Право на восстановление нарушенного права Правонарушение – это такое деяние, при котором одно лицо не признаёт другое лицо в качестве свободного и правоспособного. Правонарушитель, отменяет для себя общепринятое значение законов и придаёт им в каждом конкретном случае своё собственное толкование. Всеобщее значение права восстанавливается тем образом, что противоправные действия нарушителя подвергаются пресечению со стороны общества.
Виды правонарушений:
а) непреднамеренная ошибка,
б) преднамеренныйобман,
в) насильственное принуждение к отказу от собственности или к совершению каких либо действий в отношении её.
Непреднамеренная ошибка. Случайно надел шляпу другого, наступил кому-то на ногу и т.п. Исправляется через возврат вещи и извинения.
Преднамеренный обман. Это когда по форме деяние выглядит правовым, но по содержанию является нарушением права. Например: обвес, обсчёт, мошенничество, брачные аферисты, различные "подставы", и т.п.
Насильственное принуждение. Третий вид правонарушения – насильственное принуждение к отказу от собственности, либо к совершению каких-либо действий в отношении неё. Здесь уже и по форме и по содержанию происходит нарушение права: грабёж, мордобой, насилие всех видов.
Обман и насильственное принуждение являются преступлениями по существу, за которые полагается наказание. Преступление не может оставаться безнаказанным, поскольку в этом случае оно приобретает значение допустимого со стороны общества. Леонардо да Винчи: "Кто не карает зла, тот способствует его совершению".
Месть – это дурная бесконечность взаимных противоправных действий. Для предотвращения мести в обществе существует независимая структура – суд. Он:
а) рассматривает состав правонарушения,
б) выносит вердикт: виновен или невиновен,
в) определяет меру наказания.
Наказание должно иметь ту же меру, которую имеет преступление. Чрезмерное наказание – это тоже преступление. Поэтому преступник имеет право на обжалование приговора.
ТЕМА 15. Мораль
Мораль – это право человека быть внутренне свободным при определении содержания своей деятельности. В сфере права человек выступает как правовое лицо, в сфере морали – как моральный субъект. Как правовое лицо человек может что-то делать. Как моральный субъект он хочет что-то делать. В сфере права разрешено всё, что не запрещено. В сфере морали, даются позитивные предписания для деятельности человека.
Определения морали:
а) умысел и вина,
б) намерение и благо,
в) добро и зло.
А) Умысел и вина
Все наши действия совершаются в отношении предметов окружающего мира. Планируя свои деяния, мы предполагаем получить от них вполне определённые последствия. В этом смысле деяние и его последствия суть одно и то же. Соответственно, субъект виноват только в тех последствия своих деяний, которые содержались в его умысле. За то, что добавилось к ним извне, со стороны окружающего мира, он вины не несёт. В противном случае, если в вину человеку всякий раз будут вменяться все возможные последствия его поступков, в том числе и те, о которых он не знал и которых он не хотел, жизнедеятельность общества окажется просто парализованной.
Судили воробья за то, что он
Был в разрушении жилфонда уличён.
Все видели, как сел он на карниз
И тяжестью своей его обрушил вниз.
В.В. Силин
Вместе с тем, вменяемый человек должен предвидеть все возможные последствия своих поступков. Например: разведение костра при ветреной погоде, резкое торможение при гололёде и т.д. По этой причине в правовом поле действует принцип: незнание законов не освобождает от ответственности.
Вина и ответственность – это не одно и то же. Когда виноват ребёнок, то отвечают за него родители. Когда виноват работник, отвечают руководители фирмы. Бывает виновато одно поколение людей, а ответственность за его деяния несут другие поколения. Например. Германия виновата в развязывании и ведении второй мировой войны. Но ответственность за это приходится нести тем поколениям её граждан, которые тогда и не жили.
Б) Намерение и благо
Все наши деяния совершаются нами в обществе. В силу этого они приобретают некоторое особенное значение. Особенность, как мы знаем из логики, связывает единичность со всеобщим. Человек имеет право на то, чтобы самому определять это особенное содержание своей общественно значимой деятельности, т.е. право на то, чтобы иметь намерения (намерить, отмерить).
Главным ориентиром при выстраивании содержания своих намерений является для человека благо. Благо определяется с двух сторон. Во-первых, тем насколько человеку интересна сама его работа, в её содержательном измерении. Во-вторых, тем насколько она выгодна для него в плане материальной и моральной отдачи: уровень денежных доходов, возможность карьерного роста, престижность, близость к дому и т.д. Любовь человека к своей работе в сочетании с достаточным моральным и материальным вознаграждением от неё, является тем, что позволяет ему рассматривать её не как обузу, а как благо. (Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером – домой.)
