Обратная связь
|
Эмоциональная сфера (тревожность-спокойствие) Лабораторное занятие № 1 (4 часа)
Наблюдение как метод специальной психологии
База:центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Цель:
ü формировать навык составления и заполнения протокола наблюдения;
ü формировать навыки целенаправленного «активного» и «пассивного» наблюдения за ребенком с тяжелыми (множественными) нарушениями развития;
ü формировать навык написания психолого-педагогической характеристики (части) по результатам наблюдения.
ü проследить сформированность (либо отсутствие) ценностно-смыслового поля будущего специалиста.
Подготовка к занятию
1. Изучить главу 4 «Методы психолого-педагогического изучения ребенка» §2 «Наблюдение» в монографии Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития.
2. Повторить материалы, раскрывающие сущность метода наблюдения в специальной психологии.
3. Изучить предложенные схемы наблюдения (Приложение 1), определить их соответствие (несоответствие) необходимому уровню протоколов наблюдения.
4. Используя литературные источники и предложенные схемы наблюдения подготовить протоколы для наблюдения за ребенком с тяжелыми множественными нарушениями развития по следующим опциям: внешний вид; фон настроения; выраженные аффективные и эмоциональные реакции; соблюдение правил поведения в обществе; навязчивые стереотипные действия; особенности двигательной сферы.
План занятия:
1. Устный опрос по заданиям, проверка наличия протоколов наблюдения.
2. Изучение (методом наблюдения) ребенка с тяжелыми множественными нарушениями по следующим критериям:
ü Внешний вид. Опрятность в одежде.
ü Фон настроения.
ü Выраженные аффективные и эмоциональные реакции.
ü Соблюдение правил поведения в обществе.
ü Навязчивые стереотипные действия.
ü Особенности двигательной сферы.
3. Заполнение протокола наблюдений.
Форма отчетности:
ü заполненный протокол наблюдения;
ü по результатам проведенного наблюдения написать сочинение-эссе «Ребенок с тяжелыми (множественными) нарушениями глазами студента-дефектолога».
Литература:
1. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.
Лабораторное занятие № 2 (4 часа)
Общение детей с особенностями психофизического развития
База:специальные учреждения образования (непрофильные учреждения для каждой группы студентов)
Цель:
ü изучить методом наблюдения некоторые формы общения у детей с разными вариантами дизонтогенеза;
ü формировать навыки целенаправленного «активного» и «пассивного» наблюдения за ребенком с дизонтогенезом;
ü формировать навык заполнения протокола наблюдения.
Подготовка к занятию
1.Изучить в монографии Шипицыной Л.М. «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» §2 «Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка» (стр.21-30).
2. Изучить в папке «К лабораторным занятиям» файл «К лабораторному -2».
3. Подготовить протокол наблюдения за общением детей с дизонтогенезом.
План занятия:
1. Устный опрос по заданиям, проверка наличия протоколов наблюдения.
2. Изучение (методом активного наблюдения) специфики общения ребенка с дизонтогенезом.
3. Заполнение протокола наблюдений.
Форма отчетности: в форме таблицы (приложение 2) изложить специфику общения конкретного ребенка с дизонтогенезом.
Литература:
1. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя/ Л.М.Шипицина. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 336с.
Приложение 1
Схемы наблюдения
Мелкая моторика
Баллы
| Характеристика
| Отметка
| 0-1
| практически полностью парализованы кисти рук и пальцы
| |
| ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать пальцами захват предметов, не может удержать даже достаточно легкий немелкий предмет
| | 3-5
| средний уровень развития мелкой моторики: ребенок может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы и пр.
| | 6-8
| хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать, плести и т.д.
| | 9-10
| мелкая моторика фокусника: необычайная гибкость и ловкость пальцев и суставов
| |
Общая координация движения
Баллы
| Характеристика
| Отметка
| 0-1
| соответствует возможностям практически парализованного человека
| |
| ребенок самостоятельно не передвигается
| | 3-5
| среднее состояние двигательных возможностей, ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно; может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью; может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть и пр.); может пройти на цыпочках
| | 6-8
| хорошее состояние двигательных возможностей и координации движений, ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и т.д.
| | 9-10
| координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов
| |
Мимика
Баллы
| Характеристика
| Отметка
| 0-1
| соответствует «каменному» лицу
| |
| чрезвычайно малая подвижность мышц лица, ребенок может только совершать движения глазами и ртом, не улыбается
| | 3-5
| средняя подвижность лица, ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы
| | 6-8
| хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице; оттенки улыбки; может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, испуг, удивление, печаль и т.д.)
| | 9-10
| артистическая мимика, ребенок может без слов выражать все мимикой
| |
Коммуникативность (замкнутость-общительность)
Баллы
| Характеристика
| Отметка
| 0-2
| явная интровертированность, замкнутость, аутичность
| |
| тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах
| | 4-6
| биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах
| | 7-8
| экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт; знакомится с незнакомыми людьми
| | 9-10
| крайняя экстраверсия
| |
Эмоциональная сфера (импульсивность-рефлексивность)
Баллы
| Характеристика
| Отметка
| 0-1
| крайняя импульсивность: внимание ребенка рассеяно, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции, крайняя неуправляемость, асоциальность
| |
| отражает чрезмерную эмоциональность, неусидчивость, плохую саморегуляцию поведения
| | 3-5
| характеризует среднюю степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, иногда проявление неадекватных эмоциональных реакций
| | 6-8
| достаточно выраженная рефлексивность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимания вовнутрь, хорошая саморегуляция поведения, глубокое восприятие, интровертированность
| | 9-10
| крайняя степень рефлексивности: замкнутость на себе и своих внутренних процессах, малый интерес к происходящему вовне, глубокая интроверсия
| |
Эмоциональная сфера (тревожность-спокойствие)
|
|