотографий должен быть представлен на листах формата А4 и разложен в определенной последовательности. Каждый лист должен иметь соответствующее название и комментарии, порядковый номер. В ходе защиты ВКР студент обращает внимание членов ГАК на тот материал, который использует в своем выступлении.
После доклада студенту задаются вопросы по теме работы, причем вопросы могут задавать не только члены ГАК, но и любой из присутствующих на защите. Выпускник может отвечать на вопросы по мере их поступления или записать их и дать ответы позже (перед ответом на замечания, содержащиеся в отзыве и рецензии, или после этого).
После ответов на вопросы слово предоставляется научному руководителю ВКР, который характеризует не только работу, но и отношение к ней студента, понимание им полученных результатов. При отсутствии научного руководителя секретарь ГАК или один из ее членов зачитывает подготовленный руководителем отзыв.
Если на заседании присутствует рецензент, то он в своем выступлении оценивает оригинальность полученных результатов, дает анализ имеющихся в работе недостатков, характеризует качество ее оформления и изложения. Рецензент должен указать соответствует ли, с его точки зрения, работа требованиям, предъявляемым к ВКР, и дать ей балльную оценку. При отсутствии рецензента текст рецензии может зачитать секретарь ГАК или один из ее членов.
Председатель ГАК выясняет, удовлетворены ли рецензент и научный руководитель ответами студента и просит присутствующих выступить по существу работы. Поскольку защита ВКР носит публичный характер, то в обсуждении работы может принять участие любой преподаватель, специалист или слушатель, находящийся в аудитории. После дискуссии по теме работы председатель ГАК может предоставить выпускнику заключительное слово на 2–3 минуты.
Решение ГАК об оценке ВКР принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание. При равном числе голосов председатель ГАК обладает правом решающего голоса. Решение ГАК является окончательным. Заседания ГАК оформляются протоколом согласно утвержденной форме. Протоколы заседаний ГАК подписываются председателем, членами комиссии, присутствующими на заседании, и техническим секретарем. По завершении работы комиссии секретарь ГАК проставляет в зачетных книжках оценки результатов защиты ГАК, решение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации и выдаче надлежащего диплома. По окончании оформления необходимой документации в аудиторию приглашаются студенты, защитившие ВКР, и все приглашенные лица. Председатель ГАК подводит итоги защиты работ, зачитывает оценки, выставленные комиссией, отмечает особенно удачные работы, делает предложения о публикации или внедрении на производстве, объявляет решение о присуждении/присвоении квалификации и поздравляет студентов с завершением итоговой государственной аттестации. На заседании ГАК принимается решение о рекомендации лучших ВКР к публикации, внедрению в производство, представлению на получение патентов, принимается также решение о рекомендации лучших студентов для поступления в аспирантуру. Данное решение фиксируется в протоколе. Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии. К критериям оценки, относятся:
- качество представленной защиты ВКР,
- релевантность выполненного доклада,
- уровень ответов на вопросы, заданных членами ГАК после заслушивания доклада, умение дискутировать.
Оценка «отлично» выставляется студенту, представившему квалификационную работу, которая имеет исследовательский характер, содержит реальные выводы и предложения, вытекающие из проделанного анализа, соответствует требованиям настоящих Методических рекомендаций, а также продемонстрировавшему в ходе защиты работы свободное владение материалом, давшему аргументированные, полные и четкие ответы на вопросы членов ГАК и замечания рецензента.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, представившему квалификационную работу, соответствующую требованиям настоящих Методических рекомендаций, содержащую выводы и предложения, вытекающие из проделанного анализа, и продемонстрировавшему владение материалом работы, ответившему на вопросы и замечания рецензента, но имеющему отдельные мелкие недочеты по тем или иным аспектам ВКР.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, представившему дипломную работу, в целом соответствующую установленным требованиям, содержащую общие выводы и предложения по совершенствованию предмета исследования, но продемонстрировавшему в процессе защиты слабое владение материалом работы, затруднения в ответах на вопросы членов ГАК и замечания рецензента.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если представленная работа в основном соответствует требованиям, но студент не владеет материалом, не ориентируется в теме, не может ответить на вопросы.
Дипломник, не выполнивший ВКР в установленный для него срок или получивший неудовлетворительную оценку на защите, отчисляется из филиала за неуспеваемость. В этом случае студенту выдается академическая справка установленного образца.
Студент, не защитивший ВКР, допускается к повторной защите её в течение двух лет после отчисления из филиала. При повторной защите ВКР она должна быть обновлена и дополнена новым материалом или же студент обязан написать работу на другую тему.
Для студентов, не защитивших дипломную работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, руководством филиала по представлению кафедры финансов, учета и управления может быть назначена защита в другие сроки.
Защищенные выпускные квалификационные работы сдаются на соответствующую кафедру с последующей сдачей в архив.
Результаты защиты работы являются основанием для принятия ГАК решения о присвоении соответствующей квалификации и выдачи диплома государственного образца.