Ранее, когда человечество развивалось ещё на ступени совместного неравного самосознания, вопрос о наличии намерений в деятельности людей не стоял. При той системе отношений рабы (слуги, крепостные) действовали по указанию господина. Поэтому в ту пору говорили не о намерениях, а об обязанностях, повинностях, долге. Намерения и мотивы появляются только в свободном демократическом обществе.
В) Добро и зло
С формальной точки зрения творить добро – значит достигать своего блага, соблюдая законы. Если все будут добиваться своего блага, соблюдая законы, то это и будет добро.
С содержательнойточки зрения творить добро, значит неукоснительно исполнять свой долг. Пока мы только вынашиваем какие-либо намерения, это ещё не сказывается на жизни других людей. Но когда наша деятельность становится необходимым элементом общественного производства, тогда она начинает влиять на них.
Понятие долга содержит в себе противоположность. С одной стороны человек имеет долг по отношению к той общности, которой он принадлежит (семья, коллектив, фирма, страна и т.п.). С другой стороны он должен исполнять свой долг по отношению к самому себе. Он слуга не только для всех, но и для самого себя. Необходимость повседневного снятия данной противоположности рождает в человеке совесть(со-весить, со-отнести).
Совесть исходит из знания того, что именно в данной общности и в данный момент почитается благом. Исходя из этого знания, человек определяет своё поведение. Совесть решает, как ему следует поступить в данных условиях, чтобы его поступок был благом как для него самого, так и для той общности, в которой он действует.
Мы живём в постоянно изменяющемся мире, где, с одной стороны, меняется наше настроение, самочувствие, а с другой, столь же переменчивы и внешние условия нашей жизни: обстановка в семье, ситуация на работе, положение дел в стране. Если бы в мире всё происходило как в часовом механизме, то тогда человеку не нужна была бы совесть.
Вот такое стремление к достижению единства собственного блага и блага всех определяется как добро. Древняя формулировка добра: "Хочешь жить сам, давай возможность жить другим". Прибегают ли люди при этом к помощи религиозных заповедей – это, как принято говорить, является делом их совести. Но мы здесь говорим не о религиозной совести, в основе которой лежит вера в заповеди, и не революционной совести, в основе которой лежит вера в идеалы, а о совести разума, которая основана на мышлении человека. Таковую форму совесть приобретает в современном мире. Совесть разума не отменяет совесть веры, она вбирает её в себя. Но ответственность за все принимаемые решения возлагается теперь не на веру, а на разум.
Зло. В совести присутствуют обе стороны понятия добра: а) благо единичного субъекта и б) благо той общности, которой он принадлежит. В силу этого субъект может сделать своей целью как служение интересам общности, так и, наоборот, служение своим единичным интересам. Обе крайности есть зло. Но злом в его истинном значении является вознесение субъектом своих единичных интересов выше интересов общности и попытка подчинения её им.
Аморальность. Злая совесть: а) знает, что в данный момент в данной общности является благом. Но вопреки этому она б) осуществляет деятельность противоречащую ему. И при этом в) не стремиться прикрывать их видимостью добродетели. Злая совесть преступна по отношению к праву и аморальна, поскольку отвергает мораль. Но именно поэтому она не совершает морального преступления, т.к. творит зло в открытую, не прячась за благими намерениями.
Моральное преступлениесовершается тогда, когда субъект пытается придать своим злым деяниям добропорядочный вид. Возможность морального преступления вытекает из того, что в любом, даже в самом мерзком поступке всегда имеется какое-либо положительное содержание. Ссылаясь на него как на свой долг или как на благое намерение, человек пытается утверждать относительно всего поступка, что он является добрым. Если такие заверения делаются только по отношению к другим людям – это лицемерие. Если же по отношению и к другим людям, и к самому себе, – это ханжество.
Виды моральных преступлений:
а) простодушная наивность,
б) бездумный фанатизм
в) насмехательство.
Простодушная наивность присуща детскому возрасту. Взрослый человек, проявляющий наивность, в лучшем случае вызывает жалость и сочувствие, в худшем – неприятие.
При бездумном фанатизме субъект перекладывает всю ответственность за свои поступки на какое-либо авторитетное лицо, указания которого подлежат беспрекословному исполнению. В религиозных сектах это может быть руководитель, называющий себя посланником свыше, посвящённым, прозревшим, гуру и т.п. В преступной среде – это пахан, главарь. При идеологическом фанатизме – это вождь, фюрер, дуче. "Фюрер отвечает за всё!"
