ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ По выполнению выпускной квалификационной работы
В бюджетном профессиональном образовательном учреждении Воронежской области
«Россошанский медицинский колледж»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.3. Цель методических рекомендаций – помочь студентам качественно выполнить выпускную квалификационную работу в соответствии с современными требованиями науки, медицины и своевременно, а также профессионально подготовить ее к защите на ГАК. Методические рекомендации определяют порядок выбора студентом выпускником темы работы и ее утверждения, общие требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе, освещают последовательность ее подготовки, требования к структуре, содержанию и оформлению, определяют обязанности руководителя и рецензентов, порядок внутреннего и внешнего рецензирования и защиты выпускной квалификационной работы.
1.2. Цель выпускной квалификационной работы – систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также определение степени подготовленности выпускников к самостоятельной работе и выполнению обязанностей в качестве специалиста в соответствии с выбранной профессией в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.
1.3. Выпускная квалификационная работа - это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно - исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.
1.4. Защита выпускной квалификационной работы является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования.
1.5. Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности.
1.6. Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, общих и профессиональных компетенций, учебно-исследовательских умений.
1.7. Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям (заказам) образовательных учреждений, организаций.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕМАТИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
2.1. Выпускная квалификационная работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части освещается тема выпускной квалификационной работы на основе анализа источников и литературы. Практическая часть может быть представлена расчетами, анализом данных, анализом статистической информации, продуктом творческой деятельности и т.п.
2.2. Общее руководство и контроль выполнения выпускных квалификационных работ осуществляется заместителем директора по учебной работе, заведующим отделением, председателем цикловой методической комиссией, которая определяет тематику выпускной квалификационной работы.
2.3. Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями образовательных учреждений среднего профессионального образования совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими цикловыми комиссиями.
2.4. Темы выпускной квалификационной работы утверждаются заместителем директора по учебной работе. Тему дипломной работы следует соотносить со спецификой профессии.
2.5. Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития науки, техники, медицины, экономики, культуры и образования.
2.6. Студентам предоставляется право выбора темы в соответствии с предложенными направлениями. Не исключается выполнение дипломной работы по теме, предложенной самим студентом, при условии обоснования им целесообразности ее разработки с обязательным утверждением её руководителем. Выбранная тема выпускной квалификационной работы с указанием руководителя утверждается приказом директора и не подлежит изменению.
2.7. Руководители выпускной квалификационной работы назначаются приказом директора колледжа. Руководитель несет ответственность за качество представленной к защите работы. Одновременно, кроме основного руководителя, назначаются консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы.
2.8. По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента.
2.9. Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются цикловыми методическими комиссиями, подписываются руководителем работы и утверждаются заместителем директора по учебной работе (Приложение №1). В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.
2.10. Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики. Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.
2.11. Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляют заместитель директора по учебной работе, заведующий отделением, председатель цикловой методической комиссии.
2.12. По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель выпускной работы подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом (Приложение №2) передает студенту для ознакомления.
2.13.Выпускные квалификационные работы могут выполняться студентами в образовательном учреждении, так и на предприятии (организации).
2.14. Работа подлежит обязательному рецензированию. К рецензированию привлекается преподавательский состав образовательного учреждения, специалисты других учреждений и предприятий (Приложение №3).
2.15. Решение о допуске работы к защите принимает заместитель директора по учебной работе
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
3.1. Основные этапы выполнения работы:
· выбор темы, получение задания на выполнение работы;
· подбор и изучение литературы, других источников, относящихся к теме выпускной квалификационной работы, а также, при необходимости, практических материалов;
· сбор материалов, составление плана работы;
· обработка и анализ собранного материала;
· написание работы;
· формулирование выводов, которые должны быть дополнены практическими рекомендациями;
· оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с установленными требованиями;
· представление работы руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний;
· рецензирование работы.
Студент выпускник несет полную ответственность за достоверность результатов проведенного исследования.
3.2. Студент обязан регулярно посещать консультации руководителя, представлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения работы, способы интерпретации и оформления полученных данных, устранять указанные руководителем недостатки.
