Раздел 2. Анализ результатов исследования
СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА
(ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ научного
Прикладного исследования)
(типовая форма[1])
Титульный лист
1. Полное название организации, под руководством которой проведено исследование.
2. Название подразделения, непосредственно ответственного за проведение исследования.
3. Тема (с указанием полного названия организации, в которой проходило исследование).
4. Тип исследования.
5. Применяемые методики исследования.
6. Фамилия, имя, отчество, должность (статус) авторов используемых методик и участников группы, проводившей исследование (указываются полностью, без сокращений).
7. Фамилия, имя, отчество, должность, научная степень научных руководителей и консультантов (указываются полностью, без сокращений).
8. Место проведения опроса, год.
Содержание[2]
Раздел 1. Программа прикладного исследования
1.1. Анализ актуальности темы исследования.
1.2. Описание социальных фактов, касающихся темы исследования.
1.3. Выявление социальных противоречий в исследуемых фактах, явлениях, процессах.
1.4. Постановка проблемы исследования. Описание конкретной проблемной ситуации. Формулировка проблемы исследования.
1.5. Определение и формулировка цели исследования.
1.6. Определение и формулировка задач (2–3) исследования.
1.7. Выявление и краткое описание объекта и предмета исследования.
1.8. Определение и обоснование типа выборки. Построение выборки.
1.9. Операционализация основных понятий, включающая:
1.9.1. Выявление основных понятий (5–6), описывающих исследуемые социальные явления или процессы;
1.9.2. Вербальное (теоретическое) определение основных понятий;
1.9.3. Выявление совокупности наиболее существенных характеристик, необходимых для достаточно полного анализа исследуемых явлений (выявление социальных показателей);
1.9.4. Выбор наиболее значимых для решения задач исследования признаков (социальных индикаторов);
1.9.5. Выявление отношений между основными понятиями и признаками; структурирование и ранжирование социальных индикаторов;
1.9.6. Визуальная фиксация этих отношений (пи помощи графиков, схем, диаграмм, таблиц и т.п.);
1.9.7. Проверка операциональных определений на полноту;
1.9.8. Описание операций и процедур эмпирического измерения[3].
1.10. Описание основных методов и технических приемов, которые предполагается использовать в данном опросе.
1.11. Обоснование выбора методов и методик исследования.
Таблица 1
№№
п/п
| Используемый метод исслед.
| Тип метода
| Предмет исследования
| Исследуе-мый признак
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
(продолжение таблицы 1)
Применяемые методики эмпирического измерения
| Обоснование метода
| Тип обос-нования метода (методики)
| Степень обоснованности
| Принципы применения метода (методики)
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
1.12.Выдвижение рабочих гипотез (2–3) с указанием типа каждой выдвинутой гипотезы, вида и степени обоснования каждой гипотезы.
Таблица 2
№№ п/п
| Формулировка гипотезы
| Тип гипотезы
| Обоснование гипотезы
| Вид обоснования
| Степень
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
(продолжение таблицы 2)
Условия верификации
| Условия фальсификации
| Примечания[4]
| | | 6
| 7
| 8
| |
1.13. Каталог вопросов (как минимум, вдвое превышает количество вопросов, заданных респондентам).
1.14. Опросный лист (сценарий интервью, бланк анкеты, карточка социометрического опроса, бланк тестового опроса, таблица ранжирующего вопроса и проч.).
Раздел 2. Анализ результатов исследования
2.1. Краткое описание исследования (где, в каких организациях, когда, каким образом, при каких особых обстоятельствах проводился опрос).
Таблица 3
№ п/п
| Предмет описания
| Краткое описание
| Оценка: выбраны
| удачно
| удовлетво-рительно
| неудач-но
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| Место проведения исследования
|
|
|
|
| 2.
| Время проведения исследования
|
|
|
|
| 3.
| Вид и техники проведения исследования
|
|
|
|
|
2.2. Анализ выборки, включающий:
– анализ генеральной совокупности;
– анализ типа используемой в исследовании выборки;
– анализ способа сегментации;
– анализ механизма отбора;
– анализ степени объективности при отборе единиц выборки, единиц отбора, единиц опроса;
– анализ репрезентативности выборки;
– анализ корректировки выборки (если она производилась);
– дополнительный анализ (в случае необходимости).
2.3. Анализ вопросника, включающий:
– анализ количества вопросов;
– анализ структуры расположения вопросов;
– схематичное изображение структуры вопросника;
– анализ типа и степени соответствия каждого вопроса цели и задачам опроса[5];
– общую оценку вопросника;
– анализ возможностей ее использования в последующих опросах[6].
