Семинар №10. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ. Семинар № 1. ФИЛОСОФИЯ. КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ
И РОЛЬ В ОЩЕСТВЕ
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Генезис философии. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения, их специфические особенности.
2. Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения.
3. Функции философии.
4. Своеобразие философской методологии. Диалектика и метафизика.
5. Структура философии: онтология, гносеология, антропология, социология, аксиология.
Литература
Основная:
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Дополнительная:
Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002.
Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М. : Наука, 2007.
Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
Волкова А.Н. Мировоззрение: структура и способы организации: учеб. пособие / А.Н. Волкова. - М., 2007.
Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008.
Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
Кохановский В.П. Философия: учеб. пособие для вузов / В.П.Кохановский. - М., 2008.
Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.Чанышев А.Н. Введение в любомудрие / А.Н. Чанышев. - М., 2000.
Основные понятия.Мировоззрение, мифология, религия, философия, монизм, дуализм, плюрализм, идеализм, материализм, онтология, гносеология, антропология социология, аксиология, метод, методология, метафизика, диалектика, противоречие, качество, количество, мера, отрицание.
Семинар № 2. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Происхождение и особенности античной философии.
2. Первые философские школы. Досократики (Милетская школа, Гераклит, элеаты, древнегреческая атомистика, Пифагор).
3. Софисты. Сократ. Философия Платона (теория государства) и Аристотеля.
4. Поздний этап развития античной философии (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм ).
Литература
Основная:
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Дополнительная:
Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002.
Антология мировой философии. Т. I. Ч. 1, 2. - М., 1962.
Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1976.
Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М. : Наука, 2007.
Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. М., 1985.
Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008.
Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.
История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. I. Философия древности и средневековья. - М., 1995.
Кессиди Ф.К. Сократ / Ф. К. Кессиди. - М., 1976.
Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Л.А. Сенека. - М., 2000.
Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.
Чанышев А.Н. Введение в любомудрие / А.Н. Чанышев. - М., 2000.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М., 1991.
Основные понятия.Первоначало, космос, логос, бытие, небытие, движение, апория, атомизм, майевтика, «теория идей», душа, материя, форма, метафизика, возможность, действительность, сущее, сущность, этика.
Семинар № 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Предпосылки и основные черты Средневековой философии.
2. Основные идеи патристики (философия Аврелия Августина) и схоластики (философия Фомы Аквинского).
3. Спор о природе общих понятий. Номинализм и реализм.
4. Гуманизм как идейная платформа Возрожденческой мысли.
5. Натурфилософия. Пантеизм. Дж. Бруно. Н. Кузанский.
6 Социально-политические учения. Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла.
Литература
Основная:
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Дополнительная:
Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002.
Антология мировой философии. Т. I. Ч. 1, 2. - М., 1962.
Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М. : Наука, 2007.
Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008.
Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.
История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. I. Философия древности и средневековья. - М., 1995.
Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. - М., 1991.
Штекль А. История средневековой философии / А. Штекль. - СПб., 1996.
Основные понятия Патристика, схоластика, теология, томизм, номинализм, реализм, универсалии, телеология, теоцентризм, дух, плоть, бессмертие, гуманизм, пантеизм, деизм, сенсуализм.
Семинар № 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Учение о субстанции в философии Нового времени. Монизм, дуализм, плюрализм.
2. Методология научного поиска: эмпиризм, рационализм, интуитивизм.
3. Основные принципы учения механистического материализма просветителей XVIII в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах).
4. Либеральные идеи и теории естественного права в философии Просвещения (Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо).
Литература
Основная:
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Дополнительная:
Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Грядовой Д.И. История классической философии. Новое время. Европейское Просвещение XYIII в. Книга 3: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. / В.В. Соколов. - М., 1996.
Основные понятия.Эмпиризм, анализ, индукция, дедукция, монизм, дуализм, плюрализм, субстанция, атрибут, модус, гилозоизм, детерминизм, субъективный идеализм, агностицизм, «естественное право», «общественный договор», «разумный эгоизм», «Просвещение», атеизм.
Семинар № 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. И. Кант. Учение о познании. Этика. Социально-политические взгляды.
2. Г.В. Гегель. Панлогизм. Метод и система. Законы диалектики. Философия истории.
3. Л. Фейербах. Антропологический материализм.
4. Исторические предпосылки и идейные источники марксизма. Философия диалектического материализма. Материалистическое учение об обществе. Общество как естественно-исторический процесс. Учение об общественно-экономических формациях. Теория революции.
5. Марксизм и современность.
