Обратная связь
|
Свойства задачи линейного программирования Глава 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Для рассмотрения теоретических основ методов линейного программирования целесообразно вновь вернуться к понятию выпуклого множества точек, дав ему более строгое определение в аналитической форме.
Выпуклые множества в л-мерном пространстве
В разд. 2.2 выпуклое множество точек определялось как множество, которое вместе с любыми своими двумя точками содержит весь отрезок, их соединяющий. Однако в случае я переменных не ясно, что следует понимать под "отрезком" в «-мерном пространстве. Очевидно, надо дать аналитическое определение этого понятия.
Начнем с п = 2 (двумерного пространства, плоскости). Пусть
Х{ = W1',^1') и ^2 =(х\2)'х22)) ~ точки плоскости Oxjx2, а X = (хих2) — любая точка отрезка X\Xj (рис. 3.1). Очевидно, что
отношение а длин отрезков XXi и Х\Х^ удовлетворяет условию О <, а < 1. Запишем это отношение а через координаты точек. Получим
Л] ~"' Л] Л'у Л1
" = X® - jr-O = г(2> - г(') '
Л| Л| Лл •Л-')
Полагая сц = а и а2 = 1 - а, условия (3.1), (3.2) примут вид
\хх = а]х}' + а2х\ ', [х2 = ахху + а2х\',
| (3.3)
(3.4)
aj > 0, а2 > 0, а) + а2 = 1.
Равенство (3.3) можно записать в виде X = а.\Х{ + а2Х2,
(3.5)
понимая, что в нем все операции выполняются покоординатно (т.е. отдельно по переменной х\ и отдельно по переменной хг).
Таким образом, отрезок X\Xi можно определить как множество точек (векторов), удовлетворяющих условиям (3.5) и (3.4).
В случае «-мерного пространства определение отрезка будет таким же — множество точек, удовлетворяющих условиям (3.5) и
Глава 3
(3.4), если под Х\ и Х2 подразумевать точки (векторы) и-мерного пространства: Хх = (х\[) ,х{2]) ,...,х^) и Хг = (х\2Кх^,...,х^)-
Обобщением понятия отрезка для нескольких точек является их выпуклая линейная комбинация.
Тонка X называется выпуклой линейной комбинациейточек Х\, Хь ..., Хп, если выполняются условия
X = а.\Ху + а2Х2+...+апХп,
а,-> О U = 1,2,...,«), £а; = 1.
7 = 1
Так, например, выражение (1/6)^ + {\/2)Х2 + (1/3)Лз есть выпуклая линейная комбинация точек Х\, Х2, Xj, а выражения (1/3)*, + (\/2)Х2 + (1/3)Лз или (1/3)^1 - (\/2)Х2 + (7/6)JT3 являются линейными, но не выпуклыми комбинациями тех же точек
/ 111, I Лч
(в первом — + — + — *1,аво втором а2 = -— < 0).
Очевидно, что в частном случае при и = 2 выпуклой линейной комбинацией двух точек является соединяющий их отрезок. Поэтому множество точек является выпуклым,если оно вместе с любыми своими двумя точками содержит их произвольную выпуклую линейную комбинацию.
Рассмотрим теорему о представлении выпуклого многогранника.
Теорема 3.1.Выпуклый n-мерный многогранник является выпуклой линейной комбинацией своих угловых точек.
П Возьмем для простоты п — 2, а в качестве многогранника — треугольник Х\Х2Х$ (рис.3.2). Через произвольную точку X треугольника проведем отрезок Х\Х$. Поскольку точка X лежит на этом отрезке, то
X = а{Хх + а4Х4, где
а] > 0,а2 > 0, а) + а4 = 1. i
Точка Xi лежит на отрезке Х2Х^, следовательно, Х4 = а2Х2 + а3Х3, где а2 > 0,а3 > 0, а2 + а3 = 1.
Подставив значение Х$ в выражение для X, получим X = ctjA'i + ot4(a2*2 + a3X,) = а^, + а2а4А'2 + a3a4Jf3.
Основы методов линейного программирования___________ ________ 47
Обозначив f, = a|, t2 = a2a4, t3 = a3a4 , получим окончательно
X = txXx + t2X2 + t3X3,
где
/, > 0,/2 s 0,/3 £ 0 и tx + t2 + Ц = 1.
