Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Индивид и масса: что первично?

МАСС

.

ПИТЕР*

Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара

Киев • Харьков • Минск

Дмитрий Вадимович Ольшанский

ПСИХОЛОГИЯ МАСС

Серия «Мастера психологии»

Главный редактор Е. Строганова

Зав. психологической редакцией Л. Винокуров

Зам. зав. психологической редакцией И. Карпова

Ведущий редактор А. Борин

Редакторы С. Комаров

Художник обложки С. Маликова

Корректор Т. Брылева

Верстка Е. Кузьменок

ББК 88.5 УДК 316.6

Ольшанский Д. В.

О56 Психология масс. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-318-00038-Х

Впервые в отечественной литературе за последние сто лет издается новая книга о психологии масс. Три части книги — «Массы», «Массовые настроения» и «Массовые психологические явления» — представляют собой систематическое изложение целостной и последовательной авторской концепции массовой психологии. От общих понятий до конкретных феноменов психологии религии, моды, слухов, массовой коммуникации, рекламы, политики и массовых движений, автор прослеживает действие единых механизмов массовой психологии. Книга написана на основе анализа мировой литературы по данной тематике, а также авторского опыта исследовательской, преподавательской и практической работы. Для студентов, стажеров, аспирантов и преподавателей психологических, исторических и политологических специальностей вузов, для специалистов-практиков в сфере политики, массовых коммуникаций, рекламы, моды, PR и проведения избирательных кампаний.

-© ЗАО Издательский дом «Питер», 2002

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.



ISBN 5-318-00038-Х

ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 — литература учебная. Подписано в печать 26.08.02. Формат 70x100 '/ю. Усл. п. л. 26,91. Доп. тираж 4500 экз. Заказ № 1136.

Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


Содержание

Введение............................................................................................................. 7

Часть 1. Массы................................................................................................. 11

Глава 1.1. Массы и массовое сознание............................................................ 13

Теории «массы»................................................................................................................................ 14

Теории «массового общества»...................................................................................................... 17

Массовое сознание.......................................................................................................................... 20

Массы.................................................................................................................................................. 28

Основные выводы............................................................................................................................. 31

Глава 1.2. Человеке массе................................................................................ 33

Индивид и масса: что первично?................................................................................................. 34

Влияние массы на индивида......................................................................................................... 38

Феномен обезличивания................................................................................................................ 42

«Мы» и «они», «вы» и «ты», «он» и «я»........................................................................................ 43

Масса и ее вожаки........................................................................................................................... 46

Распад массы: освобождение индивида.................................................................................... 48

Основные выводы............................................................................................................................. 50

Глава 1.3. Массовые психические состояния и проявления........................... 51

Общие механизмы стихийного поведения................................................................................ 52

Основные субъекты стихийного поведения.............................................................................. 54

Психология толпы........................................................................................................................ 54

Психология собранной публики.............................................................................................. 59

Несобранная публика................................................................................................................. 60

Основные формы стихийного поведения................................................................................... 61

Массовая паника.......................................................................................................................... 61

Массовая агрессия....................................................................................................................... 65

Основные выводы............................................................................................................................. 68

Глава 1.4. Механизмы массовой психологии.................................................. 70

Заражение как механизм психологии массы........................................................................... 71

Подражание как следствие заражения................................................................................... 73

Внушение как следствие заражения....................................................................................... 75

Внушение как механизм психологии массы............................................................................. 77

Заражение как следствие внушения....................................................................................... 77

Подражание как следствие внушения.................................................................................... 79

Подражание как механизм психологии массы........................................................................ 81

Основные выводы............................................................................................................................. 86

Глава 1.5. Психология масс в прошлом и будущем........................................ 89

Интерлюдия: происхождение сознания..................................................................................... 89

Интермедия: индивидуализация деятельности........................................................................ 92

Апофеоз: двойственная роль развития речи............................................................................. 95

Психологическая эволюция в истории человечества............................................................ 98

Психология масс при рабовладении....................................................................................... 98

Психология масс при феодализме......................................................................................... 100

Психология масс при капитализме........................................................................................ 103

Психология масс при социализме.......................................................................................... 106

Психология масс в социально-психологической перспективе.......................................... 109

Основные выводы........................................................................................................................... 111


4 Содержание

Глава 1.6. «Русская душа» как особое состояние массовой психологии:
между Западом и Востоком.......................................................................... 113

Геоклиматические факторы........................................................................................................ 114