При насмехательстве право на моральную оценку полностью присваивается самим субъектом, совершающим его. Существуют три формы насмехательства:
- лже-благонамеренность;
- лже-правота.
- бесовская ирония.
При лже-благонамеренности субъект ссылается на какую-либо положительную, но несущественную сторону своего поступка. На этом основании он утверждает, что весь его поступок является добром. Лишил человека жизни, чтоб не страдал от простуды. Сбежав с поля боя, потому как дома ждут жена и дети.
При лже-правоте субъект ссылается на то, что его поступок является правовым, а значит, он в целом является добрым. За то, что ему случайно наступили на ногу, он избивает человека. Или такая широко распространённая практика адвокатов, когда они вместо того, чтобы призывать своих подзащитных к чистосердечному признанию и находить облегчающие их вину обстоятельства, учат их отрицать свою вину, либо перекладывать её на подельников, либо даже на пострадавшую сторону.
Суть бесовской иронии состоит в том, что субъект полностью отменяет объективное содержание поступка и даёт ему свою собственную оценку. Не важно каков поступок сам по себе, важно как я на него посмотрю. Бесовщина в его традиционном понимании – это мир наизнанку, где чёрное выдаётся за белое, а белое становится чёрным.
Когда игнорируется объективное значение поступка, тогда происходит крушение и всех внутренних устоев самого субъекта, крушение его совести! Такой субъект становится бессовестным, а значит, не соответствующим понятию человека.
ТЕМА 16. Нравственность
Мораль + право = нравственность.
Мораль – это свобода человека в себе. Право – это свобода человека для себя. В своём единстве они образуют нравственность – духовную основу существования общностей людей. Нравственность – это живая конституция общества, которая развивается вместе с ним.
Определения нравственности:
- семья,
- гражданское общество,
- государство.
Семья
Семья – это первая форма общности людей. Её целью является производство единичной жизни человека. В семьях мы рождаемся, вырастаем, женимся и растим детей, восстанавливаем себя после работы, стареем и умираем.
Определения семьи:
а) брак,
б) семейное имущество,
в) дети.
Брак. Семья представляет собой чувственную форму общности, в основе которой лежит любовь индивидов друг к другу. Естественной основой семьи является природная принадлежность людей к одному биовиду. Природное единство, поднятое в чувстве любви и взаимного доверия на духовный уровень, составляет вторую – нравственную – основу семьи.
Субъективным основанием при заключении брака является наличие взаимного влечения будущих супругов друг к другу. (Брак между кровными родственниками не соответствует своему понятию, поскольку то, чему надлежит соединиться, должно быть прежде разделено.) В отдельных случаях определяющее значение при заключении брака может принадлежать соображениям имущественного или династического характера, или карьерным устремлениям, или политическим целям. Однако в таких случаях брак рассматривается уже не как самоцель, а как средство достижения каких-то других целей.
Добровольное заявление будущих супругов о желании образовать семейный союз, зарегистрированное соответствующим общественным органом, делает брак действительным. Торжественная церемония бракосочетания – акт регистрации, обряд венчания, свадьба – играют роль внешнего знака, накладываемого на вновь образовавшийся нравственный союз.
Интимная глубина отношений супругов может быть достигнута только тогда, когда они имеют равную возможность полностью отдавать себя друг другу. Это значит, что формой, наиболее полно соответствующей понятию брака, является моногамия (единобрачие).
После заключения брака упраздняется юридическая самостоятельность супругов по отношению друг к другу. Семья становится одним лицом, а супруги – его равноправными представителями.
Семейное имущество. Семья представляет собой продолжительно существующую общность людей, которые нуждаются в постоянном владении имуществом и, соответственно, в юридическом закреплении своих прав на него.
Добрачное имуществосупругов становится при заключении брака их общей собственностью. Нажитое в процессе совместной жизни имущество также становится общей собственностью всех членов семьи. Ни один член семьи не имеет в ней своей особенной собственности, но каждый из них имеет право на её долю.
Брачные договоры, в которых оговариваются доли супругов в общем имуществе семьи, имеют то оправдание, что в них предусматривается возможность последующего распада брака как в случае развода, так и в случае смерти одного из супругов.
Дети. Своё реальное выражение любовь супругов обретает в детях. Дети – это воплотившаяся в единство генов любовь родителей. Причём родители любят своих детей больше, чем дети родителей. Родители видят в детях своё бесконечное продолжение, тогда как дети видят в родителях своё преходящее начало, от которого они должны оттолкнуться и образовать свои собственные семьи.
