Цель, задачи и общая характеристика курсовой работы ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Методические указания
по написанию курсовой работы для студентов, обучающихся
по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Брянск 2015
УДК314.9(075.8)
Исследование социально-экономических и политических процессов: методические указания по написанию курсовой работы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» / Брянск. гос. инжен.-технол. унив. Сост. Г.С.Турчихина. –Брянск. БГИТУ. 2015. – 40 с.
Даны методические рекомендации по подготовке и написанию курсовой работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов». Методические указания содержат общую характеристику курсовой работы, порядок ее выполнения, оформления и защиты, примерную тематику курсовой работы, а также список литературы и интернет - ресурсов и приложения.
Для студентов очной формы обучения.
Рецензенты:
К.э.н., доцент БФ Финансового университета при Правительстве РФ Савичева Т.С.
Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТУ.
Протокол №1 от «15» сентября 2015 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..с.4
1 Цель, задачи и общая характеристика курсовой работы…………….с.7
2 Порядок выполнения курсовой работы……………………………...с.10
3 Объем, структура и содержание курсовой работы………………….с.14
4 Защита и оценка курсовой работы…………………………………...с.16
5 Основные требования к оформлению текста работы........................с.17
6 Примерная тематика курсовых работ………………………………..с.21
7 Рекомендуемая литература, Интернет-ресурсы и электронные библиотечные системы…………………………………………………с.25
Приложение А…………………………………………………………..с.35
Приложение Б…………………………………………………………..с.36
Приложение В…………………………………………………………..с.37
Приложение Г…………………………………………………………...с.38
Введение
За годы реформ облик российской экономики неузнаваемо изменился. Сменилась политическая система. В стране осуществлены полномасштабные реформы банковской, бюджетной, налоговой, административно-управленческой систем. Обеспечена конвертируемость рубля. Существенно изменилась и социальная структура общества - появился влиятельный слой новых собственников.
Эффективное управление народным хозяйством страны и ее регионов невозможно без прогнозирования результатов экономического развития. Без разработки экономических, социальных, экологических, политических и других прогнозов невозможно определить последствия принимаемых решений. Невозможно правильно оценивать полезность, целесообразность, эффективность как текущих, так и долгосрочных плановых мероприятий, если не имеется никаких предположений об их результатах. Особенно важно иметь прогнозы в условиях динамично изменяющейся экономики страны. Прогнозы в быстро изменяющихся условиях сложны, для их разработки необходимо использовать широкий спектр методов, применять новые подходы и методологию.
Методы прогнозирования должны отражать динамику процессов развития, учитывать большое многообразие причин и взаимосвязанных внутренних и внешних факторов, влияющих на протекание социально-экономических процессов в обществе.
Прогнозирование не может быть эффективным, если не учитывать текущие изменения в экономической ситуации региона. С этой целью необходимо создание систем мониторинга, которые позволяют с периодичностью, задаваемой для разных показателей по-разному, отслеживать изменения ситуаций в регионе. Поэтому исследования в области диагностики, мониторинга, прогнозирования и планирования актуальны и важны для оценки результатов и принятия управленческих решений на уровне региона.
Развитие рыночных отношений в России потребовало применения принципиально новых методов управления народнохозяйственным комплексом. В настоящее время перед российской научной мыслью и перед органами управления различного уровня и сфер деятельности встали задачи отбора методов прогнозирования, разработки новых концепций и методов составления прогнозов и планов. Планы регионального развития в странах с многоукладной экономикой не могут быть директивными, они являются в основном индикативными, рекомендательными. И для того, чтобы эти планы были реальными и эффективными как для регионов, так и для страны в целом, для их разработки необходим прогноз, с соблюдением принципов системного подхода.
С этих позиций необходимо рассматривать задачи прогнозирования развития и отдельных регионов страны. Необходим точный диагноз состояния региона на основе хорошо организованного мониторинга текущих значений основных прогнозных показателей, необходимы действенные методики и достоверные методические рекомендации.