Рис. 3.2
Таким образом точка X есть выпуклая линейная комбинация угловых точек (вершин) треугольника ХуХ2Ху Ш
Из теоремы 3.1 следует, что выпуклый многогранник порождается своими угловыми точками или вершинами: отрезок — двумя точками, треугольник — тремя, тетраэдр — четырьмя точками и т.д. В то же время выпуклая многогранная область, являясь неограниченным множеством, не определяется однозначно своими угловыми точками: любую ее точку нельзя представить в виде выпуклой линейной комбинации угловых точек.
Свойства задачи линейного программирования
В разд. 1.3 были рассмотрены различные формы задачи линейного программирования и показано, что любая задача линейного программирования может быть представлена в виде общей, канонической или стандартной задачи.
В данном разделе будем рассматривать каноническую задачу (1.20) — (1.22), в которой система ограничений есть система уравнений (2.1).
Для обоснования свойств задачи линейного программирования и методов ее решения целесообразно рассмотреть еще два вида записи канонической задачи.
Глава 3
овы методов линейного программирования
Матричная форма записи:
| АХ = В,
|
| Х>0,
| г«11
| «12 •••
| «21
| «22 •••
| v«ff!l
| «ю2 •••
| F = СХ -> max (min) при ограничениях
где
«1л ^
|
| (у >
|
| Г АЛ
| «2л
| ;Х =
| х2
| ; в =
| bi
| атп'
|
| <х„)
|
| \Ьт)
| Здесь С — матрица-строка, А — матрица системы, X — матрица-столбец переменных, В — матрица-столбец свободных членов.
Векторная форма записи:
F = СХ -» max (min) при ограничениях
/fa, + Р2х2+...+Р„х„ = Р,
| (3.9)
Х>0, (3.11)
где CJ — скалярное произведение векторов1 С = (q, q, ..., с„) и Z= (xj, X2, ..., хя), векторы
V
|
| гь)
| «2л
| , /»«
| h
| v«™^
|
| ybm)
| состоят соответственно из коэффициентов при переменных и свободных членов.
Векторное неравенство X > О означает, что все компоненты вектора ^неотрицательны, т.е. ху- > 0, у = 1,2,...,л.
В гл. 2 была сформулирована, но не доказана в общем виде следующая теорема.
Теорема 3.2.Множество всех допустимых решений системы ограничений задачи линейного программирования является выпуклым.
□ Пусть Хх =(х,(,),х<1),...,х1,)) и Хг = (х(2),х<2>,...,хР) - два допустимых решения задачи (3.6) — (3.8), заданной в матричной форме. Тогда АХ\ = В и АХ2 = В. Рассмотрим выпуклую линейную комбинацию решений Х\ и Х2, т.е.
X = щХ\ + а2Х2 при оц > 0,а2 > 0 и а) + а2 = 1,
и покажем, что она также является допустимым решением системы (3.7). В самом деле АХ = А(щХ{ + а2Х2) = а1АХ1 + (1 - а1)АХ2 = а{В + (1 - а^В = В,
т.е. решение X удовлетворяет системе (3.7). Но так как Хх >0, Х2 sO, оц > О, a2 ^ 0, то и X >0, т.е. решение Z удовлетворяет и
условию (3.8).И
Итак, доказано, что множество всех допустимых решений задачи линейного программирования является выпуклым, а точнее (если учесть изложенное в гл. 2), представляет выпуклый многогранник или выпуклую многогранную область, которые в дальнейшем будем называть одним термином — многогранником решений.
Ответ на вопрос, в какой точке многогранника решений возможно оптимальное решение задачи линейного программирования, дается в следующей фундаментальной теореме.
Теорема 3.3.Если задача линейного программирования имеет оптимальное решение, то линейная функция принимает максимальное1 значение в одной из угловых точек многогранника решений. Если линейная функция принимает максимальное значение более чем в одной угловой точке, то она принимает его в любой точке, являющейся выпуклой линейной комбинацией этих точек.