Фактор отставания в развитии................................................................................................... 116

Фактор ограниченности частной собственности.................................................................. 118

Фактор крепостного права.......................................................................................................... 121

Фактор татаро-монгольского ига и «враждебного окружения»....................................... 124

Слагаемые «русской души»......................................................................................................... 127

Историко-психологические этюды........................................................................................ 127

Литературно-философские размышления........................................................................... 130

«Счастье по-русски»...................................................................................................................... 133

Основные выводы........................................................................................................................... 137

Часть 2. Массовые настроения....................................................................... 139

Глава 2.1. Массовые настроения в истории и современность....................... 141

Массовые настроения в историческом развитии.................................................................. 141

Европейская история настроений.......................................................................................... 142

Настроения в русской истории............................................................................................... 145

Массовые настроения в XX веке............................................................................................ 146

К обобщению опыта.................................................................................................................. 147

Массовые настроения в современных условиях................................................................... 149

Настроения современного «человека массы».................................................................... 150

Современные настроения в политике................................................................................... 152

Массовые настроения и крах социализма.......................................................................... 155

Основные выводы........................................................................................................................... 156

Глава 2.2. Психология массовых настроений................................................ 158

Общепсихологические подходы................................................................................................ 159

Психофизиологические трактовки......................................................................................... 159

Индивидуальное и социальное в природе настроений................................................... 161

Настроения в теории деятельности....................................................................................... 164

Социальная природа настроений............................................................................................. 166

Попытки упрощенной социологизации................................................................................ 168

Генетическая трактовка «социальности»............................................................................ 169

Содержательная «социальность» настроений................................................................... 171

«Социальность» как свойство субъекта настроений........................................................ 174

Массовые политические настроения........................................................................................ 177

Основные выводы........................................................................................................................... 180

Глава 2.3. Массовые настроения в политике................................................. 183

Природа массовых политических настроений...................................................................... 183

Массовые настроения как сигнал.......................................................................................... 184

Настроения как оценка............................................................................................................. 184

Настроения как устремления.................................................................................................. 186

Субъект массовых настроений.................................................................................................. 187

Гетерогенность и ситуативность........................................................................................... 188

Формирование настроенческих масс.................................................................................... 189

От толпы — к «средним слоям».............................................................................................. 190

Возникновение и развитие массовых настроений................................................................ 191

Психологический аспект.......................................................................................................... 192

Социально-политический аспект........................................................................................... 194


Содержание 5

Динамика развития настроений............................................................................................. 196

Циклы развития настроений.................................................................................................... 198

Уровни развития настроений.................................................................................................. 199

Основные виды и функции массовых настроений................................................................ 200

Проблема типологии настроений.......................................................................................... 200

Основные функции массовых настроений.......................................................................... 203

Функциональные разновидности настроений................................................................... 204

Механизмы воздействия на массовые настроения1............................................................. 205

Игра на притязаниях.................................................................................................................. 205

Проблема осуществления притязаний................................................................................. 207

Прогнозирование массовых настроений................................................................................. 209

Прогнозирование на «проблемных сетях».......................................................................... 210

Основные выводы........................................................................................................................... 212

Глава 2.4. Массовые настроения в революциях, контрреволюциях
и «перестройках»......................................................................................... 214

Динамика массовых настроений в Чили (1970-е—1980-е гг.)........................................... 215

Притязания С. Альенде............................................................................................................. 215

Достижения А. Пиночета.......................................................................................................... 216

Крах А. Пиночета....................................................................................................................... 218

Массовые настроения и хомейнистская революция в Иране............................................ 220

Антишахские настроения......................................................................................................... 220

Притязания Р. Хомейни............................................................................................................. 222

Хомейнистская революция...................................................................................................... 223

Консервация настроений......................................................................................................... 224

Массовые настроения и «перестройка» в СССР................................................................... 225

Структуры и люди...................................................................................................................... 226

Перестройка настроений.......................................................................................................... 228

Превентивная акция................................................................................................................... 229

Провал............................................................................................................................................ 230

Основные выводы........................................................................................................................... 235

Часть 3. Массовые социально-психологические явления.............................. 237

Глава 3.1. Психология религии...................................................................... 239

Корни религии................................................................................................................................. 240

Социально-психологические функции религии..................................................................... 244

Психология веры............................................................................................................................. 246

Религиозный культ: психология религиозных действий..................................................... 248

Психология суеверий..................................................................................................................... 251

Мотивы обращения к религии.................................................................................................... 253

