Обратная связь
|
Глава 8. Становление и бытие Пожалуйста, расскажите нам о напряжениях и расслаблении семи тел.
Первичным источником всякого напряжения есть становление. Каждый стремится чем-то стать; никто не принимает себя таким, какой он есть. Бытие отрицается, бытие не принимается, и что-то иное принимается за идеал, которому нужно следовать. Поэтому основное напряжение всегда между тем, какой вы есть, и тем, каким вам хочется быть.
Вы желаете чем-то стать. Напряжение означает, что вы недовольны тем, что вы есть, и вы стремитесь быть тем, чем вы не являетесь. Между этими двумя и создается напряжение. И неважно, чем вы хотите стать: богатым, знаменитым, могущественным или свободным, освобожденным. Божественным, бессмертным; даже если вы жаждете спасения, мокши, и тогда все равно будет напряжение.
Любое желание, направленное в будущее, в противовес тому, какой вы есть сейчас, порождает напряжение. Чем более недостижимый идеал, тем сильнее напряжение. Поэтому материалист обычно не так напряжен, как человек религиозный, потому что религиозный человек стремится к невозможному, слишком далекому. Расстояние так велико, что только большое напряжение способно заполнить разрыв.
Напряжение - это промежуток между тем, что вы есть, и тем, чем хотите быть. Чем больше этот промежуток, тем сильнее напряжение. Если промежуток мал, то и напряжение невелико. А если промежутка вообще нет, это значит, что вы довольны тем, что вы есть. Иными словами, вы не стремитесь быть ничем другим, чем то, чем вы являетесь. Тогда ваш ум существует в моменте. Нет причин для напряжения; вы в согласии с собой. Вы находитесь в Дао. Для меня, если нет разрыва, вы - религиозны, вы - в дхарме.
Этот промежуток может быть многослойным. Если желание физическое, то и напряжение будет физическим. Если вам хочется иметь другую форму, иное тело - если вы желаете чего-то, чем вы не являетесь, на физическом плане - тогда напряжение создается в вашем физическом теле. Вам хочется быть более красивым. И ваше тело напрягается. Это напряжение начинается с первого тела, физиологического, но, если оно постоянно и последовательно, то оно может проникать вглубь и распространяться и на другие слои вашего бытия.
Если вы жаждете духовного могущества, то напряжение начинается на духовном уровне и распространяется. Это подобно тому, как в воду падает камень. Вы бросаете его в одном месте, но порожденная им вибрация распространяется до бесконечности. Поэтому напряжение может возникнуть в любом из ваших семи тел, но первоначальная причина его всегда одна и та же: промежуток между тем состоянием, которое есть, и тем, к которому вы стремитесь.
Если вы обладаете умом определенного типа и хотите изменить его, трансформировать его, если вы хотите стать умнее, интеллектуальнее - тогда возникает напряжение. Только если мы принимаем себя полностью, напряжение отсутствует. Это полное приятие и есть чудо, единственное чудо. Найти человека, который принял себя полностью, это единственное, что удивляет.
Само сущее не напряжено. Напряжение всегда идет от предположительных, несуществующих возможностей. В настоящем напряжения нет; напряжение всегда направлено в будущее. Оно порождается воображением. Вы воображаете себя чем-то, чем вы не являетесь. Эта придуманная возможность и порождает напряжение, И чем более богатым воображением одарен человек, тем большее возможно напряжение. В таком случае воображение становится деструктивным.
Воображение может также становиться конструктивным, творческим. Если вся сила вашего воображения сфокусирована на настоящем, в моменте, не на будущем, тогда вы сумеете увидеть свою жизнь, как поэзию. Ваше воображение не порождает стремлений к чему-либо; оно используется в процессе жизни. Такая жизнь в настоящем лишена напряжения.
Ни животные, ни растения не напряжены, потому что они не обладают воображением. Они ниже напряжения, не выше его. Их напряжение представляет собой потенциальную возможность: оно еще не стало действительностью. Они в развитии. Причем настанет момент, когда напряжение взорвется в их бытии, и они устремятся в будущее. Это неизбежно случится. Воображение становится активным. Первое, из-за чего активизируется воображение, это будущее. Вы создаете образы, и поскольку соответствующих реальностей нет, вы продолжаете создавать все больше и больше образов. Но что касается настоящего, то невозможно соотнести с ним воображение. Как можно воображать и придумывать в настоящем относительно того, что происходит в данный момент. В этом нет необходимости. Это нужно хорошо понять.
Если вы можете осознанно присутствовать в настоящем, вы не будете жить в своем воображении. Тогда воображение будет свободно творить внутри самого настоящего. Нужен только правильный фокус. Если воображение сфокусировано на реальном, оно начинает творить. Творчество может принять любую форму. Если вы поэт, то оно станет взрывом в поэзии. И поэзия не будет стремлением к будущему, но выражением настоящего. Если вы художник, то взрыв будет в живописи. А живопись будет не чем-то, что вы вообразили; но тем, что вы познали и прожили.
Когда вы не живете в мире воображения, вам дается настоящий момент. Вы можете либо выразить его, либо уйти в молчание. Но это будет не мертвое молчание, в котором упражняются. Оно тоже будет выражением настоящего момента. Момент настолько глубок, что может быть выражен только через безмолвие. Ни поэзия, ни живопись не могут адекватно это сделать. Никакое выражение невозможно. Молчание будет единственным выражением этого момента. Это молчание не является чем-то негативным, это, скорее, позитивное цветение. Что-то расцвело внутри вас цветом безмолвия, через это безмолвие выразилось все, чем вы живете.
