ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА учебной ПРАКТИКЕ. Основную часть практики составляет внеаудиторная самостоятельная работа под руководством руководителя практики от организации (выполнение заданий практики, составление отчетной документации, написание отчета по практике) и т.п. По окончании учебной практики осуществляется защита представленных материалов.
При прохождении учебной практики используются как традиционные научные технологии, так и специальные методики проведения научных и практических исследований в праве: формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно социологические методы исследования в праве и пр. Также в процессе прохождения практики используются справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др.
В процессе прохождения практики могут применяться следующие научно-исследовательские и научно-производственные технологии: наблюдение, беседа, сбор, первичная обработка, систематизация и анализ материалов, описание полученного на практике опыта в отчете, а также специальные методики проведения научных и практических исследований.
К технологиям, используемым при выполнении студентом различных видов работ на учебной практике относятся: изучение учебно-методической литературы, нормативной литературы для целей учебной практики, выполнение заданий в процессе прохождения практики, использование Интернет-ресурсов. Например: анализ законодательных актов с позиции соответствия их действия при реализации полномочий судьей в конкретной ситуации; обсуждение с практическим работником возникающих сложных вопросов в ходе изучения материалов дел и выносимых решений; анализ конкретных ситуаций при выполнении заданий программы практики. В зависимости от характера выполняемой работы студент также должен использовать научно-исследовательские и научно-производственные технологии, связанные с поиском и обработкой правовых источников.
8. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И ОТЧЁТНОСТЬ
По итогам прохождения учебной практики магистранты готовят отчет, в котором отражается содержание выполненных заданий и полученные результаты по каждой теме проводимых работ.
Магистранту необходимо в отчете продемонстрировать знание поставленных проблем, навыки составления проектов актов на основе изученных материалов, судебных дел.
Своевременное представление отчета является условием допуска магистранта к его защите и сдаче зачета в период сессии.
Форма и вид отчётности (характеристика руководителя практики от организации, отчёт о прохождении практики) магистрантов о прохождении практики определяются настоящей программой.
Оценка по практике является формой текущей аттестации магистрантов и учитывается при подведении итогов общей успеваемости магистров.
Магистранты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учёбы время.
По окончании учебной практики магистры предоставляют руководителю практики для защиты практики, следующие необходимые документы:
1. Характеристику руководителя практики от организации (Приложение № 3);
2. Отчёт о прохождении учебной практики (Приложение №1).
Характеристика должна отражать качество выполнения магистрантом заданий, предусмотренных программой практики либо индивидуальных заданий, полученных от руководителя, уровень теоретических знаний, характеристику личных качеств студента, проявленных им в процессе прохождения практики, а также общий вывод руководителя практики о выполнении студентом программы практики.
Отчет по практике имеет определенное композиционное построение: титульные лист, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения (если есть).
Во введении указываются место, время прохождения практики; ролевая принадлежность практиканта; цель, задачи практики; ожидаемые результаты.
При составлении отчета магистрантам необходимо учитывать, что целью практики является закрепление и углубление полученных теоретических знаний, развитие практических навыков профессиональной деятельности, формирование у магистрантов следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК): осознание социальной значимости своей будущей профессии; проявление нетерпимости к коррупционному поведению; уважительное отношение к праву и закону; повышение уровня профессионального правосознания (ОК -1);
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации своей исследовательской работы на тему «………….» (указывается выбранная тема выпускной квалификационной работы» (ОК-5);
б) профессиональных:
способность квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права (ПК-2);
готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка (ПК-3);
способность осуществлять предупреждение совершения правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты, являющиеся источниками права (ПК-7);
способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации (ПК-8);
способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации (ПК-10);
способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
Указанная цель конкретизируется в задачах. В частности, можно указать, что задачами учебной практики является:
- закрепление теоретического материала, полученного в процессе изучения дисциплин;
- знакомство с организацией и ее структурой (указывается место прохождения практики; например: знакомство со структурой и организацией работы суда Ростовской области),
- изучение правовых основ деятельности ….суда, , юротдела….(следует указать правовые основы места прохождения практики),
- приобретение навыков сбора и анализа судебной практики, статистических материалов,
- развитие навыков самостоятельного анализа, выявление проблем, определение путей их разрешения,
- сбор теоретических и практических материалов с целью подготовки выпускной квалификационной работы на тему «…….» (указывается тема выпускной квалификационной работы).
Основная часть отчета должна отражать содержание конкретной деятельности практиканта через призму формирования и развития профессиональных компетенций. Следует очень подробно раскрыть характер работы, выполненной в порядке практического приобретения юридического опыта.