Лица, получившие неудовлетворительные оценки за защиту ВКР, а также не явившиеся по неуважительной причине на защиту ВКР, отчисляются из университета приказом директора с правом повторного прохождения итоговых аттестационных испытаний впервые. Лицам, не проходившим итоговые аттестационные испытания по уважительной причине (по медицинским показаниям, документально подтвержденным), сроки итоговых аттестационных испытаний переносятся не более чем на четыре месяца по личному заявлению на имя директора. Повторные итоговые государственные испытания назначаются не более двух раз. Для повторного прохождения итоговой государственной аттестации оформляется приказ о восстановлении в число студентов. Студентам, восстановленным для повторного прохождения итоговой государственной аттестации, в приложении к диплому указываются пройденные им дисциплины учебного плана.
4. Общие требования к структуре и содержанию ВКРВКР имеет следующую структуру: – титульный лист – оглавление;– введение;– основная часть (главы, подразделы); – заключение; – список использованных источников и литературы;– приложение (приложения).Содержание представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов и подразделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается. Во введениидолжно быть отражено следующее:
1) Актуальность темы исследования (т.е. научная (с точки зрения управленческой теории) и практическая (с точки зрения управленческой практики исследуемого предприятия, организации, учреждения) значимость). Под актуальностью темы принято также понимать степень её важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы.
2) Объект исследования (для управленческой тематики таковым являются общественные отношения, возникающие в процессе управления; объектом не могут быть здания, сооружения или анализируемые учреждения, предприятия, организации). Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
3) Предмет исследования (для управленческой тематики таковым являются формы, методы реализации управленческих решений на примере исследуемого предприятия, организации, учреждения). Иными словами, предмет исследования приближается к объекту исследования.
4) Цель исследования (как правило, целью исследования является совершенствование рассматриваемых процессов или явлений).
5) Задачи исследования (как правило, теоретический анализ проблемы; анализ различных сторон управленческой деятельности исследуемого предприятия, организации, учреждения; предложения по оптимизации управленческой деятельности и расчет их эффективности с учетом критериев эффективного управления). Задачи исследования формируют структуру основной части работы, т.е. количество глав и подразделов. Задачи исследования формулируются в форме перечисления (изучить..., исследовать..., проанализировать..., оценить..., охарактеризовать..., обосновать..., определить... либо изучение…, исследование…, анализ…, оценка…, характеристика…, обоснование…, определение… и т.п.). Так как формулировки задач обычно отражают название глав и подразделов УИР, они должны быть точными и краткими.
6) Методология исследования представляет собой совокупность методов, используемых при исследовании управленческих процессов, в том числе:
-общенаучные (диалектический, анализа и синтеза, аналогии, абстрагирования, моделирования и т.д.);
- специальные (системный, сравнительный, функциональный, статистический, математический и т.д.);
- частнонаучные ( прогнозирования, экспериментальный и т.д.).
7) Источники, используемые при написании работы(состоит из перечня аннотированных нормативно-правовых актов и иных официальных документов, расположенных по силе действия).
8) Теоретическая основа работы(представляет собой обоснование отношения студента к научным позициям наиболее значимых ученых, проводивших научные или научно-практические исследования по данной проблеме).
9) Структура работы(представляет собой перечисление основных разделов работы: введение; количество глав и подразделов основной части работы с их краткой аннотацией; заключение.
Рекомендуемый объем введения – 2 - 3 страницы.
В первой главе (теоретической части), как правило, раскрываются теоретические основы избранной темы, рассматриваются современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной управленческой деятельности, обосновывается точка зрения авторов. Раскрывается содержание главы в трех пунктах (1.1., 1.2., 1.3).
По объему первая глава может занимать до 25-30% всей работы.
Вторая глава (аналитическая) выполняется на основе теоретического исследования, проведенного в первой главе, и содержит анализ состояния обозначенной темы в условиях конкретно избранной организации. Независимо от специфики темы и выбранной организации необходимо отразить:
- организационно-управленческую характеристику на основе ресурсных возможностей (историю создания и местонахождение; специализацию и основные виды деятельности; правовой анализ на основании Устава организации, в котором отражены цели, задачи, статус, компетенция и функции организации);
- анализ динамики социально-экономических показателей (в сравнении не менее чем за 5 лет);
- анализ фактических материалов, характеризующих особенности и специфику существующей системы управления (оценить достигнутый уровень организации управления);
- фактические значения основных показателей управления (сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года и фактическими данными прошлых лет);
- факторы, влияющие на результат управленческой деятельности;
- положительные и отрицательные стороны управленческой деятельности;
- потери и неиспользованные возможности, их влияние на недостатки в организации управления, резервы повышения эффективности организации и функционирования системы управления в целом;
- направления и механизмы взаимодействия исследуемой организации с органами государственной власти и местного самоуправления.
В главе описываются методики и условия исследования, составляются таблицы, графики, схемы и проводится их анализ (по собственным результатам, материалам организации, статистических сборников и т.п.).
Особое внимание следует уделить исследованию и анализу проблемных аспектов темы исследования в соответствии с поставленными целями и задачами.
По объему вторая глава может занимать 35-40% общего объема работы.
|