3.3. Основные функции руководителя выпускной квалификационной работы:
· знакомит студента с требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе;
· совместно со студентом разрабатывает задание на выполнение выпускной квалификационной работе (Приложение 1);
· оказывает помощь в окончательном формулировании темы, составлении плана выпускной квалификационной работы и календарного графика ее выполнения (Приложение №5);
· проводит регулярные консультации и собеседования по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы;
· оказывает помощь студенту в подборе необходимой литературы;
· контролирует выполнение графика выпускной квалификационной работы;
· оказывает организационную и методическую помощь студенту;
· подписывает работу и допускает выпускника к защите;
· подписывая работу, дает гарантию ее соответствия предъявляемым требованиям по качеству содержания и оформления;
· подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу
· консультирует студента по подготовке вступительного слова на защите
.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ выпускной
Квалификационной работы
4.1. Структура работы отражает основные положения, раскрываемые в выпускной квалификационной работе, и должна быть согласована с темой, целью и задачами излагаемого труда. Объем выпускной квалификационной работе должен составлять не более 50 страниц но не менее 30 страниц (без списка использованной литературы и приложений).
4.2. Работа должна быть написана научным стилем, логически последовательна. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п. Выпускная квалификационная работа не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа «Я рассмотрел», «Целью моей работы», «Я считаю» и т.д. Работа должна быть написана с применением нейтральных формулировок типа «Можно сделать вывод», «Было проведено исследование».
В выпускной квалификационной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
4.3. Структура дипломной работы включает:
Титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (Приложение 4).
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ
Разделы (главы)
Подразделы;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
4.4. Лист «СОДЕРЖАНИЕ»(Приложение 6).
На листе «СОДЕРЖАНИЕ» должны быть перечислены следующие обязательные пункты:
ВВЕДЕНИЕ
1 Наименование первой главы
1.1 Наименование первого пункта первой главы
1.2 И т.д.
2 Наименование второй главы
2.1 Наименование первого пункта второй главы
2.2 И т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
4.5.Введение -вступительная часть выпускной квалификационной работе.
Во введении указываются:
· актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в т.ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, сформулированной в теме выпускной квалификационной работы;
· формулируются цель и задачи работы, соответствующие количеству глав работы,
Объем введения должен быть небольшим – 1,5–2 страницы.
Введение к выпускной квалификационной работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:
· Определение темы работы.Необходимо привести несколько (2–3) фраз из учебной литературы, характеризующих основные понятия темы.
· Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему актуальна именно затронутая в теме проблема. Обоснование может начинаться с фразы: «Актуальность данной темы обусловлена тем, что …».
· Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Например: «Цель выпускной квалификационной работы – …» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение) …
· Задачи выпускной квалификационной работы. Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы. Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:
1. Выявить …
2. Провести…
3. Разработать…
4. Раскрыть сущность …
5. Проанализировать причины …
6. Сравнить …
7. Рассмотреть …
8. Определить характер взаимосвязи …
9. Выявить позицию …
· Объект и предмет выпускной квалификационной работы. Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет более узок и конкретен. Он находится в границах объекта и отражает какую-либо сторону (аспект, свойства, признаки, отношения) объекта, подлежащую изучению. Например: «Объектом исследования является хозяйственная деятельность предприятия. Предмет исследования – влияние результатов экономического анализа на принятие эффективных, обоснованных решений».
· Информационная база для написаниявыпускной квалификационной работы(источники информации). Перечисляются источники, которые использовались для написания работы. Например: «При написании выпускной квалификационной работы использовалась литература по … Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы …».
· Структура работы. В данном элементе указывается, из скольких глав состоит работа.
4.6. Основная часть.Основную часть выпускной квалификационной работы составляют только 2 главы: теоретическая и практическая, разделенные на подразделы. Общее количество пунктов как в теоретической, так и в практической частях должно быть не более пяти.
В конце каждой главы, направленной на решение одной из поставленных во введении задач, дается небольшое заключение, в котором автор объясняет, чего достиг, какие аспекты были рассмотрены. Количество параграфов должно соответствовать поставленным задачам.
В теоретическом разделе основной части выпускной квалификационной работы излагаются теоретические вопросы темы на основе анализа литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы.
Необходимо определить форму, методы сбора и анализа информации. В этом разделе даются обзор основной литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ концепций разных авторов. На основе анализа литературы необходимо отразить и собственную точку зрения относительно данной проблемы. Можно описать тенденции развития и совершенствования теории в течение определенного периода времени. Содержание теоретической главы должно строго соответствовать теме выпускной квалификационной работы.
Если позволяет тема выпускной квалификационной работы, то в пункте 1.1 дается характеристика нормативных документов, регламентирующих изучаемый вопрос. В пунктах 1.2–1.5 рассматриваются различные теоретические аспекты темы.