Литература
Основная:
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Дополнительная:
Асмус В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - М., 1973.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук / Г. Гегель. - М., 1986.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. - М., 1978.
Ленин В.И. Государство и революция: полн. собр. соч. / В.И. Ленин. - Т. 33.
Маркс К. К критике политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. - 2-е изд. - Т. 13.
Рассел Б. История Западной философии/Б. Рассел. - Кн. 3. - Ч. 2. - М., 1993.
Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. / Дж. Реале, Д. Антисери. - Т. 3, 4. - М., 1997.
Фейербах Л. Основные положения философии будущего: избр. филос. произведения / Л. Фейербах. - М., 1955.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии: соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 21.
Основные понятия.Априорный, апостериорный, трансцендентальный, трансцендентный, рассудок, разум, антиномия, формальная логика, антропология, отчуждение, общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация.
Семинар № 6.Западная философия конца 19 века - первой половины 20 века
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Основные направления и персоналии западной философии второй половины XIX века: позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер)
2. Основные направления и персоналии западной философии второй половины XIX века: иррационализм (а Шопенгауэр, Ф. Ницше), психоанализ (З. Фрейд).
3. Новые типы философствования в западной философии ХХ века: сциентистский (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) и антропологический (экзистенциализм).
Литература.
Основная:
Философия. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н /Д, 2003. - Гл. 2, § 6, 7.
История философии. Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. - Ростов н/Д., 2003. - Разд. 2, гл. 5, 7. Раздел 3
Ремерчук В.Н. Введение в философия: учеб.пособие. – М.: МИИТ. 2009.
История философии: Учебник / Под ред. Ч.С. Кирвеля. - Мн. 2003. - Гл. 10, 11.
Дополнительная:
История философии: Запад- Россия – Восток: в 4-х кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - Кн. 3, часть 1. Гл. 2, 7; часть 2, гл. 1. Кн.3., Ч. 2, гл. 2, 3.
История философии: Запад–Россия–Восток: в 4-х кн. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. - Кн. 4, гл. 1.
Зотов А.Ф. и Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн. - СПб, 1997. - Кн. 4.
Ницше Ф. Антихристианин // Ницше Ф Соч. в 2-х т. - М., 1990. - Т.2.
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1989.
Основные понятия.Принцип верификации, воля, сверхчеловек, бессознательное, антропология, экзистенция, пограничная ситуация.
Семинар № 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Своеобразие русской философии.
2. Идейные истоки русской философии XI-XVII вв.
3. Русская философия XVIII в. Просвещение. А. Радищев. Идея общественного договора.
4. Русская философия XIX в. П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники о судьбе и путях развития Россини. Материализм А. Герцена, Н. Чернышевского. Народничество. Философия Всеединства В.С. Соловьева Учение о цельном знании. Идеал Богочеловечества.
5. Философия XIX-XX вв. Религиозная философия. Марксизм. Космизм. Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.Флоренский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.Ф.Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.
6. Современный этап развития философии в России.
Литература
Основная:
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
История русской философии / Под ред. М.А. Маслина. - М., 2002.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. - Т. 2, ч. 1, гл. 1, 2; Т. 2, ч. 2, гл. 2.
Дополнительная:
Герцен А. И. Соч : в 2-х т. / А.И. Герцен. - М., 1991.
Евлампиев Н. И. История русской метафизики в XIX-XX вв. Русская философия в поисках Абсолюта. Часть II / Н.И. Евлампиев. - СПб., 2000.
Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры / И.Ильин. - Т. 6. Кн. 2. - М., 1996.
Лосский И. О. История русской философии / И.О. Лосский. - М., 1991.
Самые знаменитые философы России. - М., 2001.
Основные понятия:славянофильство, западничество, почвеничество, народничество, Всеединство, цельное знание, Богочеловечество, космическая этика.
МОДУЛЬ II. Онтология и теория познания
Комплексная цель второго модуля – выработка у студентов правильного понимания основных закономерностей функционирования и познания бытия.
Семинар № 8. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Онтология как философское учение о бытии. Единство мира и его многообразие.
2. Материя и ее атрибуты - движение, пространство-время, отражение.
3. Современная научно-философская картина мира.
Литература
Основная:
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Дополнительная:
Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М.Д. Ахундов. - М., 1982.
Губин В. Д. Онтология: проблемы бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. - М., 1998.
Лобанов С.Д. Бытие и реальность / С.Д. Лобанов. - М., 1999.
