Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Семинар №10. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ.

Семинар № 1. ФИЛОСОФИЯ. КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ

И РОЛЬ В ОЩЕСТВЕ

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Генезис философии. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения, их специфические особенности.

2. Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения.

3. Функции философии.

4. Своеобразие философской методологии. Диалектика и метафизика.

5. Структура философии: онтология, гносеология, антропология, социология, аксиология.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002.

Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М. : Наука, 2007.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Волкова А.Н. Мировоззрение: структура и способы организации: учеб. пособие / А.Н. Волкова. - М., 2007.



Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Кохановский В.П. Философия: учеб. пособие для вузов / В.П.Кохановский. - М., 2008.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.Чанышев А.Н. Введение в любомудрие / А.Н. Чанышев. - М., 2000.

Основные понятия.Мировоззрение, мифология, религия, философия, монизм, дуализм, плюрализм, идеализм, материализм, онтология, гносеология, антропология социология, аксиология, метод, методология, метафизика, диалектика, противоречие, качество, количество, мера, отрицание.

Семинар № 2. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Происхождение и особенности античной философии.

2. Первые философские школы. Досократики (Милетская школа, Гераклит, элеаты, древнегреческая атомистика, Пифагор).

3. Софисты. Сократ. Философия Платона (теория государства) и Аристотеля.

4. Поздний этап развития античной философии (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм ).

Литература

Основная:

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Дополнительная:

Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002.

Антология мировой философии. Т. I. Ч. 1, 2. - М., 1962.

Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1976.

Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М. : Наука, 2007.

Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. М., 1985.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. I. Философия древности и средневековья. - М., 1995.

Кессиди Ф.К. Сократ / Ф. К. Кессиди. - М., 1976.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Л.А. Сенека. - М., 2000.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.

Чанышев А.Н. Введение в любомудрие / А.Н. Чанышев. - М., 2000.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М., 1991.

Основные понятия.Первоначало, космос, логос, бытие, небытие, движение, апория, атомизм, майевтика, «теория идей», душа, материя, форма, метафизика, возможность, действительность, сущее, сущность, этика.

Семинар № 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки и основные черты Средневековой философии.

2. Основные идеи патристики (философия Аврелия Августина) и схоластики (философия Фомы Аквинского).

3. Спор о природе общих понятий. Номинализм и реализм.

4. Гуманизм как идейная платформа Возрожденческой мысли.

5. Натурфилософия. Пантеизм. Дж. Бруно. Н. Кузанский.

6 Социально-политические учения. Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла.

Литература

Основная:

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Дополнительная:

Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002.

Антология мировой философии. Т. I. Ч. 1, 2. - М., 1962.

Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М. : Наука, 2007.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. I. Философия древности и средневековья. - М., 1995.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М., 1991.

Штекль А. История средневековой философии /
А. Штекль. - СПб., 1996.

Основные понятия Патристика, схоластика, теология, томизм, номинализм, реализм, универсалии, телеология, теоцентризм, дух, плоть, бессмертие, гуманизм, пантеизм, деизм, сенсуализм.

Семинар № 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Учение о субстанции в философии Нового времени. Монизм, дуализм, плюрализм.

2. Методология научного поиска: эмпиризм, рационализм, интуитивизм.

3. Основные принципы учения механистического материализма просветителей XVIII в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах).

4. Либеральные идеи и теории естественного права в философии Просвещения (Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо).

Литература

Основная:

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Дополнительная:

Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Грядовой Д.И. История классической философии. Новое время. Европейское Просвещение XYIII в. Книга 3: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. / В.В. Соколов. - М., 1996.

Основные понятия.Эмпиризм, анализ, индукция, дедукция, монизм, дуализм, плюрализм, субстанция, атрибут, модус, гилозоизм, детерминизм, субъективный идеализм, агностицизм, «естественное право», «общественный договор», «разумный эгоизм», «Просвещение», атеизм.

 

 

Семинар № 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. И. Кант. Учение о познании. Этика. Социально-политические взгляды.

2. Г.В. Гегель. Панлогизм. Метод и система. Законы диалектики. Философия истории.

3. Л. Фейербах. Антропологический материализм.

4. Исторические предпосылки и идейные источники марксизма. Философия диалектического материализма. Материалистическое учение об обществе. Общество как естественно-исторический процесс. Учение об общественно-экономических формациях. Теория революции.