П Будем полагать, что многогранник решений является ограниченным. Обозначим его угловые точки через Х\, Х2, ..., Хр, а
1 Скалярным произведением СХ двух векторов С = (сь с2, ..., с„) и X = = (лг,, х2, ..., хп) называется число, равное сумме произведений соответствующих координат этих векторов: СХ = С|Х, + с2х2 + ... + с„х„.
1 Формулировка теоремы остается такой же и при отыскании минимального значения линейной функции.
Глава 3
оптимальное решение — через X* (рис.3.3). Тогда FyX* j > F(X) для всех точек X многогранника решений. Если X* — угловая точка, то первая часть теоремы доказана.
Рис.3.3
X = a^j + а2Х2+. ..+арХр,
| Предположим, что Л" не является угловой точкой, тогда на основании теоремы 3.1 X* можно представить как выпуклую линейную комбинацию угловых точек многогранника решений, т.е.
п
ay SO, j = 1,2,. ..,/>; ]£ay = 1.
Так как F(X) — линейная функция, получаем
F(X*) = F(a{Xl+*2X2+...+apXp) =
= alF{Xl) + a2F(X2)+...+apF(Xp). |
В этом разложении среди значений F(XJ) (/ = 1,2, ..., р) выберем максимальное. Пусть оно соответствует угловой точке Хк (1 <: к < р); обозначим его через М, т.е. F{Xk) = М. Заменим в
выражении (3.12) каждое значение этим максимальным значени-
р ем Л/. Тогда, учитывая, что ау ^ 0, У]осу = 1, найдем fIx*)<
У=1
< щМ +а2М+...+арМ = Л/Vay = М. По предположению Л* —
У=1оптимальное решение, поэтому, с одной стороны,
F(XjiF(Xk) = M, но, с другой стороны, доказано, что F(X j <, М, следовательно, F\X*\ = М = F{Xk), где Хк— угловая
точка. Итак, существует угловая точка Хк, в которой линейная функция принимает максимальное значение.
Для доказательства второй части теоремы допустим, что F(X) принимает максимальное значение более чем в одной угловой точке, например, в точках Х\, Х2, ..., Xq. где \s,q<,p; тогда F(X{)=F{X2)=...= F(Xq) = M.
Пусть X — выпуклая линейная комбинация этих угловых точек, т.е.
ч
X = a,A,! + a2X2+...+aqXq, ау > 0 (у = \,2,...,q), £ay=l-
М
В этом случае, учитывая, что функция F{X) — линейная, получим
F(X) = F(aiX] + a2X2+.. .+aqXq) = axF(Xx) + a2F(X2)+...
ч ...+aqF(Xq} = a,A/ + a2M+...+aqM = Л/^Гсху = M,
/-1
т.е. линейная функция F принимает максимальное значение в произвольной точке X, являющейся выпуклой линейной комбинацией угловых точек Х\, Х2, ..., Хд.Ш
Замечание.Требование ограниченности многогранника решений в теореме является существенным, так как в случае неограниченной многогранной области, как отмечалось в теореме 3.1, не каждую точку такой области можно представить выпуклой линейной комбинацией ее угловых точек.
Доказанная теорема является фундаментальной, так как она указывает принципиальный путь решения задач линейного программирования. Действительно, согласно этой теореме вместо исследования бесконечного множества допустимых решений для нахождения среди них искомого оптимального решения необходимо исследовать лишь конечное число угловых точек многогранника решений.
Следующая теорема посвящена аналитическому методу нахождения угловых точек.
Теорема 3.4.Каждому допустимому базисному решению задачи линейного программирования соответствует угловая точка много-
Глава 3
гранника решений, и наоборот, каждой угловой точке многогранника решений соответствует допустимое базисное решение.
О Пусть X = (х,, х2, ..., хт; 0, 0, ..., 0) — допустимое базисное решение системы ограничений (3.10) задачи, в котором первые т компонент — основные переменные, а остальные п — т компонент — неосновные переменные, равные нулю в базисном решении (если это не так, то соответствующие переменные можно перенумеровать). Покажем, что X — угловая точка многогранника решений.
Предположим противное, т.е. что X не является угловой точкой. Тогда точку X можно представить внутренней точкой отрезка, соединяющего две различные, не совпадающие с X, точки
*,=(xjVW,...,x(0; о, 0,...,0)и
лг2 = (*Р>,42),••-,*!?; о, о,...,0),
другими словами, — выпуклой линейной комбинацией точек ЯГ, и Х2 многогранника решений, т.е.