Новорождённое дитя – это человек в себе, задача которого состоит в том, чтобы стать также для себя – разумным и свободным существом. На этом основано право детей на содержание, воспитание и образование на средства родителей. Отсюда же вытекает и непреложная обязанность родителей содержать, воспитывать и образовывать своих детей.
Отношения между родителями и несовершеннолетними детьми строятся на принципах совместного неравного самосознания, где самостоятельность собственного Я ребёнка ещё не признана. (См. тему "Самосознание".) В силу этого дети нуждаются в воле родителей и воспитателей, посредством которой до их сознания может быть доведено нравственное содержание того мира, в котором им предстоит жить. А это значит, что все рассуждения о том, что дети должны иметь право делать лишь то, что им самим нравится, противоречат потребностям развития ребёнка.
Только пройдя через послушание, только научившись принимать и исполнять команды взрослых, ребёнок способен стать командиром самому себе и другим.
Родив и воспитав детей, родительская семья исчерпывает свою функцию. Далее она уже не развивается, а только длиться, сохраняясь как нравственный союз заботящихся друг о друге супругов.
Распад семьи. В случае утери супругами чувства любви и доверия в отношениях между ними может наступить момент, когда вопрос о расторжении брака становится неотвратимым. Как недопустимо принуждать людей к вступлению в брак, так недопустимо и принуждать их к его сохранению, когда между ними наступает полное отчуждение.
При расторжении брака необходимо участие третьей стороны, которая призвана отстаивать интересы самой семьи и детей. Только такой заинтересованный в сохранении института семьи общественный орган (церковь, загс, суд) должен быть наделён правом давать согласие на развод.
Являясь первичной формой общности людей, семья содержит в себе систему своих особенных определений: муж – жена, папа – мама, сын – дочь, брат – сестра, бабушка – дедушка, зять – сноха, и т.д. Но свою подлинную особенность все члены семьи обретают лишь в обществе. Таким всеобщим поприщем реализации особенности граждан является гражданское общество. Оно разрывает узы семьи и делает её членов самостоятельными лицами, чуждыми в значении граждан друг другу.
Гражданское общество
Определение"гражданское" восходит не к слову гражданин, а к слову горожанин. Гражданин – принадлежит государству, горожанин – гражданскому обществу. Горожанин – это обыватель, мещанин, буржуа, интересы которого сосредоточены на обеспечении его частной жизни. Иначе говоря, гражданское общество – это горожанское общество. В гражданском обществе каждый человек является для себя целью, а всё остальное интересует его лишь постольку, поскольку затрагивает его жизнь.
Государство существовало всегда, на всём протяжении истории человечества, тогда как гражданское общество сформировалось в подавляющем большинстве стран только в последние столетия.
Горожане самостоятельно определяют сферу своей деятельности, за счёт которой обеспечивают достаток своей семьи. Заключают договоры. Судятся с недобросовестными поставщиками и клиентами. Заботятся об образовании своих детей. Откладывают средства на старость. Помогают сиротам и неимущим. Образуют клубы по интересам. Поддерживают ту или иную политическую партию. И т.д.
В США, где принципы гражданского общества были приоритетными в ходе формирования их общности, разница между гражданским обществом и государством прослеживается особенно хорошо. Говоря о своём государстве, американцы употребляют выражение "дядя Сэм", отделяя его тем самым от гражданского общества как такового.
Определения гражданского общества:
а) сфера полагание особенности граждан – экономика;
б) сфера обеспечения прав реализуемой особенности граждан – правосудие;
в) сфера сведения частныхинтересов граждан к программам всеобщего развития – политика.
а) Экономика
Экономике обычно противопоставляют культуру. При этом экономике отводится роль производителя материальных благ, культуре – духовных. Но здесь, в учении о гражданском обществе, мы рассматриваем экономику как арену реализации всяческой особенности граждан. Это значит, что определение экономика в нашем понимании охватывает все сферы жизнедеятельности общества, всю инфраструктуру видов деятельности: промышленное производство, коммерцию, управление, науку, образование, искусство, спорт, туризм, здравоохранение, и т.д.
Определения понятия экономики:
- потребности,
- производство,
- сословия и корпорации.
Потребности.