5. Марксизм и современность.

Литература

Основная:

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Асмус В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - М., 1973.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук / Г. Гегель. - М., 1986.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. - М., 1978.

Ленин В.И. Государство и революция: полн. собр. соч. /
В.И. Ленин. - Т. 33.

Маркс К. К критике политической экономии / К. Маркс,
Ф. Энгельс. Соч. - 2-е изд. - Т. 13.

Рассел Б. История Западной философии/Б. Рассел. - Кн. 3. - Ч. 2. - М., 1993.

Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. / Дж. Реале, Д. Антисери. - Т. 3, 4. - М., 1997.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего: избр. филос. произведения / Л. Фейербах. - М., 1955.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии: соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 21.

Основные понятия.Априорный, апостериорный, трансцендентальный, трансцендентный, рассудок, разум, антиномия, формальная логика, антропология, отчуждение, общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация.

 

Семинар № 6.Западная философия конца 19 века - первой половины 20 века

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Основные направления и персоналии западной философии второй половины XIX века: позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер)

2. Основные направления и персоналии западной философии второй половины XIX века: иррационализм (а Шопенгауэр, Ф. Ницше), психоанализ (З. Фрейд).

3. Новые типы философствования в западной философии ХХ века: сциентистский (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) и антропологический (экзистенциализм).

 

Литература.

Основная:

Философия. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н /Д, 2003. - Гл. 2, § 6, 7.

История философии. Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. - Ростов н/Д., 2003. - Разд. 2, гл. 5, 7. Раздел 3

Ремерчук В.Н. Введение в философия: учеб.пособие. – М.: МИИТ. 2009.

История философии: Учебник / Под ред. Ч.С. Кирвеля. - Мн. 2003. - Гл. 10, 11.

Дополнительная:

История философии: Запад- Россия – Восток: в 4-х кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - Кн. 3, часть 1. Гл. 2, 7; часть 2, гл. 1. Кн.3., Ч. 2, гл. 2, 3.

История философии: Запад–Россия–Восток: в 4-х кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - Кн. 4, гл. 1.

Зотов А.Ф. и Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн. - СПб, 1997. - Кн. 4.

Ницше Ф. Антихристианин // Ницше Ф Соч. в 2-х т. - М., 1990. - Т.2.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1989.

Основные понятия.Принцип верификации, воля, сверхчеловек, бессознательное, антропология, экзистенция, пограничная ситуация.

Семинар № 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Своеобразие русской философии.

2. Идейные истоки русской философии XI-XVII вв.

3. Русская философия XVIII в. Просвещение. А. Радищев. Идея общественного договора.

4. Русская философия XIX в. П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники о судьбе и путях развития Россини. Материализм А. Герцена, Н. Чернышевского. Народничество. Философия Всеединства В.С. Соловьева Учение о цельном знании. Идеал Богочеловечества.

5. Философия XIX-XX вв. Религиозная философия. Марксизм. Космизм. Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.Флоренский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.Ф.Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

6. Современный этап развития философии в России.

Литература

Основная:

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

История русской философии / Под ред. М.А. Маслина. - М., 2002.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. - Т. 2, ч. 1, гл. 1, 2; Т. 2, ч. 2, гл. 2.

 

Дополнительная:

Герцен А. И. Соч : в 2-х т. / А.И. Герцен. - М., 1991.

Евлампиев Н. И. История русской метафизики в XIX-XX вв. Русская философия в поисках Абсолюта. Часть II / Н.И. Евлампиев. - СПб., 2000.

Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры / И.Ильин. - Т. 6. Кн. 2. - М., 1996.

Лосский И. О. История русской философии / И.О. Лосский. - М., 1991.

Самые знаменитые философы России. - М., 2001.

Основные понятия:славянофильство, западничество, почвеничество, народничество, Всеединство, цельное знание, Богочеловечество, космическая этика.

МОДУЛЬ II. Онтология и теория познания

Комплексная цель второго модуля – выработка у студентов правильного понимания основных закономерностей функционирования и познания бытия.

Семинар № 8. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

 

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Онтология как философское учение о бытии. Единство мира и его многообразие.

2. Материя и ее атрибуты - движение, пространство-время, отражение.

3. Современная научно-философская картина мира.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М.Д. Ахундов. - М., 1982.

Губин В. Д. Онтология: проблемы бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. - М., 1998.