В практическом разделе основной части дается анализ практики деятельности конкретной организации (отделения) по данной проблеме исследования, описываются проведенные студентом наблюдения и эксперименты, исследования и их методика, дается анализ полученных результатов, выводы. Данный раздел целесообразно начать с описания объекта и предмета исследования. Необходимо осветить степень изученности рассматриваемой проблемы, ее основные теоретические и практические аспекты, проводится анализ состояния рассматриваемой проблемы. В процессе анализа могут быть использованы любые материалы, отражающие деятельность данной организации (отделения) (все виды аналитической и управленческой отчетности, информация, собранная в процессе прохождения преддипломной практики, если практику дипломник проходил на этой же организации). Все имеющиеся данные необходимо подвергнуть предварительной проверке и сортировке, чтобы на их основе можно было делать достоверные и обоснованные выводы и не обрабатывать ненужную, не касающуюся данной темы информацию. Обработку информации необходимо производить с помощью современных методов экономического, социологического и математического анализов, а также прикладных программ компьютерного обеспечения. Изложение содержания работы должно быть строго логичным. Особое внимание следует обратить на переход от одной главы к другой.
4.7. Объем заключениядолжен составлять 1–3 стр. Заключение подводит итог решения тех задач, которые были поставлены в дипломной работе.
В первой части заключения необходимо отразить основные выводы, к которым пришел студент при изучении теоретических аспектов данной темы (на основании учебной и научной литературы). Данные выводы должны отражать актуальность данной темы и ее практическую значимость.
Во второй части заключения необходимо дать краткую формулировку результатов, к которым пришел студент при выполнении практической части (выводы по каждой поставленной во введении задаче).
На основе проведенного анализа и полученных выводов о состоянии дел в организации (отделении) в данном разделе обосновываются рекомендации и конкретные мероприятия по решению выявленных проблем. Это должно осуществляться либо путем использования различных скрытых, неиспользованных резервов организации (отделения), либо путем реализации мероприятий, нацеленных на реструктуризацию, создание потенциальных возможностей для решения поставленных целей и задач.
Желательно дать оценку возможности использования предлагаемых рекомендаций и мероприятий на других аналогичных объектах.
Выводы и рекомендации заключения должны быть ответом на цель и задачи, поставленные во введении выпускной квалификационной работы.
4.8. После заключения помещают список использованной литературы, являющийся важной частью выпускной квалификационной работы и отражающий самостоятельность и творческий подход студента. Список должен включать цитируемые в данной работе, просмотренные источники, архивный материал, имеющий отношение к теме. В список не включают те источники, на которые нет ссылок в основном тексте работы и которые фактически не использованы.
Рекомендуется представить единый список литературы к работе в целом. При составлении списка источников и литературы необходимо соблюдать определенную последовательность в перечислении библиографических записей.
Список использованной литературы включает источники, которые распределяются в алфавитном порядке на группы:
1) законодательные и нормативные акты;
2) учебная и научная литература, периодические издания;
3) иностранная литература.
4) Интернет-документы. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями действующего государственного стандарта .
5) На материалы, заимствованные из литературных и других источников, в тексте должны быть постраничные ссылки с указанием страниц источника и всех библиографических данных издания в соответствии с современными библиографическими ГОСТами. Могут использоваться ссылки в конце цитируемого текста, заключаемые в квадратные скобки с указанием порядкового номера источника в списке литературы и страницы текста, которая цитируется.
Внутри группы однотипных документов библиографические записи должны располагаться по алфавиту. Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводят с обязательным указанием источника опубликования. В конце библиографического списка приводят описания источников на иностранных языках и интернет-ресурсов.
Библиографическое описание на книгу или любой другой документ составляется по определенным правилам. Пример оформления списка литературы дан в Приложении 5.
4.9. Вспомогательные или дополнительные материалы помещают в приложение.
Приложениеоформляются отдельными страницами, нумеруются, но не учитываются в общем объеме выпускной квалификационной работы. Здесь могут быть размещены нормативные документы предприятия (Федеральные законы, устав, должностные обязанности, отчеты отделений и т.д.).
4.10. Завершенная и подписанная студентом работа вместе с отзывом руководителя в установленный срок сдается в учебную часть.
4.11. Заместитель директора по учебной работе определяет рецензентов. Студент совместно с руководителем передает выпускную квалификационную работу для написания рецензии рецензенту и затем сдает готовую работу в учебную часть не позднее, чем за 3 дня до защиты работы.
Внесение изменений в работу после получения рецензии не допускается.
