Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Усердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в поклонении и его джихад

1. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был образцом для верующих, имамом, истинно достойным подражания и следования за ним. Всевышний сказал о нем:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поми­нает Аллаха»(33:21).

Он был настолько усерден в намазах, что от длительного стоя­ния в них отекали и трескались его стопы. Когда его спрашивали: «Зачем ты делаешь это, если Аллах простил тебе все прошлые и будущие прегрешения?», он отвечал: «Как же мне не быть Его благодарным рабом?!»[71]

2. По ночам он совершал ночной намаз (кыйам аль-лейль), состоявший из одиннадцати, а иногда — тринадцати ракаатов.[72] Ежедневно сверх обязательных намазов совершал до и после них несколько добровольных намазов (ар-раватиб). Общее коли­чество их ракаатов составляло двенадцать,[73] а иногда десять.[74] Кроме того, он совершал добровольный утренний намаз (духа)[75] в четыре ракаата и больше.[76] Что касается дополнительного ночного намаза (кыйам аль-лейль), то он совершал его подолгу, подчас прочитывая в одном ракаате около пяти частей (джузов) Корана.[77] Таким образом, общее число ракаатов, совершаемых в сутки Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, превышало сорок, семнадцать из которых при­ходилось на долю пяти обязательных намазов (аль-фараид).[78]

3. Что касается поста (ас-саум) Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то, помимо обяза­тельного поста в месяце Рамадан, им соблюдались также дополни­тельные посты. Он соблюдал ежемесячные трехдневные посты,[79] старался поститься по понедельникам и четвергам,[80] постился в течение всего или почти всего месяца Шаабан,[81] побуждал ве­рующих к шестидневному посту в месяце Шавваль.[82]



Бывало, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, соблюдал дополнительные посты по многу дней, так что люди начинали думать, что он вообще не пре­рывает поста, а иногда он не постился так долго, что люди начинали думать, что он вообще не соблюдает дополнительных постов.[83]

Из тех месяцев, что помимо Рамадана, не было таких, которые посланник Аллаха полностью проводил бы в посте, кроме месяца Шаабан.

Он постился в день 'Ашура (10 число месяца Мухаррам)[84] и в девятый день месяца Зуль-Хиджджа.[85]

Иногда он постился два или три дня подряд, не разговляясь но­чами, но запретил поступать так своим последователям, объяс­нив, что он не таков, как другие: он способен поститься днем и проводить без пищи ночь, ибо его Господь кормит и поит его[86] (То есть он испытывает такое наслаждение, радость и умиротво­рение от тайного обращения к Аллаху в молитвах, что это избав­ляет его от нужды в еде и питье — таково правильное понимание слов Пророка «ибо мой Господь кормит и поит меня».) Именно по­этому он говорил, обращаясь к Билялю, желая, чтобы тот провоз­гласил призыв к молитве: «О Биляль! Доставь нам удовольствие намазом!»,[87] и говорил: «Усладой моих очей сделан намаз».[88]

4. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был очень щедр на подаяния. В те же дни, когда встречался с Джибрилем, мир ему, проявлял особую щедрость и становился более щедрым на все благое, нежели вольный ветер.[89]

Он раздаривал дары, проявляя щедрость человека, не бояще­гося обеднеть. Одному человеку он подарил стадо овец, запол­нявшее пространство между двумя горами. Вернувшись к своему племени, этот человек сказал: «О мой народ! Принимайте ислам, ибо Мухаммад дает дары, не боясь обеднеть!»[90]

Лучший из людей, щедрейший, храбрейший[91] и добрейший из них, обладатель самой великой скромности, справедливости, тер­пения, мягкости, выдержки, великодушия, сдержанности, стыдли­вости и стойкости — вот каким был Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.

5. Он совершал все виды джихада:

— Джихад со своею душою, включающий четыре составляю­щие — усердие в обучении ее религии, совершение деяний сооб­разно выученному, призыв к религии, основанный на мудрости и понимании, терпение тех трудностей, с которыми сопряжен при­зыв к религии.

— Джихад с шайтаном, включающий две составляющие — от­ведение внушаемых им сомнений и домыслов (шубухат) и проти­востояние возбуждаемым им страстям (шахават).

— Джихад с неверующими, включающий в себя четыре состав­ляющие — джихад сердцем, джихад языком, джихад имуществом, джихад руками.

— Джихад с несправедливыми, включающий в себя три состав­ляющие — джихад рукой, затем — языком, затем — сердцем.

Все эти тринадцать составляющих джихада были соверше­ны Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, в самой полной степени. Все его время было посвящено джихаду — усердию на пути Аллаха сердцем, языком, руками и имуществом. Благодаря этому он превзошел всех лю­дей славой и стал обладателем самого достойного положения у Всевышнего Аллаха.[92]

Между ним и врагами единобожия проходили сражения. Под его личным руководством состоялось 27 походов, девять из ко­торых ознаменовались битвами, в которых он принял непосред­ственное участие. Что же касается походов, которые состоялись по его приказу, но без его участия,[93] то их число доходит до пяти­десяти шести.[94]

6. В отношениях с людьми и обращении с ними ему не было рав­ных. Если он одалживал что-либо, то возвращал тем, что лучше. Сообщается, что как-то раз один человек, у которого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, одал­живал верблюдицу, пришел к нему и стал в грубой форме требовать у него возвращения долга. Сподвижники решили проучить этого чело­века за такое обращение с посланником Аллаха, однако Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Оставьте его, ибо, поистине, у обладателя права[95] есть право и говорить”, — после чего он велел: “Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд”. Сподвижники сказали: “О посланник Аллаха, есть только верблюды более хороших возрастов”. “Дайте ему такого верблюда”, — приказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Получив верблюда, человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “Ты рассчитался со мною сполна, да наградит тебя сполна Аллах!” “Поистине, лучши­ми из рабов Аллаха являются те, которые лучше всех отдают свои долги!” — сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.[96]

Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, купил у Джабира ибн Абдуллаха его вер­блюдицу, перед этим слегка поторговавшись с ним, а затем ска­зал ему: «Ты думаешь я торговался, чтобы приобрести твою верблюдицу?» «Нет, о посланник Аллаха!» — ответил Джабир. «Возьми себе и верблюдицу, и деньги»,[97] — сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.