Основные выводы........................................................................................................................... 254

Глава 3.2. Психология моды ......................................................................... 256

В поисках сущности моды........................................................................................................... 257

Психологические механизмы моды........................................................................................... 259

Двойной механизм моды........................................................................................................... 259

Факторы модности..................................................................................................................... 260

Мода как массовое подражание............................................................................................ 261

Конформизм как фактор моды................................................................................................ 262

Социально-психологические функции моды.......................................................................... 263

Элементы распространения моды............................................................................................. 264

Парадокс модника......................................................................................................................... 266

Модник-антимодник (модник-индивидуалист).................................................................. 267


6 Содержание

Модник-суггестор (модник-массовик).................................................................................. 269

Влияние моды на психологию масс.......................................................................................... 271

Основные выводы........................................................................................................................... 273

Глава 3.3. Психология слухов и сплетен........................................................ 274

Слухи и их разновидности.......................................................................................................... 275

Источники и условия возникновения слухов.......................................................................... 279

Особенности циркуляции слухов.............................................................................................. 282

Противодействие слухам............................................................................................................. 284

Психология сплетни...................................................................................................................... 286

О пользе слухов и сплетен........................................................................................................... 289

Основные выводы........................................................................................................................... 290

Глава 3.4. Психология массовой коммуникации........................................... 292

Теоретическое осмысление......................................................................................................... 293

Система массовой коммуникации............................................................................................. 296

Коммуникатор............................................................................................................................. 297

Аудитория..................................................................................................................................... 298

Коммуникационное сообщение.............................................................................................. 299

Средства массовой коммуникации............................................................................................ 302

Обратная связь............................................................................................................................ 305

Эффекты массовой коммуникации............................................................................................ 306

«Эффект ореола»......................................................................................................................... 306

«Эффект бумеранга».................................................................................................................. 308

Основные выводы........................................................................................................................... 309

Глава 3.5. Психология рекламы и PR-воздействия....................................... 311

Немного истории............................................................................................................................ 312

Генеральная функция рекламы.................................................................................................. 314

Почему люди поддаются рекламе?........................................................................................... 315

Психологические механизмы рекламы.................................................................................... 317

Возбуждение желаний.............................................................................................................. 318

Внушение...................................................................................................................................... 318

Заражение..................................................................................................................................... 320

Подражание как итог................................................................................................................. 321

Политическая реклама................................................................................................................. 323

Политическая реклама как вид коммерческой рекламы................................................. 323

PR как политическая реклама................................................................................................. 325

Политик как специалист по PR............................................................................................... 327

Основные выводы........................................................................................................................... 328

Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений............ 329

Психология массовых движений................................................................................................ 330

Истоки возникновения движения............................................................................................ 332

Социально-психологические функции движения.............................................................. 333

Мотивы участия в движении................................................................................................... 334

Условия и этапы развития движений.................................................................................... 336

Политические партии.................................................................................................................... 340

Кадровые и массовые партии................................................................................................. 342

Партии и движения..................................................................................................................... 343

Основные выводы........................................................................................................................... 346

Заключение..................................................................................................... 348

Литература...................................................................................................... 351


Введение

Новой книги с таким названием не издавалось вот уже более ста лет. Близкие по тематике книги, пусть под другими названиями, но все-таки касавшиеся проблем психологии масс, также давно не издавались — примерно лет семьдесят. Таким образом, возник огромный провал в изучении важнейшей сферы социально-психологических явлений, составляющих огромную часть нашей повседневной жизни. Наша жизнь была так организована «сверху», что обо всем, что шло «снизу», предпочитали не говорить. Наше сознание было так заорганизовано, что о бессознательном было даже некогда думать.

Как-то незаметно сфера массовой психологии исчезла из учебных программ и университетских курсов. Оголились программы и курсы — социальная психология оказалась лишенной одного из своих четырех основных разделов (личность, малые и большие группы, массы1. Психология масс стала упоминаться только вскользь, как «массовидные явления» — прежде всего толпа. Отсутствие пристального серьезного внимания к этому предмету порождало привкус негативного отношения как к чему-то не слишком важному, находящемуся на обочине научного познания.

