Обратная связь
|
Невероятные состязания мишки и мышки
Г. Г. Коробова
Проектная деятельность в начальной школе или
Невероятные состязания мишки и мышки
Как формировать у младших школьников универсальные учебные действия?
Аннотация.Автор рассказывает о своем опыте работы по внедрению федерального государственного образовательного стандарта в младших классах на примере формирования универсальных учебных действий. В работе рассказывается об организации проектной деятельности в начальной школе, в ходе которой учащиеся приобретают опыт работы с информацией: осваивают способы ее поиска, оформления и презентации.
Ключевые слова: метод проектов, познавательные учебные действия, работа с информацией
Невероятные состязания мишки и мышки
Цели проекта: развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Мероприятие также направлено на оптимизацию детско-родительских отношений.
Уважаемые коллеги, я хочу представить проект «Невероятные состязания мышки и мишки». Надеюсь, мой опыт работы поможет учителям.
Актуальность работы
В рамках модернизации Российского образования одним из приоритетных направлений является создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. В современном образовательном пространстве становятся востребованными и личностно значимыми такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность. Ученик в рамках работы должен являться субъектом деятельности. Именного этих требований я старалась придерживаться при разработке данного мероприятия.
Вокруг нас столько возможностей получить нужную полезную информацию, которая помогла бы нам в жизни, а мы часто не можем применить её по своему назначению. Наши дети лучше будут играть в сомнительные игры, чем отправятся в путь за чем-то новым и интересным. Я стала задумываться, а как сделать так, чтобы тяга к знаниям пересилила тягу к игре у детей начальной школы, и пришла вот к такому решению. Нужно организовать учебный процесс таким образом, чтобы подтолкнуть учеников на поиск новой информации. Мне на помощь пришла проектная методика, с помощью которой я решила устроить в классе соревнование для детей, с награждением победителей, с участием родителей. Тогда я даже не подозревала, как это может быть увлекательно.
Как говорится, всё новое – хорошо забытое старое. В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской, но актуальным он остаётся и по сей день.
Описание проделанной работы
Я работаю учителем начальных классов, поэтому выбор темы был обусловлен возрастными особенностями младших школьников. Тема для них должна быть интересной, а наглядность яркой. Разработку проекта я решила начать с объявления, которое разместила в классе.
Невероятное событие в нашей школе. 26 октября состоится неравный бой между мышкой и мишкой. Если вы хотите узнать много нового и интересного, посмотреть на схватку двух титанов, тогда мы ждём вас!
Приходите, не пожалеете!
Ты неравнодушный человек?
Тогда помоги своему зверьку победить в этой борьбе!
Тебе понадобятся:
-желание.
-дух соперничества
-хорошее настроение.
-немного свободного времени.
Следующий этап – родительское собрание, на котором я попросила оказать мне посильную помощь в поиске информации, так как не все дети могут работать в поисковых системах самостоятельно. Акцентировала внимание на том, что родители не должны увлекаться этим процессом и делать работу за своих детей.
Родители получили буклеты с информацией о методе проектов.
ЧТО ТАКОЕ МЕТОД ПРОЕКТОВ
Метод проектов - это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой.
ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Принимать самостоятельные аргументированные решения.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
ПОЧЕМУ ПРОЕКТЫ НРАВЯТСЯ УЧЕНИКАМ?
1 Ученик является активным участником познавательного процесса, сам ищет информацию.
2 Учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов.
3 В проектной деятельности активно участвует каждый ученик в соответствии с его индивидуальными возможностями.
4 В проектной деятельности преобладает коллективный характер принимаемых решений.
5 Проектная деятельность открывает огромный простор для творчества.
Уважаемые родители! Ребёнку очень важно чувствовать, что его любят, в него верят и всегда придут на помощь. Все мы сможем взаимодействовать во время работы в проекте.
Помогите своему ребенку, расскажите, как вы работаете с информацией. Ваша поддержка в течение всего проекта может быть очень важна для результатов обучения.
|
Невероятные состязания мышки и мишки.
Мы приглашаем Вас на защиту проекта,
которая состоится через неделю.