7. Он был обладателем самого прекрасного нрава, ибо его нра­вом был Коран, как на то указывается в хадисе от Айши, да будет ею доволен Аллах.[98] Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я послан для того, что­бы довести до совершенства благородство нравов».[99]

8. Он менее кого-либо был привязан к благам этого мира и был самым умеренным и неприхотливым человеком. Он спал на ци­новке, и следы от нее оставались на его боках. Однажды к нему пришел Умар ибн аль-Хаттаб и, увидев это, сказал: «О посланник Аллаха, почему ты не ляжешь на более мягкую постель?» «Что для меня этот мир! Я и этот мир подобны всаднику и дере­ву на его пути. Преодолевая путь в летний день, он останав­ливается под этим деревом, чтобы немного отдохнуть в его тени, а затем едет дальше, покидая его».[100]

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Будь у меня гора золота величиной с Ухуд, то, поистине, я был бы рад, если бы через три дня не осталось от нее ничего, кроме того, что приберег бы я для уплаты долгов!»[101]

Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, передал: «До самой смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, он и его семья никогда не ели досыта три дня подряд»[102]. Причина этого, по всей очевидности, заключалась в том, что у них всегда было мало еды. Они могли бы найти для себя пищу в достатке, однако отдавали предпочтение другим и не требовали для себя многого.[103] Айша, да будет ею доволен Аллах, говорила: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, покинул этот мир, так и не наевшись досы­та даже ячменного хлеба».[104] Она же рассказывала: «Если семья Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, принимала пищу два раза в день, то один из приемов обязательно состоял из одних только фиников».[105] В другом со­общении Айши говорится: «Бывало так, что проходило два месяца и мы видели молодую луну в третий раз и за все это время в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не разжигали огня».[106]

Племянник Айши — 'Урва, которому она рассказывала об этом, спросил: «О тетушка, что же поддерживало вас?» Она сказала: «Финики и вода».[107]

Айша, да будет ею доволен Аллах, рассказывала: «Постелью посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, служила кожаная подстилка, набитая паль­мовыми волокнами».[108]

Несмотря на это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху с такой моль­бой: «О Аллах, сделай уделом семьи Мухаммада необходимое пропитание!»[109]

9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем кто-либо, боялся совершить грех. Он говорил: «Поистине, бывает так, что я прихожу к себе до­мой, нахожу на своей постели или где-нибудь в доме упавший финик и поднимаю его, чтобы съесть, а потом начинаю опа­саться, что он может оказаться частью милостыни,[110] и бросаю его обратно».[111]

Однажды аль-Хасан ибн 'Али взял один финик из тех, что были собраны в качестве закята, и положил его себе в рот. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: “Нельзя, нельзя, выбрось его! Разве ты не знаешь, что мы не едим собранного для милостыни?”[112]

10. Несмотря на то, что сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал все эти благо­словенные деяния, он говорил людям: «Беритесь за такие дела, которые вам по силам, ибо, поистине, Аллах не устанет, пока сами вы не устанете.[113] Самыми любимыми для Аллаха благи­ми деяниями являются такие, которые совершаются посто­янно, даже если их мало». Домочадцы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если начинали совершать какие-либо благие деяния, то делали это постоянно.[114] Сам Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, если один раз совершал какую-нибудь молитву, то потом обычно совершал ее постоянно».[115]

Однажды группа сподвижников нашла для себя недостаточным то количество богоугодных деяний, которые совершает Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и они сказали: «Кто мы по сравнению с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, которому про­щены и прошлые его прегрешения, и будущие!» Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напро­лет». Другой сказал: «А я стану постоянно соблюдать пост». Третий сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». [Четвертый же сказал: «А я не буду есть мясо»] А через некоторое время к ним подошел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас стра­шусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!»[116]

Под «сунной» в этом хадисе подразумевается путь, пример, а не то, совершение чего, в отличие от строгих предписаний религии (фард), желательно, но необязательно.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал великие деяния благочестия, но вместе с тем говорил: «Придерживайтесь правильного,[117] и приближай­тесь,[118] и знайте, что никто из вас не спасется благодаря (одним лишь) делам своим.” Люди спросили: “И даже ты, о по­сланник Аллаха?” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “И я, если только не проя­вит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою».

В другой версии этого хадиса сказано: «Придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и просите Аллаха о помощи утром, вечером и некоторое время ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели)».[119]

Он взывал к Аллаху со словами: «О Переворачивающий серд­ца! Укрепи мое сердце в Твоей религии!»[120] — и говорил: «О Аллах! Направляющий сердца! Направь наши сердца к покор­ности Тебе!»[121]

Из рассказанного в этой главе можно извлечь много полезных уроков и выводов. Укажем среди них на следующие:

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует — образец для каждого мусульманина, правдивого с Аллахом, абсолютно во всех вопросах, ибо Аллах сказал:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поми­нает Аллаха» (33:21).

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует — лучший из людей, как внешностью, так и нрав­ственностью.

 

Глава пятая






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.