Минувший XX век выдался слишком рационалистическим. Наибольших успехов в нем добились западные страны и народы, психологически отличающиеся повышенной рациональностью мышления. Вследствие этого создалось впечатление, что эпоха явлений иррациональных, эмоциональных и не индивидуальных, а массовых, просто ушла далеко в прошлое. Массовым поведением научились управлять, сформировалась «массовая культура», а сами массы были раздроблены на отдельные группы и, далее, на отдельных индивидов. Возведя в культ права свободного индивида, на Западе решили, что навсегда избавились от массового человека, что просто «переболели» психологией масс. Однако для них, но в еще большей степени для нас все оказалось далеко не так просто.

Несмотря ни на что, он все еще жив, этот совершенно нецивилизованный «массовый человек». И даже исчезнув на некоторое время из учебных программ и университетских курсов, он постоянно продолжает проявлять себя — то в забастовках шахтеров, то в действиях перекрывающих автомагистрали жителей тех или иных регионов, протестующих против действий властей, то в акциях гражданского неповиновения. Не нужно далеко ходить за примерами — он продолжает проявлять себя в митингах и пикетах оппозиции, в шествиях националистических организаций, а также в самых массовых спектаклях современности — избирательных кампаниях.

В этой книге впервые в мировой науке собрано все или практически все, что на сегодняшний день можно считать известным, общепризнанным, достаточно установленным и имеющим существенное значение для понимания психологии масс. Разные «картинки», разные описания и разные объяснительные схемы наконец-то удалось

1 Это — в достаточно привычной последовательности. А есть и более современные тенденции, обосновывающие противоположный порядок приоритетов: «В последнее время усиливается тенденция обратного порядка, выводящая на первое место социальную психологию масс и массовых настроений, затем — больших групп, малых групп и, наконец, личности». См.: Ольшанский Д. В. Социальная психология. В кн.: Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 319.


8 Введение

сложить вместе. В результате возникла единая целостная концепция — психологическая, социальная, историческая и даже технологическая. Соответственно выстроено ее изложение: от общих понятий и механизмов психологии масс, ее истории и национальных проявлений — через основной «стержень», массовые настроения — к отдельным, конкретным массовым психологическим явлениям.

Книга написана в особом жанре. Это не обычный учебник — не настолько все устоялось в психологии масс, чтобы излагать материал с занудной уверенностью учебника. Это никак не научная монография — здесь нет скучных подробностей академических исследований. Ближе всего эта книга к тому, что в западной литературе называется handbook или, иногда, manual — разумеется, с поправкой на отечественную литературную традицию. Эта традиция требует комбинировать серьезные фрагменты с многочисленными «живыми» примерами и текстовыми иллюстрациями, с обращениями не только к научным авторитетам, но и к литературным классикам. Это подразумевает как очевидные достоинства, так и определенные недостатки. Повторим, что их оправдание в одном — в том, что в течение ста последних лет не издавалось ничего подобного. В связи с этим, слишком много самого разного материала пришлось вмещать в сравнительно небольшой объем.

Эта книга писалась долго. За ней — несколько десятилетий исследовательской, преподавательской и практической, прежде всего социально-политической работы автора в области психологии масс. Консультирование чужих революций и контрреволюций, активное участие в собственных «перестройках», социальных потрясениях, реформах и избирательных кампания — все это тот личный опыт автора, который нашел отражение в книге. Помимо многочисленных литературных источников и чужих исследований он опирался на результаты своей большой практический работы, в том числе в тех странах, которые еще ближе, чем мы, стоят к массовой психологии. Чтобы научиться манипулировать массовой психологией, ее надо было для начала просто понять. Поняв же, ее нельзя не полюбить. Но тогда — вот парадокс! — практически невозможно становится ей манипулировать. Гораздо интереснее просто наблюдать и восхищаться массами — по возможности, удерживая их от негативных последствий своих же собственных неосторожных действий.

Книга состоит из трех частей. Первая часть посвящена общим проблемам психологии масс. Для начала я предлагаю читателю разобраться с тем, что же это такое — «массы». Это разговор о разном понимании масс, об истории их изучения и о той роли, которая то навязывалась массам, то, напротив, отнималась у них. Это рассказ о теориях масс и том «массовом обществе», которое совершенно неожиданно для себя построили люди, но которое однажды вдруг перестало им нравиться. Произошло же это потому, что люди подметили: масса не только помогает выживать — очень часто масса подавляет человека и уж, во всяком случае, сильно меняет его поведение. Настолько, что потом он никак не может поверить в то, что он делал в рядах массы. На человека, оказывающегося в массе, действуют особые психологические законы. Масса заражает человека, она заставляет его подражать себе, часто просто внушает то, что в обычном состоянии и не пришло бы ему в голову. В массе возникают особые психические состояния. Под влиянием сложных эмоциональных реакций развиваются неожиданные виды массового поведения. И тогда вроде бы вполне нормальные люди оказываются способны к массовой агрессии или не менее массовой панике. Тогда возникают толпы, способные «бить и спасать», не отдавая себе отчета в том, зачем они