Не пропустите это увлекательное
зрелище!
| 26 октября в классе состоялся классный час, на котором и была представлена презентация учителя. В начале презентации были выявлены знания детей о таких известных животных как мышь и медведь. У детей уже есть некоторые сведения (внешние признаки и место обитания). Я предложила рассмотреть вот какую ситуацию.
-Представьте, что мышка и мишка решили сразиться в бою. Кто из них победит?
Версии учащихся были различны. Кто-то предложил, что медведь сильнее, поэтому он победит, некоторые - мышка быстрее и проворнее. Класс разбился на две группы самопроизвольно. Тогда я предложила ученикам помочь своему зверю победить в этих соревнованиях. Но так как мы находимся в школе, то и состязания будут проходить по разным предметам: по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению. На все эти состязания была отведена неделя. Дети разбились на 3 группы: любители русского языка, окружающего мира и литературного. В каждой группе были ученики, которые переживали за своего зверька, поэтому искали информацию только о нём. В конечном итоге класс был разбит на 6 групп.
Каждой группе были выданы карточки с заданиями.
n ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ «ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА»
| n Сколько значений данных слов вы можете найти в словарях?
n Найдите пословицы и поговорки, в которых упоминается ваш герой.
n Найти загадки о мышке и мишке.
|
ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ «ЗНАТОКОВ ЖИВОТНОГО МИРА»
| У кого длиннее хвост?
n Кого больше на Земле?
n Кто самый большой обжора?
n Кто лучший спортсмен?
n У кого температура тела выше?
n У кого больше продолжительность жизни?
n Кто раньше появился на Земле?
n У кого видов больше?
n Чьё сердце бьётся чаще?
n Кто опаснее для человека?
n Кто самый запасливый из них?
n Кто больше похож на человека? И .т.д.
|
ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ «ЗНАТОКОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»
| В каких литературных произведениях, мультфильмах, фильмах встречались наши герои? Запиши их названия.
|
Очень важно, чтобы дети не делились информацией со своими соперниками.
Поэтому консультации с учителем проводились для каждой из шести групп индивидуально. Педагогу нужно вовремя подсказать направление движения.
Каждый день ко мне подходили ученики со счастливыми глазами и делились новой информацией, дух соперничества не давал им покоя. Все с нетерпением ждали общих результатов. Наконец, через неделю мы подвели итоги.
На заключительном этапе присутствовали и родители, и дети.
Посмотрите, к каким результатам мы пришли.
Результаты работы
«Знатоков русского языка»
Конкурс загадок
|
|
| Любит малину, любит мёд,
Зимою - лапу лишь сосёт.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ...
| В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?..
| Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
| Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки.
| Зимой спит,
Летом – ульи ворошит.
| Маленькая, серенькая, а хвостик, как шило.
| Кто позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
| Под полом таится, кошки боится.
| Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
| (Загадка-шутка)
Как узнать есть ли мышь в холодильнике, не открывая его?
(У холодильника должен стоять велосипедик.)
| Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
| (Загадка-шутка)
Кто быстрее доберется до холодильника — мышь или слон?
(Мышь. Она на велосипедике приедет.)
| Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
| В поле зерна собирает
К себе в норку запасает
| Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
| Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызёт и книжки.
Догадался? Это …. Мышка!
| Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
| Грызть не любит ничего,
Сыром не питается!
Монитор без нее грустит,
Сайт не открывается!
| Кто в лесу малинку ест?
Кто за медом в улей влез?
Кто сосет в берлоге лапу?
Это - ...
| Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
| Косолапый он и бурый.
Если мёда нет – понурый.
Любит сызмала реветь,
Потому что он …
| Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Чёрненькие глазки,
Остренькие зубки.
| Сыт бываю только летом,
В дни, когда малину рву,
А полгода без обедов
И без завтраков живу.
| Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
| (Загадка-шука)
Про медведя и охотника
Медведь стреляет в охотника. У медведя 3 патрона. Меткость медведя равна 0,3 (30%). Вероятность, что при попадании в охотника ранение окажется смертельным, составляет 0,6 (60%).
Какова вероятность, что охотник умрёт?
Ну как, подсчитали? Тогда сравните свой ответ с правильным.
Вероятность того, что охотник умрёт, равна 100% и не имеет никакого отношения к условиям задачи.
| Я живу под землей в темной норке.