2.4. Обобщение, интерпретация и анализ ответов респондентов и вопросов. (Оформляется строго в виде таблиц.)
Таблица 4
№№ п/п
| Содер-жание вопроса
| Индекс и содержание вариантов ответов
| Таблица ответов респондентов
| Результат в % по каждому варианту ответов
| 1-й
| 2-й
| 3-й
| 4-й
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
(продолжение таблицы 4)
Интерпретация результатов по каждому вопросу
| Анализ вопроса
| Примеча-ния[7]
| Тип вопроса
| Степень соответствия цели и задачам опроса
| 9
| 10
| 11
| 12
|
2.5. Анализ гипотез (Предполагает анализ каждой выдвинутой гипотезы.)
Таблица 5
№№ п/п
| Форму-лиров-ка ги-потезы
| Связана со следующи-ми вопросами
| Степень соответ-ствия цели опроса
| Степень
| верифи-цирован-ности
| фальсифи-цирован-ности
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
(продолжение таблицы 5)
Степень
сложности
исследова-ния
| Обоснование целесообразности дальнейшего исследования
| При проведении дальнейших исследований данная гипотеза может быть переформулирована
| При-меча-ние
| | | 7
| 8
| 9
| 10
| |
2.6. Анализ трудностей, преимуществ и недостатков исследования.
(Рекомендуется оформление в виде таблицы.)
Таблица 6
№№ п/п
| Характеристика исследования
| Теорети-ческие
| Методоло-гические и методические
| Организа-ционные
| | | 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| | 1.
| Трудности (проблемы) опроса
|
|
|
| | 2.
| Преимущества (достоинства) опроса
|
|
|
| | 3.
| Недостатки опроса
|
|
|
| |
(продолжение таблицы 6)
Техни-
ческие
| Комму-никати-вные
| Социальные
| Иные
| статусные
| ролевые
| личностные
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.7. Анализ и оценка качества результатов проведенного исследования (оценка репрезентативности, надежности, валидности исследования и др. показателей качества).
2.8. Основные выводы (2–5) по результатам исследования (обобщение результатов исследования на основе колонки 9 таблицы пп. 2.4 раздела 2).
2.9. Основные рекомендации (7–10).
2.10. Приложения.
2.10.1. Приложение 1. Опросные листы респондентов (бланки интервью, тестовые опросные листы, социометрические карточки и т.д.)[8].
2.10.2. Приложение 2. Усовершенствованный бланк опроса.
2.10.3. Приложение 3. Краткий отчет в форме презентации (содержит распечатки слайдов презентации результатов исследования), к примеру:
(1) титульный лист;
(2) актуальность темы исследования (3–4 позиции);
(3) цель, гипотеза(ы);
(4) операционализация понятий;
(5) структура вопросника;
(6) результаты исследования (в %);
(7) результаты исследования (гистограмма, %);
(8) результаты исследования (круговая диаграмма, %);
(9) рекомендации (5–6);
(10) благодарность за внимание;
(11) титульный лист (для обеспечения фонового сопровождения обсуждения результатов исследования).
2.11. Список использованных источников (оформляется в соответствии с ГОСТом для написания диссертаций).
2.12. Личные подписи автора(ов) исследования.
2.13. Дата сдачи отчета[9].
2.14. Рецензия на на курсовой проект (научное прикладное исследование).
[1] Предлагаемая примерная форма отчета ориентирована на применение опросных методов исследования, но с некоторыми изменениями она может быть использована и в случае применения других методов.
[2] С обязательным указанием нумерации страниц по разделам и параграфам.
[3] Допустимо выполнять на примере нескольких основных показателей.
[4] При проведении учебного, пробного или некоторых иных видов опросов допустимо максимально краткое описание его программы и результатов. Так, например, в графе 8 допустимо по окончании сбора и обработки данных произвести краткий анализ гипотезы.
[5] Анализ этого вопроса целесообразно включить в графы № 10 и 11 таблицы следующего пункта отчета (2.4).
[6] Анализ этого пункта отчета рекомендуется завершить составлением нового вопросника, учитывающего замечания респондентов, анализ результатов опроса, недостатки опроса, конкретный опыт проведения данного опроса и др.
[7] В графе 12 размещаются различного рода замечания о вопросе и результатах ответов. В этой связи будет уместным в целях уплотнения данных порекомендовать использование системы условных обозначений.
[8] Обязательное приложение. Бланки с результатами опросов респондентов подшиваются к отчету в целях подтверждения достоверности результатов, а также для последующего использования результатов данного опроса при осуществлении дополнительных видов анализа.
[9] Отчет сдается в переплетенном виде.
|