Введение 9

это делают. Есть, разумеется, и более спокойные разновидности масс — «публика», сидящая перед телевизорами, собравшаяся на митинг или даже заседающая в парламенте. Однако и здесь действуют все те же механизмы массового поведения: и такая вроде бы приличная публика при случае может обернуться оголтелой и разнузданной толпой.

Только не надо осуждать или, напротив, воспевать массу и массовое поведение. История показывает: массовый человек — наш прямой предок. Вначале было массовое сознание, и только потом из него стало выделяться сознание индивидуальное. Причем этот процесс продолжается до сих пор. Нам так и не удалось похоронить того пещерного предка — он прячется где-то внутри нас, в подсознании, и периодически вылезает наружу. Такие уж мы есть, люди — с одной стороны, очень индивидуальные, а с другой — в значительной степени массовые существа. Таковы и народы — одни более индивидуальные, другие более массовые. Пресловутая «тайна русской души», например, в значительной степени объясняется тем пограничным положением, которое мы занимаем между индивидуалистичным Западом и предельно массовым Востоком.

Вторая часть книги посвящена стержню психологии масс, одной из ее ведущих психологических макроформ — массовым настроениям. Именно настроения, становясь массовыми, и формируют массу, определяют ее поведение. В основе настроений лежит соотношение притязаний и достижений человека. Представьте, что вы идете получать премию и рассчитываете, скажем, на тысячу рублей. И получаете — ровно тысячу рублей. Какое у вас настроение? Да никакого: ведь ничего не произошло — ни хорошего, ни плохого. Чего ждали, то и получили — все нормально. Но вот вам по каким-то неведомым причинам выдают две тысячи рублей. Вы чувствуете радость, восторг, удовольствие. И третий вариант: вы ждете все ту же тысячу, а дают... только пятьсот рублей. Или вообще ничего не дают — ни премии, ни зарплаты. Согласитесь, теперь у вас будет уже совсем иное настроение — мягко говоря, отрицательное.

Подобные ситуации — разумеется, в более сложном виде — сопровождают нас всю жизнь. Мы всегда чего-то хотим, но далеко не всегда получаем желаемое. Так и возникают разные настроения. В сходных ситуациях они захватывают многих людей и формируют массы. Такие массы то ли энтузиастов, то ли озлобленных способны на многое. Это они сметают врагов, выигрывают войны, свершают революции или контрреволюции, меняют социальное и политическое устройство государств и всего мира. Определяя поведение больших общностей людей, они становятся могущественной силой. Однако проявления психологии масс могут быть и не столь драматичными.

Третья часть книги — разговор о конкретных массовых психологических явлениях, составляющих значительную часть нашей жизни. Речь пойдет о психологии религии и моды, слухов и сплетен, средств массовой информации, рекламы и так называемых «связей с общественностью», политических партий и массовых общественных движений. Оказывается, что за всеми этими вроде бы достаточно разными вещами скрываются одни и те же механизмы массовой психологии. Во всех случаях мы имеем дело с массовым поведением, и всегда есть какой-то источник заражения, образец для подражания — служитель религиозного культа, распространитель сплетен и слухов, телевизор или иное средство массовой информации, наконец, политический лидер. И все они, психологически, исполняют одну функцию, — разумеется, каждый по-своему. Однако во всех этих случаях мы имеем дело с кем-то или чем-то, внушающим .


10 Введение

нам, что и как надо делать, провозглашающим истинные ценности, демонстрирующим образцы достойного поведения. Используя суггестивные механизмы, эти некто или нечто незаметно принуждают нас подражать тому, что они говорят или делают. И мы поголовно одеваемся в джинсы, мини- или макси-юбки, пересказываем друг другу одни и те же анекдоты, голосуем за одни и те же политические партии, за одних и тех же политиков. Самое удивительное заключается в том, что нас никто не заставляет делать это. Что называется, «добровольно и с песней» мы каждый раз отдаемся тому самому массовому человеку, который во всех этих явлениях постоянно просыпается внутри нас.