Шубка серая, крошечный рост,
Глазки, черные бусинки, зорки,
И веревочкой тоненький хвост.
Меж стеблями колосьев спелых
Я опавшие зерна ищу
И в зубах своих остреньких, белых
Колос срезанный в норку тащу.
Я боюсь долгоносой вороны,
Желтоглазой совы и хорьков,
Голодаю весною студеной,
Зябну в сырости талых снегов.
|
| Хвост длинен, но сама крошка,
И боится очень кошки.
|
| В лесу у пня суетня, беготня,
Народ рабочий весь день хлопочет.
|
| Маленький шарик
Под лавкой шарит
| 13 16
Вывод: победила мышка!
Значение слов
|
Медведь – уменьшительное мишка. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами (Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова)
|
Мышь – уменьшительное мышка.
Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом (Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова)
|
Пореченков Михаил Горбачёв Михаил
Значение имени Михаил Имя происходит от древнееврейского имени – Микаэль. Известны и другие формы имени: в Англии – Майкл, в арабских странах – Микаил, в Германии – Михель, в Испании – Мигель, во Франции – Мишель. Имя МИХАИЛ («МИКАЭЛЬ») переводится с древнееврейского – «подобный Яхве (богу)». Интересно и то, что талисманом имени МИХАЛ является МЕДВЕДЬ, т.е. мишка. Уменьшительно-ласкательные имена: Миша, Мишка, Мишутка, Мишуня, Миханя, Мишенька, Мишуля.
|
Выражение под мышками или под мышкой означает под плечевым сгибом или прижав плечевой частью руки к боку (Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова)
|
|
Мышь, мышка (от англ. mouse) — указательное устройство компьютера, перемещаемое по столу и имеющее 2 или 3 кнопки, и иногда еще колесико Основное устройство для работы в Windows. Изобретена в США. (Толковый словарь Интернет сайтов)
|
Вывод: победила мышка!
Пословицы и поговорки о мышке и мишке
|
| В медведе думы много, да вон нейдет.
| Надулся, как мышь на крупу
| Силен медведь, да в болоте лежит.
| Был бы хлеб, а мыши будут
| Не дал Бог медведю волчьей смелости, а
волку медвежьей силы!
| Были бы крошки, а мышки будут
| Хозяин в дому, что медведь в бору: хозяюшка в
дому, что оладья в меду
| Ввалился, как мышь в закром (или в короб; первое означает избыток, второе ловушку).
| Богатый силен, что медведь.
| И мышь в свою норку тащит корку
| Хозяин в дому, что
медведь в бору: что как хочет, так ворочат
| Богатый в деньгах, как мышь в крупах
| Медведь по корове съедает, да голоден бывает: кура по зерну клюет, да сыта живет.
| Кошка спит, а все мышей видит
| Не прав медведь, что корову съел: не права корова, что в лес зашла.
| Смерть, как мышь, голову отъест!
| Медведь корове не брат.
| Живем, пока мышь головы не отъела.
| Тот же медведь, да в другой шерсти.
| Все на меня, как на мокрую мышь!.
| Брови, что медведь лежат, густые.
| Мышке с кошкой в наклад играть.
| И космато, да не медведь
| Все по норам, что мыши по щелям.
| Бей медведя, не бей медведчика (охотника)
| Невеличка мышка, да зубок остер.
| Счастлив медведь, что не попался стрелку: и стрелок счастлив, что не попался медведю!
| Худа та мышь, которая одну лазею знает.
| Не продавай шкуры, не убив медведя
| Он не годится и мышей ловить
| Где медведь, там и шкура.
| Отольются кошке мышкины слезки.
| Волк и медведь не умываючись здоровы живут.
|
| Кто видал, чтоб медведь летал: он пеший, как леший!
|
| Два медведя в одной берлоге не живут (не уживутся)
|
| И медведя бьют, да учат.
|
| Дело не медведь, в лес не уйдет.
|
| Товар не медведь, всех денег не съест.
|
| Медведь. на ухо наступил
|
| Не оказывай другу медвежью услугу. (24)
| (16)
|
Победил мишка!
Результаты работы
«Знатоков животного мира»
Длина тела.