X = а, ЯГ, + а2Х2, (3.13)
где ot| > 0, а2 > 0, а, + а2 = 1 (полагаем, что а, * 0, а2 *■ 0, ибо в
противном случае точка ЯГ совпадает с точкой Х\ или Я^).
Запишем векторное равенство (3.13) в координатной форме:
(О (2)
I = а,*}' + а2х\ ',
Х\ = а1х^)+а2х<2), О-а^ч-а^2},,
0 = а,4!)+а2х12>.Поскольку ху 2: 0, я)2) > 0 (j = 1,2,...,л), а, > 0, а2 > 0, то последних п-т равенств следует, что ху+1 = 0, ху+1 =0, ...,
ху = 0, ху = 0, т.е. в решениях ЯГ,, Х2 и X системы уравнений
(3.10) значения п—т компонент равны в данном случае нулю. Эти компоненты можно считать значениями неосновных переменных. Но значения неосновных переменных однозначно определяют зна-
Основы методов линейного программирования 53
(0 (2) (О (2)
чения основных, следовательно, х\ > = х\ ' = х,, ..., ху = ху = х2.
Таким образом, все п компонент в решениях X, ЯГ, и Х2 совпадают и значит, точки ЯГ, и Х2 сливаются, что противоречит допущению. Следовательно, X — угловая точка многогранника решений. Докажем обратное утверждение. Пусть X = (х,, х2, ..., хт; 0, 0, 0) _ угловая точка многогранника решений и первые ее т координат положительны. Покажем, что X — допустимое базисное решение.
Если векторы Р\, Рг, ■-, Рт линейно независимы1, то ранг г матрицы А, составленной из компонент этих векторов, равен т, т.е. определитель \А\ * 0, следовательно, переменные х,, х2, ..., хт
являются основными, и решение X = (х,, х2, ..., хш; 0, 0, ..., 0) — базисное, допустимое, т.е. утверждение доказано.
Предположим противное, т.е. векторы Р\, Р2, ..., Рт линейно зависимы; тогда в равенстве
ахР\+...+атРт+...+а„Рп =0 (3.14)
хотя бы один из коэффициентов а,,..., ат,..., а„ отличен от нуля. Умножим почленно равенство (3.14) на множитель ц > 0:
\ю.хР\+...+\ю.тРт+...+[1а.пРп =0. (3.15)
Подставив координаты угловой точки ЯГ многогранника решений в систему ограничений (3.10), получим
Р,х]+...+Ртхт+...+Рпх„ = Р. (3.16)
Равенство (3.15) почленно сложим с равенством (3.16), а затем вычтем его из равенства (3.16). Получим
/>,(х, + na,)+...+Pw(xm + iiam)+...+Pn(x„ + ца„) = Р. (3.17) Р,(х, - na,)+...+Pm(xffl - цат)+...+Р„(х, - цал) = Р. (3.18)
1 Векторы />,, Р2, ..., Р„ (они же столбцы матрицы А) называются линейно зависимыми, если можно подобрать такие числа a,,a2,.-,a„, не равные нулю одновременно, что а,/*, + а2Р2+...+а„Р„ =0, где 0 — нулевой вектор (состоящий из нулей). В противном случае векторы Л. Р2, .., Р„ называются линейно независимыми.
Глава 3
Сравнивая полученные равенства (3.17), (3.18) с равенством (3.16), заключаем, что при любом ц системе ограничений (3.10) удовлетворяют решения Хх = (jjq + (iab ..., хт + \х.ат; 0, 0, ..., 0) и
Х2 =(х1-цсс1, ..., хт-цат;0, 0, ..., 0).