Но, несмотря на наметившиеся тенденции активизации разработок в сфере прогнозирования, существует ряд проблем и нерешенных вопросов. В их числе и вопрос о принципиальной возможности прогноза, о пределах предсказуемости, поскольку политические и социально-экономические системы относятся именно к таким, для которых прогноз невозможен, а возможно лишь некоторое предвидение.
Это в большой степени относится к прогнозам регионального масштаба.
Изучение этих проблем, затрагивающих фундаментальные взгляды на прогнозирование, принципиально важны для практики управления. Таким образом, область исследования - прогнозирование социально-экономических явлений и процессов - представляет собою и научный, и практический интерес.
Настоящие методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» очной формы обучения.
Методические указания включают общую характеристику и порядок выполнения, курсовой работы по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов». В методических указаниях подробно описаны объем, структура и содержание, порядок защиты и оценки курсовой работы. Приведена примерная тематика курсовых работ, а также обширный список основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов и электронных библиотечных систем. В приложениях представлены образцы титульного листа, задания, графика выполнения курсовой работы и бланк рецензии.
Цель, задачи и общая характеристика курсовой работы
Настоящие методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
Курсовая работа выполняется в течение 4 семестра и должна быть представлена на кафедру «Государственное управление и финансы» не позднее 1 мая.
Выбор темы, подбор литературы, составление плана работы студент согласовывает с научным руководителем курсовой работы.
Целькурсовой работы - закрепление полученных в ходе изучения дисциплины знаний студента по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов», развитие навыков самостоятельного анализа различных социальных, экономических и политических процессов и проблем; выявление способности студента к теоретическому анализу и склонности к научно-исследовательской работе.
Задачикурсовой работы:
1) научить студента самостоятельно разрабатывать программу исследования конкретных проблем и проекты их решения;
2) привить студенту навыки подбора и изучения монографической литературы, методических рекомендаций, источников информации о социально-экономических и политических процессах;
3) научить студента самостоятельно систематизировать и анализировать конкретный материал и на этой основе формулировать соответствующие выводы и предложения с обоснованием их эффективности;
4) привить студенту навыки анализа, обоснования и принятия управленческих решений в типичных для региона ситуациях;
5) развить умение студента правильно оформлять результаты исследования, сочетая письменное изложение с использованием таблиц, диаграмм, графиков.
Курсовая работа является важнейшим элементом самостоятельной работы студентов. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения.
Курсовая работа является научной разработкой конкретной темы исследования в ходе обучения и овладения студентами специальностью в области государственного и муниципального управления. Курсовая работа должна по содержанию и форме представлять собой научный текст, где обозначены теоретические подходы к поставленной проблеме.
Курсовая работа должна показать умение студента самостоятельно изложить проблему, выявить наиболее приоритетные вопросы, применить элементы исследования, или представить собственные экспериментальные или опытные данные.
Курсовая работа отличается от научных докладов и аудиторных выступлений студентов тем, что ее должен выполнять каждый обучающийся в письменном виде, в согласованной с научным руководителем форме и в строго обозначенные сроки. Между тем, проблематика курсовой работы может быть использована в устном выступлении на практическом занятии.
Курсовая работане может быть простой компиляцией и состоять из фрагментов различных статей и книг. Она должна быть научным, завершенным материалом, иметь факты и данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в которых появляется авторское видение проблемы и ее решение. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура курсовой работы, ее цель, задачи, методика исследования и выводы.
Курсовая работа является квалификационным учебно-научным трудом студента, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы.
1) В ней должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы.
2) Обоснована их актуальность, степень изученности, состояние исследованности.
3) Выполняется на основе знакомства с теоретическими и практическими подходами к анализируемым проблемам, содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейшего изучения актуальных вопросов государственного и муниципального управления.
4) В завершенном виде курсовая работа представляет целостное, однородное исследование.
Следует учесть, что выбор темы курсовой работы осуществляется свободно, включая и право студента на свою тематику с подробным обоснованием необходимости ее разработки.
|