И второе, что нужно понять. Это выражение настоящего через воображение не является ни воображением будущего, ни реакцией на прошлое. Это не выражение известного опыта. Это опыт приобретения опыта, как вы прожили это, как это происходит в вас. Это не прожитый опыт, но живой процесс ощущения.
Тогда ваш опыт и переживание настоящего не две разные вещи. Они будут одним и тем же. Художника нет. Само переживание стало живописью; само переживание выразило себя. Вы уже не творец: вы - творчество, живая энергия. Вы не поэт, вы - сама поэзия. Это переживание не ради прошлого или будущего; оно не из прошлого или из будущего. Само мгновение стало вечностью, и все происходит из него. Это цветение.
Это цветение имеет семь слоев, так же как и напряжение имеет семь слоев. Оно существует в каждом теле. Например, если оно происходит на физиологическом уровне, то вы становитесь совершенно по-новому прекрасными. Эта красота идет не от формы, а от бесформенного, не от видимого, а от невидимого. И если вы способны почувствовать этот момент ненапряжения в своем теле, вы познаете благополучие, которого раньше не знали.
Мы знаем только отрицательные состояния здоровья: отрицательные в том смысле, что мы считаем себя здоровыми тогда, когда мы не больны. Отрицание каждой болезни принимается за здоровье. В этом нет ничего положительного; это просто отсутствие болезни. Медицинское определение здоровья заключается в том, что вы здоровы тогда, когда вы не больны. Но у здоровья есть также и положительное измерение. Это не только отсутствие болезни, это присутствие здоровья.
Ваше тело может быть ненапряжено только тогда, когда вы живете от момента к моменту. Вот вы едите, и момент этот стал вечностью, тогда нет ни прошлого, ни будущего. Единственно, что есть, так это сам процесс еды. Вы не просто делаете что-то, вы становитесь этим процессом. И в вашем теле не будет напряжения, оно будет удовлетворено. Или если вы сексуально общаетесь, и секс не является просто освобождением от сексуального напряжения, а напротив, положительным выражением любви - если момент стал целостным, и вы в нем полностью - тогда вы познаете положительное благополучие в своем теле.
Если вы бежите, и бег стал целостностью вашего существа; если вы являетесь теми ощущениями, которые возникают в вас, не нечто отдельное от них, но едины с ними; если нет ни будущего, ни цели, связанной с этим бегом, а сам бег есть цель - тогда вам известно положительное благополучие. Тогда ваше тело не напряжено. На физиологическом уровне вы познали момент ненапряженного бытия.
И такое происходит с каждым из семи тел. Нам легко понять ненапряженность в первом теле, потому что мы уже знаем два состояния этого тела: болезнь, позитивная болезнь; и негативноопределяемое благополучие, отсутствие болезни. Это мы уже знаем, так что способны предоставить себе и третью возможность - позитивное здоровье. Но несколько труднее представить себе ненапряженность во втором теле, эфирном, потому что вы о нем ничего не знаете. Но некоторые вещи могут быть поняты.
Сновидения связаны в основном со вторым, эфирным, телом. Поэтому, когда мы говорим о снах, мы имеем в виду сны эфирного тела. Но если ваше физическое тело живет в напряжении, то оно может порождать многие сны. Например, если вы поститесь, тогда возникают сновидения определенного типа. Это уже физиологические сны. Они не имеют отношения к эфирному телу.
У эфирного тела свое напряжение. Мы знаем эфирное тело только во снах, и если оно напряжено, то сновидения превращаются в кошмары. Даже во сне вы будете испытывать напряжение; оно будет преследовать вас. Первое напряжение в эфирном теле связано с осуществлением ваших желаний. Мы все видим сны о любви. Секс физиологичен, а любовь нет. Любовь не имеет ничего общего с физическим телом. Она связана с эфирным телом, но если она не осуществлена, то может страдать и физическое тело. Должны удовлетворяться нужды не только физического, но и эфирного тела. У него свой голод; ему тоже нужна пища. Такой пищей является любовь.
Мы мечтаем о любви, но мы не любим. О любви мечтают все - какой она должна быть, кого нужно любить - но все в ней разочарованы. Мы либо грезим о будущем, либо огорчаемся о прошлом, но мы никогда не любим. В эфирном теле есть и другие напряжения, но любовь - одно из тех, что нам легче всего понять. Если вы можете любить в моменте, тогда в эфирном теле не создастся напряжения. Но вы не в состоянии любить в моменте, если вы предъявляете своей любви требования, ожидания, условия, потому что требования, ожидания и условия связаны с будущим. Настоящее выходит за пределы наших определений. Оно такое, какое оно есть. Но у вас могут быть ожидания о будущем, какое оно должно быть. Любовь тоже превратилась в "должно быть", она всегда о том что "должно быть". Любить в настоящем можно, только если ваша любовь лишена ожиданий, требований, только лишь, если она безусловна.
Так же нельзя любить в настоящем, если ваша любовь направлена только на одного человека и ни на кого другого. Если ваша любовь - отношение, а не состояние ума, то ум, не можете любить в настоящем, потому что в ней есть очень тонкое условие. Если я говорю, что могу любить только тебя, то когда тебя нет, я не буду любящим. Двадцать три часа я буду не - любящим и только один час, когда я с тобой, я буду любящим. Это невозможно! Нельзя в один момент любить, а в следующий - уже не любить. Если я здоров, то я здоров все 24 часа в сутки. Невозможно быть здоровым в течение часа, а остальные 23 часа быть больным.
|
|