Например: во время прохождения практики принимала участие в проведении правовой экспертизы, что позволило развить такую профессиональную компетенцию, как способность квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права (ПК-2);
Во время прохождения практики представляла интересы организации в судах, что дало возможность сформировать такую профессиональную компетенцию, как способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты, являющиеся источниками права (ПК-7).
Приветствуется наличие выводов магистранта об особенностях применения законодательства, особенностях сложившейся судебной практики по конкретным спорам.
В отчете можно также указать на коллизии норм, если таковые имели место.
Магистрант может высказать свои предложения, направленные на совершенствование правового регулирования финансовых отношений.
В заключении должны найти отражение результаты практики. Например, магистрант может указать, что в результате прохождения практики закреплены и углублены теоретические знания в области права, получены практические навыки профессиональной деятельности, развиты общекультурные и профессиональные компетенции. Цели учебной практики достигнуты.
Приложения:
- судебные решения (полученные по месту прохождения практики),
- список литературы по теме магистерской диссертации.
Список используемой литературы, необходимый для успешного прохождения учебной практики, рекомендуется структурировать в следующем порядке:
1. Законодательные и иные нормативные правовые акты.
2. Наименование руководящих разъяснений и обзоров судебной практики, источники ее опубликования.
3. Монографии.
4. Диссертации и авторефераты диссертаций.
5. Учебники и учебные пособия.
6. Сборники научных статей.
7. Публикации в специализированных журналах.
8. Статьи в сети Интернет.
В приложениях к отчету могут быть представлены: дополнительный графический материал (диаграммы, схемы, графики), фотографии, образцы и копии судебных документов.
Отчет должен быть напечатан, скреплен, страницы пронумерованы. Параметры страниц: левое поле 3 см., правое поле 1 см., верхнее и нижнее поля 2-2,5 см. шрифт - Times New Roman , кегль шрифта –14, Формат А-4, интервал полуторный. Объем отчета без приложений должен составлять не менее 4-7 страниц.
Отчет утверждается групповым руководителем практики от Университета.
К защите допускаются магистранты, предоставившие на кафедру полный комплект документов о прохождении практики в установленные сроки. На защите могут присутствовать представители деканата и руководители от баз практики. Оценка результатов практики проводится на основе представленного отчета, характеристики руководителей, и защиты студентом итогов практики.
По результатам защиты руководитель практики выставляет оценку по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценивание результата защиты отчета о прохождении учебной практики осуществляется на основе следующих критериев:
Требования к результатам практики
| Оценка
| - Все задания руководителя практики от организации и группового руководителя от кафедры выполнены в полном объеме и без ошибок;
- ответы на вопросы по отчету даны правильно, логично и аргументировано;
- характеристика руководителя практики от организации содержит только положительные выводы о работе магистранта, руководитель отдельно отмечает отличный уровень прохождения практики;
- отчет о прохождении практики составлен качественно, подробно и грамотно в соответствии с требованиями программы; содержит собственноручно и качественно оформленные приложения;
|
Отлично
| - Все задания руководителя практики от организации и группового руководителя от кафедры выполнены полностью, но могут быть допущены отдельные неточности;
- ответы на вопросы по отчету даны в целом правильно, но могут быть допущены отдельные неточности;
- характеристика руководителя практики от организации содержит только положительные выводы о работе студента;
- отчет о прохождении практики составлен достаточно качественно и грамотно в соответствии с требованиями программы; содержит собственноручно подготовленные приложения;
|
Хорошо
| - Все задания руководителя практики от организации и группового руководителя от кафедры выполнены не в полном объеме, допущены отдельные неточности;
- ответы на вопросы по отчету даны поверхностно, магистрант не аргументировал ответ;
- характеристика руководителя практики от организации содержит положительные или нейтральные выводы о работе магистранта и его личных качествах, но не содержит негативные замечания о работе студента;
- отчет о прохождении практики составлен поверхностно, не учтены требования программы; не содержит приложений или они составлены не самостоятельно студентом;
- магистрант не выполнил требования программы, план прохождения практики.
|
Удовлетворительно
| - Задания руководителя практики от организации и группового руководителя от кафедры не выполнены или при их выполнении допущены грубые ошибки;
- ответы на вопросы по отчету даны поверхностно, с грубыми ошибками;
- характеристика руководителя практики от организации содержит нейтральные выводы о работе студента и его личных качествах, а также негативные замечания о работе студента;
- отчет о прохождении практики составлен поверхностно, с грубыми ошибками, не учтены требования программы; не содержит приложений или они составлены не самостоятельно магистрантом.
|
Неудовлетворительно
|
Защита практики является неотъемлемой частью учебного плана и самостоятельной формой промежуточной аттестации.
Магистранты, не прошедшие практику в сроки, установленные графиком учебного процесса или получившие неудовлетворительную оценку по результатам защиты, считаются имеющими академическую задолженность.
|