Прием в эксплуатацию воздушных линий До начала сооружения ВЛ будущий эксплуатационный персонал изучает проектно-техническую документацию, а в период сооружения ВЛ ведет технический надзор за производством строительных и монтажных работ. При проведении технического надзора особое внимание уделяется выполнению скрытых работ - правильности заглубления опор, установки предусмотренных проектом ригелей оттяжек анкерных опор, уплотнения котлованов опор гравийно-песчаной смесью. Кроме того, контролируется отсутствие загнивших деталей деревянных опор, правильность монтажа контактных соединений проводов и другие работы.
По окончании работ на сооружаемой ВЛ подрядчик в письменной форме извещает заказчика о готовности ВЛ к сдаче в эксплуатацию и включению под напряжение. Заказчик организует рабочую комиссию, в которую входят представители заказчика (председатель), подрядчика, проектной организации, органов государственного надзора.
Рабочая комиссияпроверяет соответствие объемов выполненных строительно-монтажных работ проекту, смете, нормативным документам; производит детальный осмотр ВЛ с выборочной проверкой скрытых работ; проверяет качество выполненных работ и дает им оценку; составляет протоколы измерений, в частности протоколы измерений сопротивлений заземляющих устройств ВЛ; составляет ведомость выявленных при осмотре ВЛ дефектов и недоделок.
Подрядчик предоставляет рабочей комиссии следующую документацию:
- перечень организаций (субподрядчиков), участвовавших в производстве строительно-монтажных работ;
- проект ВЛ с комплектом рабочих чертежей;
- паспорт ВЛ;
- трехлинейную схему ВЛ с расцветкой фаз и номерами всех опор;
- журналы работ по строительной части ВЛ и по монтажу проводов и тросов;
- протоколы осмотров и измерений переходов и пересечений ВЛ, составленные подрядчиком совместно с представителями заинтересованных организаций;
- протоколы измерений заземляющих устройств ВЛ.
По устранению подрядчиком выявленных дефектов и недоделок рабочая комиссия готовит акты по приемке ВЛ в эксплуатацию.
Для приемки ВЛ в эксплуатацию назначается приемочная комиссия, которой подрядчик дополнительно предоставляет:
- утвержденную проектно-сметную документацию;
- акты рабочей комиссии по приемке ВЛ;
- документацию по отводу земель под трассу ВЛ;
- справку о соответствии фактической стоимости строительства ВЛ, предусмотренной в утвержденном проекте.
Приемочная комиссия проверяет переданную ей документацию, рассматривает акты рабочей комиссии, осматривает ВЛ, определяет качество выполненных работ, соответствие их проекту, проверяет устранение замеченных рабочей комиссией дефектов и недоделок и определяет готовность ВЛ к передаче в эксплуатацию.
При полной готовности ВЛ приемочная комиссия дает письменное разрешение на включение ВЛ. Это включение выполняется эксплуатационным персоналом после письменного уведомления от подрядчика о том, что люди с объекта удалены, заземления сняты, ВЛ готова к включению.
При безотказной работе ВЛ под нагрузкой в течение суток приемочная комиссия оформляет акт передачи ВЛ в эксплуатацию. Дата подписания этого акта членами приемочной комиссии считается датой ввода ВЛ в эксплуатацию. Линия переходит в ведение заказчика, принимается на баланс эксплуатирующей организацией, которая получает всю техническую документацию и несет дальнейшую ответственность за линию. [1]
Осмотры воздушных линий
При эксплуатации воздушных линий в них возникают различные неисправности и повреждения. Повреждения воздушных линий могут вызываться, например, проходящими под ними крупногабаритными грузами, набросами на воздушные линии предметов из токопроводящих материалов. Нормальной работе воздушных линий может угрожать также сооружение вблизи них различных построек, земляные работы, растущие вблизи высокие деревья (выше 4 м) с ветвями, касающимися воздушных линий. Кроме того, в воздушных линиях с течением времени происходят разного рода изменения: деревянные опоры искривляются и принимают наклонное положение; в железобетонных опорах появляются трещины; в проводах и тросах происходят обрывы отдельных проволок; в изоляторах появляются трещины и т. д. Эти дефекты могут быть вызваны сильными ветрами, оседаниями почвы вблизи опор и рядом других причин.