Часто стоит большого труда освободиться от этого гипнотического влияния. И далеко не все на это способны. Но возникает вопрос: а нужно ли освобождаться от такого внешнего гипноза, если внутри его поддерживает такая влиятельная часть нас самих? Если мы все равно не можем без этого жить? «Бой с тенью» — это метод тренировки, хороший только в боксе . Непрерывные же бои с самим собой не укрепляют, а ослабляют человека. В общем, как учит народная мудрость, «если вас насилуют — расслабьтесь и получите свое удовольствие». Оказавшись под влиянием психологии масс, не пытайтесь из-под него вырваться. Не тратьте силы на утверждение своей «самости» — в массе это не просто бесполезно, а часто даже вредно. Лучше, осознав ситуацию, действительно расслабиться...

Но до этого и для этого вам будет полезно прочитать данную книгу.


Часть 1

Массы

Массы и массовое сознание. Человек в массе.

Массовые психические состояния и проявления.

Механизмы массовой психологии. Психология масс в прошлом и будущем.

«Русская душа» как особое состояние массовой психологии: между Западом и Востоком.


Главная задача первой части книги - определить основные понятия и категории, с помощью которых анализируется психология масс и ее составляющие. Это описание рабочего инструментария тех исследований, о которых речь пойдет дальше, особенно в заключительной части книги. Другая, не менее важная задача — рассмотреть основные проявления психологии масс и их механизмы, как внутренние, психологические, так и внешние, поведенческие. Наконец, еще одна задача этой части книги — понять основные истоки и возможные перспективы развития психологии масс. Дело в том, что психология масс — один из главных «ключей» для понимания особенностей психологии самых разных общностей, в частности, для понимания особенностей нашей национально-этнической психологии, или того, что в мире именуют «тайной русской души».


__________________________________________________________ Глава 1.1

И массовое сознание

.

Теории «массы». Ш Теории «массового общества». Я Массовое сознание. Я Массы.

Когда мы говорим о «массе», обычно это слово кажется понятным всем. Массовое — значит общее, присущее всем или большинству. Или, в другом варианте, «масса» — это когда всего много, так сказать, свалка всего на свете. Однако в обоих этих наиболее распространенных случаях речь не идет о научном определении.

Общедоступные словари поражают способами ухода от ясных и четких определений понятия «масса». Советский энциклопедический словарь использует это понятие как очевидное и «накопительное», не считая необходимым останавливаться на нем специально, причем прежде всего истолковывая его в естественнонаучном смысле: «Масса — одна из основных физических характеристик материи». С этим связаны понятия «масса покоя», «масса прибавочной стоимости» и «масса прибыли». Они располагаются между словами «Масса - город в центральной Италии» и «массаж». Словарь иностранных слов также ставит на первые места физическое и химическое значение слова, лишь в конце приводя: «массы — широкие круги населения, народ». В этом направлении ориентированы и специальные гуманитарные словари. Например, отечественные философские словари ограничиваются производными от слова «масса» понятиями («массовая коммуникация», «массовая культура», в лучшем случае — «теории массового общества» и «массовое сознание»)1. В «Энциклопедическом социологическом словаре» предлагаются к рассмотрению исключительно «массы народные». Они определяются как «социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса. В социологии понятие... используется... преимущественно в этнографическом смысле или для противопоставления личности, а также в концепциях "массового общества"» («Энциклопедический социологический словарь», 1995). Энциклопедический словарь по политологии, помимо понятий «массовая коммуникация», «массовое сознание», «теории массового общества», предлагает еще и «массовые настроения». Но в то же время один из наиболее популярных психологических словарей вообще предлагает вместо понятия «массы» ограничиться «массовидными явлениями» («Психология: словарь», 1990), к которым относит такие разнородные явления, как «совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения», «многообразные виды поведения толпы», «социально-психологические особенности народов» и даже «общественное мнение». В целом же оказывается, «массо-

' Например, см.: Философский словарь. М., 1980. С. 203-205, а также: Философский энциклопедический словарь. М., 1983.


14 Часть 1, Массы

видные явления — предмет исследования в психологии больших групп, психологии пропаганды, психологии торговли». Видимо, авторы статьи полагают, что подобные явления больше нигде не исследуются и не встречаются. Да и само выражение «мас-совидные явления» (то есть «явления, похожие на массу») требует определения той самой массы, на которую они «похожи». Впрочем, вместо определения масс в словаре предлагается понятие «большие группы».

В целом же, при недостаточной определенности базового понятия «массы», практически все словари предлагают либ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.