Поскольку Xj: > 0 (/' = 1, 2, ..., я), то можно подобрать ц настолько малым, что все компоненты решений Х\ и Xi будут неотрицательными. В результате Х\ и Х2 будут различными допустимыми решениями задачи (3.9) — (3.11). При этом, как легко видеть, решение -{Х\ + Х2) = (хих2,...,хт; 0, 0, ..., 0) = X, т.е. точка X лежит на отрезке (в данном случае в его середине), расположенном в многограннике решений. Значит X не является угловой точкой, что противоречит условию. Следовательно, наше допущение неверно, т.е. векторы Р\, Pi, ..., Рт линейно независимы и X— допустимое базисное решение задачи (3.9) — (З.Н).И
Из теорем 3.3 и 3.4 непосредственно вытекает важное следствие: если задача линейного программирования имеет оптимальное решение, то оно совпадает, по крайней мере, с одним из ее допустимых базисных решений.
Итак, оптимум линейной функции задачи линейного программирования следует искать среди конечного числа ее допустимых базисных решений.
Глава 4
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
В гл. 2 и 3 было доказано, что множество допустимых решений (многогранник решений) задачи линейного программирования представляет собой выпуклый многогранник (или выпуклую многогранную область), а оптимальное решение задачи находится, по крайней мере, в одной из угловых точек многогранника решений.
Рассмотрим задачу в стандартной форме (1.4)—(1.6) с двумя переменными (я = 2). К такой форме может быть сведена и каноническая задача (с ограничениями в виде уравнений), когда число переменных я больше числа уравнений т на 2, т.е. я — т — 2.
Глава 4
геометрический метод решения задач
Пусть геометрическим изображением системы ограничений является многоугольник ABCDE (рис. 4.1). Необходимо среди точек этого многоугольника найти такую точку, в которой линейная функция F = CjX, + с2х2 принимает максимальное (или минимальное) значение:
Рассмотрим так называемую линию уровня линейной функции F, т.е. линию, вдоль которой эта функция принимает одно и то же фиксированное значение а, т.е. F = а, или
с,х, + с2х2 = а. (4.1)
Линии уровня широко используются, например, на картах прогноза погоды, где извилистые линии — так называемые изотермы есть не что иное, как линии -уровня температуры Т = с. Еще более простым примером линий уровня являются параллели на географической карте. Это линии уровня широты.
Предположим, надо найти самую северную точку какой-либо области, например страны или материка. Это будет точка, имеющая наибольшую широту, т.е. точка, через которую проходит параллель (линия уровня) с самой большой широтой (уровнем).
Именно так и надо поступать при геометрическом решении задач линейного программирования. На многоугольнике решений следует найти точку, через которую проходит линия уровня функции F с наибольшим (если линейная функция максимизируется) или наименьшим (если она минимизируется) уровнем.
Уравнение линии уровня функции (4.1) есть уравнение прямой линии. При различных уровнях а линии уровня параллельны, так как их угловые коэффициенты определяются только соотношением между коэффициентами с\ и с2 и, следовательно, равны. Таким образом, линии уровня функции F — это своеобразные "параллели", расположенные обычно под углом к осям координат.
Важное свойство линии уровня линейной функции состоит в том, что при параллельном смещении линии в одну сторону уровень только возрастает, а при смещении в другую сторону — только убывает.
Пусть имеются три линии уровня
F = схху+с2х2 =«,, (I) F - с,Х| + с2х2 = а2 (II) F = с,Х| + с2х2 = о3, (Ш)
чем линия II заключена между линиями I и III. Тогда ах < а2 <
< д3 или а{> а2> аг.
В самом деле, на штриховой линии (перпендикулярной к линиям уровня на рис. 4.2) уровень является линейной функцией, а значит, при смещении в одном из направлений возрастает, а в другом - убывает.
X, п
О
Рис. 4.2
Для определения направления возрастания рекомендуется изобразить две линии уровня и определить, на которой из них уровень больше. Например, одну из линий можно взять проходящей через начало координат (если линейная функция имеет вид F = с,*, + с2х2, т.е. без свободного члена, то это соответствует нулевому уровню). Другую линию можно провести произвольно, так, например, чтобы она проходила через множество решений системы ограничений. Далее, определив направление возрастания линейной функции (обозначим его вектором q), найдем точку, в которой функция принимает максимальное или минимальное значение, подобно тому как на карте находится самая северная или самая южная точка (на рис. 4.1 — это точка С или А).
