Обратная связь
|
Италия в конце XVIII- начале XIX в.
В конце XVIII в. передовые силы общества вступили в открытую политическую борьбу за новую Италию, единую и независимую. Началась целая историческая эпоха, получившая название Рисорджименто (Возрождение), охватывавшая период с конца XVIII в. до 1870 г. Исходным моментом Рисорджименто явилась Французская революция 1789-1794 гг. Именно тогда итальянские «якобинцы» (так их называли тогда противники; сами же они именовали себя патриотами) возглавили освободительное движение, вспыхнувшее в различных концах Апеннинского полуострова под республиканскими, антифеодальными и антиавстрийскими лозунгами.
Со второй половины 90-х годов усилилось политическое влияние соседней Франции на Италию. В 1796 г. на территорию последней для нанесения удара по войскам антифранцузской коалиции вступила французская армия под командованием Наполеона Бонапарта. В 1797 - 1799 гг. при поддержке французов на территории Апеннинского полуострова были провозглашены четыре республики. В то же время началось ограбление Италии завоевателями: итальянцы должны были кормить и содержать французское войско, во Францию из Италии вывозились художественные ценности. Однако с помощью войск антифранцузской коалиции французская армия в 1799 г. была изгнана из Италии, а абсолютистские режимы повсюду восстановлены, хотя и ненадолго.
В 1800 г. начался новый этап французской интервенции в Италию, вследствие чего она на полтора десятилетия оказалась во власти наполеоновской империи. Часть ее северных территорий была непосредственно включена в состав Франции, а в учрежденных Наполеоном Бонапартом государствах правил он и его родственники и приближенные. Под воздействием Франции на территории Италии были осуществлены важные преобразования, ускорившие развитие капитализма. Были отменены былые цеховые ограничения и таможенные пошлины, сковывавшие развитие промышленности, ремесел, торговли; вводились в действие передовые для своего времени наполеоновские законы, в первую очередь, Гражданский кодекс, устранялись феодальные привилегии дворянства и духовенства; осуществлялись секуляризация и распродажа церковных земель. Это отнюдь не устраняло негативных последствий французского владычества, тяжесть которого испытывали и крестьяне, и городские низы, и представители нарождавшейся буржуазии, и патриотически и прогрессивно настроенные слои дворянства. Прямой экономический грабеж дополнялся насильственным присоединением Италии к континентальной блокаде, массовыми мобилизациями в наполеоновскую армию, полицейскими мерами против патриотических и прогрессивных сил, испытавших воздействие французского Просвещения и революционной идеологии конца XVIII в.
На почве недовольства французским оккупационным режимом и стремления к решению национальных и социальных проблем самой Италии в начале XIX в. на Апеннинском полуострове, особенно в Неаполитанском королевстве, зародилось движение карбонариев, которому было суждено внести яркий вклад в историю Рисорджименто. Тайные ячейки карбонариев - венты, в которых участвовали бывшие якобинцы, итальянские и французские, оставшиеся верными демократическим убеждениям, подготовили и провели в 1812-1813 гг. восстания в Калабрии и Абруццах - провинциях Неаполитанского королевства. Их масштабы и антифранцузская, антибонапартистская направленность вызвали панику правителей.
С крушением наполеоновской власти движение карбонариев перешагнуло границы Южной Италии и распространилось по всему Апеннинскому полуострову. Эпоха Реставрации означала для Италии существенный откат назад: была восстановлена власть абсолютистских монархов во всех государствах полуострова; повсюду торжествовали реакционные порядки; господствующими силами вновь стали дворянство и духовенство, стремившиеся искоренить все новое, что принесли с собой революционная и наполеоновская эпохи. При этом свержение Наполеона не привело Италию к национальному освобождению, французский гнет сменился теперь австрийским, все итальянские государства оказались в большей или меньшей зависимости от Австрии, а наиболее богатая область Италии - Ломбардо-Венецианская - по решению Венского конгресса на правах автономии вошла в состав Австрийской империи.
Провозглашенное в 1815 г. Ломбардо-Венецианское королевство на деле не обладало автономией и было полностью подчинено австрийским властям. Управляли страной австрийцы, на ее территории находилось австрийское войско, всемогущая австрийская полиция проникала во все сферы жизни итальянских подданных. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в областях королевства, особенно в столице Ломбардии Милане, в первые годы после падения Наполеона среди населения не сразу возникли антиавстрийские настроения: оно испытывало облегчение от того, что наконец прекратились непрерывные войны.
