В предложенных ситуациях определите, на какой стадии находится данный конфликт, и аргументируйте, по каким признакам вы это определили. Продолжите эти ситуации и предложите разные варианты их решения. Дайте анализ структуры конфликта: участники конфликта, объект конфликта, конфликтная ситуация и образы конфликтной ситуации сторон.
5.1. Девятому классу была поручена уборка школьной территории. Один из учеников отказался остаться с классом и попытался уйти. Его останавливает классный руководитель, беседует с мальчиком, но даже после этого он уходит. В результате ученик несколько дней не появляется в школе.
Предмет (проблема)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект конфликта,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________фаза конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________и ведущая стратегия поведения каждого из участников конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.2. Ребята уговорили молодого преподавателя английского языка вместе с ними уйти с урока, в кино на английский фильм. Директор вызвал к себе весь класс, но они не признались и не выдали учителя.
Предмет (проблема)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект конфликта,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________фаза конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________и ведущая стратегия поведения каждого из участников конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.3. Классу поручили подготовку и проведение школьной викторины. Классный руководитель поделила своих учеников на группы и каждой группе отдала определенный участок работы. Одна из групп, рьяно взявшись за дела, стала предъявлять претензии другим, высказывать недовольство их медлительностью, нетворческим отношением. Те, в свою очередь, приняли эти высказывания как оскорбления. В результате возник конфликт.
Предмет (проблема)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект конфликта,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________фаза конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________и ведущая стратегия поведения каждого из участников конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.4. Ученица седьмого класса Люда на перемене подметила, что ее одноклассник Сережа похож на древнего человека. Класс стал подтрунивать над мальчиком, а тот злился и готов был в любой момент насолить Люде. Вдруг девочка допустила оплошность, и класс начал смеяться. Сережа смеялся громче всех. Тогда Люда подошла с учебником к мальчику и показала ему картинку с древним человеком. Тот разозлился и грубо обозвал ее. В ответ на грубость она стукнула его книжкой по голове.
Предмет (проблема)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект конфликта,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________фаза конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________и ведущая стратегия поведения каждого из участников конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.5. Директор школы выстроил учениц десятого класса и, показывая пальцем на Таню, сказал, что у нее сама короткая юбка в классе. По рядам прошел шепот. Таня раскраснелась, заплакала и выбежала из класса.
Предмет (проблема)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект конфликта,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________фаза конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________и ведущая стратегия поведения каждого из участников конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.6. На слова старшеклассницы о том, что она к уроку не готова, учительница зло сказала, что ходить на дискотеки и отирать там стены она успевает, а приготовить урок ей некогда.
Предмет (проблема)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект конфликта,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________фаза конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________и ведущая стратегия поведения каждого из участников конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.7. Учительница химии, заметив, что мальчик и девочка, сидящие на последней парте, что-то обсуждают, прервала объяснение урока словами: «Лена, самки в природе выбирают яркую окраску для привлечения самцов, а как ты думаешь, для чего это делают девочки нашего класса?» Класс повернулся, и все обратили внимание на новую, яркую кофточку Лены.
Предмет (проблема)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект конфликта,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________фаза конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________и ведущая стратегия поведения каждого из участников конфликта
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ динамических характеристик конфликта производится по данной схеме:
Кто конфликтует?
| Участники (стороны) конфликта
| Из-за чего конфликтуют?
| Объект (предмет) конфликта
| Как объяснить причину вступления в
конфликт?
| Предъявляемые цели сторон (внешняя позиция)
| Что скрыто за участием сторон в
конфликте?
| Потребности и опасения сторон (внутренняя позиция). Мотивы взаимодействия
| Каковы действия сторон?
| Направленность на себя или другого: конкуренция (конфликтность), кооперация (толерантность). Характер действий. Степень активности действий
| Что предшествовало возникновению конфликта?
| Предконфликтная фаза. Сигналы конфликта. Личностные особенности (конфликтность, толерантность). Фрустраторы. Специфика общения
| Желаемый результат (цели сторон)
| Каких изменений хотят стороны?
| Какие возможности для этого есть у каждой
стороны?
| Имеющиеся и недостающие ресурсы. Потребности и опасения
| К чему это приведет?
| Ожидаемый в будущем эффект. Вероятные последствия
| Готовность сторон к разрешению конфликта
| Умение управлять эмоциями. Понимание себя и своих потребностей. Знание собственных защитных реакций. Умение прощать. Ответственность. Социальные нормы. Установки на сотрудничество
| Чем все завершилось?
| Способ разрешения конфликта
|
Вопросы
1. Что такое эскалация конфликта и каковы ее признаки?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2. Какие выделяют периоды и этапы в динамике конфликта?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. В чем выряжается непосредственная связь фаз и этапов динамики конфликта?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Какова роль толерантности в разрешении конфликта?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант 2.
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ И СТИЛИ ОБЩЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Теоретическая часть
Выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношении и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Желательной и необходимой моделью является конструктивная. Людей, создающих вокруг себя проблемные ситуации и конфликтные отношения, причем в любых обстоятельствах и при любых условиях, называют конфликтными или конфликтогенными личностями.
Выделяют пять основных типов конфликтных личностей: демонстративная, ригидная, неуправляемая, сверхточная, целенаправленно конфликтная и бесконфликтная.
Общение выполняет много различных функций, среди которых можно выделить пять основных: прагматическая, формирующая, подтверждающая, эмоциональна, внутриличностная.
Невербальные проявления конфликтности: напряженность позы и жестов, закрытость, сжатые кулаки, иногда руки, спрятанные под мышку; подозрительность во взгляде; стремление к несогласию; в позе сохраняется постоянная «готовность к бою»; протест, скепсис в мимике; в речи часто встречается союз «но».
Наиболее важными в аспекте рассмотрения конфликтов являются барьеры общения: лингвистические, социокультурные и барьеры отношения.
Среди конфликтогенов общения, или так называемых саботажников общения, выделяют: угрозы, приказы, критика, прозвища, навешивание оскорбительных ярлыков, слова-должники, сокрытие важной информации, допрос с пристрастием, похвала с подвохом, диагноз мотивов поведения, несвоевременные советы, убеждение логикой, позиция сверху, категоричность, безапелляционность, хвастовство, подтрунивание, подшучивание, обобщения и стереотипы, неприятные воспоминания о каких-то фактах или событиях, навязывание своей позиции.
Задания
1.Выберите вариант правильного ответа:
1.1. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
а) конструктивная, рациональная, деструктивная;
б) компромисс, борьба, сотрудничество;
в) рациональная, иррациональная, конформистская;
г) конструктивная, деструктивная, конформистская;
д) борьба, уступка, компромисс.
Ответ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
1.2. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре вниманий; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает.
а) ригидный тип;
б) неуправляемый тип;
в) демонстративный тип;
г) сверхточный тип.
Ответ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. Какие поведенческие характеристики присущи конструктивной модели поведения в конфликтном взаимодействии:
а) стремится уладить конфликт, проявляет выдержку и самообладание, уходит от острых вопросов;
б) доброжелательно относится к сопернику; стремится уладить конфликт; ведет себя открыто и искренне;
в) стремится к победе в конфликте, отличается выдержкой и самообладанием, непоследователен в оценках и суждениях;
г) не проявляет активности, уходит от острых вопросов, отказывается от компромисса.
Ответ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Постройте структурно-логическую схему по теме «Основные модели поведения и стили общения личности в конфликтном взаимодействии».
|