Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
№ п/п
| Наименование раздела / темы
| Общая трудоемкость (час.)
| лекции (час.)
| практические занятия (час.)
| Самостоятельная работа (час.)
| всего
| ИФ
| всего
| ИФ
| 4 семестр
|
| Раздел 1. Роль науки в современном обществе и организационно-исследовательские основы научной работы
|
|
| |
| |
|
| 1.1.Наука в современном обществе
|
|
|
|
|
|
|
| 1.2.Организация научно-исследовательской работы в России
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Методология, методы и методики ведения научных исследований
|
|
| |
| |
|
| 2.1.Методология и методы научного исследования
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2.Общенаучные методы исследований
|
|
|
|
|
|
|
| 2.3.Методика научного исследования
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 3. Виды и формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов вуза
|
|
| |
| |
|
| 3.1.Работа студента с научной литературой
|
|
|
|
|
|
|
| 3.2.Научно-исследовательская работа студента вуза
|
|
|
|
|
|
|
| 3.3.Учебно-научная работа студента вуза
|
|
|
|
|
|
|
| 3.4.Требования к языку и оформлению студенческих научных работ
|
|
|
|
|
|
|
| Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации
| зачет
|
| Итого в семестре:
|
|
|
|
|
|
|
| Итого по дисциплине
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.2
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(заочная форма обучения)
№ п/п
| Наименование раздела / темы
| Общая трудоемкость (час.)
| лекции (час.)
| Практические занятия (час.)
| Самостоятельная работа (час.)
| всего
| ИФ
| всего
| ИФ
| 2 курс
|
| Раздел 1. Роль науки в современном обществе и организационно-исследовательские основы научной работы
|
|
| |
| |
|
| 1.1.Наука в современном обществе
|
|
|
|
|
|
|
| 1.2.Организация научно-исследовательской работы в России
|
| -
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Методология, методы и методики ведения научных исследований
|
|
|
|
|
|
|
| 2.1.Методология и методы научного исследования
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2.Общенаучные методы исследований
|
| -
| | -
| |
|
| 2.3.Методика научного исследования
|
| -
|
|
|
|
|
| Раздел 3. Виды и формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов вуза
|
| -
|
| -
|
|
|
| 3.1.Работа студента с научной литературой
|
| -
|
| -
|
|
|
| 3.2.Научно-исследовательская работа студента вуза
|
| -
|
| -
|
|
|
| 3.3.Учебно-научная работа студента вуза
|
| -
| | -
| |
|
| 3.4.Требования к языку и оформлению студенческих научных работ
|
| -
|
| -
|
|
|
| Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации
| зачет
|
| Итого в семестре:
|
|
| |
|
|
|
| Итого по дисциплине
|
|
| |
|
|
| 5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем
Раздел 1. Роль науки в современном обществе и организационно-исследовательские основы научно работы
Тема 1.1. Наука в современном обществе
Понятие «наука» и классификация наук. Многозначность понятия «наука». Научное исследование как форма существования и развития науки.
Наука и философия. Философия науки. Великие имена в истории науки.
Основные концепции современной науки.
Роль науки в развитии общества. Главные функции науки в обществе (познавательная, мировоззренческая, производственная, культурная, образовательная).
Практическое занятие 1.1. «Наука в современном обществе»
(форма обучения очная и заочная)
1. Многозначность понятия «наука». Классификация наук.
2. Наука и философия.
3. Основные концепции современной науки.
4. Общественные функции науки.
Задания для самостоятельной работы
1. Рассмотреть место науки в современном обществе. Изучить сущность понятия «наука». Определить предмет науки, ее основные цели и задачи.
2. Рассмотреть науку в её историческом развитии. Отметить основные этапы эволюции научного знания.
3.* Определить роль науки в общественной жизни. Выявить элементы, составляющие современную науку.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
И подготовке к практическому занятию
Прежде чем ответить на вопросы задания, следует составить словарь терминов по теме. При ответе на вопросы необходимо соблюдать следующие требования к плану ответа:
дать оценку значимости и сложности вопроса в рамках темы;
отметить основные работы и их авторов, которые рассматривают данный вопрос;
привести наиболее важные аргументы авторов, подтверждающие их идеи;
выделить спорные, неочевидные положения;
определить свое отношение к обсуждаемому вопросу.
При ответе на первый вопрос задания для самостоятельной работы следует обратить внимание на научную терминологию, в первую очередь дать определение понятию «наука» и рассмотреть спектр целей и задач науки.
При ответе на второй вопрос задания для самостоятельной работы нужно обратиться к истории развития науки, рассмотреть влияние различных факторов на изменение восприятия научного знания.
При ответе на третий вопрос задания для самостоятельной работы необходимо рассмотреть уровень развитости науки, его влияние на различные сферы жизни людей. Также нужно выявить основные элементы, позволяющие наиболее полно определить сущность современной науки.
Первый вопрос плана практического занятия отражает многообразие определений понятия «наука», которые и следует охарактеризовать. Также необходимо рассмотреть различные подходы к классификации наук, раскрыть взаимную связь наук в рамках этих подходов.
Второй вопрос плана практического занятия предполагает рассмотрение взаимосвязи и взаимодействия науки и философии. Здесь необходимо уделить внимание философским проблемам, возникающим в сфере науки.
При ответе на третий вопрос плана практического занятия необходимо разобрать составляющие науки, которые образуют три основные ее концепции. Также необходимо обратить внимание на рассмотрение науки как социальной силы, которая образует еще один составляющий элемент современной науки.
В рамках четвертого вопроса плана практического занятия следует рассмотреть роль науки в современном обществе, раскрыть суть основных функций, которые наука выполняет в общественной жизни.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое наука? Что является предметом ее изучения?
2. Какие задачи призвана решать наука?
3. Какие этапы прошла наука в ее историческом развитии?
4. Назовите имена известных ученых, внесших вклад в развитие науки?
5. Что представляют собой основные концепции современной науки?
6. Какие основные общественные функции науки вы знаете?
7. Каково место и роль науки в современном обществе?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература
И иные источники
8.2.1, 8.3.1, 8.3.2.
Тема 1.2. Организация научно-исследовательской работы в России
Управление наукой и ее организационная структура.
Министерство образования и науки РФ, его функции в сфере вузовской науки. Основные задачи Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Российская академия наук (РАН) как высшее научное учреждение РФ. Научная деятельность в высшем учебном заведении. Научно-исследовательская работа студентов. Магистратура.
Организация подготовки научных и научно-педагогических работников в РФ. Аспирантура и докторантура.
Ученые степени (кандидат наук, доктор наук) и ученые звания (доцент, профессор).
|