Животному не приходится выбирать. Все его вожделения определены от природы. Человек свободен в своём выборе, поэтому он имеет возможность порождать новые потребности. Происходит это благодаря присущей человеческому рассудку способности к рефлексии. Чтобы быть "как все", индивиды стараются походить друг на друга. Чтобы проявлять своё отличие, стремятся выделиться из общей массы. С этой целью они порождают новые потребности, отличные от потребностей других людей. Происходит это как за счёт партикуляризации уже существующих потребностей, так и за счёт создания принципиально новых.
Большинство новых потребностей так и остаётся при своей единичной природе, но некоторые со временем приобретают как особенный, так и всеобщий характер. Например: железные дороги возникли сначала в Англии, но в дальнейшем они получили распространение по всему миру. Бананами долгое время питались только туземцы Африки, теперь же их потребляют во всём мире.
Такой стихийно формирующийся круг потребностей превращается в некоторый условный стандарт жизни. Но поскольку этот стандарт складывается из неопределённого множества бесконечно обновляемых потребностей, стремление к его достижению неосуществимо.
В настоящее время все средства для удовлетворения возрастающих потребностей создаются только за счёт труда (производства). Даже воздух и воду приходится предварительно очищать и подогревать. А это значит, что удовлетворяя свои потребности, человек потребляет в конечном счете не столько природный материал, сколько вложенную в него деятельность людей.
Производство.
Каждый человек реализует свою особенность (задатки, навыки, интересы) в ходе деятельности, направленной на производство средств для удовлетворения каких-либо потребностей.
а) Бизнес-сектор. Отталкиваясь от своих особенностей, граждане создают новые сферы производства, торговли, услуг и т.д. Благодаря этому в обществе появляются предприятия и виды деятельности, посредством которых граждане, с одной стороны, реализуют себя в своей особенности, а с другой – добывают средства для жизни.
б) Бюджетный сектор. С другой стороны государство развивает те особенные сферы производства, которые имеют всеобщее значение. К ним относятся:
Система органов власти и предприятий общего хозяйства всех уровней: районного, областного, федерального.
Сферы экономики, имеющие всеобщее значение:
- социально значимые сферы: образование, культура (искусство), здравоохранение;
- приоритетные сферы развития экономики, определяемые исходя из международного разделения труда: приборостроение, вооружения, космос, и т.д.;
- органы, обеспечивающие суверенитет страны: армия, разведка, международная дипломатия.
Государственные структуры, деятельность которых направлена на предотвращение случайных явлений в жизни граждан:
- защита социально уязвимых групп населения;
- органы внутренней безопасности, призванные предотвращать случаи возвышения чьих-либо единичных интересов над всеобщими: борьба с коррупцией, шпионажем, терроризмом;
- органы обеспечения правопорядка и правосудия: полиция, прокуратура, регистрирующие органы, органы юстиции.
в) Некоммерческий или благотворительный сектор экономики. Новые идеи в науке, в искусстве, в образовании, в технике приходят через головы отдельно взятых людей, и других путей их появления не существует. А это значит, что любое необходимое для дальнейшего развития общества новшество имеет случайную по своему происхождению природу. Для того, чтобы оно смогло сформироваться и получить достаточное развитие – достаточное для перехода на бюджетное финансирование или на коммерческую основу, – ему необходима поддержка.
При милосердии благотворительность имеет единичную значимость: помощь в лечении, воспитании, поддержка инвалидов и малоимущих, помощь пострадавшим при стихийных бедствиях и т.д.
При спонсорстве благотворительность имеет особенную значимость: поддержка образовательных учреждений, библиотек, музеев, спортивных, культурно-зрелищных мероприятий. При этом фирма-спонсор, как правило, рассчитывает получить определённую выгоду за счёт рекламы своей деятельности.
При меценатстве благотворительность имеет всеобщую значимость. Меценат находит новые необходимые для развития всего общества сферы деятельности и своим участием помогает их становлению. Он оказывает поддержку новым научным школам, правозащитным организациям, искусствам. Строит необходимые для общества объекты: здания, дороги, сети. И т.д.
Милосердию учат все религии. Спонсорство основано на экономических интересах предприятий и предпринимателей. В отличие от них, меценатство требует формирования личности человека, воспитания широкого гражданского мировоззрения, чувства заботы о своём обществе. В дореволюционной России меценатов называли приказчиками Божьими.
Соответственно, в основе экономического развития гражданского общества лежат три "кита":
1. Свободное действие в бизнес-секторе принципа "ты – мне, я – тебе".
2. Неукоснительная уплата всеми гражданами и предприятиями необходимых для развития бюджетного сектора налогов.
3. Стимулирование благотворительной деятельности физических и юридических лиц, направляемой на развитие третьего некоммерческого сектора экономики.
|