МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ Методика 24. «Назови слова» Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
_____ Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста_
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов— ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов— ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов— ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов— ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла— ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
0-1 балл— ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов
| — очень высокий.
| 8-9 баллов
| — высокий
| 4-7 баллов
| — средний.
| 2-3 балла
| — низкий.
| 0-1 балл
| — очень низкий.
|
Методика 25. «Расскажи по картинке»
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
Часть I. Психологическая диагностика
Рис. 27. Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке».
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Рис. 28. Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»
г
Часть I. Психологическая диагностика
Рис. 29. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Рис. 30. Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет.
Часть I. Психологическая диагностика
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.
Таблица 1 Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»
№
| Фрагменты речи,
| Частота
| п/п
| фиксируемые в процессе исследования
| употребления
|
| Существительные
|
|
| Глаголы
|
|
| Прилагательные в обычной форме
|
|
| Прилагательные в сравнительной степени
|
|
| Прилагательные в превосходной степени
|
|
| Наречия
|
|
| Местоимения
|
|
| Союзы
|
|
| Предлоги
|
|
| Сложные предложения и конструкции
|
|
Оценка результатов
10 баллов— в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.
8-9 баллов— в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.
6-7 баллов— в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.
4-5 баллов— в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.
2-3 балла— в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.
0-1 балл— в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Выводыоб уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— очень низкий.
|