Глава 4
Геометрический метод решения задач
fr 4.1. Решить геометрически 1-ю задачу из разд. 1.2:
F = 2х, + Зх2 -> max при ограничениях:
х,+3х2 < 18,(1) 2х, +х2 < 16, (II) х2 5 5, (III)
< 21, (IV)
х,>0, х2>0. (V,VI)
т.е. координаты точки С определяются решением системы уравнений i ' 2 ~ ,,' откуда xi = 6, х2 = 4, т.е. С(6;4). [2хх + Х2 = 16,
Максимум (максимальное значение) линейной функции равен ^ш« = 2- 6 + 3-4 = 24.
Итак, /"тах = 24 при оптимальном решении X! = 6, х2 = 4, т.е. максимальная прибыль в 24 руб.1 может быть достигнута при производстве 6 единиц продукции Р\ и 4 единиц продукции Рг-^ > 4.2. Решить геометрически 2-ю задачу из разд. 1.2:
F = 4х, + 6х2 -> min
F=6
Решение. Изобразим многоугольник решений (аналогично тому, как в задаче 2.5) на рис. 4.3. Очевидно, что при F= О линия уровня 2xi + 3^2 = 0 проходит через начало координат (строить ее не обязательно). Зададим, например, F = 6 и построим линию уровня 2xt + Зх2 = 6. Ее расположение указывает на направление возрастания линейной функции (вектор q ). Так как рассматриваемая задача — на отыскание максимума, то оптимальное решение — в угловой точке С, находящейся на пересечении прямых I и II,
Зх, + х2 ;> 9, (I) ■ х, + 2х2 > 8, (II) х, + 6х2 > 12, (III)
Х!>0, х2>0. (IV, V)
Решение. Многоугольник решений представляет собой неограниченную многоугольную область (рис. 4.4). По расположению
Напоминаем, что в задаче все цифры условные.
^^^^^^^^^т
Глава 4
Геометрический метод решения задач
линии уровня, например, F= 12 или 4х) + 6х2 = 12, находим направление вектора q (этот вектор указывает на направление возрастания линейной функции). Очевидно, что точка минимума — это точка В "входа" в многоугольник решений, ибо при дальнейшем перемещении линии уровня в направлении вектора q значения линейной функции увеличиваются.
Находим координаты точки В (2;3), при этом Fmin - 4 ■ 2 + +6 • 3 = 26.
Итак, Fmm = 26 при оптимальном решении х\ = 2, х2 = 3, т.е. минимальная стоимость рациона 26 руб., если в него включить 2 единицы корма I и 3 единицы корма II. ►
В рассмотренных задачах максимум и минимум линейной функции достигался в одной точке, так что задачи имели единственное оптимальное решение. На практике нередко встречаются задачи, которые этим условиям не удовлетворяют. В подобных случаях геометрический метод также позволяет получить ответ.
б)
| F = 2х, - Зх2 + 1 -> min
| при ограничениях: х, + х2 > 4, (I) • 2х, - х2 :> 1, (II) х, - 2х2 < 1, (III)
| х\
| >0, х2>0; (IV, V)
| ^ 4.3. Решить геометрически следующие задачи: a) F = 3jC] + Зх2 -> max при ограничениях: х, + х2 < 8, (I) 2jc, - х2 > 1, (II) х, - 2х2 ^ 2, (III)х,*0, х2*0; (IV, V)
Решение, а) Геометрическое решение задачи показано на рис. 4.5, а, из которого следует, что линия уровня с максимальным уровнем совпадает с граничной линией АВ многоугольника решений ABCD, т.е. с линией х\ + х2 = 8. Следовательно, на всем отрезке АВ линейная функция F «* 3*j + Зхг принимает одно и то же максимальное значение, равное 3(xi + х2) — 3 • 8 = 24. Это означает, что задача имеет бесконечно много оптимальных решений (их задают координаты точек отрезка АВ), среди которых базисных оптимальных решений два — соответственно в угловых точках ДЗ; 5) и В(6; 2). Точки отрезка АВ задаются уравнением Х2 = 8 — X], где 3 < х, <, 6.
Рис.4.5
Итак, /"max = 24 при бесконечном множестве оптимальных решений xj = с, Х2 = 8 — с, где 3 й с < 6.
