Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их функции Тема 1. Здоровьесберегающие технологии – понятие и общая характеристика.
Вопросы:
1. Здоровье как основа благополучия человека и общества.
2. Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их функции.
3. Классификация здоровьесберегающих технологий.
1. Здоровье как основа благополучия человека и общества.
Здоровье – основа формирования личности. Здоровье по праву является одной из основных ценностей человека. Оно представляет собой важную составляющую счастья. Здоровье человека составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую человек добивается успехов в работе, в других сферах жизни.
Охрану здоровья членов общества можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые люди в состоянии эффективно работать, вести полноценную социальную жизнь и приносить пользу обществу и государству.
Охрана здоровья человека – одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.
В уставе Всемирной организации здоровья 1948 г. здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».
Сохранение здоровья зависит не только от генетики человека, но и от социально-экономических, экологических, педагогических факторов, от образа жизни, питания, наличия или отсутствия вредных привычек. Здоровье человека зависит, прежде всего, от образа жизни.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.Здоровый образ жизни и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни человека во многом зависит от личностных и морально-волевых качеств человека, от его личного выбора. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Зачастую у людей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, люди не готовы к ограничениям, которые несет в себе здоровый образ жизни. Выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий. Поэтому, общество и государство должны формировать культуру здорового образа жизни и здоровьесберегающее поведение людей с помощью целенаправленных воздействий, которые можно отнести к здоровьесберегающим воздействиям и здоровьесберегающим технологиям.
Формирование здорового образа жизни – задача не только самого человека, но и государства. Наряду с медицинским и педагогическим аспектами здорового образа жизни существуют политико-административный, правовой, экономический и другие аспекты формирования здорового образа жизни.
В настоящее во многих государствах мира появилось представление о том, что здоровый образ жизни необходимо формировать с помощью целой системы мероприятий. Практические, технологические аспекты формирования здорового образа жизни изучает дисциплина «Здоровьесберегающие технологии».
Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их функции
Технология – пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата. В технике, в промышленности технологии связаны с производственной деятельностью людей и позволяют получить продукцию с заданными параметрами. В медицине это – все разрешенные к применению методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, а также технические средства, медикаменты и т.д., способствующие эффективному оказанию медицинской помощи, имеющие своим основным результатом лечение тех ил иных заболеваний.
В промышленности и сельском хозяйстве изложение технологии описывается в документах, именуемых операционная карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В медицине технологии лечения описываются в протоколах лечения тех или иных заболеваний, а также в конкретных методиках.
Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья. Здоровьесберегающие технологии связаны с различными формами деятельности людей (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах), которые направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.
Одна из основных целей применения здоровьесберегающих технологий – формирование культуры здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» (ЗТ) появилось в сфере педагогики. До сих пор это понятие воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина «здоровьесберегающие технологии», примитивных представлениях о содержании работы, которую должны проводить образовательные учреждения для осуществления важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся. Понятие «Здоровьесберегающие технологии» применяются в настоящее время не только в сфере педагогики, но и в сфере здравоохранения и в других сферах государственной политики охраны здоровья граждан. В сфере здравоохранения применение здоровьесберегающих технологий направлено на профилактику различных неинфекционных и инфекционных и заболеваний, риск возникновения которых связан с образом жизни людей.
Функции здоровьесберегающих технологий:
- Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.
- Информативно - коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
- Диагностическая: заключается в мониторинге здоровья индивидов в конкретных учебных и профессиональных коллективах, обеспечивает инструментально выверенный анализ состояния здоровья человека и подбор необходимых технологий здоровьесбережения.
- Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
- Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Цели, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и зоровьеформирующих технологий:
- разработка и реализация представлений о сущности здоровья;
- разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;
- формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;
- реализация индивидуальных оздоровительных программ;
- овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их в практической деятельности;
- познание индивидуальных особенностей организма;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере;
- создание информационного поля по проблеме здоровьесбережения.
- создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения -формирование умений по адаптированию некоторых здоровьесберегающих технологий к конкретным сферам общественной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
• принцип «Не навреди!»;
• принцип сознательности и активности;
• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• принцип всестороннего и гармонического развития личности;
• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
|