(победил медведь)
| Белый медведь. Длина самцов в среднем ок. 2,2 м,
| Одно из самых мелких млекопитающих на Земле длина тела 12—19 см
| Длина хвоста
(победила мышь)
| Длина хвоста у обоих полов от 8 до 13 см
| Длина хвоста 9—16 см, Хвост составляет не менее 90 % длин длина 9—18 см, хвоста 12—26 см), Представители рода кенгуровых мышей (Notomys)
|
Масса тела
(победил медведь)
| Масса взрослых самцов обычно 360-400 кг, хотя варьирует в пределах от 300 до 800,
| масса 50—100 г. Травяные мыши (Arvicanthis)
|
Численность
(победила мышка)
| приносит потомство в возрасте 4—8 лет, рожает один раз в 2—3 года и имеет в помёте 1—3 медвежат, таким образом в течение жизни принося не более 10—15 детёнышей.
| В году у лесной мыши 2—4 помета, от 3 до 8 мышат .
За год самка полёвки приносит 5-6 раз, в каждом помёте бывает от 6 до 12 деток.
|
Кто самый большой обжора.
(победила мышка)
| Он способен вместить в себя более 70-ти кг корма.
| Крохотная бурозубка в течение дня съедает пищи в 4,2 раза больше собственного веса.
|
Лучший бегун
(победил мишка)
| Они способны непрерывно пробегать до 15-ти км. В скорости бега белый медведь также уступает своему бурому родственнику. Во время галопа белый медведь способен развивать скорость до 30-ти км в час. В воде он развивает скорость до 6,5 км в час, хотя обычно плавает со скоростью 4-5 км в час. Белый медведь хорошо прыгает, учитывая его немалый вес
| (Домовые мыши очень подвижные, юркие зверьки; они хорошо бегают (со скоростью до 12-13 км/ч), лазают, прыгают и неплохо плавают. А исследователи из американского Case Western Reserve University вывели самую выносливую мышь. Во время тестов эта мышь пробегала 5–6 км со скоростью 20 м/мин, при этом пробежка могла длиться безостановочно 6 ч.
|
У кого температура выше?
(победила мышка)
| Нормальная температура составляет 38-39 градусов.
| Нормальная температура мышевидных грызунов 40-41 градус Цельсия.
|
Кто больше живёт?
(победил мишка)
|
Продолжительность жизни максимум 25—30 лет;
| В природе продолжительность жизни мыши обычно не превышает 12-18 месяцев. В неволе они, однако, живут 2-3 года.
|
Кто появился первым на Земле?
(победила мышка)
| Первый настоящий медведь, Ursus minimus, появился примерно 5-6 млн лет назад;)
| .. Появление же современных мышей рода Mus, к которым относится и та самая, всем столь хорошо знакомая, Mus musculus, оценивается возрастом в 7 млн лет.
| У кого больше видов?
(победила мышка)
| Семейство объединяет всего 8 современных видов:
| Около 300 видов (более 70 родов) относят к этому главному подсемейству — мышей
|
У кого сердце бьётся чаще?
(победила мышка)
| Сердечные ритм 40-70 ударов
| У этрусской мыши сердечный ритм составляет
1 300 ударов в минуту!
| Лучший прыгун.
(победил медведь)
| Уссурийский медведьС деревьев четырех-шестиметровой высоты спрыгивает не задумываясь
| Способна бесстрашно спрыгнуть с трехметровой высоты.
|
Кто опаснее для человека?
(победила мышка)
| Ежегодно от лап и зубов медведей погибает примерно 15 человек.
| Рыжая полевка - носитель геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС). В 1997 году зафиксировано 12 000 заболевших и десятки смертей, потому что это - вирусная инфекция с поражением почек, и люди либо становятся калеками, либо умирают.
|
Самый запасливый.
(победила мышка)
| Медведь зимой не ест ничего, только лапу сосёт в берлоге.
| Эксперимент показал, что в свою кладовую под землю пара мышей утащила 4596 желудей и 6 кг семян подсолнечника, общий вес составил 19,7 килограмм, это больше чем они способны съесть за год. Эксперты с удивлением пришли к выводу: эти мыши запасаются провизией не на один год, а предусмотрительно делают запасы на несколько лет вперед.
| Итого: 5 баллов
| Итого :9 баллов
| Вывод: мышка победила!
| Дополнительные сведения.