Однако очень скоро выявились негативные стороны австрийского владычества. Итальянцы не могли занимать значительных постов ни в судах, ни в административных органах, ни в армии. В печати все более свирепствовала цензура, преследовались любые национально-либеральные идеи. «Прежде всего необходимо, чтобы ломбардцы забыли о том, что они итальянцы»,- заявлял австрийский император Франц I. Все эти обстоятельства вели к тому, что в Ломбардии в эпоху Реставрации более интенсивно, чем в других областях, росло и усиливалось национально-освободительное движение, в котором объединились усилия либерально настроенных деятелей культуры и участников подпольных революционных организаций. Более того, поскольку в условиях господства феодально-абсолютистских порядков традиционная деятельность либералов оказывалась малоэффективной, некоторые либеральные деятели становились членами подпольных революционных организаций - таким путем они надеялись добиться осуществления хотя бы самых умеренных преобразований. В 1818 г. граф Федерико Конфалоньери возглавил тайное общество «Итальянская федерация», целью которого было завоевание независимости от Австрии и создание конституционной монархии в Северной Италии.
В Северной Италии движение карбонариев не получило широкого распространения. Иначе обстояло дело в Южной и Центральной Италии - здесь Реставрация принесла всем слоям населения еще большие тяготы, чем на севере. Крайне тяжелое экономическое положение страны усугублялось аграрным кризисом; в стране царили голод и нищета. Жители Южной Италии также испытывали на себе гнет Австрии, ибо секретная статья договора между монархами обоих государств признавала за Австрией право вмешиваться во внутренние дела королевства. Во многом сходная обстановка была и в папских владениях, где яростно уничтожались все нововведения наполеоновских времен.
В этих условиях в Южной и Центральной Италии росла популярность карбонариев, которые стали главной оппозиционной силой. Они выступали против австрийского гнета, за национальную независимость и выдвигали также антиабсолютистские лозунги. В организациях карбонариев формулировались требования от самых радикальных, республиканских до конституционно-монархических. Карбонаризм находил поддержку и среди крестьян, но она оказалась непрочной.
Революция 20-30-х годов XIX в.
Начало третьего десятилетия XIX в. было ознаменовано подъемом революционного движения по всей Европе - от Испании и Португалии до России. Вслед за революцией в Испании вспыхнуло восстание в Южной Италии - в маленьком городке Нола. В течение недели революция с триумфом прошла по континентальной части Неаполитанского королевства. Под звуки гимна карбонариев: «Деспотизм уничтожен, погибла тирания, и аристократия не будет нас больше угнетать!» - повсюду провозглашалась конституция по образцу испанской 1812 г., в основе которой1 лежала французская Конституция 1791 г. Король Фердинанд был вынужден утвердить конституцию. Между тем власть в стране сосредоточилась в руках крайне умеренных сил, не разделявших республиканские взгляды радикальной части карбонариев.
Тем временем нависла угроза австрийской интервенции, которая началась в феврале 1821 г. Наступление австрийцев застало неаполитанскую армию неподготовленной к решительному отпору. Успешной обороне мешало все возраставшее безраличие народных масс к судьбам революции. В битве у г. Риети 7 марта неаполитанская армия потерпела поражение; 23 марта в Неаполь вступили австрийцы, и была восстановлена абсолютная монархия. Последовала жестокая расправа с участниками революции, в первую очередь с видными карбонариями.
Вслед за неаполитанскими событиями началось революционное движение на севере Италии - в Пьемонте, являвшемся сердцевиной Сардинского королевства. Если главным требованием неаполитанцев было провозглашение конституции, а антиавстрийские лозунги оставались на втором плане, то здесь, рядом с австрийскими владениями, особенно остро звучало требование национальной независимости для всей Северной Италии. В ночь с 9 на 10 марта 1821 г. вспыхнуло восстание в г. Алессандрия. Его возглавили карбонарии - офицеры пьемонтской армии. Была провозглашена конституция по образцу испанской и создано временное правительство, местом пребывания которого стала столица Пьемонта Турин.
Революция в Пьемонте по своему характеру была близка к военному перевороту. Народные массы почти не участвовали в движении. Как и в Неаполе, туринские руководители не сумели организовать оборону страны от австрийской интервенции, им не удалось привлечь на свою сторону даже армию. Часть ее, сохранившая верность королю Виктору Эммануилу I, вместе с австрийским войском нанесла поражение конституционным силам при г. Новаре и 10 апреля без единого выстрела вступила в Турин. 10 апреля австрийцы заняли Алессандрию.
Несмотря на жесточайшие преследования, которым подвергались карбонарии после революций 1820-1821 гг., официально распущенное их общество вскоре начало возрождаться, вновь заговорщики стали вынашивать планы революционных переворотов. На этот раз наиболее активными оказались карбонарии Центральной Италии. Под воздействием Июльской революции 1830 г. во Франции в начале февраля 1831 г. вспыхнули восстания в Моденском и Пармском герцогствах и в Папском государстве. На первых порах они одерживали победы. Однако очень скоро революционное движение в Центральной Италии пошло на убыль.
