Обратная связь
|
В.И. Ленин. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ Каждый отдельный производитель в мировом хозяйстве сознает, что он вносит такое-то изменение в технику производства, каждый хозяин сознает, что он обменивает такие-то продукты на другие, но эти производители и эти хозяева не сознают, что они изменяют этим общественное бытие. Сумму всех этих изменений во всех их разветвлениях не могли бы охватить в Капиталистическом мировом хозяйстве и 70 марксов. Самое большее, что открыты законы этих изменений, показана в главном и в основном объективная логика этих изменений и их исторического развития, — объективная не в том смысле, чтобы общество сознательных существ, людей, могло существовать и развиваться независимо от существования сознательных существ..., а в том смысле, что общественное бытие независимо от общественного сознания людей. Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда. Самая высшая задача человечества — охватить эту объективную логику хозяйственной эволюции (эволюции общественного бытия) в общих и основных чертах с тем, чтобы возможно более отчетливо, ясно, критически приспособить к ней свое общественное сознание и сознание передовых классов всех капиталистических стран.
Общественное бытие и общественное сознание не тождественны, — совершенно точно так же, как не тождественно бытие вообще и сознание вообще. Из того, что люди, вступая в общение, вступают в него, как сознательные существа, никоим образом не следует, чтобы общественное сознание было тождественно общественному бытию. Вступая в общение, люди во всех сколько-нибудь сложных общественных формациях — и особенно в капиталистической общественной формации — не сознают того, какие общественные отношения при этом складываются, по каким законам они развиваются и т.д. Общественное сознание отражает общественное бытие — вот в чем состоит учение Маркса. Отражение может быть верной приблизительно копией отражаемого, но о тождестве тут говорить нелепо. Сознание вообще отражает бытие, — это общее положение всего материализма.
Задачи.
1. «______ были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый тип развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения» (Н. О. Лосский). «Евразия – это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия – это и Европа и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последней». «______, по мнению многих его представителей, характеризовалось не только общностью исторических судеб, населяющих ее народы и их родственных культур, но и, несомненно, единством социально-географического будущего».
Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения XIX-XX вв. Назовите их представителей. Какое место во всемирной истории отводится в них России? Какое из них сохраняет высокий идейно-политический потенциал в XXI веке? Выскажите свое суждение.
Тема № 9. Онтология: бытие и материя
Словарь основных понятий и терминов: онтология, бытие, небытие, материя, атрибут материи, движение, пространство, время, вселенная, мир, космос, качество, количество, изменение, единичное, особенное, общее, причина, следствие, детерминизм, индетерминизм, необходимость, случайность, содержание, форма, сущность, явление, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм.
Задачи
1. Определите, кто из философов представлял бытие следующим образом. Какие еще представления про бытие известны вам из истории философии?
а) Единственное (в смысле: "только бытие есть, небытия же нет").
б) Идею (или "свет идей").
в) Допущение.
г) Абсолютное понятие.
д) Волю к власти.
е) Энергию.
ж) Бытие есть то, что может быть определено (определить - установить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека.
2. Что новое во взглядах на материю у Гольбаха по отношению с античной философией? Назовите плюсы и минусы приведенного определения материи.
"По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различиях, ... изменениях, производимых в нас этими веществами".
3. Ответьте на вопросы, поставленные в тексте В. Эрном.Воспринималась ли природа как существенное в античной и средневековой философии? Является разрыв с природой как существенное всеобщее, характерным для всего человечества, для всей философии "нового" и "новейшего" времени, или в этой тенденции происходит поворот? Назовите философов прошлого и нашего столетия, которые пытались ликвидировать этот разрыв.
"Как механическое миросозерцание Декарта, так и боевая завоевательная философия Бэкона, в одинаковой степени, хоть и с разны сторон, окончательно порывают с природой как существенным...Когда природа не существует как существенное, когда она пассивная, инертная в себе, когда она истинно жизненная - тогда что собой представляет весь материальный мир? Что такое та материя, которая лежит в основе всех материальных процессов мира?"
4. Сравните следующие положения, высказанные представителями одного и того же философского направления? Во всем ли совпадают взгляды авторов на "материю" (судя по приведенным выше высказываниям)? Если допустить, что перед вами не два высказывания, а одно (одного автора, на один и тот же предмет), то не найдете ли вы в нем каких-нибудь противоречий? Не кажется ли вам внутренне противоречивым второе (ленинское) положение?
а) "Материя, как таковая, - это чистое сотворение мысли и абстракция. Мы абстрагируемся до качественных отличий вещей, когда "объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от вполне существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим"(К.Маркс, Ф.Энгельс).
б) "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" .(В.И.Ленин)
5. А.Ф. Лосев, анализируя сущность философского материализма, поставил следующий вопрос: "На самом деле, что такое материализм? Как показывает само слово, тут какую-то особенную роль должна играть материя? Какую же? Она должна лежать в основе всякого бытия, и к ней должны сводиться все причины и первопричины жизни и мира. Хорошо. Но что такое материя?"'. Далее Лосев пробует выяснить, есть ли "материя" материалистов то же самое, что и 1) материальная вещь, 2) сумма вещей, механическая или органическая, 3) внешний мир как целое.
Постарайтесь выяснить это и вы.
6. Для Фихте природа - костное образование, предстоящее деятельному субъекту самопознания, Я. Для Гегеля природа - необходимая ступень инобытия духа и уже вследствие этого - внешняя противоположность для субъекта.
Проведите сравнительный анализ и определите философские принципы такого понимания природы.
7. Какие философские предпосылки лежат в основе следующих суждений о природе:
"Природа без человека не имеет смысла, она не имеет движения, она есть хаос, недифференцированная и индеферентная материя, стало быть, в конечном счете ничто"(Ж.Кальвез).
"...вся Вселенная... есть не что иное, как одно живое "Я" (Н.А.Морозов).
8. Проанализируйте следующие высказывания о природе и укажите лежащую в их основе общую идею:
1) Природа - связанное целое.
2) "В природе все идет от простого к более совершенному; но везде одна и та же материя, только на разных уровнях развития" .(Н.А.Добролюбов)
3) "Жизнь природы - беспрерывное развитие, развитие отвлеченного, простого, неполного, стихийного в конкретное полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего заключающегося в его понятии, и всегдашнее домогательство вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию, это - диалектика физического мира" .(А.И.Герцен)
4) "...в природе все совершается... диалектически, ...она движется не в вечно однородном, постоянно снова повторяющемся круге, а переживает действительную историю" (К.Маркс)
5) "Так как природа есть начало движения и изменения, а предметом нашего исследования является природа, то нельзя оставлять не выясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы" (Аристотель)
|
|