Лобанов С.Д. Бытие и реальность / С.Д. Лобанов. - М., 1999.

Энгельс Ф. Диалектика природы: соч. / Ф. Энгельс, К. Маркс. - 2-е изд.- Т. 20.

Основные понятия:бытие, материя, онтология, движение, развитие, пространство, время, отражение, картина мира, научная картина мира.

 

 

Семинар № 9. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Материализм и идеализм о сущности сознания. Происхождение сознания.

2. Свойства сознания.

3. Сознание и мозг.

4. Проблема бессознательного в философии.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Голубинцев В.О. Философия для технических вузов /
В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Гл. 6. - Ростов-н/Д., 2001.

Мулдашев Э. От кого мы произошли? / Э. Мулдашев. - Л., 2000.

Фахтуллин М. Ф. Человек творческий: почему? / Основы концепции биографической детерминации творческой активности человека / М.Ф.Фахтуллин. - М., 2001.

Хайзинга И. Номо Ludens — человек играющий / И. Хайзинга. - М., 2001.

Основные понятия:психическое сознание, самосознание, бессознательное, подсознание, сверхсознание.

Семинар №10. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ.

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность познания. Субъект и объект познания.

2. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании: специфика, формы, взаимосвязь.

3. Природа истины и ее свойства.

4. Критерии истины.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Введение в философию. Ч. 2. Гл. XII. - М., 1989.

Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев. Гл. 7. - Ростов-н/Д., 2001.

Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий / Д.П. Горский. - М., 1961.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильин. - М., 1993.

Практика и познание. - М., 1983.

Философия: проблемный курс. Раздел II. - М., 2002.

Философия: учебник для вузов / под ред. Л.А. Никитич. Гл. 3. - М., 2000.

Основные понятия:субъект, объект, познание, практика, чувственное, логическое, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, достоверность, истина, заблуждение, ложь, знание,

Семинар № 11. НАУЧНОЕ ПОЗНАНЕ: СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие науки. Особенности научного знания.

2. Возникновение и эволюция науки. Исторические типы науки.

3. Наука как социальный институт, как деятельность, как знание.

4. Наука и производство: особенности современного этапа развития науки.

Литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

Билалов М.И. Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации / М.И. Билалов // Философские науки. - 1991. - № 1.

Делокаров К.X. В поисках новой парадигмы: Синергетика. Философия. Научная реальность / К.X. Делокаров, Д.В. Демидов. - М., 1999.

Естествознание в гуманитарном контексте. - М., 1999.

Ильин В.В. Философия : учебник для вузов / В.В. Ильин. Ч. 1. Эпистемология. - М., 1999.

Леглер В.А. Наука, квазинаука и лженаука / В.А. Леглер // Вопросы философии. - 1993. - № 2.

Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. - М., 2000.

Философия и методология науки: учеб. пособие / под ред. З.И.Купцова. - М., 1996.

Философия: проблемный курс. Раздел 1. Гл. 3. - М., 2002.

Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев. - М., 1978.

Основные понятия:наука, научно-технический прогресс, научная революция, методология, метод, эмпирический, теоретический, анализ, синтез, наблюдение, сравнение, эксперимент, аналогия, модель, моделирование, абстрактное, конкретное, гуманитарное.

Семинар № 12.Методология научного познания

 

Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.

В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».

Время проведения: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Метод и методология. Метод как единство объективного и субъективного.

2. Классификация методов.

3. Научные методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические методы.

4. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.

 

Литература.

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Дополнительная:

1 Философия / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д, «Феникс», 2003. - Гл. IV, §§ 5-6, гл. Х, § 2-3.

2 Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов н/Д, «Феникс», 1999. - Гл. IV, V, VIII.

3 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с. – С. 4-27, 33-37, 99-120.

4 Подкорытов Г.А. О природе научного метода. - Л., 1984. - Разд. I, гл. 1-5.

5 Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 608 с. - Гл. V, § 1-2, 5-6.

6 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с. – С. 156-163.

7. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. – Ростов н/Д, 1992.

Основные понятия:Метод, индукция, дедукция, субъективное, объективное, абстракция, синергетика.

МОДУЛЬ III. Социальная философия

Комплексная цель третьего модуля – формирование у студентов знания основных структурных компонентов и закономерностей функционирования общества и места в нем человека.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.