Энгельс Ф. Диалектика природы: соч. / Ф. Энгельс, К. Маркс. - 2-е изд.- Т. 20.
Основные понятия:бытие, материя, онтология, движение, развитие, пространство, время, отражение, картина мира, научная картина мира.
Семинар № 9. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Материализм и идеализм о сущности сознания. Происхождение сознания.
2. Свойства сознания.
3. Сознание и мозг.
4. Проблема бессознательного в философии.
Литература
Основная:
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Дополнительная:
Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Гл. 6. - Ростов-н/Д., 2001.
Мулдашев Э. От кого мы произошли? / Э. Мулдашев. - Л., 2000.
Фахтуллин М. Ф. Человек творческий: почему? / Основы концепции биографической детерминации творческой активности человека / М.Ф.Фахтуллин. - М., 2001.
Хайзинга И. Номо Ludens — человек играющий / И. Хайзинга. - М., 2001.
Основные понятия:психическое сознание, самосознание, бессознательное, подсознание, сверхсознание.
Семинар №10. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Сущность познания. Субъект и объект познания.
2. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании: специфика, формы, взаимосвязь.
3. Природа истины и ее свойства.
4. Критерии истины.
Литература
Основная:
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Дополнительная:
Введение в философию. Ч. 2. Гл. XII. - М., 1989.
Голубинцев В.О. и др. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев. Гл. 7. - Ростов-н/Д., 2001.
Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий / Д.П. Горский. - М., 1961.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильин. - М., 1993.
Практика и познание. - М., 1983.
Философия: проблемный курс. Раздел II. - М., 2002.
Философия: учебник для вузов / под ред. Л.А. Никитич. Гл. 3. - М., 2000.
Основные понятия:субъект, объект, познание, практика, чувственное, логическое, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, достоверность, истина, заблуждение, ложь, знание,
Семинар № 11. НАУЧНОЕ ПОЗНАНЕ: СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие науки. Особенности научного знания.
2. Возникновение и эволюция науки. Исторические типы науки.
3. Наука как социальный институт, как деятельность, как знание.
4. Наука и производство: особенности современного этапа развития науки.
Литература
Основная:
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Дополнительная:
Билалов М.И. Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации / М.И. Билалов // Философские науки. - 1991. - № 1.
Делокаров К.X. В поисках новой парадигмы: Синергетика. Философия. Научная реальность / К.X. Делокаров, Д.В. Демидов. - М., 1999.
Естествознание в гуманитарном контексте. - М., 1999.
Ильин В.В. Философия : учебник для вузов / В.В. Ильин. Ч. 1. Эпистемология. - М., 1999.
Леглер В.А. Наука, квазинаука и лженаука / В.А. Леглер // Вопросы философии. - 1993. - № 2.
Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. - М., 2000.
Философия и методология науки: учеб. пособие / под ред. З.И.Купцова. - М., 1996.
Философия: проблемный курс. Раздел 1. Гл. 3. - М., 2002.
Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев. - М., 1978.
Основные понятия:наука, научно-технический прогресс, научная революция, методология, метод, эмпирический, теоретический, анализ, синтез, наблюдение, сравнение, эксперимент, аналогия, модель, моделирование, абстрактное, конкретное, гуманитарное.
Семинар № 12.Методология научного познания
Целью проведения семинарского занятия является: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях; формирование умения анализировать социальные явления, выступать перед аудиторией и вести дискуссию по обсуждаемым проблемам.
В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «круглый» стол».
Время проведения: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Метод и методология. Метод как единство объективного и субъективного.
2. Классификация методов.
3. Научные методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические методы.
4. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.
Литература.
Основная:
Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.
Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.
Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.
Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.
Дополнительная:
1 Философия / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д, «Феникс», 2003. - Гл. IV, §§ 5-6, гл. Х, § 2-3.
2 Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов н/Д, «Феникс», 1999. - Гл. IV, V, VIII.
3 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с. – С. 4-27, 33-37, 99-120.
4 Подкорытов Г.А. О природе научного метода. - Л., 1984. - Разд. I, гл. 1-5.
5 Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 608 с. - Гл. V, § 1-2, 5-6.
6 Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с. – С. 156-163.
7. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. – Ростов н/Д, 1992.
Основные понятия:Метод, индукция, дедукция, субъективное, объективное, абстракция, синергетика.
МОДУЛЬ III. Социальная философия
Комплексная цель третьего модуля – формирование у студентов знания основных структурных компонентов и закономерностей функционирования общества и места в нем человека.
|