Биологи пришли к выводу о том, что у человека и мыши совпадает 75% генов.
Благодаря специальному устройству скелета мышь может сложиться и пролезть в щель шириной с карандаш.
|
Результаты работы
«ЗНАТОКОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»
Литературные произведения, фильмы, мультфильмы о мышках и мишках
Маша и медведь
|
Грибок-теремок (1958)
|
Вини Пух.
|
Сказка о глупом мышонке (1940)
|
|
Приключение кота Леопольда
|
Теремок
|
Щелкунчик
|
Колобок
|
теремок
|
Краденое солнце
|
Репка
|
Вершки и корешки (1974)
|
Курочка Ряба.
|
Три медведя (1984)
|
|
умка
|
|
Квартет (1947)
|
|
Волк и телёнок
|
|
Ёжик в тумане
|
|
|
| 76: 37
Вывод: победил мишка!
Все названия мультфильмов, фильмов, книг я не смогла разместить в этой работе. Но результаты превзошли все ожидания.
Итог:
По российским и советским произведениям счёт 57:21
Вместе с иностранными - 76: 37
Представляете, какую коллосальную поисковую работу провели дети!
Наступил день подведения итогов. Дети оформили выставку из книг, героями произведений которых стали мышка и мишка. На уроках музыки выучили песни об этих животных. Украсили кабинет рисунками мышки и мишки, которые подготовили на уроках изобразительного искусства. Всё близилось к завершению. Чтобы продлить радость ожидания, мы чередовали объявления итогов с номерами художественной самодеятельности.
После подведения итогов выяснилось, что со счётом 2:3 победила мышка. Но каково же было моё удивление, когда родители сказали, что тоже решили поучаствовать в этих соревнованиях и организовали чаепитие, на которое они подобрали сладости с изображением только наших героев! Это были конфеты «Мишки в лесу», «Мишка на Севере», «Умка», «Весёлый мишка», «Мишка косолапый», пирожное бисквитное с шоколадной начинкой «Медвежонок Барни», кекс ореховый «Мышкина поляна». Таким образом, нашему медвежонку мы присудили ещё один балл и решили, что в этом бою победила дружба и наши знания. Главное, что все ушли с праздника с хорошим настроение, девочки с игрушками – мышками, мальчики – с мишками.
А самое замечательное – они приобрели столько знаний, сколько не смог бы рассказать ни один учитель за урок. Вы не поверите, но когда я предложила взять домой и почитать понравившиеся книжки о наших героях, то на нашей выставке не осталось ничего! А дети ещё долго ходили и делились со мной всё новой и новой информацией. Не верите? Поведите это мероприятие у себя в классе – вы всё увидите сами!
Литература:
1.Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения // Эксперимент и инновации в школе.-2010.-№3.
2.Прохорова С.Ю., Трубина З.Д., Еремеева О.А. Начальная школа полного дня: перспектива развития. // Эксперимент и инновации в школе.– 2009. - №1.
3.Дюмина С.В. Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании-. 2009-№1.
4. Калинина Н.В. Формирование конструктивного поведения младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2008.-№3.
Адреса сайтов:
http://vidahl.agava.ru/
http://www.ozhegov.ru/
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21634/
http://www.zooclub.ru/wild/hish/258.shtml
http://atlasov.milkovo.ru/theme_3.php
http://hunfish.ru/
http://ebftour.ru/articles.htm?id=466
http://www.sunhome.ru/image/15041
http://www.stihi.ru/2005/05/17-259
http://blokino.ru/?page_id=5116
http://www.zastavki.com/rus/Animals/Beasts/wallpaper-15431-9.htm
http://www.ecosystema.ru/08nature/mamm/112.htm
http://saboy.livejournal.com/159230.html
http://madame.ucoz.ru/index/detskie_stikhi/0-15
http://nnm.ru/search?q=хомячки&in=tags
http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=670716&tagid=847
http://koshki-mishki.ru/riddles.html
http://puzzle.fome.ru/ras-12-19-com.html
http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/2.htm
|
|