Чтобы раньше обнаружить неисправности, могущие представить угрозу для нормальной эксплуатации ВЛ, а также предупредить развитие возникших неисправностей, воздушные линии подвергают систематическим осмотрам. Такие осмотры осуществляют при периодических обходах трасс воздушных линий электромонтеры и инженерно-технический персонал.
Сроки осмотров воздушных линий зависят от местных условий. Учитывают также назначение воздушных линий, вероятность ее повреждения, а также состояние окружающей среды (степень загрязнения, влажность среды и т. п.). Сроки осмотров воздушных линий устанавливает главный энергетик предприятия, учитывая при этом всю совокупность имеющихся обстоятельств. Промежутки между осмотрами не должны превышать 4 месяца для линий напряжением выше 1000 В и 2 месяца для линий напряжением до 1000 В. Осмотры воздушных линий производят в светлое время дня, когда легче обнаружить имеющиеся неисправности и повреждения.
При осмотрах трасс воздушных линий следует обращать внимание на то, чтобы трасса содержалась в чистоте и на ней не находилось каких-либо посторонних предметов; провода и тросы не имели оборванных проволок, понижающих механическую прочность воздушных линий; опоры не имели ослабленных гаек или заклепок, а также ненадежных сварных швов; опоры не имели недопустимых отклонений от нормального положения; грунт вблизи опор не имел оседаний; провода и тросы не имели набросов; изоляторы не имели боя, оплавлений или трещин; бандажи не имели слабины и т. п. Обнаруженные при осмотрах повреждения и неисправности воздушных линий обходчик заносит в листок дефектов. Дефекты, требующие срочного устранения, заносят и в журнал дефектов. В журнале дефектов, который систематически просматривает руководящий персонал, указываются сроки устранения обнаруженных повреждений и неисправностей. Кроме указанных периодических осмотров, производимых монтерами, воздушные линии не реже одного раза в году осматривает инженерно-технический персонал. При этих проверках определяют техническое состояние воздушной линии, необходимость и сроки ремонта, а также объем предстоящих ремонтных работ.
ВЛ подвергаются и внеочередным осмотрам по мере необходимости в этом. Надобность во внеочередных осмотрах возникает во время гололеда, тумана, бурь, ураганов, а также в других случаях, при которых может происходить нарушение нормальной работы ВЛ. Внеочередные осмотры производят и в ночные часы, так как в это время обнаруживаются разряды, сопровождающие перекрытия изоляторов. Внеочередные осмотры назначаются по решению главного энергетика предприятия.
Осмотры ВЛ, которые производят с земли, не позволяют выявить неисправности в верхней части воздушных линий. Поэтому осмотры воздушных линий с земли дополняют проверками воздушных линий, осуществлявмыми верховыми осмотрами. Верховые осмотры производят без отключения линии не реже одного раза в три года. Если в процессе эксплуатации имеют место повторные автоматические отключения линии, то производят ее внеочередной верховой осмотр. При верховом осмотре воздушных линий тщательно осматривают провода, арматуру проводов, изоляторы и другие части опор. Одновременно определяют пригодность опоры к дальнейшей эксплуатации без ремонта.
Не реже одного раза в шесть лет производят выборочную выемку проводов из зажимов. Цель таких проверок — выявление повреждений, которые без выемки проводов из зажимов остаются незамеченными. [1]
Охранные зоны
Для сохранности воздушных линий вдоль их трассы устанавливают охранные зоны, в пределах которых запрещается без согласования с главным энергетиком предприятия производить какие-либо работы или сооружать постройки. Запрещение распространяется, в частности, на производство строительных и земляных работ, а также на устройство в этих местах стоянок для машин и механизмов.
Границы охранной зоны зависят от напряжения воздушных линий и определяются параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов линии на расстоянии:
- при напряжении до 20 кВ включительно — 10 м;
- для 35 кВ — 15 м;
- для 110 кВ — 20 м.
|