Замечание.При геометрическом решении подобных задач важно точно установить, действительно ли совпадает линия уровня с границей многоугольника решений или это связано с неточностью построений, мелким масштабом рисунка и т.п. Ответ на этот вопрос будет положительным, если линия уровня и граничная прямая параллельны, т.е. их коэффициенты при переменных пропорциональны. В рассматриваемом примере коэффициенты при переменных линии уровня / = 3xj + 3x2 пропорциональны соответствующим коэффициентам граничной ПРЯМОЙ Х[ + Х2=6.
б) Геометрическое решение задачи показано на рис. 4.5, б, из которого следует, что если линию уровня перемещать в направлении убывания линейной функции (т.е. в направлении, противоположном вектору q), то она всегда будет пересекать многоугольник решений, следовательно, линейная функция неограниченно убывает.
Итак, конечного оптимума линейной функции нет1, т.е.
1 Если задачу с той же линейной функцией и с той же системой ограничений решать на максимум (F -> max), то линию уровня следует перемещать в направлении возрастания F (т.е. в направлении вектора q ), и в этой задаче отсутствует конечный оптимум (см. рис.4.5, a): FmaK = оо.
Глава 4
Геометрический метод решения задач
При геометрическом решении задач линейного программирования возможны случаи, когда условия задач противоречивы, т.е. область допустимых решений системы ограничений представляет пустое множество (см. например, рис. 2.9, в). Очевидно, в таких задачах нет оптимальных решений и нет смысла строить линию уровня.
Рассмотренный в этой главе геометрический метод решения задач линейного программирования обладает рядом достоинств. Он прост, нагляден, позволяет быстро и легко получить ответ.
Однако только геометрический метод решения никак не может удовлетворить ни математиков, ни экономистов. Возможны "технические" погрешности, которые неизбежно возникают при приближенном построении графиков. Второй недостаток геометрического метода заключается в том, что многие величины, имеющие четкий экономический смысл (такие, как остатки ресурсов производства, избыток питательных веществ и т.п.), не выявляются при геометрическом решении задач. Но самое главное — геометрический метод неприемлем для решения практических задач. Его можно применить только в том случае, когда число переменных в стандартной задаче равно двум. Поэтому необходимы аналитические методы, позволяющие решать задачи линейного программирования с любым числом переменных и выявить экономический смысл входящих в них величин. Эти методы будут рассмотрены в следующих главах.
УПРАЖНЕНИЯ
Задачи 4.4—4.10решить геометрически. 4.4. F = 2xi - 6х2 -» max 4.5. F = 2х, - х2 -> min
при ограничениях: при ограничениях:
х, + х2 > 4,
-X] + 2х2 < 2, X] + 2х2 < 10, х, > 0, х2 > 0. х, > 0, х2 > 0.
| Х\ + х2 > 2,
-Х| + 2х2 < 4,
хх + 2х2 < 8,
4.6. F = х, + х2 -> max при ограничениях: х, - 4х2 - 4 <, 0, 3xi - х2 £ 0, X! + х2 - 4 £ 0, х, :> 0, х2 > 0. 4.8. F = х, - х2 -> max при ограничениях: -2х\ + Х2 < 2, X! - 2х2 < -8, xi + Х2 < 5, xj > 0, х2 £ 0.
| 4.7. F = 2х, - х2 -> min при ограничениях: х, + х2 > 4, 2xt - х2 £ 2, -х, - 2х2 -2. -10, х, 2: 0, х2 > 0.
4.9. Текст условия приведен в задаче 1.4.
4.10.Текст условия приведен в задаче 1.5.
Задачи 4.11, 4.12решить геометрически, предварительно приведя их к стандартной форме.
4.11.
F = -4х, - 2х2 + х3 - х4 -» max
при ограничениях:
Гх] - х2 + 4х3 - 2х4 = 2, \3х, + 2х2 - х3 + 4х4 = 3, xj > 0, j = 1,2,3,4.
|
4.12.
F = х, + 2х2 + х3 - х4 - 6 -> min при ограничениях: -х, + 5х2 + х3 + х4 + х5 = 10, 2х, - х2 + х3 - Зх4 = 6,
10х2+х3 + 2х4 + 3х5 = 25, х,;>0Л = 1,2,...,5.
Симплексный метод
Глава 5 СИМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД
|
|