В конце февраля 1831 г. началась интервенция австрийских войск в Центральной Италии. Им легко удалось преодолеть сопротивление слабых сил восставших. 26 марта временное правительство Объединенных итальянских провинций в Болонье подписало акт о капитуляции.
Поражение революционного движения в Центральной Италии показало, что цели карбонариев уже не отвечали новым условиям борьбы. Особенно очевидным стало то обстоятельство, что освободительное движение в пределах отдельных государств, изолированное от оппозиционных сил в других частях Италии, обречено на провал. Это хорошо понял молодой юрист и филолог из Генуи Джузеппе Мадзини, ставший вскоре вождем общеитальянского демократического движения. За участие в деятельности общества карбонариев он в начале 1831 г. был выслан из Италии. Поселившись в Марселе, Мадзини создал там единую общеитальянскую революционную организацию «Молодая Италия». Важнейшим требованием ее было создание единой Италии, без которой, по мысли Мадзини, оказалось бы невозможным сплочение итальянцев в нацию и освобождение страны от австрийского гнета. Будущую единую родину Мадзини представлял себе как республику, в которой должны были утвердиться политические свободы, гражданское равенство, всеобщее избирательное право.
Добиться претворения в жизнь этой программы можно было, как считали Мадзини и его единомышленники, только с помощью революции, которая должна совершаться «с народом и для народа». Вместе с тем в отношении к народным массам особенно ярко обнаружилась противоречивость взглядов Мадзини: с одной стороны, его стремление опереться на народ как на главную силу в борьбе за объединение страны, а с другой - нежелание, чтобы национальная борьба переросла в социальную борьбу низов. Он уклонялся от решения аграрного вопроса, являвшегося одной из центральных проблем итальянской революции. Почти все предложенные Мадзини меры в интересах народных масс были направлены на некоторое облегчение положения городских низов и игнорировали нужды и интересы сельского населения.
Самоотверженная, безграничная преданность Мадзини делу единства и освобождения Италии, его горячий энтузиазм в сочетании с большим пропагандистским мастерством способствовали быстрому распространению влияния «Молодой Италии» по всему Апеннинскому полуострову. В ячейках этой организации особенно многочисленными были лица свободных профессий. Мадзини и его соратники ориентировали руководителей местных ячеек на подготовку общеитальянской революции. Однако неоднократные попытки мадзинистов организовать восстания в 1833-1834 гг., а также ряд неудавшихся революционных предприятий в Италии в начале 40-х годов убедили Мадзини и других итальянских демократов в неосуществимости итальянской революции в ближайшее время.
С середины 30-х годов в итальянском национально-освободительном движении выдвигается на первый план умеренно-либеральное течение. Единственно верным для Италии умеренные либералы считали путь преобразования сверху, с помощью реформ.
Экономическое развитие.
В программе либералов решающее значение придавалось буржуазным преобразованиям в экономике. В 20-е и особенно в 30-е годы XIX в. началось некоторое оживление социально-экономического развития отдельных областей Апеннинского полуострова, в первую очередь в Северной Италии. На равнинах Ломбардии и Пьемонта наряду с традиционными хозяйствами крестьян-исполыщиков и дворянскими поместьями появились крупные предпринимательские хозяйства, в которых применялась новейшая агротехника. Рабочей силой здесь были батраки, среди которых уже формировался слой постоянных сельскохозяйственных рабочих. Сельское хозяйство приобретало товарный характер. Положение крестьян и батраков на севере немногим отличалось от южного крестьянства: их уделом были нищета, голод, частые эпидемии, невежество.
Развитие в Северной Италии сельского хозяйства способствовало становлению там промышленности, особенно предприятий по производству шелка, шерсти, хлопчатобумажных тканей. Наряду с рассеянной мануфактурой, сохранявшей свою роль, появлялись и централизованные предприятия, вводились технические усовершенствования, возникали зачатки машиностроения. Все эти новшества в 30-40-е годы XIX в. были началом промышленного переворота в Италии.
Промышленный пролетариат, формировавшийся из обнищавших крестьян и ремесленников, был еще немногочислен. Основную массу городского населения составляли ремесленники, рабочие мелких мастерских, мелкие торговцы. Условия жизни и труда городских трудящихся были крайне тяжелыми. В новых отраслях широко применялся женский и детский труд.
Развитие капиталистических отношений в городе и деревне в Северной Италии вело к умножению численности и укреплению промышленных кругов и средних слоев, в первую очередь лиц свободных профессий. Менялся облик дворян: многие из них разорялись, дробилась их собственность. В то же время значительное число дворян приспосабливалось к новым условиям.
Более отсталой, чем на севере, была экономика Центральной и Южной Италии. Феодальные пережитки, сохранившиеся здесь в еще большей мере, чем на севере, препятствовали становлению промышленности. Правда, товарно-денежные отношения все же прокладывали себе путь именно в деревне, тогда как промышленность оставалась в основном на стадии кустарного производства.
|
|