Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования Исследователю и органам управления совершенно необходимы постоянное наблюдение за процессом преобразования, объективная информация о результатах работы. Сбор, обработка и анализ такой информации, дающие возможность анализировать, оценивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содержание мониторинга. Базовой для мониторинга выступает система диагностики. Для ее осуществления необходим выбор критериев(обобщенных показателей). В зависимости от содержания работы образовательного учреждения или их системы приоритет может быть отдан разным критериям, но так или иначе, на наш взгляд, необходимо учитывать пять критериев успешности: образовательный, социологический, индивидуально-личностного развития, воспитанности, здоровья и психологического комфорта. В чем они заключаются? Раскроем примерное содержание основных компонентов комплексного критерия оценки качества образования применительно к отдельному образовательному учреждению (школе) с указанием показателей, т. е. фактов, позволяющих выявить и оценивать эффективность деятельности по каждому из критериев и индикаторов — показателей, которые можно изменять.
Образовательный критерий:
- качество подготовки прежде всего по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победителей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на госбюджетные места, по успеваемости;
- количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность;
- глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение, алгоритмическая деятельность, творческий поиск и преобразование); уроень сложности решаемых задач.
Социологический критерий:
- реальные возможности свободного выбора школьника в рамках школы (выбор учителя, уровня и профиля обучения, внеклассных занятий по интересам и т.д.);
- адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жительства, семейной); его умение строить отношения в коллективе;
- адаптация выпускников школы: успешность обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; приспособление к условиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и успешность профессиональной деятельности и др.);
- престиж школы в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу;
- правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;
- уровень развития классных коллективов.
Критерий индивидуально-личностного развития:
- широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;
- характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;
- адекватность самооценки;
- степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать и «сорадоваться» (А. Г. Асмолов), понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность;
- степень самореализации (реализации индивидуальных возможностей);
- выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;
- развитость восприятия, воображения, образной памяти, эстетического вкуса, художественной интуиции, творческих способностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.
Критерий воспитанности:
- сформированность гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и активности;
- степень сформированности нравственных идеалов и нравственного поведения;
- развитие экологической культуры личности;
- развитие толерантности, стремления помогать другим людям;
- наличие или отсутствие вредных привычек;
- факты девиантного (отклоняющегося от норм) поведения и правонарушений;
- степень сплоченности классных коллективов.
Валеологический критерий (критерий здоровья):
- уровень психического и физического здоровья, развития основных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;
- заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе);
- распределение учащихся погруппам здоровья;
- количество и качество услуг, способствующих здоровьесбере-жению и лечению.
Критерий психологического комфорта:
- степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;
- уровень тревожности;
- межличностные отношения, социальное благополучие.
Критерии успешности, конечно, непосредственно связаны с профилем образовательного учреждения. В экспериментальном социально-педагогическом центре Центрального территориального округа Тюмени, работающем с неблагополучными семьями и детьми «группы риска», для анализа и оценки результатов деятельности определены следующие ведущие критерии и раскрывающие их показатели:
критерии здоровья (динамика основных показателей здоровья и результатов лечебно-профилактических мероприятий: соматические заболевания, признаки повышенной нервозности, видимая или продиагностированная психическая патология, патологическое влечение к курению, алкоголю, наркотическим и токсическим веществам);
критерий психологической комфортности (изменения эмоциональных проявлений, работоспособности, межличностных отношений, поведения и др.);
критерий самостоятельности (изменения отношения к самообслуживанию, выбор и принятие самостоятельных социально значимых решений, проявление инициативы и лидерских качеств);
критерий адаптивности (изменение отношений в микросоциуме, развитие и проявление коммуникативных качеств, уровень психологической напряженности и др.);
критерий жизненного определения (уровень соответствия реализации прав несовершеннолетних действующему в РФ законодательству, социальное устройство несовершеннолетних; создание условий для обучения, воспитания и развития, эффективность работы по профессиональной ориентации и приобщению к трудовой деятельности).
Тема 7. Методы социально - педагогического исследования.
Понятие метода.
Методы педагогического исследования в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Чем богаче арсенал исследовательских методов, тем технологичнее, рациональнее и эффективнее научная деятельность. Запас исследовательского инструментария педагогики и психологии непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и творческого заимствования методов других наук. Однако в конкретном психолого-педагогическом исследовании не используется весь арсенал методов педагогики и психологии. Исследователь отбирает систему методов с учетом задач собственного исследования и его парадигмальной принадлежности. Важное требование к такой системе методов — оптимальность, т.е. необходимость и достаточность для решения задач исследования.
Под методами понимаются разнообразные инструменты проникновения исследователя в суть явлений и процессов. Под методом я разумею точные и простые правила, утверждал Р.Декарт. Метод — это правила действия. Метод непосредственно фиксирует то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия, — пояснял П.В.Копнин.
В понимании термина «метод» выделяются следующие трактовки: 1) способ деятельности; 2) совокупность приемов какой-либо деятельности; 3) способ или образ действия; 4) система действий и т.д.
Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как термине, -— это указание на целесообразное действие, предписание, как действовать.
Метод(от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Согласно М.И.Махмутову1, в понятии «метод» должны быть выделены две стороны: внешняя и внутренняя. Внешняя отражает то, каким способом действует исследователь, внутренняя — то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, метод представляет собой систему действий (способов и приемов деятельности), объединенных общей целью и структурированных в соответствии с определенными требованиями (принципами и вытекающими из них правилами).
|