4.12. Заместитель директора по учебной работе после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную квалификационную работу в государственную аттестационную комиссию.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
5.1. На титульном листе, оформленном по прилагаемому образцу, ставится подпись зам. директора по учебной работе о допуске работы к защите и подпись руководителя, подтверждающего готовность дипломной работы.
Объем выпускной квалификационной работы должен составлять не более 50 и не менее 30 страниц текста без списка использованной литературы и приложений. Дипломная работа должна быть выполнена на стандартных листах белой бумаги формата А4. Работа представляется в жестком переплете.
5.2. Содержание, которое располагают после титульного листа, печатается шрифтом Times New Roman № 14 , межстрочный интервал – полуторный, разделы отделяются пробелом в два интервала (Приложение 6).
5.3. Текст дипломной работы следует печатать шрифтом № 14 Times New Roman, межстрочный интервал – полуторный, соблюдая размеры полей по ГОСТ 7.32-91: левое –30 мм, правое –10 мм, верхнее –20 мм, нижнее –20 мм. Текст выровнен по ширине, заказан абзацный отступ 1,25 мм.
5.4. Нумерация страниц – сквозная. Страницы дипломной работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист и оглавление (содержание) включают в общую нумерацию работы, но номера страницы на них не ставят. Нумерация страниц производится последовательно, начиная с третьей страницы (введение), на которой, так же как и на последующих страницах, проставляют номер по центру нижнего поля без знаков препинания.
5.5 Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны быть сформулированы кратко. Заголовки разделов оформляют по центру, заголовки подразделов – с абзаца. Размер абзацного отступа составляет 1,25 см. Заголовки разделов печатаются прописными буквами полужирным начертанием, заголовки подразделов – строчными буквами полужирным начертанием, заголовки не подчеркиваются, в конце их точки не ставятся.
5.6. Все заголовки иерархически нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
Номер помещается перед названием. В конце заголовка точка не ставится. Такие разделы, как «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» не нумеруются.
5.7 Длина одной строки заголовка не должна превышать 12 см.
Заголовки одного уровня оформляются одинаково по всему тексту. Каждый раздел (заголовок 1-го уровня) следует начинать с новой страницы. Заголовок 1-го уровня следует располагать в середине строки и набирать прописными буквами с полужирным начертанием. Заголовки 2-го уровня (заголовки подразделов) и ниже следует начинать с абзацного отступа и печатать обычным шрифтом, строчными буквами (первая прописная), полужирным шрифтом.
Переносы в заголовках не допускаются.
После любого заголовка должен следовать текст, а не рисунок, формула, таблица или новая страница (Приложение 7).
Слово «Глава» не писать!
В оглавлении наименование заголовка должно быть соединено отточием с соответствующим ему номером страницы.
5.8. Приложения идентифицируются номерами или буквами, например, «Приложение 1». На следующей строке при необходимости помещается название приложения, которое оформляется как заголовок 1-го уровня без нумерации.
5.9. Все таблицы и рисунки должны иметь нумерационный и тематический заголовки. Нумерация рисунков, таблиц и формул должна быть либо сквозной по всему тексту, например, «Таблица 7», «Рис. 2».
Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова «Рис.», номера рисунка с точкой и текстовой части. Название таблицы состоит из слова «Таблица» (правый верхний угол), номера таблицы с точкой и текстовой части, т.е. названия таблицы. Точки после текстовой части не ставятся.
Название рисунка располагается под рисунком по центру. Название таблицы располагается над таблицей справа.
Все названия должны располагаться без отрыва от соответствующего объекта.
Если рисунок или таблица продолжаются на нескольких страницах, каждая, начиная со второй, часть снабжается названием вида «Таблица 2. Продолжение». На последней части вместо слова «Продолжение» рекомендуется записывать «Окончание».
На каждый рисунок, таблицу и приложение в тексте должна быть ссылка в скобках, например (рис. 3.4).
Названия рисунков и таблиц рекомендуется набирать 12 шрифтом с полужирным начертанием. В таблице междустрочный интервал – одинарный. Заголовки в таблице должны быть отцентрированы по горизонтали и вертикали. Цифровые данные должны располагаться на уровне последней строки наименования горизонтального ряда. Пример оформления таблицы и рисунка представлен в Приложении 7.
5.10. Формулы должны быть расположены посередине строки и пронумерованы арабскими цифрами в скобках по правому краю листа. В случае необходимости буквенные обозначения в формуле должны быть расшифрованы.
|